ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-7271/20 от 22.12.2020 АС Краснодарского края

г. Краснодар Дело № А32-7271/2020 28 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 22.12.2020.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 28.12.2020.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

акционерного общества фирмы «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева (ОГРН <***>), Краснодарский край, ст. Выселки,

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, г. Краснодар,

об оспаривании предписания,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 13.12.2019 № 956;

от заинтересованного лица: не явился, уведомлен;

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева (далее по тексту – юридическое лицо, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 6-9, 11-13, 18-22 предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 14.11.2019 № 13/3/22, выданного Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее по тексту – контролирующий орган).

Заявитель в судебном заседании присутствовал.

От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований. Просит считать заявленными требованиями по делу: о признании недействительными пунктов 1, 2, 6-9, 18-22 предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 14.11.2019 № 13/3/22, выданного Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю.

В остальной части заявил отказ от заявленных требований.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. Отказ от части требований судом рассмотрен и принят. В этой части производство по делу подлежит прекращению в соответствии со статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель настаивал на удовлетворении уточненных заявленных требований.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилось.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

В судебном заседании 21.12.2020 объявлен перерыв до 22.12.2020 до 14 час. 00 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено, в отсутствии лиц, участвующих в деле. Аудиозапись судебного заседания после перерыва не ведется, в связи с отсутствием лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассматривается по правилам статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).

Суд, заслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Акционерное общество фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 14.10.2002, ИНН <***>, адрес (место нахождения): Краснодарский край, Выселковский район, ст. Выселки, ул. Степная, д. 1.

Во исполнение распоряжения главного государственного инспектора Красноармейского района по пожарному надзору от 25.09.2019 № 13, руководствуясь Федеральными законами от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 №305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» в период с 18.10.2019 по 14.11.2019 контролирующим органом была проведена плановая выездная проверка АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева.

Как следует из пункта 6 распоряжения ГУ МЧС по Краснодарскому краю о проведении плановой, выездной проверки юридического лица от 25.09.2019 № 13 проверка производится с целью контроля исполнения ранее выданного предписания № 3/3/22 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 23.04.2019.

Согласно пункту 2 распоряжения ГУ МЧС по Краснодарскому краю о проведении плановой, выездной проверки юридического лица от 25.09.2019 № 13 проверялось место фактического осуществления деятельности: 353840, Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Старонижестеблиевская, ул. Батарейная, 4.

По указанному адресу находится обособленное структурное подразделение «Ангелинский элеватор» АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева (далее по тексту - структурное подразделение), созданное на основании приказа АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева от 03.10.2016 № 2478.

По итогам проверки АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева выдано предписание по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 14.11.2019 № 13/3/22 со сроком исполнения до 18.05.2020.

Общество, не согласившись с пунктами 1, 2, 6-9, 18-22 предписания контролирующего органа по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 14.11.2019 № 13/3/22, обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу о признании их недействительным (уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ).

Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Из статей 17 и 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) следует, что органы государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения, доказывать обоснованность своих действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела, в период с 18.10.2019 по 14.11.2019 на основании распоряжения главного государственного инспектора Красноармейского района по пожарному надзору от 25.09.2019 № 13 контролирующим органом была проведена плановая выездная проверка исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания № 3/3/22 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 23.04.2019.

С целью устранения выявленных нарушений контролирующим органом обществу выдано предписание от 14.11.2019 № 13/3/22, в соответствии с которым заявителю необходимо в срок до 18.05.2020 устранить следующие выявленные нарушения установленных требований в области гражданской обороны:

Пункт 1: В организации, продолжающей работу в военное время, не осуществлено планирование проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах экономики;

Пункт 2: В организации, продолжающей работу в военное время, не осуществлена подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах экономики;

Пункт 3: В организации не осуществляется подготовка мероприятий, по фактическому оснащению и подготовке, обеспечивающие готовность нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне к применению по предназначению в сроки, не превышающие 6 часов для мирного времени и 3 часа для военного времени (для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне);

Пункт 4: Организацией не спланированы действия противопожарных формирований;

Пункт 5: Организацией не спланированы взаимодействие противопожарных формирований с другими видами пожарной охраны;

Пункт 6: Количество работников (работников в структурном подразделении), уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, не соответствует нормам;

Пункт 7: Не установлено количество работников (работников в структурном подразделении), уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, локальным нормативным актом организации;

Пункт 8: В организации не утверждено штатное расписание структурного подразделения организации (работников), уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Пункт 9: Организацией не осуществляется создание (строительство) объектов гражданской обороны;

Пункт 10: Не осуществляются мероприятия для приборов радиационной, химической разведки и контроля по их накоплению, учету, хранению, использованию, восполнению;

Пункт 11: Организацией не подготовлены к проведению мероприятия по: эвакуации работников и членов их семей в безопасные районы из зон возможных опасностей; рассредоточению работников организации, продолжающей свою деятельность в военное время, в зонах возможных опасностей;

Пункт 12: Организацией не подготовлены безопасные районы (для организации, продолжающих работу в военное время) для: размещения работников и членов их семей, подлежащих эвакуации; размещения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

Пункт 13: Организацией не организовано: разработка и согласование с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе; получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

Пункт 14: Не организовано наблюдение и лабораторный контроль организацией, имеющей специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения);

Пункт 15: Организацией не созданы силы гражданской обороны для: проведения санитарной обработки работников; обеззараживания здании и сооружений, специальной обработки-техники и территорий;

Пункт 16: Не обеспечены организацией силы гражданской обороны средствами радиационной и биологической разведки и контроля;

Пункт 17: Организацией не созданы запасы дезактивирующих веществ и растворов; запасы дегазирующих веществ и растворов;

Пункт 18: Организацией не спланированы мероприятия по: усилению охране организации, подлежащих, обязательной охране органами внутренних дел; усилению охране имущества юридических и физических лиц по договорам; принятию мер по охране имущества, оставшегося без присмотра;

Пункт 19: Организацией не разработаны планы действии коммунальных служб для: аварийных формирований; ремонтно-восстановительных формирований;

Пункт 20: Организацией не созданы резервы мобильных средств для: очистки воды; опреснения воды; транспортировки воды;

Пункт 21: Организацией не созданы необходимые запасы на водопроводных станциях: реагентов; реактивов; консервантов; дезинфицирующих средств;

Пункт 22: Организацией не созданы запасы (для организаций, предоставляющих населению коммунальные услуги): резервуаров и емкостей; сборно-разборных трубопроводов; мобильных резервных источников энергии; автономных источников энергии; иного необходимого оборудования и технических средств.

По результатам рассмотрения доводов общества относительно недействительности пунктов 1, 2, 6-9, 18-22 предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 14.11.2019 № 13/3/22, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее по тексту - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац 8 статьи 1 Закона N 28-ФЗ).

Пунктами 1, 2 предписания контролирующего органа установлено устранить следующие нарушения:

1) В организации, продолжающей работу в военное время, не осуществлено планирование проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах экономики;

2) В организации, продолжающей работу в военное время, не осуществлена подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах экономики.

С 29.10.2019 вступила в силу редакция от 01.05.2019 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Исходя из положений новой редакции абз.2 ч.2 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ ред. "О гражданской обороне", организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Таким образом, из указанного абзаца законодателем исключена обязанность по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Как следует из Приложения к Свидетельству о регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов А30-00417 от 03.08.2018, выданного Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к объектам третьего класса опасности относится Элеватор ЛВ3*175 предприятия «Ангелинский элеватор», Элеватор М4*175 предприятия «Ангелинский элеватор», Цех по производству крупы предприятия «Ангелинский элеватор», Сеть газопотребления предприятия «Ангелинский элеватор».

Объектов I и (или) II класса опасности на территории предприятия «Ангелинский элеватор» не зарегистрировано, равно как и особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности

Таким образом, пункты 1 и 2 обжалуемого предписания не подлежат исполнению со стороны заявителя, так как в силу изменения законодательства отпала обязанность по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих объекты III класса опасности, что является основанием для признания указанных пунктов предписания недействительными.

Пунктами 6-8 оспариваемого предписания юридическому лицу вменяется то, что количество работников (работников в структурном подразделении), уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, не соответствует нормам; не установлено количество работников (работников в структурном подразделении), уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, локальным нормативным актом организации; не утверждено штатное расписание структурного подразделения организации (работников), уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

Согласно пункту 5.1 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782, количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учетом численности ее представительств и филиалов:

В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников: до 500 человек включительно - 1 освобожденный работник; от 501 до 2000 человек включительно - 2 - 3 освобожденных работника; от 2001 до 5000 человек включительно - 3 - 4 освобожденных работника; свыше 5001 человека - 5 - 6 освобожденных работников.

Согласно пунктам 4, 6 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782, количество работников структурного подразделения по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.

Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.

Как следует из имеющихся в материалах дела устава, приказа от 03.10.2016 № 2478 о создании обособленного структурного подразделения, выписки из ЕГРЮЛ, предприятие «Ангелинский элеватор» АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева не является ни филиалом, ни представительством общества, следовательно, пункты 4, 5, 6 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782, на указанное обособленное структурное подразделение не распространяется, что свидетельствует о неправомерности изложенных в пунктах 6-8 предписания требований.

В пункте 9 оспариваемого предписания обществу указывается на то, что организацией не осуществляется создание (строительство) объектов гражданской обороны.

В силу статьи 2 Закона N 28-ФЗ предоставление населению убежищ относится к основным задачам в области гражданской обороны.

Согласно статье 6 Закона о гражданской обороне к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение порядка создания убежищ.

В соответствии с пунктом 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 (далее - Порядок №1309), убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных; для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.

Согласно пункту 7 Порядка № 1309 создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральные органы исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 9 Порядка № 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно пункту 10 Порядка № 1309 организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Из пункта 11 Порядка № 1309 следует, что создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и в военное время осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В материалы дела не представлены какие-либо доказательства того, что соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации разработан план создания объектов гражданской обороны в мирное время на территории Краснодарского края, а также о принятии нормативных документов по созданию объектов гражданской обороны и определении общей потребности в объектах гражданской обороны для организаций.

С учетом изложенного, пункт 9 предписания о возложении на общество обязанности по созданию защитного сооружения гражданской обороны для размещения (укрытия) работников структурного подразделения в станице Старонижестеблиевской не соответствует действующему законодательству.

Обществу пунктом 18 оспариваемого акта предписывается спланировать мероприятия по: усилению охране организации, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел; усилению охране имущества юридических и физических лиц по договорам; принятию мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

В соответствии с частью 4 подпункта 16.10 пункта 16 Приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской-обороны в муниципальных образованиях и организациях» предусмотрены мероприятия, которые в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют организации, такие как усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

Заявитель указывает, что фактически охрана предприятия «Ангелинский элеватор» осуществляется собственной службой контроля АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева.

В своем отзыве ГУ МЧС России по Краснодарскому краю не привело норм права, в силу которых обособленное структурное подразделение предприятие «Ангелинский элеватор» подлежит обязательной охране органами внутренних дел.

Указание ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в предписании в качестве нормативного документа, требование которого нарушено, на п. 15 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации и п. 16.10 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, которые содержат только требования в отношении объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, но не содержат перечня этих объектов или порядка их определения, не может быть принято судом, на основании следующего.

Согласно пункту 25 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» в обязанности полиции входит: обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, предприятие «Ангелинский элеватор» не названо законом в качестве обязательного объекта охраны органами внутренних дел.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством Российско й Федерации.

Как следует из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 928-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации» обязательной охране войсками национальной гвардии подлежат здания-судов, органов прокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, здания, хранилища государственных музеев, библиотек, архивов, музеев-заповедников (музеев-усадеб), относящиеся к объектам культурного наследия федерального и регионального значения, комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, юридических лиц с особыми уставными задачами и на объектах, подведомственных Минприроды России, а также ряд иных объектов.

Таким образом, предприятие «Ангелинский элеватор» не названо в перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии.

Обязанности по принятию мер по охране имущества возложены законом на полицию и на войска национальной гвардии в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», а именно: принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества,оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

Согласно подпункта 8 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии в целях обеспечения режима чрезвычайного положения вправе принимать неотложные меры по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, при обеспечении режима чрезвычайного положения, в том числе на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.

На основании вышеизложенных норм, суд приходит к выводу о том, что пункт 18 оспариваемого предписания возлагает на заявителя обязанности, не установленные для него законами или иными нормативно-правовыми актами, поскольку он не отнесен к объектам, подлежащим обязательной охране органами внутренних дел, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.

Обществу в оспариваемых пунктах 19, 20, 21, 22 предписания указано устранить следующие нарушения: не разработаны планы действии коммунальных служб для: аварийных формирований; ремонтно-восстановительных формирований; не созданы резервы мобильных средств для: очистки воды; опреснения воды; транспортировки воды; не созданы необходимые запасы на водопроводных станциях: реагентов, реактивов, консервантов, дезинфицирующих средств; не созданы запасы (для организаций, предоставляющих населению коммунальные услуги): резервуаров и емкостей; сборно-разборных трубопроводов; мобильных резервных источников энергии; автономных источников энергии; иного необходимого оборудования и технических средств.

Из пункта 18 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, следует, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются: обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий; создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения; создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.

Согласно пункту 16.11 Приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2008 N 12740), по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, и планирование их действий; создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации; создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

В материалы дела контролирующим органом не было представлено доказательств того, что проверяемое обособленное структурное подразделение общества является организацией, предоставляющей коммунальные услуги по водоснабжению, и имеет в своем штате коммунальные службы.

При таких обстоятельствах пункты 19-22 предписания следует признать недействительными, в виду того, что предприятие «Ангелинский элеватор» не отнесено к коммунальным службам и в частности не является поставщиком воды для нужд населения.

На основании вышеизложенного, требования юридического лица по настоящему делу являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований – удовлетворить. Считать заявленными требованиями по делу: о признании недействительными пунктов 1, 2, 6-9, 18-22 предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 14.11.2019 № 13/3/22, выданного Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю.

В остальной части отказ заявителя от заявленных требований – принять. Производство по делу в части отказа – прекратить.

Признать недействительными пункты 1, 2, 6-9, 18-22 предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 14.11.2019 № 13/3/22, выданного Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю.

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) пользу акционерного общества фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева (ОГРН <***>, ИНН <***>, Краснодарский край, Выселковский район, ст. Выселки, ул. Степная, д. 1) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в течение 1 месяца со дня его принятия.

Судья Н.В. Хахалева