ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-8901/2021 от 07.07.2021 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-8901/2021

г. Краснодар                                                                                                   20 августа 2021 года                                                                          

Резолютивная часть решения объявлена 07.07.2021

Текст решения в полном объеме изготовлен 20.08.2021

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ивановой Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Демерчян А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Титановые Инвестиции», г. Москва,

к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Краснодар,

о признании незаконным и отмене пунктов №№ 1,2,59,60,61,69,72,73,76,80,81,82,83,92,94,107,112,114 предписания от 23.11.2020 №10-82-21-П-1 Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений обязательных требований,

при участии:

от заявителя: не явился, уведомлен,

от заинтересованного лица: Кокошко А.В. – доверенность,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Титановые Инвестиции» обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным и отмене пунктов №№ 1,2,59,60,61,69,72,73,76,80,81,82,83,92,94,107,112,114 предписания от 23.11.2020 №10-82-21-П-1 Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Заявитель в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

ООО «Титановые Инвестиции» было подано ходатайство об участии в судебном заседании с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание). Данное ходатайство судом было отклонено, ввиду отсутствия технической возможности в Арбитражном суде Краснодарского края подключения посредством веб-конференции ИС «КАД».

Таким образом, судебное заседание было проведено в отсутствие представителя общества.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве. Представил дополнительные документы в материалы дела: протокол испытаний отходов, протокол отбора проб, экспертное заключение, пояснения ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО». Данные документы судом изучены и приобщены в материалы дела.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 07.07.2021объявлен перерыв до 07.07.2021 до 17-00 час. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края -http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.

Заявителем при обращении в суд было заявлено ходатайство о восстановлении срока на оспаривание предписания Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Рассмотрев указанное ходатайство, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О, от 22 ноября 2012 года N 2149-О и от 17 июня 2013 года N 980-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Учитывая то, что отнесение причин пропуска срока к уважительным или неуважительным является прерогативой суда, в случае отказа в восстановлении пропущенного срока заявитель будет лишен права на судебную защиту, что означало бы отказ в доступе к правосудию, что недопустимо, суд удовлетворяет ходатайство заявителя о восстановлении срока на оспаривание указанного предписания.

Дело рассматривается по правилам статей 198-201 АПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Как следует из материалов дела, Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании распоряжения от 09.10.2020 № 14-04/51 в период с 02.11.2020 по 23.11.2020 в отношении ООО «Титановые Инвестиции» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой обществу выдано предписание № 10-82-21-П-1 от 23.11.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Полагая, что №№ 1,2,59,60,61,69,72,73,76,80,81,82,83,92,94,107,112,114 предписания от 23.11.2020 №10-82-21-П-1 являются недействительным, общество обжаловало его в арбитражный суд.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ каждый гражданин имеет  право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения    почвенного  слоя),  обязаны  обеспечить  их  рекультивацию.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об отходах производствах и потребления» от 24.06.1998 № 89 –ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно статье 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Судом установлено, что в период с 02.11.2020 по 23.11.2020 в отношении ООО «Титановые Инвестиции» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой административным органом обществу выдано предписание № 10-82-21-П-1 от 23.11.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

При рассмотрении настоящего дела, судом установлен факт несоблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Оценивая законность пунктов предписания, судом установлено следующим.

Обществом допущено ведение производственного экологического контроля по Программе, разработанной на основании методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ не включенной в Перечень методик расчета выбросов вредных загрязняющих веществ Минприроды Российской федерации. Программа не содержит сведений о проведении корректировки инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их стационарных источников.

Согласно требований Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» раздел 4 «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать, в том числе, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ее последней корректировке.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" установлено, что корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется, в том числе, в случае изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов, с чем согласно ООО «Титановые инвестиции».

Программа ПЭКутверждена директором филиала ООО «Титановые инвестиции» Акуловым А.Б. 13.08.2018 на основании данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проведенной в 2015 году, по итогам которой составлен отчет об инвентаризации от 2016 года.

Таким образом, ООО «Титановые инвестиции» при определении величин выбросов загрязняющих веществ и установлении нормативов выбросов метода расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработке программы ПЭК использованы «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (СПб., 2012) и «Методическое пособие по аналитическому контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (СПб., 2013), не включенных в Перечень методик расчета, что является нарушением требований установленных статьей 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, что свидетельствует о необходимости проведения корректировки инвентаризации выбросов и их стационарных источников в виду изменений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов.

Также обществом не обеспечено своевременной корректировки инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, нормативов допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также программы ПЭК в соответствии с методикой расчета выбросов, включенной в перечень методик расчета выбросов вредных загрязняющих веществ Минприроды Российской Федерации.

В соответствии с планом-графиком контроля нормативов предельно-допустимых выбросов (таблица 5.1)»   по источникам выбросов №№ 0543, 0721, 0722, 0723, 0724, 2204 периодичность проведения инструментального контроля установлена следующая.

-ист. № 2204 (ванна для пропитки В -3) по веществу углеводороды предельные С12-С19 проводится инструментальным методом 1 раз в год.

-ист. №№ 0721 (печь муфельная), 0722 (ванна глицериновая, пресс гидравлический), 0723 (пресс нагревательный), 0724 (печь разогрева), 0543 (склад кислот и щелочей) проводится инструментальным методом 1 раз в 5 лет.

Однако ООО «Титановые инвестиции» осуществлялся производственный контроль расчетным методом по источникам №№ 0721 (печь муфельная), 0722 (ванна глицериновая, пресс гидравлический), 0723 (пресс нагревательный), 0724 (печь разогрева), 0543 (склад кислот и щелочей) что не соответствует требованиям о проведении контроля инструментальным методом, указанным в Плане-графике   контроля   содержащимся   в   проекте   предельно-допустимых выбросов (таблица 5.1 Приложение ПДВ).

В соответствии с планом-графиком контроля предельно-допустимых выбросов для источников выбросов № 0533 (сварочный пост) и № 2014 (станки механической обработки металла) утвержден инструментальный контроль 1 раз в год (таблица 5.1 Приложение ПДВ).

ООО «Титановые инвестиции» получено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 23.01.2018 № 35706000/1-18 на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 23.01.2018 № 124.

В соответствии с приложением № 2 к разрешению на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 23.01.2018 №35706000/1-18 «Условия действия разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух» пунктом № 2 установлено требование по соблюдению нормативов предельно-допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых выбросов по конкретным источникам.

В составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу утвержден план-график контроля нормативов предельно допустимых выбросов (далее - план-график контроля) на источниках выбросов с установленной периодичностью контроля, а также методики проведения контроля: расчетный и (или) инструментальный метод (таблица 5.1, страница 132-171 проекта).

Судом установлено, что на момент проведения плановой выездной проверки в части осуществления контроля нормативов предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетным методом, юридическим лицом ООО «Титановые инвестиции» не были представлены данные по источникам №№ 0913, 1905 по веществу азота диоксид, контроль на которых предусмотрен 1 раз в год.

Источники выбросов №№ 0603,1210, 1211,1212, не работают, однако они включены в инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 23.01.2018 № 35706000/1-18, находятся в плане-графике нормативов предельно допустимых выбросов контроля и были включены в заявку о постановке на учет от 15.02.2018 объекта НВОС № 35-0191-001076-П ООО «Титановые инвестиции» сведения об источниках загрязнения окружающей среды №№ 0603,1210,1211,1212 в публичном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду до настоящего времени актуализированы не были.

Акты о ликвидации, консервации или выводе из эксплуатации источников выбросов №№ 0603, 1210, 1211, 1212 на момент проведения плановой выездной проверке Южному межрегиональному Управлению Росприроднадзора предоставлены не были.

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.10.2020 № СР-09-03-31/36362 даны разъяснения о том, что по настоящее время в нарушение требований, установленных ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закона № 96-ФЗ) и п. 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух (далее -Порядок проведения инвентаризации), утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, продолжается использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при определении величин выбросов загрязняющих веществ и установлении нормативов выбросов методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в Перечень методик расчета, что является основанием для привлечения их к административной ответственности.

Ссылка общества на Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 400» является несостоятельной, так как данное постановление было принято после проведения проверки.

ООО «Титановые инвестиции» допущено строительство объекта - Станция нейтрализации кислых стоков в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении проектной документации  объектов  капитального строительства, относящихся  в соответствии  с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам 1 категории (п. 59 предписания).

Согласно статье 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе от 23.11.1995 N 174-ФЗ объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

- проекты технической документации на новые технику, технологию,
использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а
также технической документации на новые вещества, которые могут поступать
в природную среду;

- проектная документация объектов капитального строительства,
относящихся в соответствии с законодательством в области охраны
окружающей среды к объектам
I категории, за исключением проектной
документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке,
предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального
геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и
природного газа, а также за исключением проектной документации объектов
капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в
пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен
объект
I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в
соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с
пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных
технологий, качественных и (или) количественных характеристик
загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и
(или) размещаемых отходов

ООО «Титановые Инвестиции» эксплуатирует объект 35-0191 -001076-П, I (первой) категории негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - чрезвычайно высокая. ООО «Титановые Инвестиции» реализуется проект создания станции нейтрализации кислых стоков (далее - СНКС) в соответствие с Дорожной картой (далее-ДК), утверждённой Правительством республики Крым в 2018 г., на площадке бывшего анилинокрасочного завода.

В основу проекта принята технология, которая внедрена и успешно применяется у таких производителей диоксида титана как: PRECHEZA Чешская республика, CinkarnaCelgi Словения.

Согласно технологии, в качестве сырья используется кислый сток, образующийся на стадии разложения титанового концентрата, и природный известняк, которые вступая в реакцию нейтрализации позволяют получать товарный гипс.

В полном объёме внедрения проект СНКС представляет собой сложный производственный комплекс, включающий:

-4 линии нейтрализации кислых растворов (A-D);

-линии нейтрализации хозяйственных стоков;

-здание производства товарного гипса;

-вспомогательные технологические линии и оборудование.

Указанный производственный комплекс будет расположен на участке площадью 91,2 тыс.м2 с планируемой площадью застройки 17 тыс.м2, с объемом нейтрализации в сутки:

-кислых растворов 2633 тонн;

-хозяйственных стоков 54852 тонн;

- кислотонакопителя 121 тонн.

Так судом установлено, что в ходе проведения проверки административным органом произведено обследование территории, расположенной в районе производства работ строительства станции нейтрализации кислых стоков, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 90:16:010201:11, расположенного по адресу: Республика Крым, на территории городского округа Армянск, за границами населенных пунктов установлены реакторы объемом 50 м3, 80 м3 с целью реализации первого этапа нейтрализации.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что объект - станция нейтрализации кислых стоков непосредственно связанна с объектом I категории, так как кислый сток от объекта 1 категории будем поступать на станцию нейтрализации и повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также данная технология является новой для Российской Федерации и как следствие проектная документация подлежит прохождению государственной экологической экспертизы.

В пункте 60 предписания указано, что ООО «Титановые Инвестиции» допущено загрязнение земель химическими веществами, в том числе тяжелыми металлами при несанкционированном накоплении и хранении отходов на поверхностном слое почвы. Так судом установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу ч. 1 ст. 77 ФЗ Закона № 7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на   ответчика  обязанности  по  восстановлению  нарушенного состояния окружающей   среды   за счет его   средств   в   соответствии   с   проектор восстановительных работ (п. 2 ст. 78 Закона № 7-ФЗ).

Производственная и хозяйственная деятельность ООО «Титановые Инвестиции» осуществляется на земельных участках согласно договору аренды земли от 16.01.2012 № 4/53-2, в соответствии с которым Совет министров Автономной Республики Крым выделил в срочное платное пользование земельные участки из земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов на территории Суворовского сельского совета г. Армянск Автономной Республики Крым. Общая площадь выделенных земельных участков - 38,7166 га, а также земельные участки из земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов на территории Армянского местного совета Автономной Республики Крым. Общая площадь выделенных земельных участков -4741,6334 га.

В рамках проведения проверки административным органом 05.11.2020 г. в ходе визуального обследования земельного участка, который расположен в районе железнодорожных путей, проходящих около ОРО «Фосфогипсохранилище-2» (в районе точки с географическими координатами 46.2045246, 33.6809806), выявлено визуальное загрязнение почвы химическими веществами.

Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в присутствии должностных лиц Южного межрегионального управления Росприроднадзора и представителя ООО «Титановые Инвестиции» Шаблий Е.Ф. отобраны пробы почвы (протокол отбора проб почв №89 от 05.11.2020) на наличие превышений по следующим показателям: содержание серы (валовое содержание), кадмия, меди, свинца, железа. Площадь загрязнения составила 24м х10,7 м и 57 м х 14м соответственно. Замеры участков проводились средством измерительной техники - рулетка «Fisco», мод UM5M, заводской номер 15. Знак поверки в виде наклейки в формуляр №18003633482 от 13.01.2020г.)

Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почв №89-п от 16.11.2020, а также  экспертному заключению  по  результатам  экспертного сопровождения №183 от 18.11.2020 г., по результатам испытаний (измерений) проб почвы 281, 283 с фоновыми значениями пробы 285 (фон) на глубине 0-0,05м выявлены превышения по следующим показателям: в пробе 281 по кадмию в 26 раз, по меди в 20,9 раза, по свинцу в 11,7 раза, по железу в 15,2 раза; в пробе 283 по кадмию в 18 раз, по меди в 21,5 раза, по свинцу в 5,2 раза, по железу в 12,8 раза.

При этом, по определяемому показателю сера (валовое содержание) на глубине 0-0,05м фоновое значение в пробе 285 (фон) показала концентрацию ниже предела обнаружения 80 мг/кг, а содержание серы в пробе 281 установлено 614 мг/кг, в пробе 283 установлено 500 мг/кг.

Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почв №89-п от 16.11.2020, а также экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения №183 от 18.11.2020 г., по результатам испытаний (измерений) проб почвы 282, 284 с фоновыми значениями пробы почвы 286 (фон) на глубине 0,05-0,2м показал превышения по следующим показателям: в пробе 282 по кадмию в 13 раз, по меди в 10,7 раза, по свинцу в 13,2 раза, по железу в 5,8 раза; в пробе 284 по кадмию в 25,9 раз, по меди в 26,9 раза, по свинцу в 11,8 раза, по железу в 16,3 раза.

При этом, по определяемому показателю сера (валовое содержание) на глубине 0,05-0,2м фоновое значение в пробе 286 (фон) показала концентрацию ниже предела обнаружения 80 мг/кг, а содержание серы в пробе 282 установлено 1707 мг/кг, в пробе 284 установлено 1076 мг/кг.

Довод Общества о том, что железо и сера не относятся к веществам, загрязняющим почву является несостоятельным в виду следующего.

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.04.2020 № РН-09-02-31/13679 даны следующие разъяснения, касающиеся исчисления размера вреда, причиненного почвам, на основании Методики, утвержденной приказом Минприроды России от 08.0.72010 № 238, при отсутствии ряда загрязняющих веществ в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.

При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве его значения применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Таким образом, Методикой исчисления вреда предусмотрен порядок расчета размера вреда, причиненного почве в результате загрязнения веществами, нормативы качества которых законодательством не установлены.

Кроме того, Методика не содержит исключений в области своего применения, то есть ссылка на конкретные загрязняющие вещества, которые оказывают (не оказывают) негативное воздействие на окружающую среду в результате несанкционированного попадания в почву, отсутствует.

На основании вышеизложенного следует, что Методикой установлена презумпция причинения вреда самим фактом попадания в почву любого вещества извне, которое ранее в почве в такой концентрации не содержалось, что не противоречит абз. 9 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Закон № 7-ФЗ).

Таким образом, ООО «Титановые Инвестиции» в рамках осуществления производственной и хозяйственной деятельности допущено загрязнение земельного участка из числа земель, земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения загрязняющими химическими веществами: кадмий, медь, свинец, железо, сера (валовое содержание), что является нарушением требований, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Федерального закона от 25.10.2001 № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации».

Также ООО «Титановые Инвестиции» не обеспечено проведение рекультивации земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления «Огарконакопитель», о чем указано в п. 61 предписания.

Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.1 Свода Правил 127.13330.2017 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию», полигон по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов (далее - полигон) является специально оборудованным сооружением, предназначенным для обезвреживания и размещения отходов производственной деятельности. В соответствии с п. 4.5 названных Правил, максимальный срок эксплуатации полигона составляет 25 лет.

В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 (далее - Правила), разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе (п. 23 Правил).

Так по результатам проведения проверки установлено, что объект размещения отходов «Огарконакопитель» (ОН) является закрытым объектом (паспорт места удаления отходов «Огарконакопитель» от 24.12.2001 г.). Был обустроен в соответствии с проектом, разработанным ЛНПО «Пигмент», г. Ленинград, 1974 г. Введен в эксплуатацию в 1975 году. Предназначался для приёма огарка пиритного и фософгипса гидроудаленного. Общая площадь, занятая ОРО - 167,0 га. С 1985 года удаление огарка в ОРО не осуществляется. Данность также подтверждается справкой начальника ОООС Шаблий Е.Ф., согласно которой по состоянию на 01.10.2020 на территории ОРО Огарконакопитель размещено 0,0 тонн огарка, а также данными, представленными в пункте 5 листа 9 Отчета по результатам проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов АФ ООО «Титановые Инвестиции» и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2019 год (далее по тексту - Отчет по результатам мониторинга).

Однако, меры по проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации ОРО «Огарконакопитель» не приняты. Какая-либо переписка, свидетельствующая об инициировании решения вопроса по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации ОРО «Огарконакопитель» также отсутствует.

Так судом установлено, что в данном случае бездействие юридического лица повлекло за собой нарушение действующих норм природоохранного законодательства РФ, что не может свидетельствовать о неисполнимости требований, установленных нормативно-правовыми актами РФ.

Относительно нарушения указанного в п. 69 предписания судом установлено следующее.

В рамках проведения натурного обследования территории АФ ООО «Титановые Инвестиции» установлено, что в непосредственной близости к железно-дорожным    путям  за    пределами  ОРО  «Огарконакопитель»  на искусственном твердом покрытие и не посредственно на почвенном покрове обнаружено складирование отхода «отходы производства основных неорганических химических веществ» предположительно который ранее размещался на территории ОРО «Огарконакопитель». Поверхность хранящегося насыпью отхода «отходы производства основных неорганических химических веществ» не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра (отсутствует укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность площадки хранения огарка частично не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (отход хранится как на почвенном покрове, так и на участке с твердым покрытием), площадка хранения огарка не оборудована по периметру обваловкой и обособленной сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в присутствии должностных лиц Южного межрегионального управления Росприроднадзора и представителя ООО «Титановые Инвестиции» Шаблий Е.Ф. отобраны пробы отхода с наименованием «отходы производства основных неорганических химических веществ» (протокол отбора проб отхода №590-2 от 03.11.2020 и протокол отбора проб отхода №598-2 от 06.11.2020).

Согласно протоколу испытаний (измерений) отходов №655-0 от 10.11.2020, протоколу биотестирования проб отхода №656-0-БИО от 16.11.2020, протоколу испытаний (измерений) отходов №669-0 от 10.11.2020, протоколу биотестирования проб отхода №670-О-БИО от 17.11.2020, а также экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» № 186 от 18.11.2020, в ходе токсикологического анализа установлено токсическое действие водной вытяжки пробы №590-2 и пробы №598-2 на тест-организмы, выявлена безвредная кратность разбавления водной вытяжки отхода, вызывающая гибель не более 10% тест-организмов и отклонение численности клеток водорослей не более 20% по сравнению с контролем за время экспозиции (10<БКР<100). Отобранный отход «отходы производства основных неорганических химических веществ» отнесен ко IV классу опасности для окружающей среды.

В рамках мероприятий по контролю специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в присутствии должностных лиц Южного межрегионального управления Росприроднадзора и представителя ООО «Титановые Инвестиции» Шаблий Е.Ф. отобраны пробы почвы в пределах участка несанкционированного складирования отхода «отходы производства основных неорганических химических веществ» (в 10 м от ж/д дороги). Площадь загрязнения составила 9,15 м х 9,20 м. Замеры участка проводились рулеткой «Fisco», мод UM5M, заводской номер 15, знак поверки в виде наклейки в формуляр №18003633482 от 13.01.2020 г. (протокол отбора проб почв №91п от 06.11.2020).

Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы №91п от 16.11.2020г., а также экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» по результатам экспертного сопровождения №185 от 18.11.2020, установлено, что по результатам испытаний (измерений) проб почвы 291 с фоновыми значениями пробы 293 (фон) на глубине 0-0,05 м выявлены превышения по следующим показателям: по кадмию в - 5,3 раза, по меди - 6,3 раза, по свинцу - в 4 раза, по железу - в 5,8 раз.

Сравнительный анализ проб почвы 292 с фоновыми значениями пробы почвы 294 (фон) на глубине 0,05-0,2 м показал превышения по следующим показателям: по кадмию - в 7,9 раза, по меди в - 18,7 раза, по свинцу в - 6,1 раза, по железу - в 7,4 раза.

Таким образом, ООО «Титановые Инвестиции» не обеспечено отнесение к конкретному классу опасности отхода «отходы производства основных неорганических химических веществ» выявленных в рамках проверки непосредственной близости к железно-дорожным путям за пределами ОРО «Огарконакопитель» (протокол отбора проб отхода №590-2 от 03.11.2020 и протокол отбора проб отхода №598-2 от 06.11.2020, экспертное заключение ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» № 186 от 18.11.2020).

В части нарушений пп.72,73 предписания, судом установлено следующее.

ООО «Титановые Инвестиции» в 2017 году проводило работы по отнесению отходов к классу опасности в полном соответствии с действующим законодательством, так как при внесении отхода в ФККО все материалы обоснованности установления класса опасности отхода "отходы производства диоксида титана и железооксидных пигментов в смеси" и его идентификации получили положительное заключение в установленном законодательством порядке. "Метод биотестирования" также подтвердил правильность отнесения отхода "отходы производства диоксида титана и железооксидных пигментов в смеси" к IV классу опасности.

Однако, как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в присутствии должностных лиц Южного межрегионального управления Росприроднадзора и представителя ООО «Титановые Инвестиции» Шаблий Е.Ф. отобраны пробы отхода с наименованием «стоки производства диоксида титана и железооксидных пигментов в смеси» в сбросном коллекторе непосредственно перед сбросом отходов в ОРО «Кислотонакопитель» (протокол отбора проб отхода №596-1 от 05.11.2020).

Согласно протоколу испытаний (измерений) отходов №503-0 от 16.11.2020, протоколу биотестирования проб отхода №666-0-БИО от 17.11.2020), а также экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» № 186 от 18.11.2020, в ходе токсикологического анализа установлено токсическое действие водной вытяжки пробы №596-1 на тест-организмы, выявлена безвредная кратность разбавления водной вытяжки отхода, вызывающая гибель не более 10% тест-организмов и отклонение численности клеток водорослей не более 20% по сравнению с контролем за время экспозиции (1000<БКР< 10000). Отобранный отход «стоки производства диоксида титана и железооксидных пигментов в смеси» отнесен ко II классу опасности для окружающей среды.

Таким образом, относительно к рассматриваемым обстоятельствам дела, из вышеизложенного следует, что Общество размещает отходы, не соответствующие классу опасности отхода, заявленному юридическим лицом при оформлении лимитов на размещение отходов и паспортизации данного вида отхода, из чего следует, что Обществом не проведены работы по отнесению отхода стоки производства диоксида титана и железооксидных пигментов в смеси» к конкретному классу опасности

Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора утвержден Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191.

В соответствии с п. 8 указанного Административного регламента под федеральным государственным экологическим надзором (далее государственный экологический надзор) понимается осуществление Росприроднадзором в том числе государственного надзора в области обращения с отходами. Как следствие осуществление проверки правильности отнесения отходов к аналогичным видам отходов, включенным в ФККО, также относится к полномочиям территориальных органов Росприроднадзора в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Относительно доводов заявителя о несоблюдении процедуры отбора, транспортировки, хранения и подготовки проб осадков сточных вод, отходов установлено следующее.

Согласно протоколу биотестирования проб отхода от 17.11.2020 № 666-О-БИО, биотестирование осуществлялось в соответствии с методикой ФР. 1.39.2007.03222 «Биологические методы контроля. Методика определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний» и ФР. 1.39.2007.03223 «Биологические методы контроля. Методика определения токсичности вод, водных вытяжек из почв, осадков сточных вод и отходов по изменению уровня флуоресценции хлорофилла и численности клеток водорослей».

Так в соответствии с ФР. 1.39.2007.03223 объединенная проба отхода (при отсутствии специальных требований) должна составлять не менее 5 кг (2,5 кг для анализа и 2,5 кг для хранения дубликата).

Пробы отходов не подлежат консервированию, хранятся в холодильнике (в банках с притертой или плотно закрытой крышкой) не более одной недели.

Таким образом, выводы, изложенные в экспертном заключении ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» № 186 от 18.11.2020 являются объективными и обоснованными.

Относительно нарушения указанного в п. 76 предписания судом установлено следующее.

В рамках проведения натурного обследования территории ООО «Титановые Инвестиции» установлено, что в непосредственной близости к железно-дорожным путям за пределами ОРО «Огарконакопитель» на искусственном твердом покрытие и не посредственно на почвенном покрове обнаружено складирование отхода «отходы производства основных неорганических химических веществ» предположительно который ранее размещался на территории ОРО «Огарконакопитель». Поверхность хранящегося насыпью отхода «отходы производства основных неорганических химических веществ» не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра (отсутствует укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность площадки хранения огарка частично не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (отход хранится как на почвенном покрове, так и на участке с твердым покрытием), площадка хранения огарка не оборудована по периметру обваловкой и обособленной сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в присутствии должностных лиц Южного межрегионального управления Росприроднадзора и представителя ООО «Титановые Инвестиции» Шаблий Е.Ф. отобраны пробы отхода с наименованием «отходы производства основных неорганических химических веществ» (протокол отбора проб отхода №590-2 от 03.11.2020 и протокол отбора проб отхода №598-2 от 06.11.2020).

Согласно протоколу испытаний (измерений) отходов №655-0 от 10.11.2020, протоколу биотестирования проб отхода №656-0-БИО от 16.11.2020, протоколу испытаний (измерений) отходов №669-0 от 10.11.2020, протоколу биотестирования проб отхода №670-О-БИО от 17.11.2020, а также экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» № 186 от 18.11.2020, в ходе токсикологического анализа установлено токсическое действие водной вытяжки пробы №590-2 и пробы №598-2 на тест-организмы, выявлена безвредная кратность разбавления водной вытяжки отхода, вызывающая гибель не более 10% тест-организмов и отклонение численности клеток водорослей не более 20% по сравнению с контролем за время экспозиции (10<БКР<100). Отобранный отход «отходы производства основных неорганических химических веществ» отнесен ко IV классу опасности для окружающей среды.

Таким образом, ООО «Титановые Инвестиции» допущено размещение отхода «отходы производства основных неорганических химических веществ» выявленных в рамках проверки непосредственной близости к железно­дорожным путям за пределами ОРО «Огарконакопитель» (протокол отбора проб отхода №590-2 от 03.11.2020 и протокол отбора проб отхода №598-2 от 06.11.2020, экспертное заключение ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» № 186 от 18.11.2020) в отсутствии установленного лимита на размещение.

В п. 80 предписания указано, что общество не обеспечено проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с утвержденной программой.

Относительно данного нарушения судом установлено следующее.

В рамках проведения проверки административным органом дана оценка организации и проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

В ходе анализа Отчета по мониторингу за 2019 год, выявлено, что ООО «Титановые Инвестиции» в 1 квартале 2019 года не проводился мониторинг в части наблюдений за состоянием почвы на всех указанных в акте точках отбора проб.

Кроме того, установлено, что во II-IV кварталах 2019 года мониторинг состояния почв проводился лишь по показателю мышьяк. По остальным показателям (медь, никель, магний, кадмий, свинец, железо, кобальт, хром) Обществом проведение мониторинга не обеспечено.

Мониторинг состояния поверхностных водоемов в 2019 году также был проведен не в полном объеме.

Мониторинг подземных вод (четвертичный водоносный горизонт) в 2019 года не проводился в полном объеме по скважинам (четвертичный водоносный горизонт) №№ 56а, 59а, 115а, 116а, 40а, 45а, 104а, 81а, 77а.

По скважинам №№ 42а, 48а, 49а, 74а/с, 96а, 98а, 99а, 102а, 103а, 139а, 5а, 19а/с, 70а, 73а, 46а/с, 16а, 66а,11а, 63а, 28а - в 3,4 кварталах 2019 года не проводился мониторинг по веществам как: Си, Mg, Cd, Pb, Zn.

Мониторинг подземная вода (средне-верхнеплиоцентовый водоносный  горизонт) в 2019 года не проводился в полном объеме по скважинам (средне верхнеплиоцентовый водоносный горизонт) №№ 596, 1156, 1166-1, 406, 606, 1416,66,816,776.

По скважинам №№ 456, 486, 496, 526, 966, 986, 1026, 1396, 706, 736, 1356, 166, 666, 116, 146, 286 - в 3 и 4 кварталах 2019 года мониторинг не проводился по таким веществам как: Си, Mg, Cd ,Pb, Zn.

Мониторинг подземная вода (понт/мэотический водоносный горизонт) в 2019 году не проводился в полном объеме по скважинам (понт/мэотический водоносный горизонт) №№ 25в/с, 116в, 26в/с, 81 в.

По скважинам №№ 22н-1, 45в, 58в/с, 67в/с, 71 в/с, 99в, 17в/с, 14в - в 3 и 4 кварталах 2019 года мониторинг не проводился по таким веществам как: Си, Mg, Cd, Pb, Zn, Sr.

Общество ссылается на то, что по состоянию на 23.11.2020 территории объектов размещения отходов            ОРО «Кислотонакопитель», Фосфогопсохранилище № 2,   Огарконакопитель  частично  располагаются  границах Украины, в связи с этим доступ к ОРО ограничен.

Однако, материалы, подтверждающие проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды не представлены. Какая-либо информация, свидетельствующая об информировании контролирующих органов, Правительства Республики Крым, Правительства Украины о сложившейся ситуации в части невозможности проведения мониторинга подземных вод и почвы, также не представлена.

Таким образом, ООО «Титановые Инвестиции» не обеспечено проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (все 6 ОРО) и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с утверждённой Программой.

Относительно нарушения, указанного в  пункте 81 предписания от 23.11.2020 № 10-82-21-П-1, судом установлено следующее.

Общество не обеспечено проведение  технического  надзора за состоянием плотин  ОРО «Кислотонакопитель», предусмотренного проектной  документацией  «Крымский завод пигментной  двуокиси   титана «Кислотонакопитель» от 1967 года.

Согласно Проекту, во время эксплуатации ОРО «Кислотонакопитель» необходимо проводить наблюдения за колебанием уровней жидкости и концентрацией кислоты, а также вести метеорологические наблюдения.

В целях защиты тела плотины от воздействия серной кислоты со стороны ОРО «Кислотонакопитель» запроектирован экран из ракушечника. В целях защиты плотины от динамического воздействия воды Проектом предусмотрено крепление ее откосов каменной наброской из несортированного камня. В основание каменного крепления укладывается однослойный щебеночный обратный фильтр толщиной 0,3 м по всей высоте.

Помимо указанного, при эксплуатации ОРО «Кислотонакопитель» предусматривается технический надзор, который должен осуществляться мастером по эксплуатации, техником или инженером - гидротехником, лаборантом, тремя обходчиками и пятью рабочими. В обязанности данных лиц входит контроль за концентрацией стоков в накопителе и их фильтрацией, а также наблюдение за осадком плотины. Проектом предусмотрено круглосуточное дежурство обходчиков-смотрителей.

По состоянию на 23.11.2020 территория ОРО «Кислотонакопитель» частично располагается в границах Украины. Материалы, подтверждающие проведение технического надзора за состоянием плотин не представлены. Какая-либо информация, свидетельствующая об информировании контролирующих органов, Правительства Республики Крым, Правительства Украины о сложившейся ситуации в части невозможности проведения технического надзора, также не представлена.

Таким образом, предприятием не исполняются заложенные в проектных решениях мероприятия, направленные на недопущение ухудшения обстановки, а также разрушения ОРО «Кислотонакопитель».

Относительно нарушения указанного в п. 82,83 предписания судом установлено следующее.

Объект размещения отходов «Фосфогипсохранилище № 1» (ФГХ-1) -предназначен для приема и накопления гидроудаленного фосфогипса без обезвреживания.

ОРО «Фосфогипсохранилище №1» - это специально построенное сооружение, открытое, смешанного типа, в соответствии с проектом, разработанным ООО «Аквата», г. Ялта, ОНММЦ «Морэкология», г. Симферополь в 2002 г.

Представляет собой систему прудов-отстойников с ограждающими дамбами по контуру. По периметру проложены дренажная траншея, дренажная канава, водосбросные колодцы с отводом дренажных и фильтрационных вод. Проектный объем удаления отходов - 1715,0 тыс. м3. Предусмотренный срок эксплуатации - заполнение до проектных отметок (+ 16,0 м - + 17,0 м). Проектная площадь - 245,0 тыс. м2, занимаемая - 162,6 тыс. м2.

В соответствии со справочной информацией за подписью директора АФ ООО «Титановые Инвестиции», по состоянию на 01.10.2020 в ОРО находится 3085,057843 тыс. тонн фосфогипса.

В ходе проведения проверки должностными лицами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в присутствии должностных лиц Южного межрегионального управления Росприроднадзора и представителя ООО «Титановые Инвестиции» Шаблий Е.Ф. отобраны пробы отхода с наименованием «отходы разложения природных фосфатов серной кислоты (фосфогипс) нейтрализованные при производстве фосфорной кислоты» в пределах ОРО «Фосфогипсохранилище №1» (протокол отбора проб отхода №589-1 от 03.11.2020).

Согласно протоколу испытаний (измерений) отходов №653-0 от 10.11.2020, протоколу биотестирования проб отхода №654-0-БИО от 16.11.2020), а также экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» № 186 от 18.11.2020, в ходе токсикологического анализа установлено отсутствие токсического действия водной вытяжки пробы №589-1 на тест-организмы. Отобранный отход «отходы разложения природных фосфатов серной кислоты (фосфогипс) нейтрализованные при производстве фосфорной кислоты» отнесен к V классу опасности для окружающей среды.

Согласно Заключению государственной экологической экспертизы от 16.10.2002 №9-2-235/5019 в процессе эксплуатации ОРО «Фосфогипсохранилище №1» предусматривается контроль за состоянием дамб обвалования и дренажными сооружениями.

Согласно проекту «Намыв  гидроудаляемого   фосфогипса  с водоотведением на участке фосфогипсохранилища ГАК Титан», высота дамб на момент проектирования составляет 3,5-4 м, дамбы выполнены без уплотнения, поверхность рыхлая, гребень узкий до 1 м.

Согласно Проекту, длина северной дамбы составляет 774 м, южной - 760 м, западной - 183 м, восточной - 170 м. В связи с большой протяженностью траншеи, малыми продольными уклонами, а также в связи с возможностью суффозии и обрушения грунта с бортов, необходим постоянный контроль за беспрепятственным транзитом дренажной воды и сбросным сооружением.

Эффективность работы проектируемых сооружений находится в прямой зависимости от условий их эксплуатации. Нарушение основных требований по эксплуатации проектируемых сооружений может привести к ухудшению обстановки, а также к разрушению ОРО «Фосфогипсохранилище №1». В процессе эксплуатации необходимо:

1. Организовать тщательный инструментальный контроль за состоянием дамб и обвалования.    

2. Организовать визуальный контроль за состоянием откосов дамб.

3. Вести тщательный контроль за состоянием дренажной траншеи,

дренажной канавы, ежедневный обход сооружений.

4. Своевременно осуществлять ремонт дамб в местах размыва ливневыми стоками.

5. Поддерживать проектный профиль дамб.

6. Не допускать застоя дренажной воды, вести постоянные расчистки дна

Представлены  письменные  пояснения  по  вопросу  проведения инструментальных замеров дамб и обвалований за подписью директора АФ ООО «Титановые инвестиции», согласно которым данные работы не выполняются в связи с отсутствием необходимости, так как с 2013 г. ОРО «Фосфогипсохранилище №1» не используется для размещения отходов.

Таким образом, предприятием не исполняются заложенные в проектных решениях мероприятия, направленные на недопущение ухудшения обстановки, а также разрушения ОРО «Фосфогипсохранилище №1».

Объект размещения отходов «Фосфогипсохранилище № 2» (ФГХ-2) предназначен для приема и накопления гидроудаленного фосфогипса без обезвреживания, с последующей его утилизацией. Фосфогипс - продукт фильтрации пульпы разложения, образующийся в процессе производства экстракционной фосфорной кислоты.

Представляет собой систему прудов-отстойников с ограждающими дамбами по контуру, размещенную в южной части существующего огарконакопителя. С северной, западной, восточной сторон проложена дренажная траншея, с южной стороны - водоотводящий канал.

Согласно проектной документации на объект разработанной УпоПР ЗАО «Крымский Титан» в 2006 году и Заключения государственной экологической экспертизы от 25.05.2006г. №9-2-241/3606, расчетный срок эксплуатации - 11-14 лет. Проектный объем удаления отходов 3370 тыс. мЗ (7751 тыс. тонн). Проектная площадь - 58,0 га (в том числе на территории Херсонской области, Украина - 31,3 га, на территории Республики Крым - 26,7 га), площадь занятая - 58,0 га.

В соответствии со справочной информацией за подписью начальника ОООС Шаблий Е.Ф. по состоянию на 01.10.2020 в ОРО находится 3010,277126 тыс. тонн отходов (аналогичная цифра указана в Характеристике ОРО). Также согласно данным Характеристики ОРО «Фосфогипсохранилище №2» в границах РФ размещено около 557,100147 тыс. тонн, в границах Херсонской области (Украина) - около 2453,176979 тыс. тонн.

В ходе проведения проверки должностными лицами  ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в присутствии должностных лиц Южного межрегионального управления Росприроднадзора и представителя ООО «Титановые Инвестиции» Шаблий Е.Ф. отобраны пробы отхода с наименованием «отходы разложения природных фосфатов серной кислоты (фосфогипс) нейтрализованные при производстве фосфорной кислоты» в пределах ОРО «Фосфогипсохранилище №2» (протокол отбора проб отхода №599-3 от 06.11.2020).

Согласно протоколу испытаний (измерений) отходов №671-0 от 10.11.2020, протоколу биотестирования проб отхода №672-0-БИО от 17.11.2020), а также экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» № 186 от 18.11.2020, в ходе токсикологического анализа установлено отсутствие токсического действия водной вытяжки пробы №599-3 на тест-организмы. Отобранный отход «отходы разложения природных фосфатов серной кислоты (фосфогипс) нейтрализованные при производстве фосфорной кислоты» отнесен к V классу опасности для окружающей среды.

В соответствии с подразделом 2.7. «Мероприятия по обеспечению нормативного состояния окружающей среды и экологической безопасности» Пояснительной записки от 2006 года НЦ.2139.00.00.00.00.ПЗ (далее -Пояснительная записка от 2006 года) в проекте предусмотрены инженерные мероприятия, направленные на охрану и рациональное использование водных ресурсов и включающие технологические и технические решения, способствующие снижению влияния ОРО «Фосфогипсохранилище №2» на водную среду.

Для обеспечения эффективного функционирования дренажа, в процессе дальнейшей эксплуатации ОРО «Фосфогипсохранилище №2» необходимы регулярные замеры дна траншей и канала для оценки их состояния и расчистка дна по мере его заполнения. С целью контроля гидродинамической и гидрохимической обстановки подземной гидросферы проводить систематические наблюдения по скважинам существующей режимной сети с отбором проб на химические анализы.

В процессе эксплуатации ОРО «Фосфогипсохранилище №2» в целях предотвращения ухудшения общей экологической обстановки необходимо проводить:

-тщательный инструментальный контроль за состоянием дамб;

-визуальный контроль за состоянием откосов дамб;

-контроль за состоянием дренажных сооружений с ежедневным их обходом, а также после сильных ливневых дождей;

-контроль за состоянием и чистотой колодцев водосбросных сооружений;

-своевременный ремонт дамб в местах разрыва ливневыми дождями;

-поддерживать проектный профиль дамб;

-не допускать застоя дренажной воды в траншее и канаве, вести постоянные расчистки дна, работы выполнять грейдерным ковшом;

-не допускать образования локальных обводненных зон за счет вывалов грунта с бортов траншеи или некачественного выравнивания дна при его чистке;

-не допускать заиления водоприемных колодцев, своевременно производить их чистку;

-своевременно производить промывку водосбросных труб, не допуская их заиления.

По вопросу непроведения инструментального замера дамб и обвалований ОРО «Фосфогипсохранилище №2» получен письменный ответ от директора АФ ООО «Титановые Инвестиции», согласно которому ОРО «Фосфогипсохранилище №2» частично располагается на территории Украины, в связи с чем, осуществление каких-либо работ не представляется возможным.

Таким образом, предприятием не исполняются заложенные в проектных решениях мероприятия, направленные на недопущение ухудшения обстановки, а также разрушения ОРО «Фосфогипсохранилище №2». Вместе с тем проектный-расчетный срок эксплуатации объекта ОРО «Фосфогипсохранилище №2» по состоянию на период проверки истек.

В пункте 92 предписание указано, что ООО «Титановые Инвестиции» допущена эксплуатация водозабора в рамках лицензии СМФ 00036 ВЭ в отсутствии оборудованной в установленном  законом  порядке наблюдательной скважины.

В рамках анализа представленных программ на выполнение работ по мониторингу подземных вод по скважинам №№ 2357, 2358, 2359, 2360, 2361, 2362, 2363, 2364 за 2018 и 2019 года установлено, что целью мониторинга является оценка изменения состояния подземных вод, выявление возможных негативных последствий эксплуатации участка недр, рекомендации по дальнейшей эксплуатации подземных вод. Мониторинг выполняется по 8 эксплуатационным скважинам (№№ 2357, 2358, 2359, 2360, 2361, 2362, 2363, 2364) иные скважины в вышеуказанной программе не указаны, какие-либо сведенья о проведении химических анализов и замеров уровня воды в мониторинговых скважинах в отчетах за 2018 и 2019 гг. «О результатах мониторинга подземных вод по скважинам технического водоснабжения АФ ООО «Титановые инвестиции» №№2357, 2358, 2359, 2360, 2361, 2362, 2363, 2364» не представлены.

Следовательно, ООО «Титановые Инвестиции» допущена эксплуатация водозабора в рамках лицензии СМФ 00036 ВЭ в отсутствии оборудованной в установленном законом порядке наблюдательной скважины.

Как следует из п.94,107,114 предписания ООО «Титановые Инвестиции» допущено неисполнение обязанностей по внесению в бюджет водного налога по объектам фактически добытых пресных подземных вод за период 2019-2020 гг. по участкам недр предоставленных в рамках лицензий на пользование недрами СМФ 00148 ВР, СМФ 00168 ВР, СМФ 00173 ВР.

Согласно п. 6.2 приложение №1 установлено, что пользователь недрами обязан уплачивать регулярные платежи за пользование недрами, так в соответствии с п.6.2.1 и п. 6.2.2 установлена обязанность по уплате налогов за площадь участка недр при поисках и оценки месторождений и при разведки полезных ископаемых соответственно (ставка платежа за 1 км2 руб. в год указана на странице 4 приложение №1 к лицензии).

В соответствии с письмом УФНС России по Республике Крым от 12.11.2020 г. исх.№ 17-38/1345 ООО «Титановые инвестиции» задолженности по плате регулярных платежей согласно пункту 6.2 условий пользования недрами не имеет, суммы своевременно уплачены в бюджет.

Однако, в соответствии с п. 6.3 приложения №1 также установлено, что пользователь недр обязан уплачивать иные платежи, установленные законодательством Российской Федерации, платежи, налоги и сборы при пользовании недрами, земельными участками.

В соответствии с вышеуказанным письмом УФНС России по Республике Крым от 12.11.2020 г. установлено, что ООО «Титановые инвестиции» в рамках лицензий СМФ 00168 ВР, СМФ 00173 ВР, СМФ 00148 ВР не внесены в бюджет платежи в рамках водного налога по объемам добытых пресных подземных вод по участкам недр.

В пункте 112 предписания указано, что обществом не обеспечено исполнение обязанности по предоставлению в фонд геологической информации паспорта скважины № 2379. По данному нарушению судом установлено следующее.

В соответствии с п. 9.1 приложение №1 лицензии СМФ 00168 ВР геологическая информация о недрах подлежит представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Согласно информации, изложенной в письме ГБУ РК «ТФГИ» от 10.11.2020 исх. №2644/10-11 паспорт скважины № 2379, зарегистрированный Минэкологии 24.10.2018 г. в архиве учреждения отсутствует.

Таким образом, ООО «Титановые инвестиции» не представлена в установленном законом РФ порядке геологическая информация о недрах, а именно паспорт скважины № 2379, что является нарушением п. 9.1 условий лицензии СМФ 00168 ВР от 19.07.2019, п.4, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N2395-1 "О недрах".

Довод, общества об устранении данного нарушения судом не принимается, так как на момент вынесения предписания паспорт скважины № 2379 не представлен.

При изложенных обстоятельствах, судом установлено, что оспариваемые пункты предписания от 23.11.2020 № 10-82-21-П-1 соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Заявителем не представлено доказательств невозможности исполнения оспариваемого предписания.

Таким образом, приведенные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом по правилам ст. 71 АПК РФ и, в своей совокупности, достаточны для вывода о необоснованности заявленных требований, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований заявителю надлежит отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статьям 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных  требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                           Н.В. Иванова