Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело №А-32-6538/2007-33/150
22 ноября 2007 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Диденко В.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Диденко В.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ЗАО «Ахтарская судоверфь», г. Приморско-Ахтарск
к ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району, г. Приморско-Ахтарск
о признании недействительным решения от 01.03.07 г. № 7
при участии
от заявителя: ФИО1 – дов. от 19.03.07 г.
от заинтересованного лица: ФИО2 – дов. от 19.03.07 г.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Ахтарская судоверфь», г. Приморско-Ахтарск обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району о признании недействительным решения №7 от 01.03.07 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение правонарушения.
Заявитель в судебном заседании настаивает на удовлетворении требований. В обоснование ссылается на то, что судоремонтная деятельность налогоплательщика осуществляется на территории порта с использованием соответствующих сооружений, а, следовательно, имеет право на льготу, предусмотренную подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Заинтересованное лицо против удовлетворения заявленных требований возражает, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения. В обоснование ссылается на отсутствие у Заявителя критериев порта, предусмотренных ст. 9 Кодекса торгового мореплавания, а, следовательно, неправомерное применение льготы при налогообложении НДС, предоставляемой ст. 149 НК РФ.
Выслушав представителя стороны, изучив материалы дела, суд установил следующее.
ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Ахтарская судоверфь» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по НДС за период с 01.01.05 г. по 31.07.06 г.
По результатам проверки составлен акт №3 от 29.01.07 г., которым ЗАО «Ахтарская судоверфь» доначислен НДС в сумме 492928,20 руб., уменьшено начисление НДС в сумме 155962 руб. Налоговым органом исчислена пеня в сумме 31462,71 руб.
Проверкой установлено неправомерное применение пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ при исчислении НДС, согласно которому не подлежит налогообложению реализация на территории РФ работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.
Налогоплательщиком были представлены возражения на акт проверки по вопросу доначисления НДС в связи с неправомерным применением пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ. В обоснование ЗАО «Ахтарская судоверфь» ссылается на то, что в соответствии с уставом предприятия ремонт судов является одним из основных видов деятельности предприятия. ЗАО «Ахтарская судоверфь имеет свидетельство (лицензию) Российского Речного Регистра на право ремонта судов. На основании распоряжения №14 от 23.05.05 г. ФГУ «Государственная администрация Таганрогского морского рыбного порта» «Приморско-Ахтарский портопункт» и подконтрольные ему акватории является портом-убежищем и местом отстоя малотоннажного флота рыбной промышленности. Приказом Госкомитета РФ по рыболовству от 14.11.01 г. №360 учреждена Государственная администрация морского рыбного порта. На территории Приморско-Ахтарского района зарегистрировано обособленное подразделение ФГУ «Государственная администрация Таганрогского морского рыбного порта». Распоряжением ФГУ «Государственная администрация Таганрогского морского рыбного порта» от 23.05.05 г. №14 акватория Приморско-Ахтраского морского рыбного портопункта с соответствующими координатами, включающими место нахождения ЗАО «Ахтарская судоверфь» отнесена к зоне ответственности Государственной администрации Таганрогского морского рыбного порта. В соответствии с указанным распоряжением Приморско-Ахтарский портопункт и подконтрольные ему акватории является портом-убежищем и местом отстоя малотоннажного и маломерного флота рыбной промышленности. В Приморско-Ахтарском портопункте имеется причал ЗАО «Ахтраская судоверфь» (длина 150 м, ширина 30 м). В соответствии с положением о ФГУ «Государственная администрация Таганрогского морского рыбного порта», утв. Приказом Госкомитета РФ по рыболовству от 14.11.01 г. №360 в задачи и функции администрации порта входит разработка тарифов портовых сборов и их взимание. ЗАО «Ахтарская судоверфь» имеет лицензию от 29.03.05 г. №41703 серия КРД на использование акватории в целях размещения технических средств и ремонта судов.
ЗАО «Ахтарская судоверфь» считает, что причал находится в акватории, относящейся к порту, и производит работы по текущему ремонту и обслуживанию судов в период их стоянки в морском порту.
Указанные возражения были рассмотрены налоговым органом при вынесении решения и признаны необоснованными и противоречащими обстоятельствам, установленным выездной налоговой проверкой.
ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району вынесено решение №7 от 01.03.07 г. о привлечении ЗАО «Ахтарская судоверфь» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа 20% от неуплаченной суммы налога – 67393,24 руб. (336966,20х20%), доначислено НДС – 492928,20 руб., уменьшен НДС в сумме 155962 руб., начислена пеня в сумме 33679,42 руб.
ЗАО «Ахтарская судоверфь» не согласилось с вынесенным решением, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований по существу суд руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) под морским торговым портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
Под морским рыбным портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Под морским специализированным портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (древесины, нефти и других).
К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.
Согласно ГОСТу 23867-79 территория порта - прибрежная территория в установленных границах, занимаемых портом и расположенным на ней портово-пристанским хозяйством.
В соответствии с ГОСТом 19185-72 под стоянкой в порту понимается стоянка у причала (пирса) или якорная стоянка на рейде в акватории порта.
Акватория порта - водная поверхность порта в установленных границах, обеспечивающая в своей части маневрирование и стоянку судов.
Рейд - часть акватории порта для якорной стоянки судов.
Причал - комплекс сооружений и устройств, предназначенных для подхода, швартовки, стоянки, обработки и высадки пассажиров, грузовых операций и т.п.
Причальное сооружение - устройство или гидротехническое сооружение для швартовки судов.
Пирс - конструктивное объединение причалов, выступающих в акваторию порта, для стоянки судов не менее чем с двух сторон.
ЗАО «Ахтарская судоверфь» выдана лицензия от 29.03.05 г. №41703 серия КРД на использование акватории в целях размещения технических средств и ремонта судов.
ЗАО «Ахтарская судоверфь» выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на предприятие, как имущественный комплекс «Ахтарская судоверфь» от 11.12.03 г. Свидетельство выдано на основании акта приема-передачи от 30.04.03 г. и договора купли-продажи от 30.04.03 г. и включает в себя объект - права на земельный участок и здания производственной базы, причал малого флота.
Следовательно, ЗАО «Ахтарская судоверфь» имеет собственную территорию, не относящуюся к территории порта.
Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов предприятию ЗАО «Ахтарская судоверфь» выдана лицензия от 29.03.05 г. №41703, серия КРД на водопользование поверхностными водными объектами, а именно «Ахтарский лиман» акватории Азовского моря с соответствующими координатами.
По смыслу нормы, предусмотренной подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождается реализация услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемых российскими налогоплательщиками в период стоянки этих судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порты, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту. Иные услуги по ремонту судов налогом на добавленную стоимость облагаются.
При этом нахождение предприятия на территории порта не является безусловным основанием для признания правомерным использования данной налоговой льготы по налогу на добавленную стоимость.
Не может толковаться как проведение работ по обслуживанию судна ремонт судна, прибывшего на предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфях, с выводом его из эксплуатации.
Ремонт судов, с которым закон связывает предоставление указанной льготы, носит характер текущего ремонта, проводимого на неприспособленных специально для этого стоянках в портах.
Доковый ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтых и судостроительных заводов, не равнозначен текущему ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах, поэтому с операций по реализации работ по заводскому обслуживанию и плановому ремонту предприятие обязано исчислять и уплачивать в бюджет НДС в общеустановленном порядке.
Доказыванию по данному делу подлежит факт стоянки судна и взаимосвязь выполняемого ремонта со стоянкой в порту.
При этом не может толковаться как ремонт во время стоянки в порту капитальный ремонт судна, прибывшего на завод с целью осуществления заводского ремонта в специализированных доках и на судоверфях, в отличие от работ (услуг), непосредственно связанных с обслуживанием судов в период стоянки в портах (включая услуги по ремонту судов, водолазные работы, сюрвейерские и шипчандлерские услуги, а также другие подобные работы и услуги). Ремонт судов, с которым связано предоставление льготы, носит характер текущего ремонта, проводимого на неприспособленных для этого стоянках в портах.
Согласно представленным в материалы дела договорам на выполнение работ по ремонту морской техники, актам выполненных работ (л.д. 90-138 т. 3) в проверяемый период ЗАО «Ахтарская судоверфь» выполняло следующие виды работ для ЗАО «Гео-Хазар»: дополнительный ремонт надстройки тримарана, ремонт морской техники, ремонт насоса главного двигателя и т.д. В соответствии с договорами от 05.04.06 г., от 29.06.05 г., от 20.10.05 г., 20.10.05 г. от 14.11.05 г., ремонт производился на причале или доке ЗАО «Ахтарская судоверфь». Представленные договоры подтверждают целенаправленность прихода судов на судоверфь с целью осуществления ремонтных работ.
Таким образом, заявителем осуществлялся заводской ремонт, относящийся к плановым работам. Следовательно, отсутствуют основания для применения льготы, предусмотренной пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.
По факту выполнения работ по ремонту судов, их объему и стоимости спор между сторонами отсутствует, как не ставится под сомнение и документально подтверждено то обстоятельство, что при выставлении счетов-фактур предприятие НДС отдельно не выделяло и соответственно, не получало его от заказчиков.
Раздельный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций, как текущих так и ремонтных, в ЗАО «Ахтарская судоверфь» отсутствует.
Судом при исследовании договоров, актов выполненных работ, счетов-фактур, расшифровок, справок о характере работ установлено, что обществом не уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость по работам (услугам), связанным с обслуживанием судов в период стоянки у причалов, в сумме 492928,20 рублей.
В силу ст. 201 АПК РФ, ненормативные акты могут быть признаны недействительными в случае несоответствия их закону и нарушения прав заявителя, причем закон требует наличия этих двух условий одновременно. Поскольку оспариваемое решение соответствуют ст. ст. 44, 149 НК РФ, у суда отсутствуют основания для признания его недействительным.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на орган, принявший этот акт.
Налоговая инспекция доказала законность и обоснованность принятого ей решения, а ЗАО «Ахтарская судоверфь» не представило суду необходимых и достаточных доказательств несоответствия решения №7 от 01.03.07 г. Налоговому кодексу РФ.
Довод ЗАО «Ахтарская судоверфь» о неотражении налоговым органом в решении результатов рассмотрения возражений на акт проверки опровергается материалами дела. В оспариваемом решении отражено, что возражения налогоплательщика была рассмотрены и признаны необоснованными (л.д. 126 т. 1).
Таким образом, в удовлетворении требований ЗАО «Ахтарская судоверфь» о признании недействительным решения ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району №7 от 01.03.07 г. следует отказать в связи с соответствием оспариваемого акта фактическим обстоятельствам дела и ст. ст. 44, 149 НК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 44, 149 Налогового Кодекса РФ, ст.ст. 27, 29, 159, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ЗАО «Ахтарская судоверфь» о признании недействительным решения ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району №7 от 01.03.07 г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.В. Диденко