Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
г.Краснодар Дело №А32-7979/2011
14 февраля 2012г.
Резолютивная часть объявлена 07 февраля 2012г.
Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2012г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.В. Орловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Л. Кособрюховой,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1, г. Горячий Ключ
к Новороссийской таможне, г. Новороссийск
о признании незаконным бездействия в период с 17.12.2010 по 22.04.2011, выразившегося в непредоставлении сведений по заявлению от 13.12.2010 о предоставлении отчета о расходовании денежных средств; о признании несоответствующим требованиям п. 5 ст. 121 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и приказа ФТС РФ от 23.12.2010 № 2554 предоставление отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни, за период с 01.01.2008 по 28.04.2010; об обязании предоставить отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни, за период с 01.01.2008 по 28.04.2010 (уточненные требования).
при участии:
от заявителя: ФИО2 – доверенность от 30.12.2009,
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,
У С Т А Н О В И Л :
Предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным бездействия в период с 17.12.2010 по 22.04.2011, выразившегося в непредоставлении сведений по заявлению от 13.12.2010 о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни; за период с 01.01.2008 по 13.12.2010, о признании несоответствующим требованиям п. 5 ст. 121 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и приказа ФТС РФ от 23.12.2010 № 2554 предоставление отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни, за период с 01.01.2008 по 28.04.2010; об обязании предоставить отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни, за период с 01.01.2008 по 28.04.2010 (с учетом принятых судом уточненный заявленных требований).
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Дело рассматривается по правилам ст.156, 200 АПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
ФИО1 зарегистрирована в качестве предпринимателя за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации 308230516800042, свидетельство о государственной регистрации серии 23 №007105462 от 16.06.2008.
Как следует из материалов дела, предприниматель ФИО1 обратилась в Новороссийскую таможню с письмом от 13.12.2010 о предоставлении ей отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни за период с 01.01.2008 по 13.12.2010. В установленный законодательством срок Новороссийской таможней данное требование о предоставлении вышеуказанных сведений исполнено не было.
04.02.2011 заявитель обратился с жалобой в Новороссийскую таможню на бездействие должностных лиц, выраженное в не предоставлении по заявлению предпринимателя отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни за период с 01.01.2008 по 13.12.2010.
Письмом от 16.02.2011 предприниматель был уведомлен о направлении вышеуказанной жалобы на рассмотрение в Южное таможенное управление.
Однако сведения о результате рассмотрения вышеуказанной жалобы у предпринимателя отсутствуют.
В связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным бездействия в период с 17.12.2010 по 22.04.2011, выразившегося в непредоставлении сведений по заявлению от 13.12.2010 о предоставлении отчета о расходовании денежных средств; о признании несоответствующим требованиям п. 5 ст. 121 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и приказа ФТС РФ от 23.12.2010 № 2554 предоставление отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни, за период с 01.01.2008 по 28.04.2010; об обязании предоставить отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни, за период с 01.01.2008 по 28.04.2010.
При рассмотрении дела и вынесении решения суд руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 73 ТК ТС денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 4 статьи 73 ТК ТС установлено, что по требованию плательщика таможенный орган представляет отчет о расходовании денежных средств (денег), уплаченных в качестве авансовых платежей, но не более чем за период, установленный законодательством государств - членов таможенного союза для возврата авансовых платежей.
Отчет представляется в письменной форме в порядке и сроки, которые определены законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с п. 5 ст. 121 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по письменному заявлению лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган не позднее 30 дней со дня получения такого заявления обязан в письменной форме предоставить указанному лицу отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, но не более чем за три года, предшествующие указанному заявлению. Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, должен содержать сведения за период, указанный в заявлении лица, по видам таможенных и иных платежей: о суммах поступивших авансовых платежей за период, указанный в заявлении, в том числе, если по заявлению плательщика статус авансовых платежей приобрели денежные средства, внесенные им ранее в виде денежного залога, либо излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи; о суммах авансовых платежей, израсходованных на уплату таможенных и иных платежей, внесение денежного залога, с указанием реквизитов документов, на основании которых осуществлялось бесспорное взыскание таможенных пошлин, налогов за счет неизрасходованного остатка авансовых платежей; о суммах авансовых платежей, возвращенных лицу с указанием реквизитов заявлений о возврате и решений о возврате.
Из материалов дела следует, что 21.12.2010 в Новороссийскую таможню поступило обращение предпринимателя ФИО1 от 13.12.2010 о предоставлении отчёта о расходовании денежных средств.
В установленный законом срок, 11.01.2011 Новороссийской таможней был подготовлен отчёт о расходовании денежных средств, внесённых в качестве авансовых платежей.
Согласно представленному Новороссийской таможней реестру, 12.01.2011 указанный отчёт был направлен заявителю по почте в виде простого письма.
Однако, по мнению заявителя, направление документов, содержащих финансовую информацию между заявителем и таможенным органом простым почтовым письмом является нарушением правил делопроизводства.
Вместе с тем, ни ТК ТС, ни Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не установлены особые требования к способу отправки либо вручения рассматриваемой формы документов. Указанными законодательными актами определена лишь форма отчёта - письменная и срок предоставления отчёта заявителю - не позднее 30 дней со дня получения заявления.
Кроме того, статьей 15 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», в соответствии с которой тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством.
Довод заявителя о том, что направление документов, содержащих финансовую информацию между заявителем и таможенным органом, именно заказным письмом предусмотрено Приказом ФТС РФ от 18.10.2004 № 160 (ред. от 27.05.2011) «О Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах», не принимается судом во внимание ввиду несостоятельности.
Так ссылка заявителя на п. 3.7 Инструкции «служебные письма» необоснованна ввиду того, что отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей по своей форме не является сложным письмом, таким образом, предъявляемые требования к оформлению служебных писем не относятся к оформлению отчетов о расходовании денежных средств, форма отчета о расходовании денежных средств утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, требования к содержанию закреплены в п. 5 ст. 121 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Кроме того, несостоятелен довод заявителя о том, что согласно п. 4.3.21 Инструкции отчет о расходовании денежных средств относится к документам, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, в связи с чем, подлинность подписи должностного лица таможенного органа заверяется печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, так как согласно примерному перечню, закрепленному в приложении 14, к таким документам относятся: акты (приема законченных строительством объектов, оборудования, выполненных работ; списания, экспертизы и т.д.); архивная копия; архивная справка; гарантийные письма (на выполнение работ, услуг и т.д.); денежные аттестаты; доверенности (на получение товарно-материальных ценностей, ведение дел в арбитраже и т.д.); договоры (о материальной ответственности, поставках, подрядах, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений, производстве работ и т.д.); задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; технические и т.д.); заявления (на аккредитив, об отказе от акцепта и т.д.); командировочные удостоверения; контракты о службе; нормы расходов; образцы оттисков печатей и подписей сотрудников, имеющих право совершения финансово-хозяйственных операций; поручения (бюджетные, банковские, пенсионные, платежные - сводные, в банк, на получение инвалюты со счетов, перевод валюты, на импорт и т.д.); представления и ходатайства (о награждении орденами и медалями, премиями и т.д.); расчеты выслуги лет; реестры (чеков; бюджетных поручений, представляемых в банк); сметы расходов (на содержание аппарата управления, калькуляцию к договору и т.д.); соглашения; справки (лимитные, о выплате страховых сумм, использовании бюджетных ассигнований на зарплату, начисленной и причитающейся зарплате, праве на льготы, размере пенсии и т.д.); спецификации (изделий, продукции и т.д.); титульные списки; удостоверения; штатные расписания, среди вышеперечисленных документов, такой документ как отчет о расходовании денежных средств не указан.
В соответствии с п. 5.4.1. документы, отправляемые таможенным органом, передаются почтовой, фельдъегерской и электрической связью. Обработка документов для отправки почтовой связью осуществляется ОДО (ответственным за делопроизводство) таможенного органа в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 221.
Таким образом, Типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива в таможенных органах также не предусмотрен конкретный вид связи, которым должен быть направлен отчет о расходовании денежных средств.
05.04.2011 предприниматель вновь обратилась с письмом о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни за период с 01.01.2008 по настоящее время.
20.05.2011 Новороссийской таможней был направлен отчет о расходовании денежных средств №12-13/17570 по состоянию за периоды с 01.01.2008 по 28.04.2010, с 28.04.2010 по 17.05.2011.
Однако, по мнению заявителя, направленный отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за период с 01.01.2008 по 28.04.2010, не соответствует требованиям п. 5 ст. 121 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и приказа ФТС РФ от 23.12.2010 №2554, в силу того, что составлен по форме, установленной распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 №647-Р, которое утратило силу с 04.04.2011.
Вместе с тем, для признания арбитражным судом действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов ФИО1 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности направлением таможенным органом отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за период с 01.01.2008 по 28.04.2010, составленного по форме, предусмотренной установленной распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 №647-Р.
Довод заявителя о том, что при обращении предпринимателя в таможенный орган с заявлением о возврате авансовых платежей, ему будет отказано по причине несоответствия таможенному законодательству представленного документа, подтверждающего наличие основания для возврата авансовых платежей, не принимаются судом во внимание, так как носит предположительный характер, доказательства такого обращения и отказа Новороссийской таможни по указанным обстоятельствам в материалы дела заявителем не представлены.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в связи с тем, что предприниматель не доказал нарушения действиями Новороссийской таможни своих прав и интересов в сфере предпринимательской деятельности.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что в удовлетворении требования заявителя следует отказать.
В соответствии со ст.110 АПК РФ при отказе в удовлетворении заявленных требований расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, а также ст. ст. 65, 66, 101, 102, 104, 110, 167-171, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным бездействия Новороссийской таможни в период с 17.12.2010 по 22.04.2011, выразившегося в непредоставлении сведений по заявлению от 13.12.2010 о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни, за период с 01.01.2008 по 13.12.2010, о признании несоответствующим требованиям п. 5 ст. 121 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и приказа ФТС РФ от 23.12.2010 № 2554 предоставление отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни, за период с 01.01.2008 по 28.04.2010; по заявлению предпринимателя ФИО1 от 05.04.2011, об обязании Новороссийской таможни предоставить в установленных таможенным законодательством РФ порядке и форме предпринимателю ФИО1 отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Новороссийской таможни, за период с 01.01.2008 по 28.04.2010 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.В. Орлова