Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-6792/2008-29/156
« 13 » мая 2008 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Мицкевича С.Р.
при ведении протокола судебного заседания судьей Мицкевичем С.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Туапсевнештранс» г. Туапсе
к МИ ФНС РФ № 6 по Краснодарскому краю г. Туапсе
о признании недействительным решения № 16429/11-11/01699дсп от 21.01.2008 г.
при участии в заседании:
от заявителя: Ивашков Ю.В., директор
Галькеева Г.Р. – представитель по доверенности от 08.04.08 г.
от заинтересованного лица: Аксюк Д.В. – представитель по доверенности от 15.01.08 г.
Молчанова О.О. – представитель по доверенности от 04.05.08 г.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Туапсевнештранс» (далее общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС РФ № 6 по Краснодарскому краю № 16429/11-11/01699дсп от 21.01.2008 г. в части взыскания недоимки по НДС в сумме 118 770 руб.
Заявление мотивировано тем, что налоговый орган не учел правовой природы договора морского агентирования, который не является агентским договором в смысле главы 52 Гражданского кодекса РФ, а относится к договорам возмездного оказания услуг в понимании главы 39 Гражданского кодекса РФ.
В отзыве на заявление заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении требования, ссылаясь на положения п. 7 ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.
Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения аналогичного спора между теми же лицами.
Данное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку основания для приостановления производства по делу, предусмотренные ст.ст. 143, 144 АПК РФ, отсутствуют.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд установил.
16.08.2007 года общество представило в МИ ФНС РФ № 6 по Краснодарскому краю налоговую декларацию по НДС за июль 2007 года.
Заявитель отразил в разделе 9 декларации стоимость услуг по агентскому обслуживанию морских судов в период их стоянки в портах на сумму 1 082 505 руб. в качестве услуг, освобожденных от налогообложения. Сумма «входного» НДС, относящегося к этим услугам, не подлежащая вычету составила 22 939 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу, что данные услуги не освобождены от налогообложения, в связи с чем инспекцией пересчитана сумма НДС за июль 2007 года:
налоговая база увеличена на 1 082 505 руб. (сумма налога – 194 851 руб.),
налоговые вычеты увеличены на – 22 939 руб.
В налоговой декларации за июль 2007 года НДС исчислен заявителем к возмещению в размере 53 142 руб.
С учетом включения агентских услуг в налоговую базу и принятия к вычету «входного» НДС, относящегося к этим операциям, налог подлежал исчислению к уплате в размере 118 770 руб.
Решением инспекции от 21.01.2008 г. № 16429/11-11/01699дсп в привлечении общества к налоговой ответственности отказано, доначислено 118 770 руб. НДС за июль 2007 года.
Спорные услуги оказывались заявителем на основании договоров морского агентирования, что им не оспаривается и подтверждается номинациями заказчиков и счетами-фактурами заявителя №№ 719 и 720 от 02.07.07 г., № 721 от 01.07.07 г., № 724 от 03.07.07 г., № 726 от 04.07.07 г., №№ 737 и 741 от 05.07.07 г., № 742 от 07.07.07 г., №№ 743, 744 и 748 от 08.07.07 г., № 746 от 10.07.07 г., № 751 от 11.07.07 г., № 752 от 14.07.07 г., №№ 759 и 760 от 17.07.07 г., № 734 от 21.07.07 г., №№ 764 и 766 от 23.07.07 г., №№ 768 и 772 от 25.07.07 г., №№ 782 и 783 от 29.07.07 г., №№ 784 и 785 от 30.07.07 г., № 786 от 31.07.07 г. (л.д. 127-128, 151 т. 1, л.д. 1-2, 24, 25-26, 49, 50-51, 72, 79-80, 87, 88-89, 96, 97-98, 105, 106-107, 112, 113-114, 121, 122-123, 130, 131-132, 139, 140-141, 148, 149-150, 157 т. 2, л.д. 1-2, 9, 10-11, 18, 19-20, 27, 28-29, 36, 37-38, 45, 46-47, 54, 55-56, 63, 64-65, 72, 73-74, 81, 82-83, 90, 91-92, 97, 98-99, 106, 107-108, 115 т. 3 ).
Подпункт 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ ) предусматривает освобождение от обложения НДС реализации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
В то же время, согласно п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом, иное предусмотрено статьей 156 НК РФ, пунктом 2 которой установлено, что на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п.1, подп. 1 и подп. 8 п. 2 и подп. 6 п. 3 ст. 149 Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В части 4 данной статьи указано, что законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора.
В свою очередь, в соответствии со ст. 232 Кодекса торгового мореплавания РФ по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.
Таким образом, договор морского агентирования является отдельным видом агентского договора, принципалом по которому является судовладелец, а обязанности агента связаны с действиями в области морского агентирования, указанными в ст. 237 КТМ РФ.
Договор морского агентирования включает в себя договор возмездного оказания услуг, поскольку обязательства агента по совершению иных (не юридических действий) по любому агентскому договору фактически являются возмездным оказанием услуг, а обязательства агента по агентскому договору в целом соответствуют понятию услуги, определенному в п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ. Однако, это не изменяет особый характер агентского договора и обязательств по такому договору.
Именно в связи с особенностями агентского договора связан специальный порядок определения агентами налоговой базы, установленный статьей 156 НК РФ, в силу пункта 1 которой налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении указанного договора.
То есть, налогообложению подлежит только агентское вознаграждение, без включения в налоговую базу сумм, полученных агентом от принципала в возмещение затрат на выполнение поручения.
Таким образом, в отношении услуг по обслуживанию судов, оказанных на основе агентских договоров, не подлежит применению подпункт 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Ссылка на то, что территория иностранного судна является территорией иностранной юрисдикции независимо от того, что само судно находится на территории РФ, не имеет значения для налогообложения НДС, поскольку в целях главы 21 НК РФ место реализации услуг, связанных с морскими судами, зависит от места нахождения судна.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с морскими судами, находящимися на территории РФ.
Из вышеуказанных номинаций заказчиков видно, что суда, по обслуживанию которых заявитель был номинирован в качестве агента, прибывали в российский порт Туапсе.
Таким образом, услуги, непосредственно связанные с судном, находящимся в российском порту, являются услугами, оказываемыми на территории РФ.
Место оказания морским агентом услуг, не связанных с конкретными судами, определяется на основании общего правила, содержащегося в подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, а именно: местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.
Принимая во внимание изложенное, оказываемые заявителем иностранным судовладельцам услуги по морскому агентированию подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Ссылка заявителя на постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 года № 5056/98 не может быть принята во внимание, поскольку в основу названного постановления положено определение места реализации услуг в соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость", утратившим силу с 01.01.2001 года.
Кроме того, на момент принятия указанного постановления не был принят Кодекс торгового мореплавания РФ, а Кодекс торгового мореплавания СССР (ст. 63 КТМ СССР) не содержал понятия договора морского агентирования.
Доводы об отсутствии вины заявителя в силу наличия разъяснений Минфина РФ в пользу позиции налогоплательщика не имеют значения, поскольку общество не было привлечено к налоговой ответственности.
Таким образом, налоговый орган правомерно включил в налоговую базу для исчисления НДС вознаграждение заявителя за агентское обслуживание судов.
Руководствуясь указанными правовыми нормами, ст.ст. 159, 169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш ИЛ:
Ходатайство заинтересованного лица о приостановлении производства по делу отклонить.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья С.Р. Мицкевич.