ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-8827/14 от 16.04.2014 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-8827/2014

г. Краснодар 16 апреля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 16.04.2014 года

Полный текст решения изготовлен 16.04.2014 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Меньшиковой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федотовым Э.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам, г. Ростов-на-Дону,

к обществу с ограниченной ответственностью "Питомник "Сады Кубани" (пос. Бичевой, ИНН/ОГРН 2341014920/1082341000708),

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: Пентисов П.А. (доверенность от 11.04.2014г.),

от ответчика: не явился, уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам (далее – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Питомник "Сады Кубани" (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, ответчик, общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ).

Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований. Основания заявленных требований изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему.

Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания не явился, отзыв на заявление не представил.

Согласно части 4 статьи 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела (статья 137 АПК РФ).

Суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Дело рассматривается по правилам статьи 205 АПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, изучив все документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Питомник "Сады Кубани" зарегистрировано в качестве юридического лица, ИНН/ОГРН 2341014920/1082341000708, Краснодарский край, пос. Бичевой, ул. Промышленная, 7.

Как следует из материалов дела, в Департамент Росгидромета по ЮФО и СКФО было передано по подведомственности из Северо-Кавказского управления Ростехнадзора (исх. от 04.12.2013 № 6517/06-10) письмо «Об обращении граждан Краснодарского края, Павловского района в общественно-политическую газету ООО «Редакция газеты «Единство» из содержания которого следовало, что ОАО «Трудовое» Ленинградского района в своей деятельности использует антиградовую стационарную установку, которая, по словам жителей района, негативно влияет на их приусадебные участки».

Лицензия на осуществление работ по активному воздействию ОАО «Трудовое» не выдавалась. В связи с чем 16 декабря 2013 года в отношении юридического лица – ОАО «Трудовое» было вынесено Определение № 7 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)», были запрошены сведения, необходимые для разрешения административного дела.

18 декабря 2013 года Департаментом Росгидромета по ЮФО и СКФО от генерального директора ОАО «Трудовое» Я. В. Луканина получено пояснение вх. № 633, в котором было указано, что собственником антиградовой установки «EGGERS» является Общество с ограниченной ответственностью «Питомник «Сады Кубани»».

В соответствии со ст. 26.1, п. 2 ч. 1 ст. 24 КоАП РФ и в связи с отсутствием события административного правонарушения в отношении ОАО «Трудовое» вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 18.12.2013 № 7.

Поскольку в реестре лицензий Росгидромета на выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления ООО «Питомник «Сады Кубани»» так же не значится, 19 декабря 2013 года в отношении ООО «Питомник «Сады Кубани»» вынесено Определение № 8 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В рамках административного расследования от ООО «Питомник «Сады Кубани» запрошены сведения, необходимые для разрешения административного дела (определения об истребований сведений от 19.12.2013 № 8 и от 24.12.2013 № 9).

В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении Департаментом Росгидромета по ЮФО и СКФО был направлен запрос в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Высокогорный Геофизический Институт» (далее ФГБУ «ВГИ») для дачи экспертной оценки установке «EGGERS», как средству активного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

Из письма ФГБУ «ВГИ» от 09 января 2014 года № 01-10/8 следует, что установка «EGGERS» относится к средствам активного воздействия на градовые процессы, однако она не соответствует РД 52.37.726.2009 «Общие технические требования на средства воздействия на метеорологические и другие процессы» и поэтому она не может быть включена в перечень средств активного воздействия, утвержденный руководителем Росгидромета.

В пояснительной записке, представленной в Департамент Росгидромета по ЮФО и СКФО директором ООО «Питомник «Сады Кубани»» Лещенко В. А. 23.12.2013 указано, что Общество приобрело антиградовую установку «EGGERS» по контракту от 27.01.2012 № 1 у фирмы Mike Eggers. Как пояснил директор Лещенко В. А., антиградовая установка (пушка) предназначена для преобразования крупной фракции града в более мелкую и дождь, что соответственно не приносит вреда растениям и плодам. При возгорании смесь выгорает на 100 процентов и выброс вредных веществ в атмосферу отсутствует. Как утверждает директор, вышеописанная установка была смонтирована на территории ООО «Питомник «Сады Кубани»» только весной 2013 года, при этом согласование на размещение установки не с кем не проводилось. Кроме того директор ООО «Питомник «Сады Кубани» пояснил, от поставщика антиградовой установки «EGGERS» в течение лета 2013 года, дважды приезжал инженер наладчик и проводил пуско-наладочные работы, в ходе которых проводились пробные стрельбы из антиградовой установки. В ходе пробных пусков установки была выявлена серьезная проблема в несовместимости форматов GSM, из-за чего блок управления не работает и это не позволяет эксплуатировать установку в безопасном режиме.

12.02.2014 года государственным инспектором управления составлен протокол об административном правонарушении № 01, по признакам состава правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Материалы дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 205 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно дефиниции пункта 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Как следует из пункта 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 настоящей статьи (пункт 2 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).

К лицензионным требованиям в силу пункта 4 статьи 8 Закона № 99-ФЗ не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

Лицензия, как следует из пункта 1 статьи 9 Закона № 99-ФЗ, предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (пункт 2 статьи 9 указанного Закона).

В соответствии с п. 44 ч.1 ст.12 федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления являются лицензируемым видом деятельности.

Подпунктом «а» пункта 2 Положения о лицензировании работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1216, установлено, что работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления включают, в числе прочих, работы по защите сельскохозяйственных растений от градобития.

В соответствии с п.п. 2 - 6 Постановления Правительства РФ от 15.07.1999 № 807 «Об утверждении положения о приобретении, хранении и использовании средств активного воздействия специализированными организациями активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы» - активное воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы проводится в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике (защита сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин).

Работы по активному воздействию осуществляются специализированными организациями активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы, по утвержденным Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти методикам, предусматривающим применение средств активного воздействия.

Специализированными организациями активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы признаются юридические лица, осуществляющие защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин.

Перечень средств активного воздействия, применяемых специализированными организациями, определяется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Руководители специализированных организаций обязаны уведомлять о начале проведения работ по активному воздействию Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проводятся работы.

Право на приобретение, хранение и применение средств активного воздействия специализированные организации получают с момента выдачи им Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды лицензии на проведение работ по активному воздействию.

Представленных доказательств достаточно для определения квалификации противоправного деяния по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (части 1 – 5 статьи 71 АПК РФ).

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 12.02.2014г. № 01. Согласно объяснений, с выявленными нарушениями ответчик согласен.

В соответствии со статьей 70 АПК РФ, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций на всех стадиях арбитражного процесса должны содействовать достижению сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях, проявлять в этих целях необходимую инициативу, использовать свои процессуальные полномочия и авторитет органа судебной власти.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суд при рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.

Существенных процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении административного дела, судом не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Учитывая изложенное, а также то, что общество ранее к аналогичной ответственности не привлекалось (в материалах дела отсутствуют указанные доказательства), суд полагает возможным привлечь общество, к административной ответственности по части 2 статьи. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, в виде минимальной санкции, предусмотренной данной статьей, то есть к административному штрафу в размере 40 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать общество с ограниченной ответственностью "Питомник "Сады Кубани" (пос. Бичевой, ИНН/ОГРН 2341014920/1082341000708) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей без конфискации.

Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам:

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

р/с 40101810400000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области, БИК 046015001, ИНН 6167019112, КПП 616701001, Получатель – УФК по Ростовской области (Департамент Росгидромета по ЮФО и СКФО, л/с 04581133950), код бюджетной классификации 16911625050016000140, ОКТМО 60701000.

Назначение платежа – административный штраф.

По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет предоставлено доказательств добровольной уплаты штрафа, направить настоящее решение в подразделение Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю по месту жительства (месту нахождения) ответчика. Принудительное взыскание административного штрафа осуществляется непосредственно на основании настоящего решения (часть 4.2. статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья О.И. Меньшикова