АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-8754/2021
24 августа 2021 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 17.08.2021.
Полный текст решения суда изготовлен 24.08.2021.
Арбитражный суд в составе судьи А.В. Лесных, при ведении протокола помощником судьи Поповской А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление
ПАО «Россети Кубань», г. Краснодар
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
третьи лица:
ООО «Энерготрейд», г. Краснодар
ПАО «ТНС ЭНЕРГО КУБАНЬ», г. Краснодар
об оспаривании решения от 17.12.2020 по делу № 023/01/10-1387/2020
При участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: ФИО1 – доверенность,
от ООО «Энерготрейд»: не явился, извещен,
от ПАО «ТНС ЭНЕРГО КУБАНЬ»: ФИО2 – доверенность,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Россети Кубань», г. Краснодар (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо) об оспаривании решения от 17.12.2020 по делу № 023/01/10-1387/2020.
Представители заявителя и ООО «Энерготрейд» в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании присутствовал, против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Представитель ПАО «ТНС ЭНЕРГО КУБАНЬ» в судебном заседании присутствовал, против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований ПАО «Россети Кубань» указало, что доводы, изложенные в решении антимонопольного органа, не соответствуют технологическому и правовому существу отношений по поводу обеспечения качества электроэнергии (сертификации); ПАО «Россети Кубань», как электросетевая организация не может нести обязанность по сертификации электрической энергии; доводы антимонопольного органа о несоблюдении сетевой организацией обязательных требований к выпуску продукции не соответствуют технологическому и правовому существу отношений по поводу оборота электроэнергии и др.
Как следует из материалов дела, ПАО «Россети Кубань» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене решения от 17.12.2020 №38913/6, а также предписания от 17.12.2020 №38932/6 по делу № 023/01/10-1387/2020.
Основанием для вынесения решения антимонопольным органом оспариваемых ненормативных правовых актов послужило заявление ПАО «ТНС энерго Кубань» о нарушении сетевой организацией ПАО «Россети Кубань» положений Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
Усмотрев в действиях ПАО «Россети Кубань» признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Управлением ФАС по Краснодарскому краю на основании приказа от 03.03.2020 № 47 в отношении ПАО «Россети Кубань» возбуждено дело № 1/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и создана комиссия по его рассмотрению.
По результатам рассмотрения дела комиссией антимонопольного органа принято решение от 17.12.2020 №38913/6, в соответствии с которым:
в действиях ПАО «Россети Кубань» установлено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов ПАО «ТНС энерго Кубань», а также неопределенного круга лиц путем неисполнения мероприятий по обеспечению передачи электрической энергии (мощности) надлежащего качества потребителям, проживающим по следующим адресам:
- СНТ «Лотос» <...>
- Краснодарский край, Динской район, ул. Луначарского, д. 71;
- с. Бестужевское Адлерского района г. Сочи на ул. Пензенская и ул. Тихая;
- <...>;
- ст. Северская, ул. Крестьянская, д. 30;
- СНТ «Криница», ул. Набережная, д. 510/1.
Также ПАО «Россети Кубань» было вынесено предписание от 17.12.2020 № 38932/6 прекратить в срок до 01.03.2021 нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в ущемлении интересов ПАО «ТНС энерго Кубань», а также неопределенного круга лиц путем неисполнения мероприятий по обеспечению передачи электрической энергии (мощности) надлежащего качества потребителям, проживающим в СНТ «Криница», в том числе по ул. Набережная, д. 510/1, а именно – в срок до 01.03.2021 выполнить необходимые мероприятия по обеспечению передачи электрической энергии (мощности) надлежащего качества потребителям (СНТ «Криница», в том числе по ул. Набережная, д. 510/1), мероприятия по реконструкции электрических сетей в целях обеспечения значений показателей качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности с указанными потребителями (в том числе присоединенных посредством объектов электросетевого хозяйства ООО «Энерготрейд») установленным требованиям, с принятием всех необходимых мер для обеспечения норм качества электрической энергии в течение срока, установленного для исполнения предписания.
ПАО «Россети Кубань», полагая, что решение и предписание УФАС подлежит отмене, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В действующем арбитражном процессуальном законодательстве предусмотрен специальный порядок оспаривания в арбитражном суде (признания недействительными) ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, который предусмотрен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из содержания статей 29 и 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Антимонопольный орган уполномочен возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции), а также в случаях, предусмотренных Законом о защите конкуренции, уполномочен выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, направленные на пресечение нарушения и защиты конкуренции (пункт 2 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции).
Вместе с тем функции и полномочия антимонопольного органа осуществляются в рамках установленной Законом процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (глава 9 Закона о защите конкуренции).
Статьей 49 Закона о конкуренции предусмотрено, что комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства:
1) оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле;
2) оценивает заключения и пояснения экспертов, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах;
3) определяет нормы антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия);
4) устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;
5) разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление.
Резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела, должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в принятии решения, и приобщена к делу. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Из материалов дела следует, что между ПАО «ТНС энерго Кубань» и ПАО «Россети Кубань» заключен и действует Договор оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Кубаньэнерго» от 15.01.2014 № 407/30-5 (далее – Договор № 407/30-5).
В соответствии с условиями Договора № 407/30-5 ПАО «Россети Кубань» обязалось оказывать ПАО «ТНС энерго Кубань» услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ПАО «Россети Кубань», а ПАО «ТНС энерго «Кубань» оплачивать эти услуги (пункт 2.1. Договора).
Пунктом 3.3.13 Договора № 407/30-5 ПАО «Россети Кубань» взяло на себя обязательство урегулировать отношения с сетевыми организациями, чьи объекты электросетевого хозяйства имеют технологическое присоединение к сетям ПАО «Россети Кубань» на условиях, аналогичных условиям настоящего Договора.
Пунктами 3.3.1; 3.3.4; 3.3.9; 3.3.10; 3.3.11; 3.3.12 Договора № 407/30-5, ПАО «Россети Кубань» также взяло на себя обязательство:
- обеспечить передачу в точки поставки потребителей Заказчика электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям с соблюдением величин аварийной и технологической брони;
- в порядке и сроки, установленные договором информировать Заказчика (потребителей заказчика) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
- направлять заказчику ответы на поступившие от Заказчика жалобы и заявления потребителей Заказчика, либо запросы (письма и т.д.) государственных и иных уполномоченных органов (в том числе по вопросам качества энергоснабжения, эксплуатации оборудования, иных вопросов, связанных с процессом передачи электрической энергии);
- по запросу Заказчика предоставлять информацию о фактах нарушения электроснабжения потребителей Заказчика и снижения показателей качества электроэнергии, об обстоятельствах, влекущих полное и (или) частичное ограничение режима потребления энергии;
- осуществлять периодический контроль качества электрической энергии в распределительных электрических сетях на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013;
- в случае выявления нарушений бесперебойности энергоснабжения, а также установленных действующим законодательством параметров качества электрической энергии в сетях Исполнителя незамедлительно принимать меры по их устранению.
Пунктом 8.2.2. Договора № 407/30-5 также предусмотрена ответственность ПАО «Россети Кубань» за отклонение показателей качества электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями.
Дополнительным соглашением от 01.03.2014 № 08, стороны также согласовали Приложение № 7 к Договору № 407/30-5 «Регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при рассмотрении обращений потребителей заказчика по вопросам качества поставляемой электроэнергии и (или) надежности энергоснабжения» (далее - Регламент).
Пунктом 1.2. Регламента, предусмотрено, что качество электрической энергии, передаваемой сетевой организацией потребителям, должно соответствовать нормам, предусмотренным договором энергоснабжения, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Пунктом 1.6. Регламента стороны согласовали, что максимальный срок рассмотрения обращений и решение поставленных в обращении вопросов, связанных с качеством электрической энергии не может превышать 2 (два) месяца (60 календарных дней).
Пунктами 2.3.3.1, 2.3.3.2. Регламента установлено, что продолжительность измерений показателей качества электрической энергии не должна составлять менее 24 часов. Сведения, полученные по результатам измерений, оформляются Протоколом периодических испытаний электрической энергии по форме Приложения № 7 к Регламенту.
Принятые ПАО «Россети Кубань» по Договору обязательства установлены и вытекают из императивных норм действующего законодательства.
Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Одним из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей (часть 2 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, а также производители электрической энергии (мощности) в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами «а», «г» пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам; в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.
В силу пункта 3 Правил № 861 сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 № 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее - Единые стандарты), которые устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.
В целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет, в том числе контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации; проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (подпункты "м", "о" пункта 3 Единых стандартов).
Частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Приказом Госстандарта от 22.07.2013 N 400-ст введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, которым установлены обязательные к применению требования к качеству поставляемой электроэнергии.
Единым стандартом установлены показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии (точка электрической сети, находящаяся на линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном законами основании, определенная в процессе технологического присоединения), в том числе положительные и отрицательные отклонения напряжения.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующее установленным требованиям. В частности, в отношении электроснабжения обязательным является постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии (ЭЭ) в точках передачи/поставки ЭЭ пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в целях определения соответствия качества ЭЭ нормам, установленным в ГОСТ 32144, условиям договоров на поставку ЭЭ и/или на оказание услуг по передаче электрической энергии, установлены Разделом 1 ГОСТа 33073-2014.
Разделом 5 ГОСТа 33073-2014 установлен интервал времени проведения измерений, в течение которого производится оценка соответствия показателей качества электроэнергии не менее одной недели (семи суток). Пунктом 5.2.4. ГОСТа предусмотрено, что продолжительность непрерывных измерений показателей качества электрической энергии при рассмотрении претензий к качеству электрической энергии устанавливается соглашением между сетевой организацией и потребителем, но не менее одних суток.
Результаты контроля показателей качества электроэнергии, согласно п. 6.6 ГОСТа 33073-2014 должны оформляться в виде протокола испытаний электрической энергии, рекомендуемая форма протокола испытаний приведена в приложении к указанному ГОСТу.
Из положений приведенных правовых норм следует, что законодателем предусмотрено право потребителей получать электрическую энергию, качество которой соответствует действующим федеральным стандартам. Указанное право потребителя порождает корреспондирующую обязанность субъектов розничного рынка электроэнергетики поставлять потребителю электрическую энергию надлежащего качества. Интервал времени проведения измерений, в течение которого производится оценка соответствия показателей качества электроэнергии не может быть менее одних суток (24 часа) и оформляется протоколом испытаний.
Пунктом 8 Правил № 861, также предусмотрено, что сетевая организация в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) обязана заключить договоры, с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, в порядке раздела III Правил № 861.
В соответствии с пунктом 34 Правил №861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
Таким образом, условия заключенного договора между ПАО «Россети Кубань» и ПАО «ТНС энерго Кубань» соответствуют нормам действующего законодательства и порождают обязанность ПАО «Россети Кубань» как субъекта естественной монополии и профессионального участника рынка услуг по передаче электрической энергии соблюдать нормы действующего законодательства и как следствие Договора.
В свою очередь, качество электрической энергии должно подтверждаться сертификатом соответствия.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании) установлено, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Статьей 25 Закона о техническом регулировании установлено, что соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Закона о техническом регулировании Правительство Российской Федерации утвердило Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982), согласно которому электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц подлежит обязательной сертификации.
Правила, процедуры и порядок проведения обязательной сертификации по показателям качества электрической энергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, установлены ГОСТ Р 58289-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2018 № 1038-ст).
Согласно указанного ГОСТ Р 58289-2018 субъектом сертификации является сетевая организация.
Таким образом, качество электрической энергии должно соответствоватьГОСТ 32144-2013 и подтверждаться сертификатом соответствия.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя о том, что у сетевой организации отсутствует обязанность обеспечить сертификацию и качество электрической энергии является необоснованным и отклоняется судом, поскольку из совокупного толкования вышеуказанных норм права и Договора следует закономерный вывод, что сетевая организация является непосредственным субъектом сертификации и обязуется обеспечивать потребителей гарантирующего поставщика электрической энергией, соответствующей обязательным требованиям (в том числе подтвержденной сертификатом соответствия).
Кроме того, довод заявителя о том, что он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренным статьей 14.43 КоАП РФ также подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом случае антимонопольным органом было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства, в то время как дело об административном правонарушении, предусмотренное статьей 14.43 КоАП РФ возбуждается соответствующим государственным органом, в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях РФ, в рамках которого дается соответствующая квалификация правонарушению.
Как следует из обжалуемого решения, антимонопольным органом установлены факты нарушения сетевой организацией Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлены факты поставки электрической энергии ненадлежащего качества потребителям по указанным ниже адресам в 2017-2020 годах
ПАО «ТНС энерго Кубань» является гарантирующим поставщиком и заключает договоры энергоснабжения, в том числе с гражданами потребителями коммунальной услуги. Для надлежащего исполнения заключенных договоров энергоснабжения, Общество урегулирует с ПАО «Россети Кубань» в соответствии с пунктом 28 Основных положений, отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем включения точек поставки в Договор оказания услуг по передаче электрической от 15.01.2014 №407-30/5, предметом которого является осуществление сетевой организацией организационных и технологических действий, обеспечивающих передачу электрической энергии потребителям Общества.
Как установлено обжалуемым решением и подтверждается материалами дела между ПАО «ТНС энерго Кубань» и гражданами- потребителями, проживающими по адресам:
- СНТ «Лотос» <...>
- СНТ «Криница», ст. Елизаветинская, ул. Молодежная, д.407, ул. Виноградная, 345;
- Краснодарский край, Динской район, ул. Луначарского, д. 71;
- с. Бестужевское Адлерского района г. Сочи на ул. Пензенская и ул. Тихая;
- <...>;
- ст. Северская, ул. Крестьянская, д. 30;
- СНТ «Криница», ул. Набережная, д. 510/1;
заключены договоры энергоснабжения.
Факт включения указанных точек поставки в договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) по которым осуществляется поставка коммунального ресурса гражданам (потребителям) по вышеуказанным адресам ПАО «Россети Кубань» не отрицается и подтверждается материалами дела.
Таким образом, ПАО «Россети Кубань» в отношении указанных точек поставки, является исполнителем услуги по передаче электрической энергии (мощности).
В силу приведенных выше положений действующего законодательства и Договора
№ 407-30/5 обеспечение значений показателей качества электроэнергии в точках поставки потребителей ПАО «ТНС энерго Кубань» является обязанностью сетевой организации, равно как и обязанность осуществлять периодический контроль показателей качества электроэнергии на соответствие требований ГОСТ 32144-2013, направлять заказчику мотивированные ответы по вопросам качества передачи электрической энергии и мощности, а также незамедлительно принимать меры по устранению нарушений параметров качества электрической энергии.
Следовательно, ПАО «Россети Кубань» как сетевая организация несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий ее передачи в рамках установленных обязательственных отношений с потребителями, в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Надлежащее качество электрической энергии является фактором, обуславливающим нормальную и безопасную работу бытовых электроприборов, что, в свою очередь, приводит к обеспечению возможности использования объекта недвижимости (жилого дома) по назначению.
Материалами дела подтверждается, что граждане, проживающие на территории СНТ «Лотос», имеют опосредованное присоединение к сетям ПАО «Россети Кубань» через смежную сетевую организацию – ООО «Энерготрейд». Точки поставки электрической энергии (мощности) по которым осуществляется поставка коммунального ресурса гражданам (потребителям) проживающим на территории СНТ «Лотос», включены в договор оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Кубаньэнерго», что подтверждается Приложением № 2 «Перечень точек поставки потребителей» в редакции дополнительного соглашения от 25.01.2017 № 163, от 21.02.2017 № 174 к Договору.
В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед ПАО «ТНС энерго Кубань» сетевая организация ПАО «Россети Кубань» на основании пункта 3.3.13 Договора № 407/30-5 и пункта 8 Правил № 861, заключило договор от 18.08.2015 № 407/30-761 (далее – Договор № 407/30-761) со смежной сетевой организацией ООО «Энерготрейд», в соответствии с разделом III Правил № 861.
В соответствии с пунктом 3.1.4 Договора № 407/30-761, ПАО «Россети Кубань» и ООО «Энерготрейд» приняли на себя обязательство обеспечивать поддержание соответствующих обязательным требованиям параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, включая условия параллельной работы электрических сетей, принадлежащим Сторонам договора.
В силу пункта 3.2.9 Договора № 407/30-761, ПАО «Россети Кубань» в целях проведения проверки надлежащего выполнения ООО «Энерготрейд» обязательств по настоящему договору имеет право проводить самостоятельно или с привлечением третьих лиц технический осмотр по всем вопросам, связанным с эксплуатацией, оперативным обслуживанием, метрологией (качеством электрической энергии) электрических сетей (электроустановок) исполнителя.
Согласно пункта 3.5.29 Договора № 407/30-761, ООО «Энерготрейд» несет ответственность за ухудшение качества электроэнергии. Совместно с ПАО «Россети Кубань», потребителями (ГП) рассматривать претензии по качеству электроэнергии и не обеспечению передачи электрической энергии в объеме величин по вине ООО «Энерготрейд» в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с абзацем 4 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12 2011 г. № 1178 (далее – Основы ценообразования), единые (котловые) тарифы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. При этом, на очередной финансовый год, органы исполнительной власти в соответствии с методическими указаниями ФАС, устанавливают на розничном рынке:
- единые (котловые) тарифы;
- тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Согласно котловой модели расчетов, все потребители услуг по передаче электроэнергии, относящиеся к одной группе, оплачивают эти услуги по единому (котловому) тарифу, за счет которого осуществляется сбор необходимой валовой выручки сетевых организаций региона, входящих в «котел». Полученная котловая выручка распределяется между смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из них (пункт 3 Основ ценообразования; пункты 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2). Все сетевые организации региона, вошедшие в «котел», в расчетах должны следовать котловой модели взаиморасчетов.
Указанная система расчетов при передаче электрической энергии («котел сверху») действует на территории Краснодарского края и Республики Адыгея. «Котлодержателем» на территории Краснодарского края и Республики Адыгея является ПАО «Россети Кубань».
На основании установленных тарифов, а также в соответствии с заключенным между заявителем и ПАО «Россети Кубань» Договором от 15.01.2014 №407-30/5, гарантирующий поставщик оплачивает оказанные услуги по передаче электрической энергии, а ПАО «Россети Кубань» обязуется урегулировать услуги по передаче с остальными сетевыми организациями (п. 3.3.13 Договора) и как следствие производить с ними расчет.
Таким образом, ПАО «Россети Кубань» и ООО «Энерготрейд» являясь субъектами естественной монополии, обязаны соблюдать нормы действующего законодательства и солидарно несут ответственность за качество, надежность и сертификацию электрической энергии поставляемой гражданам-потребителям заявителя, в географических границах СНТ «Лотос».
Как установлено антимонопольным органом в оспариваемом решении, что в ходе проведенной ЮМТУ Росстандарта в мае-июле 2018 внеплановой выездной проверки был выявлен факт нарушения обязательных требований ГОСТ 32144-2013, а именно при реализации поставки электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц ПАО «ТНС энерго Кубань» потребителям (гражданам, проживающим п. Белозерном, СНТ «Лотос») по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии: опора № 4/2а, п. Белозерный, СНТ «Лотос» ул. Рябиновая, район дома 657 от КТП-М6-981п, (ООО «Энерготрейд») ПС «Марьянская» 35/10 (ПАО «Кубаньэнерго»); опора 4/19, п. Белозерный СНТ «Лотос» ул. Центральная, район дома с ул. Крайняя 482 от КТП-М6-981п, (ООО «Энерготрейд») ПС «Марьянская» 35/10 (ПАО «Кубаньэнерго»), электрическая энергия не соответствует пункту 4.2.2. ГОСТ 32144-2013 по «медленным изменениям напряжения».
Также было установлено отсутствие сертификатов соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 по точкам передачи от ПС «Марьянская» 35/10 кВ (ПАО «Кубаньэнерго») - КТП-М6-981п, (ООО «Энерготрейд»), в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия.
По итогам проведенной проверки ПАО «ТНС энерго Кубань» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, а также в адрес Общества вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01.07.2019.
В 2019 году ЮМТУ Росстандарта была проведена проверка в целях контроля исполнения ранее выданного предписания. По итогам проведенных испытаний было установлено, что качество и надежность электроэнергии не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, что в свою очередь может привести к: повышению пожароопасности, снижению уровня электробезопасности, повышенному расходу электрической энергии, преждевременному износу и выходу из строя электрических приборов, ламп освещения, сбою компьютерной, цифровой и другой электронной техники, указанное обстоятельство в том числе подтверждается экспертным заключением ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае» от 23.07.2019. Также был установлен факт отсутствия сертификации электрической энергии.
По итогам повторно проведенной проверки ПАО «ТНС энерго Кубань» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, а также по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания, а также в адрес заявителя вынесено повторное предписание от 29.07.2019 №51 об устранении выявленных нарушений в срок до 27.07.2020.
Неоднократные встречи между гарантирующим поставщиком, ПАО «Россети Кубань» и ООО «Энерготрейд», по вопросу сертификации и качества электроэнергии, поставляемой потребителям СНТ «Лотос» (протокол совместного совещания от 20.08.2019), на котором были приняты решения об устранении сетевой организацией в срок до 15.09.2019 допущенных нарушений. Решения, принятые на указанной совещании, также не были выполнены в установленный срок.
На дату вынесения оспариваемого решения выявленные нарушения в действиях ПАО «Россети Кубань» не были устранены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При этом, суд также отмечает, что период предоставления электрической энергии ненадлежащего качества гражданам, проживающим на территории СНТ «Лотос», составляет с мая 2018 по сентябрь 2020 – 28 месяцев, что является не допустимым, свидетельствуют о выходе ПАО «Россети Кубань» за допустимые пределы осуществления своих прав, накладывает на потребителей энергии необоснованные ограничения: лишает права на использование электрической энергии надлежащего качества и безопасного проживания, а также препятствуют выполнению ПАО «ТНС энерго Кубань» обязательств гарантирующего поставщика по поставке электрической энергии надлежащего качества.
Таким образом, в соответствии с моделью рынка электроэнергии «котел сверху», ПАО «Россети Кубань» урегулирует в интересах ПАО «ТНС энерго Кубань» (и как следствие в интересах всех граждан-потребителей гарантирующего поставщика) отношения по передаче электрической энергии с другими сетевыми организациями, что также свидетельствует о том, что ПАО «Россети Кубань» несет ответственность перед гарантирующим поставщиком за качество поставляемой электрической энергии, поскольку, как указывалось выше именно сетевая организация имеет реальную возможность и обязанность фактически влиять на показатели качества электрической энергии в режиме реального времени.
При этом, ненадлежащее состояние сетей иных лиц, через которые потребители ПАО «ТНС энерго Кубань» опосредованно присоединены к сетям ПАО «Россети Кубань», не могут служить основанием для освобождения ПАО «Россети Кубань» от принятых им на себя обязанностей по договору, при заключении которого он, как профессиональный участник рынка услуг по передаче электрической энергии, знал или должен был знать о вышеперечисленных обстоятельствах, которые не стали препятствием для заключения договора и получения оплаты за оказываемые услуги.
Таким образом, независимо от того, что конечные потребители физические лица опосредованно присоединены к сетям ПАО «Россети Кубань», в силу вышеуказанных норм и положений Договора, ответственность за качество электрической энергии потребителям также несет ПАО «Россети Кубань», поскольку договор на оказание услуг по передаче электрической энергии заключен у ПАО «ТНС энерго Кубань» именно с ПАО «Россети Кубань», при этом тот факт, что причина некачественного оказания услуг возникла на оборудовании иного лица не исключает ответственности заявителя.
Помимо указанного нарушения, антимонопольным органом установлен и материалами дела подтверждается факт необеспечения ПАО «Россети Кубань», показателей качества передаваемой потребителям электрической энергии законодательно установленным требованиям, гражданам потребителям, проживающим на территории СНТ «Криница» по адресам: СНТ «Криница», ст. Елизаветинская, ул. Молодежная, д.407, ул. Виноградная, 345.
Факт поставки электрической энергии ненадлежащего качества по указанным выше адресам, был установлен решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2017 по делу № А32-1754/2016, вступившим в законную силу 26.04.2017.
Однако в нарушение норм действующего законодательства, условий Договора, требований ГОСТ 32144-2013, ПАО «Россети Кубань» с сентября 2017 и на дату вынесения решения бездействует, мер для исполнения возложенных на него обязанностей не предпринимает, что свидетельствует о длительном более трех лет неисполнении своих обязанностей и как следствие о грубом нарушении субъектом естественной монополии части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ. Указанное выше подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу № А32-10494/2020.
О нарушении ПАО «Россети Кубань» части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, также свидетельствуют следующие факты.
13.07.2018 в ПАО «ТНС энерго Кубань» обратился потребитель ФИО3 с жалобой на качество поставляемой ему электрической энергии по адресу: Краснодарский край, Динской район, ул. Луначарского, д. 71.
03.08.2018 года ПАО «ТНС энерго Кубань» обратилось к сетевой организации о необходимости провести проверку качества электрической энергии и в случае необходимости принять меры по устранению нарушений. В ответном письме от 24.08.2018 сетевая организация подтвердила несоответствие уровня напряжения на границе балансовой принадлежности (отклонение уровня напряжения от допустимых параметров ГОСТ 32144-2013), и что в срок до 30.09.2018 будут произведены работы по техническому обслуживанию воздушной линии с перераспределением нагрузок.
При этом, из письма ПАО «Россети Кубань» невозможно определить приведут ли указанные в нем меры к положительному результату. Также, сетевой организацией не представлено доказательств устранения допущенных нарушений в указанный им срок – 30.09.2018. На дату вынесения оспариваемого решения заявителем, также не представлено документального подтверждения устранения нарушений, что свидетельствует о длительном более 1,5 лет невыполнения ПАО «Россети Кубань» своих обязательств как субъекта естественной монополии и нарушении прав потребителя и гарантирующего поставщика.
В январе 2019 года потребители ПАО «ТНС энерго Кубань», проживающие в <...> г. Сочи на ул. Пензенской и ул. Тихой, обратились к гарантирующему поставщику с жалобами на качество электроснабжения их жилых домов (26 обращений). В рамках заключенного договора заявитель направил данные жалобы в адрес сетевой организации для проверки качества электроснабжения и устранения нарушений, в случае их выявления.
В своем ответе от 19.02.2019 ПАО «Россети Кубань» сообщило, что «персоналом Адлерского района электрических сетей Филиала проведено внеплановое обследование линии электропередачи, а также проведены замеры уровня напряжения в жилых домах по указанным адресам». Подтверждающих проведение данных мероприятий документов к письму не прилагалось. Также было сообщено о намерении инициировать вопрос о включении указанных мероприятий в производственные программы будущих периодов.
13.03.2019 Общество повторно обратилось в адрес сетевой компании по вопросу качества электрической энергии, поставляемой по указанным адресам в <...> г. Сочи.
16.04.2019 сетевой организацией был дан ответ о проведении периодического мониторинга качества электрической энергии, приложен протокол испытаний, подтверждающий отклонение параметров качества и сообщено о плане выполнить работы по капитальному ремонту ВЛ-0,4 кВ «Поселок» от ТП-10/0,4 кВ «А-126» до 30.09.2019.
Таким образом, ПАО «Россети Кубань» в течение 11 месяцев бездействовало, не предпринимая никаких мер, направленных на улучшение качества электрической энергии, а потребители не получали на протяжении указанного времени электроэнергию надлежащего качества. Документов, подтверждающих устранение нарушений сетевой организацией не представлено.
16.08.2019 в адрес заявителя поступил запрос Министерства ТЭК и ЖКХ по КК в связи с обращением потребителя ФИО4, проживающего в <...>, по вопросу предоставления электрической энергии ненадлежащего качества (в том числе жителям близлежащих домов).
На запрос заявителя в сетевую организацию от 21.08.2019 № УНПО.08.07.379 ПАО «Россети Кубань» в своем письме от 28.08.2019 №КЭ/006/4195 подтвердил факт несоответствия электрической энергии, поставляемой потребителям, проживающим на ул. Школьной, обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, и что в срок до 30.09.2019 планируется произведение работ «по замене линейного провода ВЛ-0,4кВ «Л-2» от ТН-10/0,4 кВ «КТП-7-204» с увеличением сечения».
Однако, в нарушение условий Договора и ГОСТ 33073-2014 ПАО «Россети Кубань» не были представлены протоколы испытаний электрической энергии.
Учитывая отсутствие надлежаще оформленных документов, подтверждающих подачу электрической энергии ненадлежащего качества, гарантирующим поставщиком 05.09.2019 был направлен запрос № УНПО.08.07.405, о необходимости предоставления акта проверки и протоколов испытаний качества электрической энергии в срок до 13.09.2019.
Письмом от 13.09.2019 № КЭ/006/4438 ПАО «Россети Кубань» сообщило, что протокол испытаний от 28.08.2019 № КЭ/006/4195 утерян. При этом, в адрес Общества был представлен протокол от 09.09.2019 внеочередных испытаний, содержащий сведения об одномоментном замере, который не соответствует требованиям раздела 5.2 ГОСТ 32144-2013 и пункту 2.3.3.1 Регламента взаимодействия при рассмотрении обращений потребителей по вопросам качества (приложение №7 к Договору), согласно которых, минимальная продолжительность измерений не может быть менее суток.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие иных документов, подтверждающих соответствие качества электрической энергии требованиям технических регламентов, суд соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что, сетевой организацией показатели качества электрической энергии на момент вынесения решения не приведены в соответствие с требованиями ГОСТ 32144-2013.
В июне 2019 года в ПАО «ТНС энерго Кубань» поступило обращение потребителя ФИО5, по вопросу предоставления электрической энергии ненадлежащего качества по адресу ст. Северская, ул. Крестьянская, д. 30. При этом, потребителем в качестве подтверждения были приложены письма сетевой организации от 13.08.2018 и 05.03.2018 о несоответствии качества электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 (копии писем №КЭС/113/01/759 и КЭС/113/01/4431 прилагаю). Гарантирующим поставщиком, в рамках заключенного договора, был направлен запрос в сетевую организацию, для проверки качества электроснабжения и устранения нарушений, в случае их выявления.
В своем ответе от 28.06.2019 №КЭ/033/957, ПАО «Россети Кубань» указало на то, что в мае и сентябре 2018 года для обеспечения качества электроснабжения потребителя выполнены работы по внеплановому техническому обслуживанию. В августе 2019 года запланированы работы по замене силового трансформатора ТП-10/0,4кВ.
28.08.2019 гарантирующий поставщик повторно обратился в адрес сетевой организации письмом № СОиКО 11.02.16/4441 о необходимости предоставления информация о выполнении работ, направленных на обеспечение качества электрической энергии у данного потребителя.
Письмом от 09.09.2019 ПАО «Россети Кубань» сообщило, что мероприятия выполнены 24.07.2019 и представлен Акт проверки уровня напряжения. При этом, в нарушение условий Договора и ГОСТ 33073-2014, замеры ПАО «Россети Кубань» были проведены менее 24 часов, в связи с чем не являются достоверным и допустимым доказательством поставки электрической энергии надлежащего качества.
Период предоставления потребителю электрической энергии ненадлежащего качества с момента выявления (05.03.2018) до предоставления акта одномоментного замера (09.09.2019) составляет более 1 года.
13.11.2019 в адрес ПАО «ТНС энерго Кубань» поступила жалоба гр. ФИО6, проживающего на территории СНТ «Криница», ул. Набережная, д. 510/1 о нарушении качества энергоснабжения.
19.11.2019 ПАО «ТНС энерго Кубань» обратилось в адрес ПАО «Россети Кубань» о необходимости комиссионной проверки качества электрической энергии 26.11.2019 и проведения замеров в течение 24 часов как предусмотрено Регламентом взаимодействия Исполнителя и Заказчика при рассмотрении обращений граждан потребителей- Приложение № 7 к Договору.
26.11.2019 гарантирующим поставщиком совместно с сетевой организацией был осуществлен выезд к потребителю для проведения замеров. В результате проведенных замеров было установлено, что уровень напряжения составляет 85В, что не соответствует ГОСТ 32144-2013. При этом, в нарушение условий Договора и ГОСТ 33073-2014, замеры сетевой организации были проведены менее 24 часов. Учитывая отсутствие надлежаще оформленных документов, подтверждающих подачу электрической энергии ненадлежащего качества, гарантирующим поставщиком 29.11.2019 была направлена претензия № УНПО.08.07.590, о необходимости организовать повторную проверку качества электрической энергии в срок до 06.12.2019.
На дату вынесения оспариваемого решения, заявителем повторная проверка качества электрической энергии не проведена, информация о принятых мерах, направленных на устранение выявленного нарушения и обеспечения потребителя электрической энергии надлежащего качества, в адрес ТНС энерго Кубань» не направлена.
Вышеуказанное свидетельствует, что ПАО «Россети Кубань», являясь субъектами естественной монополии, систематически допускает нарушения действующего законодательства и Договора, которое выражается в передаче электрической энергии потребителям ПАО «ТНС энерго Кубань» ненадлежащего качества, бездействует в части устранения таких нарушений, в том числе не предоставляет сведения о конкретных (разумных) сроках выполнения работ по ремонту и модернизации электросетевого оборудования, не устраняет либо затягивает устранение технологических нарушений, не исполняет обязанности по незамедлительному уведомлению гарантирующего поставщика о нарушениях показателей качества электроэнергии, а также осуществляют передачу электрической энергии без сертификата соответствия.
Таким образом, поставка электрической энергии ненадлежащего качества по рассматриваемым выше фактам носит длительный характер от 6-ти месяцев до 3-х и более лет и подтверждается материалами дела.
Из представленных в материалы дела документов, следует, что на многочисленные неоднократные обращения гарантирующего поставщика в адрес ПАО «Россети Кубань» по вопросам обеспечения качества передаваемой электрической энергии сетевой организацией мотивированных ответов по вопросам качества передачи электрической энергии и мощности не предоставлено. Сроки устранения выявленных нарушений не соответствуют принципу разумности.
При этом, суд отмечает, что ПАО «Россети Кубань» получает от гарантирующего поставщика плату за услуги по передаче электрической энергии, в том числе указанным потребителям, как за услуги по передаче электрической энергии надлежащего качества, в том числе за период 2017-2020 годы.
Документального подтверждения и доказательств того, что снижение качества поставляемой электрической энергии потребителям по спорным адресам обусловлено действиями самих потребителей, заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что антимонопольный орган обоснованно установил, что действия (бездействие) ПАО «Россети Кубань», являющегося монополистом и профессиональным участником рынка оказания услуг по передаче электрической энергии, препятствуют созданию условий для эффективного функционирования рынка, не могут быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав, свидетельствуют о выходе последним за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, поскольку такими действиями на граждан - потребителей налагаются неразумные ограничения, ставятся необоснованные условия реализации своих прав на качественное электроснабжение. Невыполнение ПАО «Россети Кубань» мероприятий по обеспечению передачи электроэнергии надлежащего качества ущемляют интересы конечных потребителей по указанным выше адресам.
Более того, указанные неправомерные действия ПАО «Россети Кубань» приводят к нарушению прав гарантирующего поставщика электрической энергии, являющегося потребителем услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых им потребителей электрической энергии, препятствуют выполнению ПАО «ТНС энерго Кубань обязательств гарантирующего поставщика по поставке потребителям электрической энергии надлежащего качества в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения, ставят его в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, имеющими возможность надлежащим образом исполнять свои обязательства перед потребителями, в том числе касающиеся своевременного реагирования на жалобы потребителей и возмещения причиненного ущерба.
Довод заявителя о том, что антимонопольный орган не учел, что нарушение правил устройства и эксплуатации влечет ответственность по статье 9.11 КоАП РФ, отклоняются судом, так как в рассматриваемом случае нарушение правил устройства электроустановок, а также эксплуатации электроустановок не было предметом рассмотрения антимонопольного органа.
При этом, арбитражный суд отмечает, что при рассмотрении указанного дела антимонопольным органом были установлены многочисленные факты нарушения субъектом естественной монополии части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в ущемлении интересов ПАО «ТНС энерго Кубань» и неопределенного круга лиц путем неисполнения мероприятий по обеспечению передачи электрической энергии надлежащего качества потребителям, проживающим по адресам, указанным в обжалуемом решении.
Довода заявителя о том, что формулировка выданного антимонопольным органом предписания от 17.12.2020 №8932/6 не содержит конкретных действий, которые заявитель должен совершить или от которых обязано воздержаться отклоняется арбитражным судом в силу следующего.
В силу части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия (часть 2).
Как следует из обжалуемого предписания ПАО «Россети Кубань» необходимо в срок до 01.03.2021 выполнить необходимые мероприятия по обеспечению передаче электрической энергии (мощности) надлежащего качества, мероприятия по реконструкции электрических сетей в целях обеспечения значений показателей качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности с потребителями.
Из буквального толкования выданного предписания, однозначно следует, что ПАО «Россети Кубань» обязано выполнить мероприятия, результатом которых будет соответствие электрической энергии обязательным для применения техническим регламентам.
В свою очередь ПАО «Россети Кубань» являясь профессиональным участником рынка услуг по передаче электрической энергии, владея на праве собственности электросетевым оборудованием посредством которого оказывает услуги по передаче электрической энергии, обладает специальными навыками, что предполагает самостоятельное определение сетевой организацией мер направленных на поддержание соответствия качества электрической энергии, техническим регламентам и другим обязательным требованиям, а также на проведение её сертификации.
Доказательств того, что данное предписание для ПАО «Россети Кубань» является неисполнимым заявителем в материалы дела не представлено.
Кроме того, заявителем не доказано, а материалы дела не содержат доказательств того, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылки заявителя на нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ судом отклоняются так как, ненормативные правовые акты подлежат обжалованию в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных ПАО «Россети Кубань» требований о признании об отмене решения от 17.12.2020 №38913/6, а также предписания от 17.12.2020 №38932/6 по делу № 023/01/10-1387/2020.
Руководствуясь статьями 167-170, 200-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный Законом срок.
Судья А.В. Лесных