ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-8856/18 от 17.02.2021 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                                            № А32-8856/2018

25.02.2021

Резолютивная часть решения изготовлена по результатам судебного заседания

17.02.2021

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2021

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Данько М. М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой Н.К. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

АО «Колос», ст. Нововеличковская, Динской район (ИНН: <***> ОГРН: <***>),

к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН <***> ОГРН <***>),

третье лицо: администрация муниципального образования Динской район, ст. Динская (ИНН: <***> ОГРН: <***>),

об оспаривании решения государственного органа

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности  11.06.2020

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 13.01.2021

АО «Колос» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края и просит:

признать незаконным выраженный в письме №52-2090/18-32-12 от 22.01.2018 отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении за плату в собственность земельного  участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0000000:3067 площадью 17744961 кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: 353200, Краснодарский край, Динской район, в границах СПК «Колос» участок №1 АО «Колос» (ИНН <***> ОГРН: <***>).

обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения и предоставить в собственность за плату АО «Колос» (ИНН <***> ОГРН: <***>) за 20% от кадастровой стоимости земельный участок сельскохозяйственного назначенияс кадастровым номером 23:07:0000000:3067 площадью 17744961 кв. м категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: 353200, Краснодарский край, Динской район, в границах СПК «Колос» участок №1.

Требования мотивированы тем, что  общество имеет в силу закона право на приватизацию публичного земельного участка в льготном порядке – без соблюдения публичной процедуры.

Вступившим в законную силу решением от 12.09.2018 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Решение мотивировано тем, что в границах земельного участка запроектировано строительство линейного объекта публичной собственности, на земельном участке находятся защитные лесополосы, являющиеся частью мелиоративной системы.

Определением Верховного суда Российской федерации от 30.01.2020 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.07.2019 по делу N А32-8856/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В определении Верховный Суд РФ указал на следующее. Судам для решения вопроса о том, предусмотрено ли размещение в границах спорного земельного участка объекта федерального значения - газопровода "Южный поток", необходимо было проверить представленный документ градостроительного планирования муниципального района - Схему терпланирования Динского района, утвержденную в 2010 году с точки зрения положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок формирования документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на соответствие Схеме территориального планирования Российской Федерации в области трубопроводного транспорта, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 816-Р. Однако суды не проверили, запланировано ли размещение объекта федерального значения документами территориального планирования Российской Федерации и соответствует ли Схема терпланирования Динского района указанным документам. В деле отсутствуют надлежащие документы, позволяющие определенно установить наличие или отсутствие на участке защитных лесных насаждений, которые являются элементами агролесомелиоративной системы по смыслу статьи 7 Закона о мелиорации, предназначенные для защиты, в том числе смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения. Имеющаяся в деле пояснительная записка к материалам по обследованию спорного участка, проведенного 23.05.2018, не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим нахождение в границах испрашиваемого земельного участка лесополос, поскольку подписана только специалистом государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" без указания местоположения и площади лесополос, при этом в самом акте от 23.05.2018 N 125 обследования земельного участка, составленном и подписанном специалистом названного учреждения и директором Общества, сведения о наличии лесополос в границах участка отсутствуют.

На новом рассмотрении общество изменило редакцию требований и просит:

признать  незаконным  выраженный  в  письме №52-2090/18-32-12  от 22.01.2018 Департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении за плату в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0000000:3067 площадью 17744961 кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: 353200, Краснодарский край, Динской район, в границах СПК «Колос» участок №1 АО «Колос» (ИНН <***> ОГРН: <***>);

обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения и предоставить в собственность за плату АО «Колос» (ИНН <***> ОГРН: <***>) за 20% от кадастровой стоимости земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0000000:3067 площадью 17744961 кв. м категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: 353200, Краснодарский край, Динской район, в границах СПК «Колос» участок №1.

Департамент считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании объявлялся перерыв до  17.02.2021 до 17.50 час. После перерыва судебное заседание продолжено в указанную дату и время в отсутствие представителей.

Изучив представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Общество указывает, что арендует земельный участок с кадастровым номером 23:07:0104007:2 на основании постановления главы администрации Динского района от 27.04.1994 № 171-П, договора №801 от 28.10.1994, дополнительного соглашения от 01.01.2003, приложения к договору аренды.

Арендатор 25.08.2017 обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104007:2.

В результате образован земельный участок с кадастровым номером 23:07:0000000:3067 площадью 17744961 категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, с адресом: расположен в границах участка, почтовый адрес ориентира: 353200, Краснодарский край, Динской район, в границах СПК «Колос» участок №1.

На земельный участок зарегистрировано право собственности Краснодарского края, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись №23:07:0000000:3067-23/031/2017-1 от 14.12,2017.

Общество обратилось в Департамент заявлением о предоставлении этого, последнего земельного участка в собственность за плату.

Заявление имеет ссылку на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Департамент письмом  №52-2090/18-32-12 от 22.01.2018в приватизации земельного участка отказал, сославшись на следующее. Заявитель не подтвердил тождественность арендуемого земельного участка и испрашиваемого в собственность участка. Документами территориального планирования предусмотрено размещение на участке линейного объекта – газопровода. В границах земельного участка расположен водный объект – балка без названия.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).

Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Не принимается во внимание довод Департамента о невозможности идентификации испрашиваемого участка и участка с кадастровым номером 23:07:0104007:2, поскольку в кадастровом паспорте первого участка указано на формирование его из площади последнего участка с уменьшением этой площади.

Кубанское бассейновое водное управление  письмом от 18.05.2018 сообщило суду, что данные общедоступного информационного ресурса «публичная кадастровая карта» не позволяют достоверно судить о наличии (отсутствии) водных объектов в границах испрашиваемого земельного участка.

Верховный Суд Российской Федерации согласился с выводами апелляционного и кассационного судов о том, что наличие в границах участка водного объекта опровергнуты представленными в дело доказательствами и не могут служить препятствием для приватизации участка сельскохозяйственного назначения его арендатором в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

Схемой территориального планирования муниципального образования Динской район предусмотрено строительство газопровода «Южный поток» - объекта Федерального значения.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов принимается, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ).

В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации  схемы территориального планирования муниципальных районов являются документами территориального планирования муниципальных образований.

В статье 9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

Частью 1 статьи 10 ГрК РФ предусмотрено, что документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации, в том числе в области федерального транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт).

В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (часть 5 статьи 10 ГрК РФ).

К схемам территориального планирования Российской Федерации прилагаются материалы по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Указанные карты составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования Российской Федерации (часть 7 статьи 10 ГрК РФ).

В силу части 9 статьи 10 ГрК РФ материалы по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в виде карт отображают в том числе границы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения в соответствующей области.

Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 6 статьи 19 ГрК РФ предусмотрено, что материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают границы поселений, входящих в состав муниципального района; границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района; границы лесничеств; объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Кроме того, проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на межселенной территории (часть 3 статьи 20, пункт 1 части 1 статьи 21 ГрК РФ).

Таким образом, границы зоны планируемого размещения объекта федерального, регионального, местного значения муниципального района, устанавливаемые в документации по планировке территории муниципальных образований должны соответствовать сведениям о местоположении планируемых для размещения объектов федерального, регионального, местного значения, содержащихся в документах территориального планирования соответствующего уровня.

Во исполнение обязательных указаний высшей судебной инстанции судом исследовался вопрос о включении этого объекта в документы территориального планирования Российской Федерации.

Минэнерго России от 18.02.2016 принят приказ N 95 "О подготовке документации по планировке территории для размещения объекта "Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор)", в котором указано следующее. 1. Подготовить документацию по планировке территории для размещения объекта "Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор)". 2. Утвердить прилагаемое задание на подготовку документации по планировке территории для размещения объекта "Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор)" (не приводится). 3. Департаменту корпоративного управления, ценовой конъюнктуры и контрольно-ревизионной работы в отраслях ТЭК (ФИО3) в 10-дневный срок обеспечить направление письменных уведомлений о решении, указанном в пункте 1 настоящего приказа, ООО "Газпром инвест", а также главам муниципальных образований, в отношении территорий которых принято такое решение.

Министерство энергетики Российской Федерации (МИНЭНЕРГО РОССИИ) Департамент корпоративного управления, ценовой конъюнктуры и контрольно-ревизионной работы в отраслях ТЭК своим письмом от 02.10.20219 № 08-1623 сообщило обществу «Колос» следующее. Согласно заданию на подготовку документации по планировке территории для размещения Объекта, утвержденному приказом Минэнерго России от 18.02.2016 № 95, планируемые работы в отношении проектируемого Объекта, а также подготовки документации по планировке территории осуществляются в 12 этапов, (данный приказ, размещен на официальном сайте Минэнерго России).

На основании обращения ПАО «Газпром», приказом Минэнерго России от 17.07.2017 № 643 утверждена документация по планировке территории для размещения Объекта (Этап 1). Территория Краснодарского края, в том числе муниципального образования Динского района в границы проекта планировки территории разработанного в отношении первого этапа размещения Объекта не вошла.

ПАО «Газпром» своим письмом от 16.09.2019 № 03/08-10433 на имя заместителя генерального директора Департамента корпоративного управления Минэнерго России указало, что в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0000000:3067 находятся объекты ПАО «Газпром» МГ «Южно-Европейский газопровод»:

линия электропередачи воздушная Южно-Европейского газопровода. Участок «Писаревка-Анапа» км 654-км 684,7;

Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки - Анапа», км 1379 -км 1570;

Южно - Европейский газопровод. Участок «Писаревка-Анапа», км 570-км 768,5;

Электрохимзащита. Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки - Анапа», км 1379 - км 1570,5;

Электрохимзащита. Южно-Европейский газопровод. Участок «Писаревка-Анапа» км 570-км 768,5.

Из указанного суд пришел к выводу о том, что документами территориального планирования Российской Федерации размещение линейного объекта федерального уровня собственности на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0000000:3067 не предусмотрено, в этой части документация терпланирования района такой документации Российской Федерации не соответствует и не может быть признана надлежащей.

Наличие права собственности на линейный объект, проходящий через часть спорного участка, не наделяет данное лицо правом на приобретение ее в аренду или в собственность (пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса), поскольку обеспечение прав и законных интересов собственников подземных линейных сооружений осуществляется посредством временного ограничения прав землепользователей и собственников земель на период прокладки линии связи и установления охранных зон такого объекта.

На участки, в границах которых размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом, не требуется (пункты 6 и 8 статьи 90 Земельного кодекса).

В силу статьи 27 Земельного кодекса наличие санитарно-защитной зоны газопровода не является препятствием для приватизации земельного участка, относящегося к публичной собственности.

Собственник земельного участка, обремененного подземным линейным объектом, несет лишь бремя ограничений, связанных с соблюдением режима охранной зоны данного объекта.

Указанное не может быть положено в основание отказа обществу в приватизации арендовавшегося им земельного участка.

В части лесозащитных полос суд считает необходимым указать на следующее.

Статьей 7Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О мелиорации земель" установлено следующее. Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий в целях обеспечения коренного улучшения земель сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, посредством использования полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относится, в том числе создание мелиоративных защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков, в том числе предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях защиты указанных земель и земельных участков от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения (полезащитная агролесомелиорация);

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30 января 2020 г. по настоящему делу N 308-ЭС19-18279 указал, что  в деле отсутствуют надлежащие документы, позволяющие определенно установить наличие или отсутствие на участке защитных лесных насаждений, которые являются элементами агролесомелиоративной системы по смыслу статьи 7 Закона о мелиорации, предназначенные для защиты в том числе смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Обосновывая свою позицию в указанной части, департамент представил  акт осмотра спорного земельного участка №1 от 31.07.2020, в котором указано на наличие в границах участка по направлению с северо-востока на юго-запад, а также с северо-запада на юго-восток древесно-кустарниковой растительности.

Доказательства того, что эта древесно-кустарниковая растительность является элементами агролесомелиоративной системы по смыслу статьи 7 Закона о мелиорации и предназначена именно для защиты, в том числе смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения, заинтересованное лицо суду не представило, в том числе и на новом рассмотрении дела.

Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или несовершения ими определенных процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах обжалуемый обществом отказ противоречит закону и нарушает его права.

Общество просит указать в решении на стоимость приобретения земельного участка в собственность.

28.04.17 Верховным судом Российской Федерации в определении по делу N А40-189497/2015 сформулирована правовая позиция, согласно которой в делах об оспаривании в порядке гл. 24 АПК РФ отказа осуществляющего публичные полномочия органа в предоставлении в собственность земельного участка суды также рассматривают по существу и вопрос об установлении цены выкупа испрашиваемого земельного участка.

На основании ст. 39.4 ЗК РФ постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.15 г. N 226 (далее - постановление N 226) разработан и утвержден "Порядок определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" (далее - Порядок определения цены).

В случае аренды земельного участка в течение 6 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.

Поскольку общество арендует земельный участок более 15 лет, стоимость его приобретения составляет 20% от кадастровой стоимости.

В силу положений подпункта 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Способ устранения допущенных нарушений прав заявителя суд выбирает самостоятельно.

Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Признать  незаконным  выраженный  в  письме №52-2090/18-32-12  от 22.01.2018 отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении за плату в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0000000:3067 площадью 17744961 кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: 353200, Краснодарский край, Динской район, в границах СПК «Колос» участок №1 АО «Колос» (ИНН <***> ОГРН: <***>).

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар (ИНН <***> ОГРН <***>) в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу изготовить и направитьАО «Колос», ст. Нововеличковская, Динской район (ИНН: <***> ОГРН: <***>) подписанный со своей стороны уполномоченным лицом, содержащий все существенные условия для договоров такого вида договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:07:0000000:3067 площадью 17744961 кв. м категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: 353200, Краснодарский край, Динской район, в границах СПК «Колос» участок №1 с указанием на стоимость приобретения участка в размере 20% его кадастровой стоимости.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН <***> ОГРН <***>) в пользу АО «Колос», ст. Нововеличковская, Динской район (ИНН: <***> ОГРН: <***>) 3 000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.

АО «Колос», ст. Нововеличковская, Динской район (ИНН: <***> ОГРН: <***>) выдать справку на возврат из бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, оплаченной платежным поручением №1418 от 10.04.2017.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его принятия в суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                                   М. М. Данько