АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-8087/2008-51/15-9АЖ
07 июня 2008 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Базавлук И.И. рассмотрев в открытом судебном заседании
При ведении протокола судебного заседания судьей Базавлук И.И.
ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ОАО «Краснодаргоргаз», г. Краснодар,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, г. Краснодар,
об отмене постановления…
ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 07.05.2008
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 14.01.2008
В судебном разбирательстве объявлялся перерыв с 04.06.2008 в 09.10 час. до 07.06.2008 в 09.30 час.
установил:
Заявлено о признании незаконным и отмене постановления государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, г. Краснодар, № 02-050-10ГП-5 от 22.04.2008 о привлечении ОАО «Краснодаргоргаз», г. Краснодар, к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Заявитель свои доводы изложил в заявлении и приложенных к нему документальных доказательствах.
Ответчик в судебном заседании, в отзыве возражает против заявленных требований, в их удовлетворении просит отказать.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
11.04.2008 в 11.00 час. при проведении проверки установлено, что в соответствии с п.3.4 Устава ОАО «Краснодаргоргаз», г. Краснодар, одними из основных видов деятельности общества являются: поставка природного и сжиженного газа; оказание услуг по транспортировке газа; эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт газораспределительной системы, находящихся в собственности, либо на иных законных основаниях у Общества.
Согласно справке от 27.02.2008, предоставленной ОАО «Краснодаргоргаз», г. Краснодар, общая протяженность подземных газопроводов, находящихся в собственности ОАО «Краснодаргоргаз», г. Краснодар, использующихся для транспортировки газа по состоянию на 01.01.2008 составляет 1363,27 км. Глубина их прокладки находится в пределах от 0, 8 м до 3,5 м.
Согласно справке от 15.02.2008, предоставленной ОАО «Краснодаргоргаз», г. Краснодар, объем транспортировки газа в 2006 г. составил 2543235,9 тыс. м куб в 2007 году составил 2539018,7 тыс.м куб.
Лицензия на право пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых при проверке ОАО «Краснодаргоргаз», г. Краснодар, не представлена.
ОАО «Краснодаргоргаз», г. Краснодар, осуществляет пользование недрами без цели добычи полезных ископаемых, не имея лицензии на право пользования недрами.
По результатам проверки вынесено постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, г. Краснодар, № 02-050-10ГП-5 от 22.04.2008 о привлечении ОАО «Краснодаргоргаз», г. Краснодар, к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Заявитель с привлечением его к административной ответственности не согласен, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что обжалуемое постановление необходимо отменить по следующим основаниям:
Согласно пункту 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пункту 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с Законом РФ № 2395-1 «О недрах» - недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя. Газопроводы ОАО «Краснодаргоргаз» прокладываются в соответствии с проектами, утвержденными в установленном порядке в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ - по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6)обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 12 Федерального Закона № 2395-1 «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших
лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в
пользование;
4)указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения
работ, связанных с пользованием недрами;(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ);
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами,
земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами,
правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг, (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону, т.е. договор является возмездным.
В соответствии со ст. 43 ФЗ «О недрах» - регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которое оно ссылается как на основании свих требований и возражений.
В материалах возбужденного административного дела статья КоАП должна иметь доказательства, подтверждающие 4 признака правонарушения: субъект правонарушения, объект правонарушения, субъективная сторона правонарушения и объективная сторона правонарушения, однако, такие доказательства отсутствуют, а так же отсутствуют доказательства, подтверждающие само событие правонарушения, а именно: по г. Краснодару почвенный слой может превышать 4-5 метров.
В материалах дел нет сведений и соответственно доказательств, в каком именно месте газопроводы были проложены ниже почвенного слоя, что именно в недрах земной коры на глубине ниже разрешенного законодательством.
Таким образом, отсутствуют доказательства подтверждающие факт самого события правонарушения.
Согласно п.4 ст. 210 АПК РФ - доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Такие доказательства отсутствуют.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О недрах № 2395-1, а так же ст. 16 Закона Краснодарского края « О недропользовании на территории Краснодарского края» № 101-КЗ от 10.10.1997г. - порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.
Согласно ст. 16 ФЗ «О недрах № 2395-1 Приказом министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2004г. № 715 был утвержден порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых - действие правил не распространяется на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, располагающихся на глубине до 5 (пяти) метров ниже почвенного слоя (абз. 2 п.1 Порядка).
Таким образом, ОАО «Краснодаргоргаз» разрешено в случае строительства подземных газопроводов до 5 метров ниже почвенного слоя в соответствии с действующим законодательством не подавать заявки на получение права пользования недрами.
В предоставленном суду отзыве административный орган утверждает, что обстоятельства привлечения ОАО «Краснодаргоргаз» доказаны в полном объеме, однако отсутствует пояснение, чем подтверждается факт пользования ОАО «Краснодаргоргаз» недрами. Подтверждение факта глубины прокладки газопроводов от 0,8 до 3,5 метров подтверждает только глубину прокладки газопровода. Учитывая, что в соответствии с Законом РФ «О недрах» - недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя. В материалах административного дела нет доказательств, подтверждающих факт прокладки газопровода именно ниже почвенного слоя, так как не была установлена глубена почвенного слоя в сестах прокладки газопроводов. Так же не установлено место и время совершения административного правонарушения, отсутствуют данные о характере и размере ущерба, причиненного административным правонарушением ( п.5 ст. 26.1 КоАП РФ).
Ответчик в отзыве пояснил следующее: существование Приказа МПР от 02.12.2004г. № 715 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок не получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых», не значит, что отсутствует иной порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а именно: Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Краснодарского края, утвержденный Постановлением главы администрации Краснодарского края от 19Л2.2007г. № 1217.
Довод ответчика суд считает не состоятельным поскольку, порядок, утвержденный Постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.12.2007г. № 1217 противоречит ст. 16 Закона РФ «О недрах», а так же ст. 16 Закона Краснодарского края «О недропользовании на территории Краснодарского края» № 101-КЗ от 10.10.1997г., согласно которым порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования
В сфере экономического развития, т.е. установление порядка получения заявок на получение права пользования недрами относится к компетенции федеральных органов, а не к органам субъектов РФ.
С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, и руководствуясь вышеназванными нормативными актами ст.ст. 65, 170-176, 208, 211 АПК РФ, ст.7.3 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными и отменить постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, г. Краснодар, № 02-050-10ГП-5 от 22.04.2008 о привлечении ОАО «Краснодаргоргаз», г. Краснодар, к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки установленные в АПК РФ.
Судья Базавлук И.И.