г. Краснодар Дело № А32-8312/2015
11.06.2015
Резолютивная часть решения оглашена 09.06.2015
Решение в полном объеме изготовлено 11.06.2015
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Краснодар
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар
о признании и обязании
при участии:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 02.03.2015
от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 30.12.2014 № 09/12752
установил:
Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Краснодаробратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар с требованиями (с учетом уточнений):
1. Признать незаконными и отменить полностью решение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар выраженное в решении от 15.12.2014 № 495 об отказе в выдаче разрешений индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Краснодар (ИНН <***>) на установку рекламной конструкции в г. Краснодаре.
2. Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар, г. Краснодар выдать, с даты вступления в силу решения суда, индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Краснодар (ИНН <***>) разрешение на установку рекламной конструкций на здании, расположенном по адресу: <...> в соответствии с заявлением No24102014-4141127-23-03 от 24.10.2014.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит удовлетворить их в полном объеме, представил возражения на отзыв ответчика.
Заинтересованное лицо в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В соответствии со статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 мин., после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители после окончания перерыва в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав заявителя и заинтересованное лицо, оценив доказательства и доводы, представленные сторонами в обоснование своих позиций, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, между заявителем (рекламораспространитель) и ФИО4 (собственник на основании свидетельства о регистрации права общей долевой собственности (1/2) от 27.01.2011 серия 23-АИ № 458614) заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 01.06.2014, согласно которому собственник предоставляет рекламораспространителю рекламное место для установки и эксплуатации рекламной конструкции, высотой 8,5 м, шириной 7м, с одной стороной и общей площадью рекламного поля 59,5 кв.м. по адресу: <...>, торцевая сторона нежилого строения.
24.10.2014 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции в виде настенного панно высотой 8,5 м, шириной 7м, с одной стороной и общей площадью рекламного поля 59,5 кв.м. по адресу: <...>.
Решением Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 15.12.2014 № 495 заявителю отказано в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по мотиву нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар.
Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд признает оспариваемые заявителем решения, действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия (должностного лица) незаконными в случае, если установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оценивая на основе подлежащего применению в рассматриваемом деле законодательства с учетом доводов сторон, законность оспариваемого решения об отказе в выдаче индивидуальному предпринимателю ФИО1 разрешения на установку рекламной конструкции, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Согласно пункту 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. В этой связи в силу положений ст. 1, ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ компетентные органы местного самоуправления по указанному выше вопросу местного значения вправе издавать муниципальные правовые акты. К числу таких актов и относятся, в том числе административные регламенты оказания муниципальных услуг. По смыслу положений пункта 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ), определяющего понятие муниципальной услуги, выдача органом местного самоуправления разрешений на установку рекламных конструкций является муниципальной услугой. В этой связи компетентный орган местного самоуправления городского округа вправе утвердить Административный регламент оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории соответствующего городского округа. По смыслу положений ст. 12 Закона № 210-ФЗ в административном регламенте оказания муниципальной услуги должны быть предусмотрены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения. Таким образом, в административном регламенте оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории соответствующего городского округа должны быть предусмотрены процедуры, порядок оказания данной услуги, в том числе порядок рассмотрения заявлений физических и юридических лиц о выдаче соответствующих разрешений.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и при принятии решений по таким заявлениям компетентный органместногосамоуправлениясоответствующегогородскогоокругаобязан руководствоваться не только положениями Закона о рекламе, но и действующим на территории городского округа административным регламентом оказания муниципальной услуги по выдаче указанных разрешений.
Оспариваемый отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар мотивировал тем, что установка рекламной конструкции - настенное панно по адресу: <...> нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе основанием для отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Кроме того, пунктом 18.1 административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар, аннулирование таких разрешений», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.06.2012 № 5437 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции: несоответствие проекта рекламной конструкции и её территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте генеральному плану муниципального образования город Краснодар; нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар; нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 8.1 Решения городской Думы Краснодара от 25.04.2013 № 47 п. 4 «Об утверждении Порядка размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар» (далее – Порядок) территориальное размещение рекламных конструкций осуществляется в соответствии с генеральным планом городского округа муниципального образования город Краснодар и схемами мест размещения рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, утверждаемыми решением городской Думы Краснодара.
Рекламныеконструкции,установленныенатерриториимуниципального образования город Краснодар, не должны нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар. Требования к рекламным конструкциям в части их соответствия внешнему архитектурному облику сложившейся застройки устанавливаются настоящим Порядком и муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования город Краснодар.
В целях настоящего Порядка под внешним архитектурным обликом сложившейся застройки понимаются: особенности фасадов объектов капитального строительства, на которых или вблизи которых располагается рекламная конструкция (стилевая и композиционная целостность, ритм элементов и частей фасада, наличие деталей и членений, светоцветовое и декоративно-художественное решение, визуальное восприятие, соразмерность и пропорциональность соотношения элементов фасада, баланс открытых и закрытых поверхностей (проёмов и простенков)); окружающая градостроительная среда при приоритетном и визуальном восприятии объектов культурного наследия, культовых объектов, достопримечательностей, ценных и выразительных объектов, панорам, перспектив, а также сложившаяся планировочная структура территории.
С целью недопущения нарушения архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар на объектах частной собственности рекомендуется размещение указанных в пункте 8 раздела II настоящего Порядка типов и размеров рекламных конструкций. Размещение на объектах частной собственности рекламных конструкций должно соответствовать требованиям генерального плана городского округа муниципального образования город Краснодар в части места размещения и технических характеристик рекламных конструкций.
Исходя из буквального толкования пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе словесная конструкция «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа» является не только юридическим основанием для отказа в выдаче разрешения, но и обеспечивает объем мотивированного отказа в случае принятия такого решения.
Согласно Порядку размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар органом, уполномоченным на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Краснодара, является департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Департамент ответственен за создание благоприятной эстетической среды, формирующей имидж г. Краснодара, повышение архитектурной выразительности и создание комфортной городской среды обитания; создание архитектурными средствами среды обитания, способствующей физическому и духовному развитию человека, соответствующей прогрессивным тенденциям социально-экономического и культурного развития, архитектурного облика города.
Как указано ранее, оспариваемый отказ мотивирован несоответствием рекламной конструкции общества внешнему архитектурному облику сложившейся застройки поселения или городского округа (пункт 4 часть 15 статьи 19 Закона о рекламе).
Понятие «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа» носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки исходя из смысла пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте размещения рекламной конструкции.
При этом в пункте 4 части 15 статьи 19 действующей редакции Закона о рекламе конкретизировано право органов местного самоуправления муниципальных районов или органов местного самоуправления городских округов на определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
С учетом указанного определение наличия или отсутствия основания, изложенного в пункте 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, относится к компетенции департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
В оспариваемом решении заинтересованным лицом указано в чем конкретно выражается «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа».
В соответствии с подпунктом 16 пункта 8 Порядка настенное панно – рекламная конструкция, размещаемая на плоскости глухих стен зданий боковых фасадов (торцевых частей), состоящая из каркаса, одного информационного поля и элементов крепления, оборудованная внешним подсветом и системой аварийного отключения от сети электропитания, площадь настенного панно не должна превышать ¼ от общей площади бокового фасада здания, строения, на которых планируется размещение данной рекламной конструкции.
Согласно пункту 10.5 Порядка в муниципальном образовании город Краснодар запрещается установка и эксплуатация рекламных конструкций несоответствующих требованиям, установленным Порядком.
Планируемая рекламная конструкция размещена не на глухой стене здания, а на стене, имеющей оконные проемы, следовательно, не может быть использована для размещения рекламной конструкции.
Доводы заявителя, что заинтересованным лицом неверно определен тип и вид рекламной конструкции, и испрашиваемая рекламная конструкция является строительной сеткой, а не настенным панно, опровергается материалами дела, в частности заявлением ФИО1 от 24.10.2014. Доказательств ошибочного указания в заявлении на вид рекламной конструкции («настенное панно» вместо «строительная сетка») в материалы дела не представлено.
Такимобразом,оспариваемыйотказдепартаментаархитектурыи градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции признан судом соответствующим действующему законодательству.
При этом, вышеуказанное основание отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции носит оценочный характер, а источник права не устанавливает безусловных критериев, позволяющих оценить допустимость поведения субъекта, принимающего решение с точки зрения пределов его усмотрения.
Безусловных доказательств обратного заявителем не представлено.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает. В удовлетворении заявления следует отказать в полном объеме.
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в установленном законом порядке.
Судья Р.А. Нигоев