ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-7198/16 от 11.04.2016 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-7198/2016

г. Краснодар                                                                                    14  апреля  2016 года

резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2016 года

полный текст решения изготовлен 14 апреля 2016 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи  Суминой О.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зекох З.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Прикубанского округа г. Краснодара

к обществу с ограниченной ответственностью «Кадуцей», г. Краснодар

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1,

от заинтересованного лица: ФИО2, директор, ФИО3, по доверенности от 11.04.2016,

установил: прокурор Прикубанского округа г. Краснодара обратился в Арбитражной суд Краснодарского края с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.02.2016 ООО «Кадуцей».

Заявитель поддержал заявление, указав, что правонарушение Обществом устранено.

ООО «Кадуцей» согласившись с предъявленными требованиями и признав совершение им административного правонарушения приняло меры по устранению выявленных нарушений. Так ООО «Кадуцей»:

-приобретены отсутствующие препараты "Бифидобактерин", "Изосорбида динитрат", "Тетрациклин" (глазная мазь) входящие в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, согласно приложению №4 к распоряжению Правительства РФ от 30.12.2014г. №2782-р.;

-обновляется по мере опубликования обновленного реестра на сайте здравоохранения Краснодарского края государственный Реестр жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

-Холодильное оборудование настроено на нужную температуру, ежедневно проверяется и фиксируется в "Журнале учета влажности и температурного режима в помещениях и холодильном оборудовании".

Кроме того в соответствии с требованиями Представления об устранении на рушений федерального законодательства в сфере здравоохранения от 20.02.2016г. №07-01-16 за допущенные нарушения законодательства и ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей привлечена к дисциплинарному взысканию заведующая аптеки ФИО4 (Приказ о дисциплинарном взыскании №1 от 25.02.2016г.).

Общество указало, что не привлекалось к административной ответственности в данной сфе­ре, имущественное по­ложение Общество в настоящее время является критическим, в связи с чем, Общество ходатайствует о снижении размера штрафа ниже низшего размера, предусмотренной санкцией ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела (статья 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая отсутствие возражений со стороны заявителя, заинтересованного лица против перехода к судебному разбирательству,  суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Изучив материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующее.

Прокуратурой округа, совместно со специалистом управления здравоохранения администрации г. Краснодара, 05.02.2015 проведена проверка законности осуществления фармацевтической деятельности ООО «Кадуцей» в аптечном пункте по адресу: <...>.

В ходе проверки в действиях ООО «Кадуцей» выявлен ряд нарушений действующего законодательства о лицензировании.

Так, в ходе проверки установлено, что в данной аптеке отсутствовали препараты «Бифидобактерии бифидум», «Изосорбида динитрат», «Тетрациклин» (мазь глазная), что является нарушением минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, согласно приложения 4 к распоряжению Правительства РФ от 30.12.2014 №2782-р.

Также проверка показала, что в данной аптеке не заполнены журналы регистрации параметров воздуха (журналы показаний термометров и гигрометров), что является нарушением п.7 р.Ш приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010.

Помимо этого, нарушен режим холодильного оборудования. В холодильнике, предназначенном для хранения лекарственных препаратов при температуре от + 8 до + 15 на момент проверки зафиксирована температура + 3 С.В результате чего нарушены условия хранения следующих препаратов: «Гепарин» (требуемая температура хранения от +12 до +15 , находился при температуре + 3 С), «Бесалол» (требуемая температура хранения от + 8 до +15 , находился при температуре + 3 С), «Перца водного экстракт» (требуемая температура хранения от + 8, находился при температуре + 3 С), «Радевит» (требуемая температура хранения от + 4 до +10 С, находился при температуре + 3С, что является нарушением п.32,33 р.VI  приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 №706 Н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств от 23.08.2010№ 706 H «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (далее - Положение), лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать определенным лицензионным требованиям.

В соответствии с п. 6 Положения, при выявлении в ходе проверки грубых нарушений лицензионных требований аптечная организация привлекается к административной ответственности, которая предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. В свою очередь, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пп. «а»-«з» п. 5 Положения.

В частности, в соответствии с пп. «а» п. 5 Положения, для получения лицензии необходимо наличие помещений и оборудования, принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям.

Согласно пп. «з» п. 5 Положения, необходимо также соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, соответствующих правил хранения лекарственных средств.

В соответствии с пп. «г» п.5 Положения, также необходимо соблюдение части 6 статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», которой предусмотрено обеспечение утвержденного Правительством Российской Федерации минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении ООО «Кадуцей» постановления от 20.02.2016 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ,   материалы дела направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Краснодарского края.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Диспозиция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Лицензирование фармацевтической деятельности предусмотрено пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Лицензионные требования для осуществления фармацевтической деятельности установлены в пункте 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение N 1081).

Пунктом 6 Положения N 1081 установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

Факт совершения вменяемого Обществу правонарушения подтвержден материалами дела.

Исходя из объекта посягательства, особо охраняемой государством сферы общественных отношений, характера и обстоятельств совершения рассматриваемого правонарушения, оснований для признания его малозначительным и освобождения от административной ответственности с применением статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 4 статьей 14.14 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении № 4-П от 25.02.2014, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Таким образом, из содержания Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П и названных норм, следует, что суд вправе снизить размер назначенного административного штрафа в исключительных случаях, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

При установленных обстоятельствах, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, суд считает возможным снизить размер штрафа ниже минимальной санкции установленной частью 4 статьей 14.1 КоАП и назначить обществу административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Реквизиты: УФК по Краснодарскому краю (Прокуратура Краснодарского края л/с <***>), ИНН <***>, КПП 230901001, БИК 040349001, ОКТМО 03701000, расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ банка России по Краснодарскому краю, КБК 41511690010016000140.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 31.5 Кодекса при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии со ст. 208 АПК РФ при рассмотрении судом дел о привлечении юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица к административной ответственности госпошлина не уплачивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Кадуцей», ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                      О.С. Сумина