ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-7001/20 от 20.08.2020 АС Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

арбитражного суда первой инстанции

дело № А32-7001/2020

г. Краснодар                                                             «28» сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2020 года.

Решение суда в полном объёме изготовлено 28 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.Л. Назыкова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ж.Р. Алханашвили, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А32-7001/2020

по заявлению Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ИНН 7717151380 ОГРН 1097799013652)

к департаменту имущественных отношений Краснодарского края

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, - администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, администрации муниципального образования город Новороссийск,

при участии в судебном заседании представителя истца – Беличенко Е.Н. (по доверенности от 25.09.2019), представителя департамента - Маркочевой М.А. (по доверенности от 25.12.2019),

УСТАНОВИЛ:

государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее – Государственная компания, ГК «Автодор») обратилась в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:

- признать решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, выраженное в письме департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28.11.2019 №52-47792/19-33-12 «об отказе в предоставлении земельного участка в Новороссийске» - не соответствующим подпункту 26 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, подпунктам 4, 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ;

- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края на основании подпункта 26 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предоставить земельный участок с кадастровым номером 23:47:0208008:29 (запись регистрации права собственности Краснодарского края - 14.10.2019, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Новороссийск, ш. Сухумское, площадь: 835 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования), в аренду сроком на 49 лет для цели использования - автомобильный транспорт;

- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края  в течение месяца после вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (Краснодарский филиал) проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29.

Определениями от 08.06.2020, от 08.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, администрация муниципального образования город Новороссийск.

В судебном заседании, состоявшемся 20.08.2020, представитель ГК «Автодор» просил заявленные требования удовлетворить. Представитель департамента против удовлетворения заявления возражал. От администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия поступило ходатайство от 04.08.2020 о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.

Судебное заседание проведено с учетом положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Суд, исследовав материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьями 3,4 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ «О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон о Государственной компании, Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ) государственная компания «Российские автомобильные дороги» является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией в целях оказания услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства, поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог Государственной компании, увеличения их пропускной способности, обеспечения движения по ним, повышения качества услуг, оказываемых пользователям автомобильными дорогами Государственной компании, развития объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос,  автомобильных дорог Государственной компании.

            Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 №145-ФЗ, учредителем Государственной компании выступает Российская Федерация. Права и обязанности учредителя Государственной компании осуществляет от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ земельные участки, находящиеся в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2133-р, федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон»- от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска передана в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги». 

Согласно пункту 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ), автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации. Следовательно, федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» является автомобильной дорогой общего пользования  федерального значения.

            Дорожная деятельность Государственной компании по производству всех видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание) на федеральной автодороге М-4 «Дон» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги»», Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Распоряжения Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 05.12.2001 № 848
«О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (подпрограмма «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года), Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2009
№ 2146-р «Об утверждении программы деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы)», Распоряжения Правительства РФ от 05.09.2011 № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года», Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 309 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года».

            Целью производства работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание) на федеральные автодороги М-4 «Дон» является формирование участка скоростной автомобильной дороги федерального значения с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности, повышение уровня содержания дороги в соответствии с потребностями экономики и населения как непосредственно соответствующего муниципального образования, так и страны в целом.

            В целях обеспечения комплексного обустройства Новороссийского транспортного узла и строительства соответствующей транспортной развязки, по заказу Федерального казенного учреждения «Модернизация транспортной системы России» (далее - ФКУ «Рострамсмодериизация»), в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848, была разработана проектная документация по объекту «Строительство авторазвязки на участке Сухумийского шоссе в районе ОАО «Новороссийский СРЗ», ЮГВР порта Новороссийск».

Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 29.09.2014 № 1856-р утверждена документация по планировке территории объекта (ДПТ) «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (строительство автомобильных дорог). Строительство автомобильной развязки на участке Сухумийского шоссе в районе ОАО «Новороссийский СРЗ», ЮВГР порта Новороссийск».

В заявлении ГК «Автодор» указывает что, 26.02.2018 в целях реализации проектных решений, по результатам торгов Государственной компанией с победителем аукциона ООО «СтройЮгРегион» заключен договор № ЦУП-2018-128 от 26.02.2018 «На выполнение комплекса работ по линейному объекту капитального строительства «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)». Подпроект 2: Создание объектов автодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство авторазвязки на участке Сухумийское шоссе в районе ОАО «Новороссийский СРЗ», ЮВГР порта Новороссийск». (Строительство Новороссийского транспортного узла). 09.08.2019 объект «Строительство Новороссийского транспортного узла» введен в эксплуатацию, что подтверждается актом приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта от 10.07.2019, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 09.08.2019 № 23 - ru23308000 - 026 - 2018 - ФДА/030.

На основании документации по планировке территории объекта, утвержденного распоряжением Росавтодора от 29.09.2014 № 1856-р, произведено формирование, установление границ и государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29, площадью 835 кв.м., и выполнено из части земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208013:4, входящего в состав в единого землепользования с кадастровым номером 23:47:0000000:176.

Как поясняет истец, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:176, по состоянию на момент утверждения документации по планировке территории (и вплоть до 27.09.2018), находился в собственности Российской Федерации.

Распоряжением Росавтодора от 09.09.2015 № 1626-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (строительство автомобильных дорог). Строительство автомобильной развязки на участке Сухумийского шоссе в районе ОАО «Новороссийский СРЗ», ЮВГР порта Новороссийск», принято решение об изъятии части земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:176, сформированный  далее в земельный участок с кадастровым номером 23:47:0208008:29.

Однако, 27.09.2018 в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:176 зарегистрировано право собственности Краснодарского края, что подтверждается записью о регистрации № 23:47:0000000:176-23/021/2018-2 от 27.09.2018.

18.10.2019 ГК «Автодор» обратилась в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Новороссийск, ш. Сухумское, площадь: 835 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:176. 

Однако, письмом  Департамента имущественных отношений Краснодарского края  от 28.11.2019 № 52-47792/19-33-12 ГК «Автодор» было отказано в предоставлении земельного участка 23:47:0208008:29.

Отказ департамента мотивирован тем, что на спорном земельном участке 23:47:0208008:29:

1) расположены инженерные коммуникации: газопровод среднего давления, водопровод, сигнальный кабель (письмо администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.11.2019 № 08.05-4929/19);

2) частично находится объект культурного наследия регионального значения «Памятник мемориал «Линия обороны», г. Новороссийск, Сухумское шоссе, у цемзавода «Октябрь» (информация управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, письмо администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.11.2019 № 08.05-4929/19).

Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении дела и разрешении спора арбитражный суд полагает исходить из следующего.

Согласно пункту 26 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.

Пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ  предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является: если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ.

Из отказа департамента следует, что на спорном земельном участке 23:47:0208008:29 расположены инженерные коммуникации: газопровод среднего давления, водопровод, сигнальный кабель (письмо администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.11.2019 № 08.05-4929/19), что послужило основанием для применения подпункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.

Следовательно, согласно пункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ расположение сооружений, размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, является исключением из оснований отказа, предусмотренных 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 4.2. статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусмотрено, что допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство).

Таким образом, прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги М-4 «Дон» допускаются исключительно с согласия владельца автодороги – ГК «Автодор».

Следовательно, размещение инженерных коммуникаций на условиях публичного сервитута в границах полос отвода автодороги допускается законодательством о дорожной деятельности (статья 25 Закона об автомобильных дорогах), что является исключением из оснований для отказа в предоставлении земельного участка (пункт 4 статьи 39.16 ЗК РФ).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ в предоставлении спорного земельного участка осуществлен департаментом с нарушением пункта 4 статьи 39.16, так как не учтено исключение из пункта 26 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с положениями части 4.2. статьи 25 Закона об автомобильных дорогах от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Отказывая в предоставлении земельного участка в аренду, департамент также сослался на то, что на спорном земельном участке 23:47:0208008:29 частично находится объект культурного наследия регионального значения «Памятник мемориал «Линия обороны», г. Новороссийск, Сухумское шоссе, у цемзавода «Октябрь» (информация управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, письмо администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.11.2019 № 08.05-4929/19). При этом, также указано что в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Памятник-мемориал «Линия обороны» проект границ территории не разработан и не утвержден.

Данный довод суд так же считает не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

27 июля 2020 года администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия представила пояснения, в соответствии с которыми, по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), перечня выявленных объектов культурного наследия, списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, материалам архива управления на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0208008:29, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Сухумское шоссе, у цемзавода «Октябрь» частично находится объект культурного наследия регионального значения «Памятник–мемориал «Линия обороны», сентябрь 1942 г. – сентябрь 1943 г., 15.09.1978 г.

Объект культурного наследия регионального значения принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»; решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 29 января 1975 г. № 63 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в Краснодарском крае»; решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 31 августа 1981 г. № 540 «О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края».

«Памятник–мемориал «Линия обороны», сентябрь 1942 г. – сентябрь 1943 г., 15.09.1978 г. зарегистрирован в АИС ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 1 ноября 2017 г. № 120468-р.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 25 июня 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с указанной статьей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, предусмотрено, что на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

Согласно статье 5 Федерального закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Пунктом 3 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством, в частности статьями 47.2, 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о распоряжении находящимися в государственной или муниципальной собственности объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, должно содержать сведения об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в реестр, или к выявленным объектам культурного наследия, о нахождении в границах земельного участка объекта археологического наследия и об обязанности лица, к которому переходит имущественное право на указанные объекты или земельные участки, выполнять установленные Федеральным законом № 73-ФЗ требования в отношении объекта культурного наследия.

Таким образом, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия  (пункт 2 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ  защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

В силу пункта 4 статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

Согласно статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ в целях сохранения объекта культурного наследия принимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия. Приспособление объекта культурного наследия проводится в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия и без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Как поясняет администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, в управление 05.11.2019 поступило обращение департамента имущественных отношений (входящий номер управления 52-44334/19-33-13) о предоставлении информации о земельном участке с кадастровым номером 23:47:0208008:29 в городе Новороссийске.

22.11.2019 управлением подготовлен и направлен ответ (исходящий номер 78-19-14338/19) на обращение, содержащий, в том числе, информацию о том, что в соответствии с действующим законодательством, в случае хозяйственного освоения земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29 необходимо получение заключения управления о возможности проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению.

Таким образом, законодательство о государственной охране объектов культурного наследия не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков, в границах которых расположены объекты культурного наследия, и (или) находящихся в границах защитной зоны объекта культурного наследия при условии соблюдения условий, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

В соответствии с пояснениями от 27.07.2020, управление так же приняло участие в осмотре земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29 и объекта культурного наследия «Памятник–мемориал «Линия обороны», сентябрь 1942 г. – сентябрь 1943 г., 15.09.1978 г., по результатам которого государственным казенным учреждением Краснодарского края «Кубаньземконтроль» 29.06.2020 составлен акт обследования земельного участка № 131.

В акте обследования земельного участка № 131 от 29.06.2020 государственным казенным учреждением Краснодарского края «Кубаньземконтроль» указывается следующая информация: «На момент обследования на части земельного участка площадью 299,6 кв.м. расположена автодорога, на части земельного участка площадью 43,1 кв.м. расположена подпорная стена». Однако, в вышеуказанном акте № 131 отсутствует информация, относительно чего расположена данная подпорная стена: автодороги или же памятника. Также данный акт не содержит сведений о месторасположении памятника в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29 относительно координат фактической территории памятника.

На основании изложенного, следует, что информация об имеющихся координатах расположения памятника относительно земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29 и месторасположении подпорной стены отсутствует.

Учитывая, что законодательство по государственной охране объектов культурного наследия не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков, в границах которых расположены объекты культурного наследия, и (или) находящихся в границах защитной зоны объекта культурного наследия при условии соблюдения условий, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, принимая во внимание специальное законодательное регулирование деятельности ГК «Автодор», суд приходит к выводу о том что решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права ГК «Автодор», а также препятствует реализации тех функций, которые законодательно возложены на ГК «Автодор».

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 – 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным, как не соответствующее подпункту 26 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктам 4, 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, решение департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженное в письме от 28.11.2019 №52-47792/19-33-12, об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 23:47:0208008:29 в аренду без проведения торгов.

            Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу подготовить и направить в адрес Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (Краснодарский филиал) подписанный департаментом имущественных отношений Краснодарского края и содержащий все существенные условия договора данного вида проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29 (запись регистрации права собственности Краснодарского края - 14.10.2019, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Новороссийск, ш. Сухумское, площадь: 835 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования), сроком на 49 лет для цели использования - автомобильный транспорт.

            Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня изготовления текста решения суда в полном объёме.

Судья                                                                                                 А.Л. Назыков