ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-6191/19 от 01.04.2019 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                            Дело № А32-6191/2019

19 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2019 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 19 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лукки Алины Александровны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                   Зекох З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования Славянский район, г. Славянск-на-Кубани

к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края, г. Краснодар

о признании незаконным и отменить постановление заместителя руководителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края ФИО1 от 29 января 2019 года № 13-Ю-37к по делу об административном правонарушении в области строительства о наложении на администрацию муниципального образования Славянский район штрафа в размере 500 000 рублей, производство по делу прекратить.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности;

от заинтересованного лица: ФИО3 – представитель по доверенности; ФИО4 – представитель по доверенности;

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования Славянский район обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании незаконным и отменить постановление заместителя руководителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края ФИО1 от 29 января 2019 года № 13-Ю-37к по делу об административном правонарушении в области строительства о наложении на администрацию муниципального образования Славянский район штрафа в размере 500 000 рублей, производство по делу прекратить.

Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Представитель заинтересованного лица заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на заявление и материалов дела об административном правонарушении, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ пришел к выводу о возможности завершения подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства арбитражного суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 26.03.2019 объявлялся перерыв до 16.10 час. 01.04.2019 (информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет).

После перерыва заседание продолжено.

Дело рассматривается по правилам статей части 3 статьи 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).

Суд, исследовав материалы дела, изучив все документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующее.

В департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края 5 декабря 2018 года (вх. №18573) от Славянской межрайонной прокуратуры поступили материалы прокурорской проверки соблюдения градостроительного законодательства при организации строительства объекта капитального строительства «Универсальный спортивный комплекс», расположенный по адресу: Славянский район, ст. Анастасиевская, ул. Победы, 8-а, согласно которых установлено:

«На земельном участке, расположенном по адресу: Славянский район, ст. Анастасиевская, ул. Победы, 8-а с 05 июля 2017 года были начаты работы по строительству объекта капитального строительства «Универсальный спортивный комплекс».

Застройщиком объекта капитального строительства «Универсальный спортивный комплекс», расположенный по адресу: Славянский район, ст. Анастасиевская, ул. Победы, 8-а является Администрация муниципального образования Славянский район, что подтверждается муниципальнымконтрактом от 04 июля 2017 года № J 7-07/04-01 ЗА, общим журналом работ №1, разрешение на строительство от 26 октября 2017 года №23-RU23528000-435-2017.

Согласно раздела №3 общего журнала работ №1 по строительству объекта капитального строительства «Универсальный спортивный комплекс», расположенного по адресу: Славянский район, ст. Анастасиевская, ул. Победы, 8-а, в период с 05.07.2017г. по 28.09.2017г. выполнялись работы подготовительного периода (снятие растительного слоя), работы основного периода: земляные работы по устройству основания под фундаменты, устройство монолитного железобетонного фундамента, монтажжелезобетонных колодцев, прокладка трубопровода Ду110мм, укладка металлических труб под ливневую канализацию, устройство обвязочных бачок монолитных железобетонных, сборка металлических колонн и ферм, устройство оснований под полы, устройство септика и другие работы в соответствии с общим журналом работ, при этом разрешение на строительство выдано администрации муниципального образования Славянский район 26 октября 2017 года №23-RU23528000-435-2017. В соответствии с п.3 РД 11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

Фактически: согласно раздела № 3 общего журнала работ № 1 по строительству объекта капитального строительства «Универсальный спортивный комплекс», расположенного по адресу: Славянский район, ст. Анастасиевская, ул. Победы, 8-а, в период с 05.07.2017г. по 28.09.2017г. выполнялись работы подготовительного периода (снятие растительного слоя), работы основного периода (земляные работы по устройству основания под фундаменты, устройство монолитного железобетонного фундамента, монтаж: железобетонных колодцев, прокладка трубопровода Ду110мм, укладка металлических труб под ливневую канализацию, устройство обвязочных балок монолитных железобетонных, сборка металлических колонн и ферм, устройство оснований под полы, устройство септика и другие работы в соответствии с общим журналом работ), при этом разрешение на строительство у застройщика - администрации муниципального образования Славянский районотсутствовало.»

Ввиду обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования Славянский район составлен протокол об административном правонарушении в строительстве № 13-Ю-79-АИ по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в присутствии представителя по доверенности ФИО2

Постановлением департамента от 29.01.2019 года № 13-Ю-37к Администрация муниципального образования Славянский район признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Администрация муниципального образования Славянский район, не согласившись с данным постановлением, полагая, что оно нарушает его права и интересы, обратилась с заявлением в арбитражный суд.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, образует осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Объектом рассматриваемого правонарушения является порядок осуществления строительства объектов недвижимости.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В силу п. 13 ст. 1 ГрК РФ строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с п. 16 ст. 1 застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 1 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц (ч. 3 ст. 52 ГрК РФ).

Разрешение на строительство - это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 51 ГрК РФ).

Частью 2 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство в силу ч. 4 ст. 51 ГрК РФ выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

На основании представленных департаментом в материалы доказательств, суд приходит к выводу о том, чтоАдминистрации муниципального образования Славянский район осуществляла строительство объекта капитального строительства «Универсальный спортивный комплекс», расположенного по адресу: Славянский район, ст. Анастасиевская, ул. Победы, 8-а, а именно выполняла работы подготовительного периода (снятие растительного слоя), работы основного периода (земляные работы по устройству основания под фундаменты, устройство монолитного железобетонного фундамента, монтаж: железобетонных колодцев, прокладка трубопровода Ду110мм, укладка металлических труб под ливневую канализацию, устройство обвязочных балок монолитных железобетонных, сборка металлических колонн и ферм, устройство оснований под полы, устройство септика и другие работы в соответствии с общим журналом работ, в отсутствии разрешения на строительство.

Общество имело реальную возможность, однако не предприняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований градостроительного законодательства.

Доказательства объективной невозможности соблюдения требований закона в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений прав и законных интересов учреждения при производстве по делу об административном правонарушении департаментом не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении составлен в пределах компетенции административного органа, уставленной статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о градостроительной деятельности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 Кодекса, носит характер длящегося правонарушения, поскольку заключается в длительном непрекращающемся невыполнении установленной законодательством обязанности, в частности в осуществлении строительства (реконструкции) объекта без соответствующего разрешения.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Как следует из материалов дела, административное правонарушение совершено в период с 05.07.2017 по 28.09.2017, а постановление Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края по делу об административном правонарушении № 13-Ю-37к вынесено 29.01.2019, то есть с нарушением сроков установленных статьей 4.5. КоАП РФ.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании вышеизложенного обжалуемое постановление от 29.01.2019 по делу об административном правонарушении № 13-Ю-37к подлежит отмене, поскольку вынесено административным органом за сроками давности привлечения к административной ответственности, установленными статьей 4.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 208 АПК РФ при рассмотрении судом дел о привлечении юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица к административной ответственности госпошлина не уплачивается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 29 января 2019 года № 13-Ю-37к о привлечении администрацию муниципального образования Славянский район к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                               А.А. Лукки