АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-6479/2008-57/53-23АП
23 мая 2008 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи И.Н. Бондаренко,
при ведении протокола судебного заседания судьей И.Н. Бондаренко,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Краснодарскому краю, г.Краснодар
к ООО «Курортный комплекс «Надежда», г.Геленджик,
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя: Завальный С.В., доверенность от 28.04.2004 г. № 03/03-163,
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Краснодарскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО «Курортный комплекс «Надежда» о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо в судебном заседании 20.05.2008г. заявило ходатайство об объявлении перерыва для предоставления отзыва на пояснения заявителя.
Ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом.
В судебном заседании объявлен перерыв до 15.00. 23.05.2008г.
После перерыва судебное заседание продолжено, в заседании присутствует представитель заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Основанием заявленных требований указал на осуществление заинтересованным лицом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией №11235, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание после перерыва не явился, основания возражений против удовлетворения заявленных требований изложены в отзыве на заявление.
Дело слушается в порядке ст.ст.156, 205 АПК РФ.
Судом установлено следующее.
ООО «Курортный комплекс «Надежда» является правопреемником ООО пансионат «Надежда», зарегистрированного администрацией г.Геленджика, запись №123 от 23.12.1997г.
ООО пансионат «Надежда» выдана лицензия А 010455 №11235 Государственным комитетом РФ по связи информации на предоставление услуг местной связи сроком действия с 14.01.2000г. до 14.01.2009г.
В ходе проводимой Управлением Федеральной службы по надзору сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Краснодарскому краю внеплановой проверки 24.03.2008г. на основании приказа от 20.03.2008г. №243 на объекте связи – узел связи, принадлежащем ООО «Курортный комплекс «Надежда», расположенном по адресу: г.Геленджик, <...>, выявлено нарушение законодательства РФ и условий осуществления деятельности, предусмотренной указанной лицензией №11235.
По результатам проведенной проверки 24.03.2008г. Государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Краснодарскому краю в присутствии начальника отдела информационных технологий ООО «Курортный комплекс «Надежда», а также 2 понятых составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, в котором были зафиксированы выявленные нарушения, а именно: не реализован План эксплуатационно-технических требований по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий, утвержденный начальником Управления ФСБ России по Краснодарскому краю 01.08.2002г., не сданы в эксплуатацию программно-аппаратные средства СОРМ, что явилось нарушением п.24 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией №11235 в части нарушения п.п.7, 10 «Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005г. №538. Возражений по существу выявленных нарушений не заявлено. В представленном отзыве заинтересованное лицо признает, что указанные мероприятия по реализации Плана не выполнены, ссылаясь на высокую стоимость оборудования, подлежащего установке.
В адрес ООО «Курортный комплекс «Надежда» заявителем была направлена телеграмма с уведомлением о необходимости прибыть 01.04.08г. для составления протокола об административном правонарушении. Согласно уведомлению телеграмму получил референт ООО «Курортный комплекс «Надежда», однако для составления протокола законный представитель юридического лица в Управление Федеральной службы по надзору сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Краснодарскому краю не явился.
01.04.2008г. Государственным инспектором РФ по надзору за связью и информатизацией составлен протокол об административном правонарушении №164/08 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ст.23.1 КоАП РФ материалы административного дела в отношении ООО «Курортный комплекс «Надежда» направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Краснодарского края.
Оценив в совокупности представленные лицами, участвующими в деле, документы, выслушав данные в судебном заседании пояснения, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя ввиду следующего.
Согласно ст.29 Федерального закона от 07.07.03г. №126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно п.1 ст.46 указанного Федерального закона оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования; соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также требования к ведению взаиморасчетов и обязательным платежам; представлять статистическую отчетность по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; предоставлять по запросам федерального органа исполнительной власти в области связи для реализации его полномочий информацию, в том числе о техническом состоянии, перспективах развития сетей связи и средств связи, об условиях оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, о применяемых тарифах и расчетных таксах, по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.24 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией №11235 лицензиат при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязан в соответствии с законодательством РФ оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В соответствии с п.1.4 Приказа Министерства РФ по связи и информатизации от 25.07.2000г. №130 «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования», в соответствии с которым разработан План реализации оператором связи особых условий лицензии №11235, установка технических средств СОРМ, отвечающих техническим требованиям, утвержденным Приказами Госкомсвязи России от 20.04.99г. №70 «О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно - розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации», Гостелекома России от 09.07.99г. №15 «О технических требованиях СОРМ в транкинговых системах подвижной радиотелефонной связи», Минсвязи России от 29.11.99г. №2 «О технических требованиях к каналам обмена информацией между СОРМ и ПУ в транкинговых системах подвижной радиотелефонной связи», на находящемся в эксплуатации и вновь вводимом в эксплуатацию коммутационном оборудовании производится в соответствии с планами мероприятий по внедрению технических средств СОРМ, согласованными с территориальными органами ФСБ России. При этом допускается по согласованию с территориальными органами ФСБ России установка на находящемся в эксплуатации и вновь вводимом в эксплуатацию коммутационном оборудовании технических средств СОРМ, реализованных не в полном объеме технических требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области связи. В этом случае спецификация технических средств СОРМ, устанавливаемых на коммутационном оборудовании, согласовывается с территориальными органами ФСБ России. Необходимость и сроки проведения модернизации технических средств СОРМ для обеспечения выполнения технических требований в полном объеме определяются представителями территориальных органов ФСБ России совместно с операторами связи.
В соответствии с п.7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства от 27.08.2005г. №538, действующих в настоящее время, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
Согласно п.10 указанных Правил ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.
Как следует из представленного в материалы дела плана реализации оператором связи особых условий лицензии Госкомсвязи России №11235, согласованного УФСБ России и оператором связи, предусмотрено проведение ОРМ на сетях оператора связи в 2 этапа. Срок исполнения мероприятий в рамках 1 этапа – август 2002г. Срок осуществления мероприятий в рамках 2 этапа – по согласованию сторон. Этапы плана закрываются актами, утвержденными руководителями УФСБ России и оператора связи.
Заинтересованное лицо не выполнило первый этап плана в установленный в плане срок, как и весь план, что признается последним в отзыве.
Вместе с тем, согласно п.14 Постановления Верховного суда РФ №5 от 24.03.05г. срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Учитывая, что факт невыполнения первого этапа плана к определенному сторонами плана сроку не является длящимся правонарушением, срок давности для привлечения заинтересованного лица к административной ответственности истек в октябре 2002г.
Как следует из текста представленного плана, реализация эксплуатационно-технических требований по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий, сдача в эксплуатацию программно-оперативных средств СОРМ предполагает выполнение плана в полном объеме. Учитывая, что согласно п.7 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005г. №538, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств, принимая во внимание отсутствие доказательств согласования сторонами плана сроков исполнения стадий 2 этапа плана, а также то, что исполнение стадий 2 этапа плана возлагалось на обе стороны в зависимости от их функций, обязанностей и полномочий, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения. Указанный вывод суда основан на том, что при отсутствии согласования сторонами плана срока исполнения его стадий в отдельности, как и осуществления плана в целом, просрочка в реализации плана, сдаче в эксплуатацию программно-аппаратных средств СОРМ - отсутствует.
Судом не приняты во внимание возражения заинтересованного лица, ссылающегося на неявку законного представителя для составления протокола об административном правонарушении от 01.04.08г. в связи с поступившим звонком от заявителя об отсутствии необходимости приезда в г.Краснодар, ввиду отсутствия документального подтверждения. Представленная распечатка имевших место телефонных звонков между заявителем и заинтересованным лицом в период проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении не является доказательством доводов заинтересованного лица, ввиду отсутствия текста переговоров и невозможности подтвердить либо опровергнуть указанные доводы.
На основании вышеперечисленного, а также руководствуясь ст.156, 167-170, 202-206 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в предусмотренном законом порядке в течение 10 дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.Н.Бондаренко