ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-729/2022 от 01.09.2022 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                                          Дело № А32-729/2022

05 сентября 2022 года 

Резолютивная часть решения суда объявлена 01.09.2022.

Полный и мотивированный текст решения суда изготовлен 05.09.2022.

            Арбитражный суд в составе судьи А.В. Лесных, при ведении протокола помощником судьи Поповской А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление

ПАО «Россети Кубань» в лице филиала Сочинские электрические сети

к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, г. Краснодар

- об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 28.12.2021 № 06-34-28/2021.

- о признании незаконным предписания от 20.12.2021 № 29.

При участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 - доверенность,

от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Россети Кубань» в лице филиала Сочинские электрические сети (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – заинтересованное лицо):

- об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 28.12.2021 № 06-34-28/2021.

- о признании незаконным предписания от 20.12.2021 № 29.

Представитель заявителя в судебном заседании присутствовал, изложил доводы, указанные в заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании присутствовал, против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве, заявил устное ходатайство об уточнении требований, согласно которому просит признать незаконным предписание № 28 ввиду технической ошибки при первоначальной подачи заявления. Указанное ходатайство подлежит удовлетворению судом.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

В адрес отдела государственного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ЮМТУ Росстандарта поступило обращение гр. ФИО3 (вх. № 7.06/11-836-168ж от 14.10.2021, дополнения к обращению вх. № 7.06.11-855-168 ж от 20.10.2021), содержащее информацию о возможных нарушениях законодатель­ства при поставке (продаже) ПАО «Россети Кубань» (ранее - ПАО «Кубаньэнерго») некаче­ственной электроэнергии по адресу Краснодарский край, г. Сочи, <...>.

Согласно положениям части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ «О государ­ственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», основани­ем для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индика­торами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

На основании приказа от 29.11.2021 № 01-30/4358 заместителя руководителя по госу­дарственному надзору в ЮФО ЮМТУ Росстандарта, решения прокуратура Краснодарского края от 30.11.2021, в отношении ПАО «Россети Кубань» проведена внеплановая выездная проверка в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий составлен акт проверки
№ 7.06.34-76 от 20.12.2021, из которого следует, что проверенная электрическая энергия поставляемая (продаваемая) ПАО «Россети Кубань» по договору для реализации потребителям Краснодар­ский край, г. Сочи, <...>) по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользо­вателям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц, не соответствует обязательным требования ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» п. 4.2.2 (по медленным изменениям напряжения), соблюдение которых соответствует п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей).

По результатам проверки ПАО «Россети Кубань» было выдано предписание об устра­нении нарушений от 20.12.2021 № 298. Предписание получено представителем ПАО «Россети Кубань» по доверенности 20.12.2021.

В отношении юридического лица ПАО «Россети Кубань» был составлен протокол об административном правонарушении № 74 от 20.12.2021 по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 74 от 20.12.2021 составлен в присутствии представителя ПАО «Россети Кубань» по доверенности ФИО4­ (доверенность от 19.01.2021 № 119/10-1777), уведомленного о времени и месте составле­ния протокола об административном правонарушении должным образом, (уведомление о со­ставлении протокола об административном правонарушении от 17.12.2021 исх. № 7.06/34-1005 (вх. № РК/1200/4255-по от 17.12.2021).

ПАО «Россети Кубань» о времени и месте рассмотрения дела об административном пра­вонарушении уведомлено надлежащим образом.

28.12.2021 заместителем начальника отдела государственного надзора по Краснодар­скому краю и Республике Адыгея ЮМТУ Росстандарта, учитывая обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ПАО «Россети Кубань» привлекалось к административной ответственности постановлением от 26.10.2021 № 06-48-20/2021, вступившим в законную силу 06.11.2021) в отношении ПАО «Россети Кубань» было вынесено постановление № 06-34-28/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере                  140 000 рублей.

В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ ПАО «Россети Кубань» было вынесено представление от 28.12.2021 № 33 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением и предписанием контролирующего органа общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

            Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие требования технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшем причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшем угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Субъектом данного правонарушения являются юридическое лицо - исполнитель, продавец.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 35-ФЗ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Согласно определениям, данным в статье 3 Федерального закона № 35-ФЗ, субъекты электроэнергетики - это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потре­бителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие по­ставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), от­вечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электриче­ской энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике).

Пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнерге­тических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполне­ния своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потреби­телей и качество электрической энергии.

Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004, предусмотрено, что при исполнении договора сетевая органи­зация обязана, в том числе, обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки по­требителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается дого­вор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с со­блюдением величин аварийной и технологической брони.

На основании ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стан­дартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабже­ния.

ПАО «Россети Кубань» является территориальной сетевой организацией, которая обеспечивает поставку и передачу электроэнергии.

ПАО «Россети Кубань», являясь территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи, отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадле­жащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надеж­ность снабжения их электрической энергией, ее качество и соблюдение иных обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о Техническом регулировании в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Феде­ральный закон № 184-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 184-ФЗ, настоящий закон регулирует отноше­ния, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требо­ваний к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа­ции и утилизации.

Статья 2 Федерального закона № 184-ФЗ устанавливает понятие технического регулиро­вания, как правовое регулирование отношений в области установления, применения и ис­полнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требовани­ями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строитель­ства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процес­сам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ требования к про­дукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям:

-           защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу со­ответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продук­ции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа­ции и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием под­лежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и до­кументов.

Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (п. 4.2.1,
п. 4.2.2).

По результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении ПАО «Россети Кубань» было установлено, что проверенная электрическая энергия поставляемая (продаваемая) ПАО «Россети Кубань» по договору для реализации потребителям Краснодарский край, г. Со­чи, <...>) по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электри­ческих сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц, не соответствует обязательным требования ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совмести­мость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в систе­мах электроснабжения общего назначения» п. 4.2.2 (по медленным изменениям напряжения), соблюдение которых соответствует п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года
№ 184-ФЗ «О техническом регулировании» (защиты жизни и здоровья граждан, имущества физи­ческих лиц; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей).

Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт поставки электроэнергии, соответствующей требованиям ГОСТ. Информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ, реализуемой гражданам не представ­лена.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Субъектом данного правонарушения являются юридическое лицо - исполнитель, продавец, которые в соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ признаются виновными в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена администра­тивная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в его действиях ви­ны в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмот­рена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Из комплексного анализа приведенных норм законодательства Российской Феде­рации следует, что ПАО «Россети Кубань», являясь территориальной сетевой организа­цией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи, отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией, ее качество и соблюдение иных обяза­тельных требований, установленных законодательством Российской Федерации о техни­ческом регулировании.

Доводы общества о том, что в протоколе, предписании и постановле­нии указаны сведения, не соответствующие действительности, судом отклоняется.

Ввиду того, что доводы ПАО «Россети Кубань» указанные в пунктах 1.1 - 1.4 жалобы о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонаруше­нии от 28.12.2021 № 06-34-28/2021 связаны непосредственно с порядком проведения исследований (испытаний, измерений), экспертизы электрической энергии, отделом государственно­го надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в адрес ФБУ «Астраханский ЦСМ» (организация проводившая исследования (испытания, измерения) экспертизу) было направлено письмо № 7.06/34-124 от 02.02.2022 с просьбой предоставить письменные пояснения по каж­дому доводу, указанному в жалобе от 30.12.2021.

18.02.2022 ФБУ «Астраханский ЦСМ» письмом № 04-08/456 от 18.02.2022 в адрес отдела государственного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея было предоставлено письмо с ответами на доводы ПАО «Россети Кубань».

Согласно письму ФБУ «Астраханский ЦСМ» № 04-08/456 от 18.02.2022:

«В связи жалобой на постановление № 06-34-28/2021 от 28.12.2021 о том, что выбранный пункт контроля не находится на границе раздела балансовой принадлежности между обществом и потребителем является необоснованной в части применения п. 5.1.2.3 ГОСТ 33073-2014 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения». Данный пункт позволяет организацию контроля качества электроэнергии в точке передачи ЭЭ данному пользователю электрической сети и контроль КЭ проводят в ближайшей к ней доступной точке электрической сети, в которой возможно подключение СИ (прибора контроля КЭЭ), условиями, оговоренными данным пунктом, то есть без применения спецтехники.

В соответствии с протоколом измерений, заключением по результатам измерений ука­зан прибор (Измеритель влажности и температуры, давления ИВТМ-7 М 6-Д), для контроля параметров внешней среды и измеренные им параметры в виде максимальных и минимальных значений измеренных параметров. В период отбора проб температура не опускалась ниже 20 °С и не поднималась до 55 °С, влажность воздуха не поднималась выше 90%, давление находи­лось в диапазоне (84... 106) кПа. Данные параметры определялись и могут легко быть провере­ны путем поиска на ресурсах интернета информации по данной местности и датам.

В соответствии с п. 1.4 жалобы на постановление № 06-34-28/2021 от 28.12.2021 о том, что не учтены провалы напряжения и перенапряжения сети являются не корректной и не компетентной. Провалы напряжения и перенапряжения сети исследуются отдельно и при отборе проб не были заказаны «Заказчиком». Данные показатели электрической энергии не влияют на медленные изменения напряжения сети 4.2.2. ГОСТ 32144-2013 в соответствии с ГОСТ 33073-2014.».

Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотно­шений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом. В силу пункта 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде­рации арбитражный суд возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден пре­тензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если такой по­рядок является обязательным в силу закона.

В соответствии с пунктами 45, 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда Россий­ской Федерации от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования спо­ров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» (далее - По­становление от 22.06.2021 № 18) для целей применения абзаца третьего части 5 статьи 4 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездей­ствия) государственного органа (должностного лица), считается исчерпавшим административ­ные средства защиты, если жалоба подана им с соблюдением установленных законодатель­ством требований. Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по делам об обжаловании подсудных арбитражным судам решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Фе­дерации», положения которого вступают в силу с учетом особенностей, установленных статьей 98 указанного Федерального закона (пункт 47 Постановления от 22.06.2021 № 18).

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государ­ственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - За­кон № 248-ФЗ) правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 ука­занного Федерального закона (часть 1); судебное обжалование решений контрольного (надзор­ного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудеб­ного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездей­ствия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (часть 2).

Статьей 98 Закона № 248-ФЗ установлен порядок его вступления в силу, согласно кото­рому названный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для ко­торых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

В части 3 статьи 98 Закона № 248-ФЗ указано, что часть 2 статьи 39 данного закона всту­пает в силу с 1 января 2023 года, при этом частью 13 статьи 98 Закона № 248-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 утвержден перечень видов феде­рального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется с 1 июля 2021 года обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, среди которых в том числе Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонен­тов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), ав­томобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, и обязательных требо­ваний, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответ­ствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного то­ка частотой 50 Гц.

Таким образом, процедура досудебного обжалования предписания № 28 от 20.12.2021 в данном случае является обязательной.

В соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» кон­тролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального кон­троля, имеют право на досудебное обжалование:

1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

2)  актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявлен­ных нарушений;

3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

ПАО «Россети Кубань» не был соблюден досудебный порядок обжалования реше­ний контрольного (надзорного) органа, а именно: предписания № 28 от 20.12.2021, предусмотренный главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государствен­ном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Позиция ЮМТУ Росстандарта подтверждается судебной практикой рассмотрения анало­гичных споров судами вышестоящих инстанций: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по делу № А60-35633/2021, Поста­новление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 по делу № А60-48635/2021, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по делу
№ А50-26270/2021.

Предписание представляет собой документ, указывающий нарушителю о необходимости устранения выявленных государственным органом нарушений, с указанием срока устранения.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О госу­дарственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устране­нии выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) вправе осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица   органа   государственного   контроля   (надзора),   проводившие   проверку,   в   пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, что и было выполнено Краснодарским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта.

Предписание № 28 Обществу было выдано 20.12.2021.

Предписано устранить нарушения требований ГОСТ 32144-2013 приняв все возможные и предусмотренные законом и договором меры при исполнении функций гарантирующего поставщика, в том числе, в рамках взаимодействия с иными субъектами электроэнергетики в условиях заключенных гражданско-правовых договоров с соблюдением требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики.

Одновременно Обществу разъяснено о последствиях неисполнения выданного предписания, привлечения к административной ответственности по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, действия ЮМТУ Росстандарта по выдаче предписания являются законными и обоснованными, процессуальных нарушений со стороны ЮМТУ Росстан­дарта не допущено, а основанием для выдачи Обществу предписания является выявление нарушений Обществом в сфере технического регулирования (п.1, п.3 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у административного органа правовых оснований для привлечения предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, что сторонами не оспаривается.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, привлечение общества к ответственности произведено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает в действиях заявителя малозначительности рассматриваемого правонарушения ввиду следующего.

Согласно положениям статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В пункте 18.1 названного постановления указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая общественную опасность совершенного заявителем правонарушения, характер общественных отношений, на которое оно посягает, судом не усматривается оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от ответственности.

Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Оценивая характер совершенного правонарушения и возможные негативные последствия его совершения, суд не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совершенное обществом правонарушение в области промышленной безопасности содержит угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях..

Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снижения размера штрафа ниже минимального размера надлежит учитывать ряд обстоятельств, в том числе характер административного правонарушения, степень и форму вины нарушителя, наступившие последствия; постделиктное поведение лица (пункты 1 - 7 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Все указанные обстоятельства должны быть оценены в совокупности.

Исследовав представленные материалы дела документы, суд установил, что достаточных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем не представлено.

Как указано выше, при снижении размера штрафа ниже низшего предела, судом должна быть дана оценка реального имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Сам по себе размер штрафа вне оценки финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица не может считаться избыточным. Суд должен установить, что примененная санкция с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

В данном случае, рассмотрев в совокупности обстоятельства совершения правонарушения, его последствия и степень вины предприятия, суд не установил оснований для снижения размера административного наказания ниже низшего предела.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф.

Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для заявителя необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности. Сведения о тяжелом финансовом положении общества в материалах дела отсутствуют.

Устранение нарушений не исключает ответственности общества, так как требования закона должны исполняться.

Кроме того, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах (140 000 рублей) не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 140 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.

Суд также отмечает, что административный штраф в размере 140 000 рублей назначен ввиду имеющихся отягчающих обстоятельств, так как общество ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производств по делам об административных правонарушениях не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, суд приходит к выводу о том, что производство по делу в части указанного требования общества в арбитражном суде следует прекратить по основаниям пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2022 по делу № А32-911/2022.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Ходатайство заявителя об уточнении требования удовлетворить.

Считать заявленными требования:

- об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 28.12.2021 № 06-34-28/2021.

- о признании незаконным предписания от 20.12.2021 № 28.

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.   

Судья                                                                                                              А.В. Лесных