Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-696/2021
10.01.2022 г.
Резолютивная часть решения оглашена 10.01.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 10.01.2022 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
МБОУ Основная общеобразовательная школа № 14 муниципального образования город Горячий Ключ имени Героя Советского Союза Кучерявого Герасима Евсеевича
1.к МИФНС № 9 по Краснодарскому краю,
2. к УПФР в Белореченском районе Краснодарского края
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Горячий Ключ
О признании
при участии:
от заявителя: не явились, уведомлены;
от заинтересованного лица: не явились, уведомлены
установил:
МБОУ Основная общеобразовательная школа № 14 муниципального образования город Горячий Ключ имени Героя Советского Союза Кучерявого Герасима Евсеевича обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением МИФНС № 9 по Краснодарскому краю, к УПФР в г. Горячий Ключ Краснодарского края, просит:
признать утраченной налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм задолженности в ПФР, возникшей до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 128 452, 96 руб., задолженность в ФОМС, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 44 545,26 руб., задолженность в ПФР накопительной пенсии, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 5 672,56 руб.;
признать задолженность в ПФР, возникшую до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 128 452, 96 руб., задолженность в ФОМС, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 44 545,26 руб., задолженность в ПФР накопительной пенсий, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 5 672,56 руб., безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию, обязанность по уплате задолженности прекращенной.
Лица, участвующие в деле не явились, уведомлены надлежащим образом.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще уведомленных сторон.
МБОУ Основная общеобразовательная школа № 14 муниципального образования город Горячий Ключ имени Героя Советского Союза Кучерявого Герасима Евсеевича (далее - заявитель) имеет статус юридического лица.
На основании справки от 09.11.2020 № 190039 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2020 года, за МБОУ МО ПС ООШ № 14 имени Кучерявого Г.Е., ИНН <***>, числится задолженность в ПФР, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 128 452, 96 руб., задолженность в ФОМС, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 44 545,26 руб., задолженность в ПФР накопительной пенсии, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы пени размере 5 672,56 руб..
Задолженность по вышеуказанным взносам, начисленным пеням и штрафа возникла с 2014 года.
Заявитель обратился в суд с требованием о признании безнадёжной к взысканию указанной суммы.
Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности в предварительном судебном заседании и судебном разбирательстве, пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (пункт 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях реализации статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".
Согласно названному Постановлению Правительства Российской Федерации решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом, за исключением случаев, предусмотренных указанным Постановлением. Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17.10.2009 № 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам", согласно которому решение о признании безнадежной к взысканию и списании указанных недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик вправе подать в суд заявление о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
В абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.
При этом в соответствии с абзацем 5 пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 судам необходимо исходить из того, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате - прекращенной. Соответствующие разъяснения даны в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1150-О и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведённых за расчётные (отчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, применённой органами Пенсионного фонда Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа в деле о банкротстве установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 и статья 5).
Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года. Подпунктом г пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Приказом ФНС России от 14.05.2018 № ММВ-7-8/256@ "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи" (зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2018 № 51201) не предусмотрена обязанность должника обращаться в налоговый орган с инициацией процедуры списания безнадежной задолженности. Таким образом, процедура проводится уполномоченным органом самостоятельно.
В силу части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ, вступившего в законную силу 30.01.2018, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Верховным судом Российской Федерации в определении № 302-ЭС19-10889 от 01.11.2019 по делу № А74-6053/2018 сформулирована следующая позиция относительно применения статьи 11 Закона № 436-ФЗ.
Статьей 11 Закона № 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением ПФР в г. Горячий ключ Краснодарского края были приняты следующие меры принудительного взыскания.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2012 по делу № А32-31324/2012 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к МБ ОУО ОШ № 14 МО город Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 275 378,56 рублей.
Указанное решение суда вступило в законную силу 22.01.2013. Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 23.12.2013.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2013 по делу № А32-13461/2013 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к МБ ОУО ОШ № 14 МО город Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 203 528,85 рублей.
Указанное решение суда вступило в законную силу 19.06.2013. Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 06.11.2013.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2013 по делу № A3 2-28805/2013 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к МБ ОУО ОШ № 14 МО город Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 309 802,27 рублей.
Указанное решение суда вступило в законную силу 15.12.2013. Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 29.04.2014.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2014 по делу № А32-40760/2013 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к МБ ОУО ОШ № 14 МО город Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 336 576 ,92 рублей.
Указанное решение суда вступило в законную силу 05.03.2014. Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 05.08.2014.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2014 по делу № А32-1597/2014 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к МБ ОУО ОШ № 14 МО город Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 451 407,83 рублей.
Указанное решение суда вступило в законную силу 17.05.2014. Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 25.04.2014.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2014 по делу № А32-16138/2014 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к МБ ОУО ОШ № 14 МО город Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 159 354 ,59 рублей.
Указанное решение суда вступило в законную силу 26.10.2014. Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 17.12.2014.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2014 по делу № А32-27532/2014 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к МБ ОУО ОШ № 14 МО город Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 118 098,31 рублей.
Указанное решение суда вступило в законную силу 14.11.2014. Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 03.04.2015.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2015 по делу № А32-43092/2014 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к МБ ОУО ОШ № 14 МО город Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 412 944,35 рублей.
Указанное решение суда вступило в законную силу 20.02.2015. Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 21.02.2015.
Исполнительный лист, на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2015 по делу № А32-4935/2015, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 28.05.2015.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2015 по делу № А32-12869/2015 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к МБ ОУО ОШ № 14 МО город Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 316 060,56 рублей.
Указанное решение суда вступило в законную силу 10.07.2015. Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 12.08.2015.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2015 по делу № А32-28315/2015 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к МБ ОУО ОШ № 14 МО город Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 35 595,41 рублей.
Указанное решение суда вступило в законную силу 02.11.2015. Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО Горячий Ключ 06.11.2015.
Таким образом, Управлением ПФР в г. Горячий ключ Краснодарского края были предприняты меры взыскания в судебном порядке, в сроки, установленные законом, имеются судебные акты, вступившие в законную силу, а также исполнительные листы, выданные на основании вышепоименованных судебных актов.
В связи с чем, доводы Заявителя о том, что срок на взыскание пропущен, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Более того, налоговым органом приняты все меры для принудительного взыскания с Заявителя сумм задолженности по уплате обязательных платежей, выразившиеся в следующем.
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлялись Требования № 2393 от 26.04.2017 на сумму 3 212 рубля, № 67178 от 27.04.2017 на сумму 24075,84 руб., пеня 211,40 руб., № 74643 от 10.08.2017 на сумму 15 729 руб., пеня 7 882,24 руб., сформированные в и переданное в налоговый орган от органов Пенсионного фонда РФ.
Также, в порядке, установленном статьёй 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом приняты решения о взыскании с лицевых счетов № <***> от 13.09.2017 на сумму 7 882,24 руб., № 1571 от 02.06.2017 на сумму 3 212,21 руб., № 1665 от 03.06.2017 на сумму 211,40 руб., № 1821 от 30.06.2017 на сумму 1750,49 руб., № 18465 от 11.10.2017 на сумму 22 835,09 руб., № 21753 от 19.12.2017 на сумму 7 882,24 руб.
В порядке, установленном статьёй 47 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекцией вынесены постановления о взыскании за счет имущества № 18558 от 11.10.2017 на сумму 22 835,09 руб., № 21828 от 19.12.2017 на сумму 7 882,24 руб. Указанные обстоятельства также подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Данные меры были своевременно приняты налоговым органом, с целью принудительного взыскания образовавшейся задолженности, что также указывает на то, что утверждение Заявителя о пропущенном сроке на взыскание, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 2 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.
Согласно пункту 3 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Тот факт, что Финансовое управление Администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края, не обеспечило надлежащего исполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не представило документальных доказательств невозможности такого исполнения, не представляет оснований для признания безнадежной к взысканию в ПФР задолженности МБОУ Основная общеобразовательная школа № 14 муниципального образования город Горячий Ключ имени Героя Советского Союза Кучерявого Герасима Евсеевича.
Таким образом, Инспекцией осуществлен весь комплекс мер, предусмотренный налоговым законодательством Российской Федерации, направленный на принудительное взыскание задолженности с МБОУ Основная общеобразовательная школа № 14 муниципального образования город Горячий Ключ имени Героя Советского Союза Кучерявого Герасима Евсеевича в бюджет.
Кроме того, не верной является ссылка Заявителя на статью 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, в соответствии с которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам. числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно содержанию пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам, числящаяся за отдельными категориями плательщиков, а именно за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься частной практикой.
Однако Заявитель является муниципальным бюджетным учреждением, и, следовательно, не относится к категориям плательщиков, на которых распространяются положения данной нормы.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 20.05.2019 N 309-ЭС19-987 указал, что списание налоговой задолженности как безнадежной по основанию, предусмотренному Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ, неприменимо к лицам, осведомленным о наличии у них неисполненных (неисполняемых/недекларируемых) налоговых обязанностей. Иной подход (распространяющий действие спорной нормы на подобных лиц) способствовал бы поощрению со стороны государства поведения налогоплательщиков, задолженность которых перед бюджетом в действительности является реальной к взысканию.
Соответственно, статья 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ в данном случае неприменима, о чём указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении от 08.07.2021 по данному делу.
Не подлежит применению подпункт «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820, в соответствии с которым признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям, применяемым в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в случае принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности но пеням и штрафам.
Как установлено пунктом 1 данного постановления Правительства РФ списывается недоимка по страховым взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, тогда как МБОУ Основная общеобразовательная школа № 14 муниципального образования город Горячий Ключ имени Героя Советского Союза Кучерявого Герасима Евсеевича является муниципальным бюджетным учреждением, и не относится к организациям угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Таким образом, положения постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 также применению не подлежат, о чём указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении от 08.07.2021 по данному делу.
Для установления факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, пеней, штрафов необходимо, чтобы у налогоплательщика имелась обязанность по уплате данных сумм налогов, пени и штрафов, однако налоговый орган пропустил установленный срок их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания это есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию.
В данном случае налоговым органом приняты меры взыскания, соответственно отсутствуют правовые основания для признания возможности принудительного взыскания утраченной.
Предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации меры принудительного взыскания задолженности представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Пунктом 2 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.
Согласно пункту 3 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Применительно к рассматриваемому случаю, судом установлено, что налоговым органом были приняты все меры для принудительного взыскания с заявителя сумм задолженности по уплате обязательных платежей.
Положения статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают, что решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета. Для исполнения решений налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом названного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При неисполнении должником требований, установленных названным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Материалами дела подтверждается неисполнение учреждением вступивших в законную силу судебных актов по взысканию страховых взносов. Доказательств обратного учреждением в материалы дела не представлено.
С учетом вышеизложенного, отсутствуют основания для признания спорной задолженности безнадежной к взысканию и списания соответствующей суммы в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно положениями ст. 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При непредставлении доказательств и неисполнении определений суда лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий в соответствии со ст. 9 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Указанная позиция содержится в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.10.2021по делу № А32-900/2021 и от 16.11.2021 по делу № А32-703/2021.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Р.А. Нигоев