ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-6195/13 от 24.06.2013 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-6195/2013

01.07.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 24.06.2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01.07.2013 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Суминой О.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алавердян И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Кубань», г. Краснодар (наименование заявителя)

к Краснодарской таможне, г. Краснодар (наименование заинтересованного лица)

о признании недействительным отказа Краснодарской таможни № 19.4-04/734 от 17.01.2013г. в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 399 290,84  рублей, и 201 396,59 рублей - процентов в соответствии с п. 6 статьи 147 № 311-ФЗ,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности,

от заинтересованного лица: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «РОСТЭК-Кубань», (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании недействительным отказа Краснодарской таможни № 19.4-04/734 от 17.01.2013г. в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 399 290,84  рублей, и 201 396,59 рублей - процентов в соответствии с п. 6 статьи 147 № 311-ФЗ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, явку своих представителей в заседание не обеспечило, в материалы дела представило отзыв, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Дело рассмотрено по правилам статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Суд, исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

ЗАО «РОСТЭК-Кубань» (заявитель) зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> и являлось, на момент получения отказа Краснодарской таможни № 19.4-04/734 от 17.01.2013г. в возврате излишне уплаченных таможенных платежей являлось российским юридическим лицом, включенным в реестр таможенных представителей (свидетельство № 0252/00 от 14.02.2011г.).

Согласно части 2 статьи 12 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

Согласно пункта 3 статьи 12 Таможенного кодекса Таможенного союза отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

В июле 2010 года с поручением на таможенное оформление товара к ЗАО «РОСТЭК-Кубань» (заявителю) обратилось ООО «Современные производственные системы» (декларант). Декларируемый товар – «акратофор для приготовления игристых вин с мешалкой», поступил на таможенную территорию РФ согласно контракту № 01/171108 от 17 ноября 2008г., заключенного между ООО «Современные производственные системы» и фирмой «BERHORD S.R.L.» (Молдова).

На основании договора поручения № 0094/00-04-14040 от 09.11.2004г. специалистом по таможенным операциям ЗАО «РОСТЭК-Кубань» была заполнена декларация № 10309120/190710/0005356 на товар – «акратофор для приготовления игристых вин с мешалкой, V - 20 м?, модель 200 HL», поступивший в адрес декларанта ООО «Современные производственные системы». Согласно технических характеристик и предоставленных технических документов, инструкций, код товара по ТН ВЭД ТС был определен 8438809100.

Между ООО «Современные производственные системы» и ЗАО «РОСТЭК-Кубань» был заключен договор поручения № 0094/00-11-12018 от 19 января 2011 года, в соответствии с которым Таможенный представитель ЗАО «РОСТЭК-Кубань» взял на себя обязанности от имени и за счет Клиента совершать таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела в зоне деятельности Краснодарской таможни.

В соответствии с ч.1 ст.106 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

По правилам части 2 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) в таможенной декларации на товары код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности указывается декларантом либо по поручению декларанта таможенным представителем.

В силу части 6 статьи 60 Закона о таможенном регулировании при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.

Таможенным органом 13.04.2011г. было признано не соответствующим требованиям законодательства РФ решения Краснодарской таможни о подтверждении классификационного кода товаров 8438809100 по вышеуказанной декларации и вынесено Решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД № 10309000-21.4-18/000055 от 13.04.2011г. о классификации товара в субпозиции 8419899890.

На основании указанного решения о классификации товаров таможенному представителю ЗАО «РОСТЭК-Кубань» было направлено требование об уплате таможенных платежей № 318/1 от 25.04.2011г. на сумму 1 399 290,84 рублей.

Согласно части 1 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

ЗАО «РОСТЭК-Кубань» 03.05.2011 года было получено требование об уплате таможенных платежей от 25 апреля 2011 года № 318/1 на сумму таможенных платежей/пеней/процентов 1 399 290,84 (один миллион триста девяносто девять тысяч двести девяносто) рублей 84 копейки.

В соответствии со ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей от 25 апреля 2011 года № 318 на сумму таможенных платежей/пеней/процентов 1 399 290,84 (один миллион триста девяносто девять тысяч двести девяносто) рублей 84 копейки было направлено Краснодарской таможней в адрес ООО «Современные производственные системы».

В связи с неисполнением декларантом ООО «Современные производственные системы» в добровольном порядке требования об уплате таможенных платежей Краснодарская таможня приняла следующие решения:

- решение о взыскании с ЗАО «РОСТЭК-Кубань» денежных средств в бесспорном порядке № 33 от 31 мая 2011 года на сумму 768 005,50 (семьсот шестьдесят восемь тысяч пять) рублей 50 копеек: таможенные платежи (НДС) на сумму 660 380,12рублей и пени на сумму 107 625,38 рублей;

- решение № 163 от 30.05.2011 года о зачете авансовых денежных средств, внесенных ЗАО «РОСТЭК-Кубань» в счет частичного погашения задолженности по НДС в размере 633 934,71 (шестьсот тридцать три тысячи девятьсот тридцать четыре ) рубля 71 копейка.

В соответствиями с нормами главы 18 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенным органам предоставлено право бесспорного взыскания сумм таможенных платежей в случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей, как за счет авансовых средств, находящихся на лицевом счете плательщика в таможенном органе, так и за счет средств, находящихся на расчетных счетах.

С расчетного счета заявителя была списана сумма по требованию об уплате таможенных платежей от 25 апреля 2011 года № 318/1, в счет погашения задолженности декларанта ООО «Современные производственные системы» по неуплате налога на добавленную стоимость по ГТД № 10309120/190710/0005356.

Подтверждением списания с расчетного счета заявителя суммы по требованию об уплате таможенных платежей от 25 апреля 2011 года № 318/1 являются, представленные в материалы дела документы:

- решение Краснодарской таможни № 163 от 30.05.2011 года о зачете денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей;

- решение Краснодарской таможни № 19 от 31.05.2011 года о приостановлении операций по счетам ЗАО «РОСТЭК-Кубань»;

- решение Краснодарской таможни № 33 от 31.05.2011 года о взыскании денежных средств в бесспорном порядке;

- инкассовое поручение № 51 от 31.05.2011г.;

- инкассовое поручение № 52 от 31.05.2011г.

ЗАО «РОСТЭК-Кубань» (заявитель) и декларант ООО «Современные производственные системы» обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов Краснодарской таможни: Решения Краснодарской таможни от 13.04.2011г. № 10309000-21.4-18/000055 о классификации товаров в соответствии с ТНД ВЭД и требования об уплате таможенных платежей № 318 от 25.04.2011г. на сумму 1 399 290,84 руб.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2012 года по делу № А32-14755/2011 оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-кавказского округа от 10.08.2012г. и вступившим в законную силу, решение Краснодарской таможни от 13.04.2011 № 10309000-21.4-18/000055 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и требование об уплате таможенных платежей № 318 от 25.04.2011г. на сумму 1 399 290,84 рублей признано незаконным.

Требование об уплате таможенных платежей № 318/1 от 25.04.2011г. на сумму 1 399 290,84 рублей решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-14073/2011, вступившим в законную силу, также признано незаконным.

Таким образом, установив в судебном порядке, что таможенный орган принял классификационное решение и требование об уплате таможенных платежей не соответствующее Таможенному законодательству Таможенного союза, Общество подало 26 декабря 2012 года заявление, в соответствии со ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, приложив к заявлению документы подтверждающие обоснованность возврата излишне взысканных сумм таможенных пошлин.

Таможенный орган отказал ЗАО «РОСТЭК-Кубань» в возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (возврате НДС) в сумме 1 399 290,84 рублей, в письме № 19.4-04/734 от 17.01.2013.

Вышеуказанный отказ Краснодарской таможни в возврате денежных средств в сумме 1 399 290,84 рублей, изложенный в письме № 19.4-04/734 от 17.01.2013 оспаривается заявителем по настоящему делу.

Обществом также заявлены требования об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 399 290,84  рублей и 201 396,59 рублей - процентов в соответствии с п. 6 статьи 147 № 311-ФЗ.

Суд установил, что Общество направило в Краснодарскую таможню заявление "О возврате денежных средств" от 26 декабря 2012 года полагая, что в связи с признанием в судебном порядке решения о классификации от 13.04.2011 № 10309000-21.4-18/000055 и требования таможенного органа об уплате таможенных платежей № 318/1 от 25.04.2011г. неправомерными, сумма в размере 1 399 290,84  рублей является излишне уплаченной.

Таким образом, Обществом соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Краснодарская таможня в письме № 19.4-04/734 от 17.01.2013 отказала ЗАО «РОСТЭК-Кубань» в возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (возврате НДС), указав на то, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 12 874 850,50 рублей.

В соответствии со ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.

Поскольку в рассматриваемом деле уплата таможенных пошлин, налогов была произведена в Российской Федерации, порядок возврата таможенных пошлин, налогов регулируется российским законодательством.

В соответствии с положениями ст. 147 закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Таким образом, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств, и носит заявительный характер.

Из буквального смысла приведённых выше положений ст. 147 закона N 311-ФЗ прямо следует, что установленный данной нормой административный трёхлетний срок на обращение к таможенному органу с заявлением о возвращении излишне уплаченных таможенных платежей подлежит исчислению со дня уплаты или взыскания таможенных платежей, которые заявитель считает излишне уплаченными и просит вернуть.

Таким образом, Общество путём подачи в таможенный орган заявления от 26.12.2012г. о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 399 290,84 рублей в пределах установленного ст. 147 закона N 311-ФЗ трёхлетнего срока в полном соответствии с нормами применимого к спорным публичным правоотношениям законодательства инициировало начало установленным данным законодательством специальной административной внесудебной процедуры возвращения из бюджета излишне уплаченных им таможенных платежей в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

Таможенный орган так же в соответствии с установленной таможенным законодательством процедурой продолжил данную процедуру путём рассмотрения заявления общества и принятия по нему решения об отказе в возвращении излишне уплаченных таможенных платежей.

После этого Общество, полагая, что у таможни отсутствовали законные основания для отказа в возвращении излишне уплаченных таможенных платежей, обратилось с рассматриваемым иском в арбитражный суд.

Фактически путём подачи рассматриваемого в рамках настоящего дела заявления в части указанных таможенных платежей продолжается проведение инициированной обществом процедуры возвращения из бюджета плательщику излишне уплаченных им таможенных платежей, обращение общества в суд вызвано незаконным окончанием таможней данной процедуры путём отказа в возврате таможенных платежей в упрощенном административном, внесудебном порядке.

Данная процедура возвращения из бюджета излишне уплаченных таможенных платежей была начата обществом в полном соответствии с требованиями таможенного законодательства - как это установлено ст. 147 закона N 311-ФЗ, общество обратилось в таможню с заявлениями о возвращении излишне уплаченных платежей до истечения трёх лет с даты их уплаты.

То есть, заявленное обществом требование о признании недействительным отказа Краснодарской таможней № 19.4-04/734 от 17.01.2013г. в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 399 290,84  рублей направлено на устранение допущенного данным незаконным отказом таможни в возврате таможенных платежей нарушения прав и законных интересов общества и носит восстановительный характер.

Соответственно, поскольку установленная таможенным законодательством административная процедура получения из бюджета излишне уплаченных таможенных платежей инициирована обществом в соответствии с таможенным законодательством, арбитражный суд при рассмотрении данного требования общества обязан проверить соблюдение данной процедуры таможней. В случае установления отсутствия у таможни законных оснований для отказа в возвращении обществу по его заявлениям излишне уплаченных таможенных платежей, суд обязан принять меры к восстановлению таможней нарушенных прав общества на получение из бюджета заявленных ко взысканию таможенных платежей путём принятия решения об их взыскании с таможни в пользу общества согласно заявленному обществом требованию.

Иное противоречило бы положениям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Протоколу N 1 к указанной Конвенции и основным задачам арбитражного судопроизводства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В статье 89 ТК ТС указано, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;

2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (часть 12 статьи 148 ФЗ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Отказ в возвращении обществу излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 399 290,84  рублей мотивирован Краснодарской таможней тем, что у общества имеется задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 12 874 850,50 рублей.

Сумма задолженности в размере 12 874 850,50 рублей, указанная таможенным органом как основание для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, представляет собой доначисленные таможенные платежи по требованиям, которые оспорены таможенным представителем в судебном порядке, в отношении их получены обеспечительные меры арбитражного суда в виде приостановления действия и запрета Краснодарской таможне производить действия, связанные с их исполнением.

Приостановление действия, выставленных в адрес заявителя требований об уплате таможенных платежей означает по существу, что срок исполнения по ним не наступил, соответственно взыскание не может быть произведено, так же не может быть произведен и зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 ст. 147 Закона № 311-ФЗ.

Следовательно, указанные Краснодарской таможней суммы не могут считаться задолженностью как таковой, в смысле таможенного законодательства таможенного союза, наличие которой в силу пункта 12 статьи 147 Закона № 311-ФЗ является основанием для отказа в возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

Подтверждением вышеизложенного является также и то, что наличие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 000 рублей и более является основанием для бесспорного исключения таможенного представителя из реестра таможенных представителей таможенного союза, в соответствии с ч. 4 п. 3 ст. 61 Закона № 311-ФЗ. На момент наличия указанной задолженности, подачи заявления в таможенный орган о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, и получения отказа таможенного органа, заявитель являлся таможенным представителем в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Помимо письма Краснодарской таможни № 19.4-04/734 от 17.01.2013г. и таблицы с указанием перечня требований, по которым заявителем получены обеспечительные меры, таможня не представила иных объективных доказательств, свидетельствующих о наличии и размере задолженности заявителя по таможенным платежам по состоянию на дату обращения заявителя в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

Указанный документ сам по себе не может свидетельствовать о наличии у заявителя задолженности по уплате таможенных платежей, поскольку требование является лишь извещением, в котором предлагается в установленный срок уплатить неуплаченную сумму таможенных платежей.

В соответствии с требованиями действующего законодательства наличие либо отсутствие у общества задолженности по уплате таможенных платежей должно быть либо признано самим обществом путем подписания с таможней соответствующего акта сверки, либо установлено вступившим в законную силу судебным актом или имеющим силу исполнительного документа актом таможенного органа (глава 18 Закона о таможенном регулировании) (аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2012г. № Ф08-7751/12 по делу № А32-267/2012).

Более того, на момент рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможенного органу было известно о приостановлении арбитражным судом действия данных требований, в связи с принятием обеспечительных мер и рассмотрении в судебном порядке заявлений о признании незаконными решений о классификации товаров и соответственно вынесенных на основании решений требований об уплате таможенных платежей.

При рассмотрении спора о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в круг обстоятельств, подлежащих исследованию, входит проверка законности уплаты таможенных платежей в оспариваемом размере, поскольку не является излишне уплаченной только сумма, подлежащая уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Таможенного союза. Учитывая это, таможенные платежи являются излишне уплаченными не в результате констатации их в качестве таковых в том или ином акте административного органа или суда, а по факту их уплаты в размере, превышающем подлежащий уплате в соответствии с действующим законодательством.

Незаконность уплаты таможенных платежей в оспариваемом размере по данному делу подтверждена решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2012 года по делу № А32-14755/2011 (постановлением Федерального арбитражного суда Северо-кавказского округа от 10.08.2012г.), которым решение Краснодарской таможни от 13.04.2011 № 10309000-21.4-18/000055 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и требование об уплате таможенных платежей № 318 от 25.04.2011г. на сумму 1 399 290,84 рублей признано незаконным.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-14073/2011, которым требование об уплате таможенных платежей № 318/1 от 25.04.2011г. на сумму 1 399 290,84 рублей признано незаконным.

Учитывая изложенное, у таможни отсутствовали предусмотренные ТК ТС и законом N 311-ФЗ основания для отказа обществу в возвращении указанных излишне уплаченных таможенных платежей, сформулированные в письме № 19.4-04/734 от 17.01.2013г. Данный незаконный отказ таможни в возвращении обществу излишне уплаченных им таможенных платежей нарушил права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишил его возможности пользования и распоряжения принадлежащими ему денежными средствами в размере 1 399 290,84 рублей, принудительно списанными Краснодарской таможней в бюджет на основании требования об уплате таможенных платежей № 318/1 от 25.04.2011г. и являющимися излишне взысканными таможенными платежами.

Обществом также заявлены требования о взыскании с таможенного органа суммы процентов в размере 201 396,59 рублей в соответствии с пунктом 6 статьи 147 № 311-ФЗ.

В соответствии с п. 6 статьи 147 № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Таким образом, право на начисление указанных процентов возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата, либо незаконного отказа в их возврате таможенным органом.

Данное право рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование указанных положений не отвечало бы основам таможенного регулирования.

Расчет процентов, предоставленный заявителем, проверен судом, арифметически и методологически произведен верно.

На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования общества о взыскании с Краснодарской таможни процентов при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 № 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов на сумму 1 399 290,84 рублей излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в сумме 201 396,59 рублей являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (части 1 – 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений незаконными.

Факт излишней уплаты Обществом таможенных платежей в размере 1 399 290,84 рублей и незаконность отказа таможни в их возврате по заявлению общества подтверждён материалами дела.

Краснодарская таможня не доказала суду обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта (отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей) и соответствие его действующему законодательству РФ и Таможенного союза.

В силу ст. 201 АПК РФ суд при удовлетворении требований заявителя указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Общества о признании недействительным отказа Краснодарской таможни № 19.4-04/734 от 17.01.2013г. в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 399 290,84  рублей, и 201 396,59 рублей - процентов в соответствии с п. 6 статьи 147 № 311-ФЗ, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 101, 102, 104, 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

На основании ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 100 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей; от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей; от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей; от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей; свыше 2 000 000 рублей - 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей; 2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 4 000 рублей; 3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 2 000 рублей.

Из материалов дела усматривается, что государственная пошлина по рассматриваемому делу в соответствии со ст. 333.21 НК РФ составляет 9 027 руб. 93 коп.

Обществом при подаче в Арбитражный суд Краснодарского края заявления было уплачено 9 027 руб. 93 коп государственной пошлины, о чем свидетельствуют платежные поручения № 381 от 28.02.2013г. и № 611 от 16.5.2013г.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что с Краснодарской таможни подлежит взысканию 9 027 руб. 93 коп. государственной пошлины в пользу ЗАО «РОСТЭК-Кубань».

Руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, а также ст. ст. 110, 167-170, 176, 189, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской? Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными отказ Краснодарской таможни №19.4-04/734 от 17.01.2013 в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 399 397 руб. 27 коп.

Обязать Краснодарскую таможню устранить допущенное нарушение прав ЗАО «РОСТЭК-Кубань» путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 399 397 руб. 27 коп.

Взыскать с Краснодарской таможни (ОГРН <***>, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 25.12.02, ИНН <***>, адрес: <...>) в пользу ЗАО «РОСТЭК-Кубань» (ОГРН <***>, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 17.07.2003, адрес места нахождения: <...>) 201 396 рублей 59 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Взыскать с Краснодарской таможни (ОГРН <***>, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 25.12.02, ИНН <***>, адрес: <...>) в пользу ЗАО «РОСТЭК-Кубань» (ОГРН <***>, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 17.07.2003, адрес места нахождения: <...>) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины – 9 027 руб. 93 коп.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья О.С.Сумина