АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
г. Краснодар, ул. Красная, 6
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-8146/2014
17.04.2015
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29.01.2015
Мотивированное решение изготовлено 17.04.2015
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Данько М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1 рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Агро», п. Тамань, Темрюкский район, Краснодарский край (ИНН <***> ОГРН <***>),
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар (ИНН <***> ОГРН <***>),
к администрации муниципального образования Темрюкский район, г. Темрюк, Краснодарский край
к управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Темрюкский район, г. Темрюк, Краснодарский край,
к департаменту по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, г. Краснодар,
к администрации Краснодарского края, г. Краснодар,
о признании незаконным решения об отказе в переводе земельных участков, а также обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 на основании доверенности от 02.03.2014;
от заинтересованного лица 1 (Департамент имущественных отношений Краснодарского края): ФИО3 на основании доверенности от 24.20.2013;
от заинтересованного лица 2 (Администрация МО Темрюкский район): не явился, извещен;
от заинтересованного лица 3 (Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Темрюкский район): не явился, извещен;
от заинтересованного лица 4 (Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края): ФИО4 на основании доверенности от 12.05.2014, ФИО5 на основании доверенности от 21.11.2014;
от заинтересованного лица 5 (Администрации Краснодарского края): ФИО6. на основании доверенности от 22.12.2014;
ООО «Агро» обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным решения от 13.01.2014 № 52-111/14-33.12 об отказе в переводе земельных участков, а также обязании принять решение о переводе с кадастровыми номерами 23:30:0000000:243 и 23:30:0602000:1047 из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена, Инспекции Федеральной налоговой службы по Северскому району, ст. Северская, Краснодарский край.
Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.
Заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требований.
Изучив представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, общество обратилось 08.11.2013 к главе администрации Краснодарского края с заявлением о переводе земельных участков из одной категории в другую, указав, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» с целью размещения промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов просит перевести земельные участки сельскохозяйственного назначения из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, подвид - земли промышленности, для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений и обслуживающих их объектов. Общество указало, что земельные участки принадлежат ему на праве аренды. В приложении к заявлению общество представило: доверенность, выписки из ЕГРП, кадастровые выписки, копии учредительных документов ООО «Агро», выписку из ЕГРЮЛ, заключение управления по охране, реставрации и эксплуатации историко- культурных ценностей Краснодарского края, заключение о соответствии испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования, выданное управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Темрюкский район, картографический материал.
Письмом от 13.01.2014 № 52-111/14-33.12 Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил о рассмотрении по поручению администрации Краснодарского края заявления общества о переводе земельных участков из одной категории в другую. Сославшись на заключение департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 16.12.2013, департамент возвратил материалы по переводу земельных участков, направив обществу также копию заключения департамента по архитектуре и градостроительства Краснодарского края от 16.12.2013 № 71-7784/13-03-01.
Из представленного в материалы дела письма департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 16.12.2013 № 71-7784/13-03-01 следует, что земельные участки расположены в границах объекта федерального значения - сухогрузного района морского порта Тамань. Размещение производственных и административных зданий, строений и сооружений и обслуживающих их объектов на указанных земельных участках не отражено в схеме территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, а также в схеме территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.05.2011 № 438. Испрашиваемое целевое назначение земельных участков не соответствует утвержденной документации по планировке территории сухогрузного района морского порта Тамань.
Полагая решение департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона об организации местного самоуправления муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из представленных в дело схем территориального планирования, в том числе из переданного департаментом архитектуры Краснодарского края чертежа планировки территории с отображением границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, линий, обозначающих дороги, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур следует, что испрашиваемая обществом категория земельных участков не противоречит документам территориального планирования Российской Федерации, Краснодарского края, Темрюкского района, земельные участки общества расположены на территории морского порта Тамань в той ее части, которая предназначена для промышленной застройки.
Возражая против требований общества, департамент архитектуры сослался на нахождение земельных участков общества в красных линиях планируемой застройки и на территории планируемых земель общего пользования, в связи, с чем испрашиваемое целевое назначение указанных земельных участков для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений не соответствует утвержденной документации по планировке территории сухогрузного района морского порта Тамань.
Общество полагает, что при рассмотрении вопроса об изменении категории земельных участков вопрос о пересечении их границ красными линиями планируемой застройки, равно как и наложения на планируемые земли общего пользования, правового значения не имеет.
На территорию, на которой расположены земельные участки ООО «Агро» с кадастровыми номерами 23:30:0000000:243 и 23:30:0602000:1047, разработаны документы территориального планирования: схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, схема территориального планирования Краснодарского края, схема территориального планирования Темрюкского района, генеральный план Таманского сельского поселения и документация по планировке территории сухогрузного района порта Тамань.
Так как схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта и схема территориального планирования Краснодарского края разработаны в масштабе 1:100000, обозначить точное местоположение земельных участков ООО «Агро» не представляется возможным. Поэтому размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов на указанных земельных участках не может отражаться в схеме территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 384-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения», а также в схеме территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 мая 2011 года № 438 «Об утверждении схемы территориального планирования Краснодарского края».
В соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта и схемой территориального планирования Краснодарского края, указанные земельные участки расположены в границах объекта федерального значения - сухогрузного района морского порта Тамань, который более подробно отражен в схеме территориального планирования Темрюкского района и в генеральном плане Таманского сельского поселения.
Схемой территориального планирования Темрюкского района, утвержденной решением Совета муниципального образования Темрюкский район от 22 ноября 2013 года № 598, отображено местоположение объекта федерального значения - сухогрузного района морского порта Тамань.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, генеральным планом поселения устанавливается функциональное зонирование территорий. Генеральным планом Таманского поселения, утвержденным решением Совета Таманского сельского поселения Темрюкского района от 29 августа 2013 года № 257, определена функциональная зона – «зона размещения производственных объектов и объектов коммунально-складского назначения». Указанная функциональная зона предназначена для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Испрашиваемое целевое назначение вышеуказанных земельных участков соответствует установленной генеральным планом функциональной зоне «зона размещения производственных объектов и объектов коммунально-складского назначения».
Для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры сухогрузного морского порта Тамань была разработана и постановлением главы администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района от 14 марта 2013 года № 123 «Об утверждении документации по планировке территории сухогрузного района порта Тамань» утверждена документация по планировке территории. Проектом планировки установлены красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования. Проектом межевания определены земельные участки, предназначенные для планируемого строительства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка, предназначенного для строительства, определяется с учетом красных линий. Таким образом, объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и, соответственно, не должен пересекать их.
Земельные участки, принадлежащие ООО «Агро», расположены в границах документации по планировке территории сухогрузного района морского порта Тамань, утвержденной постановлением главы администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района от 14 марта 2013 года № 123 «Об утверждении документации по планировке территории сухогрузного района порта Тамань», и не соответствуют установленным красным линиям, имеют с ними пересечение, часть земельных участков расположена на планируемой территории общего пользования.
Учитывая вышеизложенное, испрашиваемое целевое назначение указанных земельных участков ООО «Агро» с кадастровыми номерами 23:30:0000000:243 и 23:30:0602000:1047 для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов не соответствует утвержденной документации по планировке территории сухогрузного района морского порта Тамань.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», основанием отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую служит, в том числе несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно статье 2 Закона № 172-ФЗ ходатайство о переводе земельного участка из одной категории земель в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 2 Закона № 172-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 172-ФЗ в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок.
Ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в обязательном порядке должно содержать обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую категорию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельного участка в другую категорию должно прилагаться согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» на высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрацию Краснодарского края возложены полномочия по переводу земель из одной категории в другую, а также установлению содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
По результатам рассмотрения ходатайства уполномоченным органом власти принимается решение о переводе земельных участков из одной категории в другую либо решение об отказе в переводе земельных участков в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, либо к ходатайству приложены документы, форма, состав или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства (ч. 2 ст. 3 Федерального закона).
Функциями по подготовке в установленном законодательством порядке и представлению в администрацию Краснодарского края предложений о переводе земельных участков из одной категории в другую, по отказу в рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую и отказу в переводе земельных участков из одной категории в другую наделен департамент имущественных отношений Краснодарского края в соответствии с п. 3.19 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 № 345.
Как видно из содержания заявления общества, с которым оно обратилось к главе администрации Краснодарского края, и состава приложенных к нему документов обоснование перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности по каждому земельному участку отсутствовало.
Законодательство не регламентирует содержание обоснования перевода земельного участка из земель одной категории в другую. Вместе с тем, такое обоснование должно быть представлено, поскольку на его основе орган государственной власти определяет степень значимости перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, что повлечет утрату для сельского хозяйства региона сельскохозяйственных площадей. Такое обоснование перевода земель в другую категорию должно быть представлено и в том случае, если земли находятся в собственности заявителя.
Перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности имеет не только частно-правовое, но и определенное публичное значение.
В данном деле обоснования необходимости перевода земельных участков в земли промышленности в заявлении общества и в приложении к нему приведено не было. Указание на цель такого перевода не может быть признано обоснованием перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.04.2012 № 394 «Об утверждении требований к содержанию ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов» в ходатайстве о переводе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию должно быть указаны, в том числе, обоснование перевода земель в другую категорию земель, включающее цель перевода земель в другую категорию. К ходатайству о переводе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию должны быть приложены также документ, содержащий обоснование отсутствия иных вариантов использования земельных участков из других категорий земель для испрашиваемых целей, выданный уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены земли, перевод которых предполагается осуществить (в случае перевода земель на основании пункта 4 части 1 статьи 7 Закона), планово-картографический материал с указанием местоположения земель, перевод которых предполагается осуществить в другую категорию, позволяющий однозначно определить положение границ на местности.
Согласно указанному пункту 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
В своем заявлении на имя главы администрации Краснодарского края общество указало, что перевод земельных участков в категорию земель промышленности производится с целью размещения промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Вместе с тем, обоснование отсутствия иных вариантов использования земельных участков из других категорий земель для испрашиваемых целей, выданное уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, представлено не было.
При этом общество должно было обосновать перевод из одной категории в другую конкретно по каждому земельному участку, указанному в заявлении, что сделано не было.
Отсутствие такого обоснования является существенным нарушением процедуры перевода земельных участков в другую категорию, и хотя приведенное департаментом имущественных отношений Краснодарского края обоснование отказа в дальнейшем рассмотрении заявления мотивировано иными причинами, такой отказ не может быть признан незаконным, поскольку заявление общества не отвечало обязательным требованиям к его содержанию, установленным Федеральным законом.
Также общество к своему заявлению не приложило: сведения о правообладателе земель и о его согласии на перевод земель; заключение управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края; заключение департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края о нахождении земель, перевод которых предполагается осуществить, в границах особо охраняемых природных территорий; заключение департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края; документ, содержащий сведения об отнесении земель к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для других целей не допускается.
Действия публичного органа по изменению категории земель являются встречными и зависят от исполнения заявителем императивно установленных требований.
Поскольку заявление общества не соответствовало предъявляемым к нему требованиям, обязанность у уполномоченного органа по переводу земельных участков из одной категории в другую не наступила.
Заявленные требования следует оставить без удовлетворения.
Арбитражный суд Краснодарского края, руководствуясь статьями 200, 201 АПК РФ
РЕШИЛ:
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения в суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья М.М. Данько