ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-7139/2022 от 08.06.2022 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-7139/2022

город Краснодар                                                                                                 16 июня 2022 года                                                                                   

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2022 года

Полный текст решения изготовлен 16 июня 2022 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

акционерного общества «Каустик» (ОГРН <***>),  г. Волгоград,

к Южному главному управлению Центрального банка Российской Федерации
г. Краснодар,

к Управлению Службы по защите прав потребителейи обеспечению доступности финансовых услуг вЮжном федеральном округе, г. Ростов-на-Дону,

третье лицо: АО «Курорт Макопсе» (ОГРН <***>), г. Сочи,

об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 29.11.2021 № 474-01/015;

от заинтересованного лица (1): ФИО2 – доверенность от 04.08.2021 № 23АВ1215826;

от заинтересованного лица (2): не явился, уведомлен;

от третьего лица: ФИО3 – доверенность от 01.02.2022;

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Каустик» (далее по тексту – юридическое лицо, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене определения Южного главного управления Банка России (далее по тексту – административный орган, управление) № 154535/1040-1 от 10.01.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ в отношении АО «Курорт Макопсе»; о признании незаконным и отмене определения Южного главного управления Банка России № 154536/1040-1 от 10.01.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в отношении АО «Курорт Макопсе».

Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо (1) возражало против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо возражало против удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованное лицо (2), надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось.

Согласно частям 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

В судебном заседании 07.06.2022 объявлен перерыв до 08.06.2022 в 09 час. 40 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено, в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле. Аудиозапись судебного заседания после перерыва не велась, в связи с отсутствием лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассматривается по правилам статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Акционерное общество «Каустик» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 29.07.2002, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...> ВЛКСМ, 57.

Акционерное общество «Курорт Макопсе» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 01.11.2002, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...> (Лазаревский р-н), 13.

АО «КАУСТИК» является акционером АО «Курорт Макопсе» (до смены наименования ЗАО «Курорт Макопсе»), владеющим акциями в количестве 415 штук, что подтверждается выпиской из реестра владельцев именных ценных бумаг.

Согласно отчета об итогах голосования на годовом общем собрании акционеров АО «Курорт Макопсе», форма проведения: заочное голосование, проходившем 04.06.2021 по адресу г. Сочи, Лазаревский район, ул. Свободы д. 13, по девятому вопросу повестки дня «Утверждение аудитора Общества на 2021 год» принято следующее решение: «Для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2021 год аудитора не утверждать».

Решение по девятому вопросу повестки дня принято большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций Общества в размере 6825 голосов, что составляет 75,6568 %. Акциями в размере 6825 шт. (75,6568%) владеет мажориторный акционер - АО «Ракетно-космический центр «Прогресс».Миноритарный акционер АО «КАУСТИК» в собрании акционеров не участвовал.

В Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе поступило обращение (вх. № 8 от 25.10.2021) акционера АО «Курорт Макопсе» - АО «КАУСТИК», содержащее сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации со стороны АО «Курорт Макопсе», по результатам рассмотрения которого контролирующим органом 27.12.2021 обращение АО «КАУСТИК» и материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Банка России для рассмотрения в соответствии с нормами КоАП РФ.

Определением Южного главного управления Банка России № 154535/1040-1 от 10.01.2022 в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ в отношении АО «Курорт Макопсе» отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Определением Южного главного управления Банка России № 154536/1040-1 от 10.01.2022 в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в отношении АО «Курорт Макопсе» отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с вышеуказанными определениями, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и отмене.

Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определен перечень случаев при которых проводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 67.1 ГКРФ акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Закона №208-ФЗ аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого спим договора.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 88 Закона №208-ФЗ, общество обязано привлечь для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами.

В соответствии с Информационным сообщением Минфина России от 11.01.2021 № ИС-аудит-37, бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит. Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона «Об акционерных обществах».

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 48 Закона №208-ФЗ, утверждение аудитора общества относится к компетенции общего собрания акционеров общества.

Судом установлено, что на годовом общем собрании акционеров общества, проходившем 04.06.2021 в форме заочного голосования (далее - Собрание), по вопросу повестки дня собрания «Утверждение аудитора Общества на 2021 год» было принято решение: «Для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2021 год аудитора не утверждать».

По мнению заявителя, не привлечение АО «Курорт Макопсе» для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности индивидуального аудитора свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ.

Объективной стороной состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ, является нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда).

Как следует из материалов дела, 04.06.2021 в форме заочного голосования состоялось годовое общее собрание акционеров АО «Курорт Макопсе», в повестку дня которого в том числе был включен вопрос № 9 «Утверждение аудитора Общества на 2021 год». Решения, принятые Собранием зафиксированы в Протоколе № 2-2021 ГОСА.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, если для принятия решения Законом №208-ФЗ не установлено иное.

При анализе Протокола № 2-2021 ГОСА Управлением установлено, что по вопросу № 9 «Утверждение аудитора Общества на 2021 год», включенному в повестку дня Собрания, предложен следующий проект решения: «Аудитора Общества для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2021 год не утверждать». Большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций Общества, принимающих участие в Собрании, по вопросу № 9 «Утверждение аудитора Общества на 2021 год» повестки дня Собрания было принято решение аудитора Общества для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2021 год не утверждать.

Согласно представленным Обществом пояснениям, по состоянию на 24.11.2021 (дату исполнения Запроса Банка России о предоставлении документов) договор оказания аудиторских услуг между Обществом и аудиторской организацией (аудитором) не заключался.        

В соответствии с законодательством общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров (статья 47 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах"). Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года. На годовом общем собрании акционеров должны решаться в том числе вопросы об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.

Согласно законодательству и нормативным актам Банка России (пункт 3 статьи 52 Закона об АО и пункт 3.7 Положения Банка России от 16.11.2018 № 660-П «Об общих собраниях акционеров») при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества лицам, имеющим право на участие в этом собрании, должна быть предоставлена в том числе годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение о ней.

В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" информация (материалы), предусмотренная настоящей статьей, в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров, а если это предусмотрено уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, также на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения

Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (части 2, 3 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете).

Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (далее - Положение по бухгалтерскому учету), бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

В соответствии с пунктом 12 Положения по бухгалтерскому учету для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой (датой, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность) считается последний календарный день отчетного периода.

Согласно положениям статьи 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (часть 1 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете).

В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

Таким образом, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность общества за 2021 год и аудиторское заключение о ней, должны быть составлены и представлены обществом в налоговый орган по месту его нахождения не позднее 01.04.2022.

В связи с чем, доводы заявителя о нарушении АО «Курорт Макопсе» требований пункта 3 статьи 52 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" не находят подтверждения.

На основании вышеизложенного, административный орган при вынесении оспариваемого определения № 154535/1040-1 от 10.01.2022 пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении АО «Курорт Макопсе», в связи с отсутствием события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Обязанность осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг, а также условия возникновения такой обязанности предусмотрены статьей 92 Закона об АО, статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг, Положением Банка России от 27.03.2020 № 714-П2 и распространяются на публичные акционерные общества, непубличные акционерные общества с числом акционеров более пятидесяти, на непубличные акционерные общества в случае публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг.

АО «КАУСТИК» считает, что аудиторское заключение АО «Курорт Макопсе»  отсутствует, годовая отчетность за 2021 год вместе с аудиторским заключением в сети «Интернет» не раскрыты, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП,

В соответствии с положениями Главы 58 Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П акционерное общество в соответствии со статьей 92 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" обязано раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается вместе с аудиторским заключением о ней путем опубликования ее текста на странице в сети «Интернет» в срок не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения о ней, но не позднее 120 дней с даты окончания отчетного года. Текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с аудиторским заключением о ней должен быть доступен на странице в сети «Интернет» в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети «Интернет».

Согласно пункту 1.1 статьи 92 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о рынке ценных бумаг общество может быть публичным или непубличным, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Из материалов дела следует, что Устав АО «Курорт Макопсе» в редакции, утвержденной решением общего собрания акционеров (Протокол б/н от 10.11.2015), а также его фирменное наименование содержат указание на то, что общество является непубличным.

Согласно сведениям, имеющимся у Банка России, количество акционеров АО «Курорт Макопсе» составляет менее пятидесяти.

Таким образом, основания, в силу которых АО «Курорт Макопсе» обязано раскрывать информацию на рынке ценных бумаг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с аудиторским заключением о ней, у общества отсутствуют.

На основании вышеизложенного, административный орган при вынесении оспариваемого определения № 154536/1040-1 от 10.01.2022 пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении АО «Курорт Макопсе», в связи с отсутствием события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, оспариваемые определения являются законными и обоснованными, а заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решением административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь указанными нормативными правовыми актами, статьями 29, 64-71, 137, 156, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                               Н.В. Хахалева