АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
Дело № А33-8422/2007 |
г. Красноярск
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, г. Красноярск
к обществу с ограниченной ответственностью «БЭСТ КОМПАНИ», г. Красноярск
об обязании устранить препятствия в осуществлении права пользования земельным участком
третье лицо, без самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация г. Красноярска
при участии в судебном заседании:
представителя истца: ФИО1 на основании доверенности от 09.01.2007 г. № 5,
представителя ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 25.12.2006, ФИО3 на основании доверенности от 19.06.2007,
протокол настоящего судебного заседания велся судьей Л. С. Аболмасовой, резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2007 года,
установил:
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обратился в Арбитражный суд Красноярского краяс заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «БЭСТ КОМПАНИ» обобязании устранить препятствия в осуществлении права пользования земельным участком общей площадью 156212, 88 кв.м., в том числе: кадастровый номер 24:50:01 451:0161 площадью 63192, 72 кв.м.; кадастровый номер 24:50:01 451:0220, площадью 67744, 73 кв.м.; кадастровый номер 24:50:01 451:0160, площадью 25275,43 кв.м., - расположенным по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, пос. Удачный, оценочная зона № 47 и о его возврате со ссылкой на статьи 6,11,12,131,304,433,609 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26,60-64 Земельного кодекса российской Федерации.
Исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края.
Определением от 19.06.2007 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание на 11.07.2007.
Определением от 11.07.2007 дело назначено к судебному разбирательству на 13.08.2007.
Определением от 13.08.2007 судебное заседание было отложено на 13.09.2007
Ответчиком представлен письменный отзыв на иск, в котором он требования истца оспорил, указав, что в настоящее время производится оформление необходимых документов на спорный земельный участок. В подтверждение своих доводов ответчиком представлены распоряжение администрации г. Красноярска от 12.07.2007 № 2022-арх « О внесении изменений в постановление администрации города от 13.07.1998 № 1173 (ООО «БЭСТ КОМПАНИ)», согласно которому срок договора аренды земельного участка продлен до 13.07.2010, и распоряжение администрации г. Красноярска № 2269-арх «О внесении изменений в постановление администрации города от 12.07.2007 № 2022-арх (ООО «БЭСТ КОМПАНИ)».
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.09.2007 объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 20.09.2007.
Определением от 20.09.2007 судебное разбирательство откладывалось на 22.11.2007. На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 29.11.2007. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Третье лицо в судебное заседание не явилось (было извещено), представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Истец ходатайством от 24.12.2007 г. уточнил исковые требования, в результате он просит: обязать ООО «Бэст Компани» возвратить Департаменту муниципального и земельных отношений Администрации города Красноярска земельный участок общей площадью 151717 кв.м. с кадастровым номером 24:50:01 00 451:1342, расположенный по адресу: г. Красноярск, пос. Удачный. Уточнение искового требования принято судом применительно к статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
В предпоследнем судебном заседании истец письменно заявлял об отложении судебного разбирательства по делу в связи с возможностью мирного урегулирования спора. В обоснование ходатайства истец представил письмо Управления архитектуры города Красноярска от 16.11.2007 № 21374, адресованное ответчику, согласно которому внесение изменений в пункт 1 распоряжения администрации г. Красноярска от 12.07.2007 № 2022-арх с целью его дополнения относительно площади земельного участка рассмотрено и согласовано.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд удовлетворил ходатайство истца и признал необходимым отложить судебное разбирательство.
Определением от 29 ноября 2007 года разбирательство по делу откладывалось на 24 декабря 2007г.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Земельное управление г. Красноярска, именуемое себя «Арендодатель», в лице начальника ФИО4, действующего по поручению администрации города Красноярска, и ООО «Бест Компании», именуемое себя «Арендатор», подписали договор аренды № 1348 от 27.04.2000 г. земельного участка общей площадью 156212 кв. м. согласно прилагаемому плану землепользования для проектирования и строительства городка иностранных специалистов в пос. Удачном Октябрьского района, предусмотрев срок его действия с 15 февраля 2000 г. по 31 декабря 2002 г. Подписанию указанного договора предшествовало принятие Администрацией города Красноярска распоряжения от 15.02.2000 за № 111-арх «О внесении изменений в постановление администрации города от 13.07.98 № 1173», согласно которому ООО «Бэст Компани» предоставляется земельный участок площадью 156212, 88 кв. м. (оценочная зона 47), в том числе: - (24:50:01451:0161) площадью 63192, 72 кв. м. – городок иностранных специалистов; - (24:50:01451:0220) площадью 67744 кв. м. – парковая зона отдыха; - (24:50:01451:0160) площадью 25275, 43 кв. м. – береговая зона отдыха, - расположенный в пос. Удачном Октябрьского района, в аренду до 31.12.2002.
Истец обратился с настоящим иском в суд со ссылкой на то, что поскольку отсутствуют доказательства обязательной государственной регистрации договора аренды № 1348 от 27.04.2000 г., тогда как срок его действия превышал один год, постольку последний является незаключенным. В качестве доказательства использования ответчиком требуемого к возврату земельного участка истцом в материалы дела представлен акт о нарушении земельного законодательства № 39 от 1304 2007 г, составленный с представителем последнего, речь в котором идет о земельном участке площадью 156212, 88 кв.м. по ул. Лесной, 175.
Ответчик исковые требования истца оспорил на том основании, что распоряжением администрации города Красноярска от 12.07.2007 г № 2022-арх обществу с ограниченной ответственностью «Бэст Компани» предоставлен в аренду земельный участок площадью 151 717, 00 кв. м. в пос. Удачном Октябрьского района города Красноярска сроком до 13.07.2010 г, в подтверждение последнего ответчиком в материалы дела представлены: упомянутые выше распоряжения администрации города Красноярска, проект договора аренды спорного земельного участка с приложениями и распоряжение Администрации города Красноярска от 18.12.2007 г № 461-ж о внесении изменений в постановление администрации города от 13.07.1998 № 1173, распоряжение Администрации города Красноярска от 15.08.2007 № 2269-арх. «О внесении изменений в распоряжение от 12.07.2007 № 2022 –арх. (в связи с допущенной технической ошибкой).
Исследовав представленные доказательства, оценив мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к нижеследующему выводу.
В представленных в материалы дела распоряжениях и постановлениях Администрации города Красноярска, упомянутых выше, имеются ссылки на фактические обстоятельства (например, в связи с обращением ООО «Бэст Компании») и законные основания (например, ссылки на статьи 28 и 29 Земельного кодекса РСФСР и др.), послужившие для принятия указанных актов.
Как-то следует из содержания статьи 28 Земельного кодекса РСФСР, последняя предусматривала порядок предварительного согласования места размещения объекта. Предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, должны были обращаться в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.
В соответствии со статьей 29 указанного кодекса копия решения (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдавалась заинтересованным предприятию, учреждению, организации в семидневный срок с момента его принятия.
Полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные ст. 28 и 29 Земельного кодекса РСФСР, осуществлялись соответствующими местными администрациями. (Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Красноярского края «О местном самоуправлении в ведении муниципальных образований находились вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия. Пунктом 2 указанной статьи предусматривалось, что к вопросам местного значения относятся:
принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
благоустройство и озеленение территории муниципальных образований;
организация утилизации и переработки бытовых отходов;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
организация и содержание муниципальных архивов;
организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
организация и содержание муниципальной информационной службы;
создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
создание условий для организации зрелищных мероприятий;
создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
обеспечение социальной поддержки и занятости населения;
участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
создание условий для обеспечения пожарной безопасности в муниципальном образовании.
В статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены 27 вопросов местного значения городского округа, в их числе - планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации.
Статьей 45 Устава города Красноярска предусмотрена Компетенция администрации города.
Из содержания пункта 1 указанной статьи Устава следует, что Администрация города в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и исполняет бюджет города;
2) распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности;
3) разрабатывает и осуществляет планы и программы развития города;
4) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
5) принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод лиц, проживающих на территории города, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями в городе;
6) обеспечивает организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах города;
7) от имени города осуществляет муниципальные внутренние заимствования (в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг) и выдает муниципальные гарантии другим заемщикам для привлечения кредитов (займов);
7.1) осуществляет полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, которые в соответствии с федеральным законом отнесены к компетенции органа регулирования муниципального образования;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, подзаконными актами, нормативными правовыми актами города.
Согласно пункту 2 статьи 45 Устава, реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
Согласно статье 58 Устава Глава города по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения.
Администрация города по вопросам своей компетенции издает нормативные правовые акты в форме постановлений. Постановления администрации города подписываются Главой города.
В порядке, определяемом Главой города, заместители Главы города издают распоряжения в рамках их должностных полномочий.
Руководители органов администрации города по вопросам своей компетенции издают приказы в порядке, установленном Главой города.
Главы районных администраций по вопросам своей компетенции издают распоряжения.
В соответствии со статьей 59 Устава правовые акты города обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города Красноярска предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, а также гражданами. Правовые акты города могут быть изменены, отменены либо их действие полностью или частично приостановлено органами и должностными лицами, их принявшими, а в части, регулирующей осуществление органами городского самоуправления отдельных государственных полномочий, - уполномоченным органом государственной власти, либо признаны недействующими по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых актов города влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Правовые акты города могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.
Таким образом, решение о предоставлении ответчику соответствующего земельного участка принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим в определенные периоды времени. Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство не устанавливает особых оснований возникновения прав на землю, отличных от тех, что уже установлены гражданским законодательством.
В качестве положений о возникновении гражданских прав ст. 8 ГК определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Данной статьей определен самый общий перечень оснований, поэтому не все из них могут служить основанием для возникновения прав на земельные участки.
Права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Из сделки может возникнуть право собственности на земельный участок, права и обязанности арендатора и арендодателя - по договору аренды земельного участка и права пользователя по договору о передаче участка в безвозмездное срочное пользование.
На необходимость совокупности оснований для возникновения права на земельный участок указывает норма ст. 30 ЗК, согласно которой решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) служит основанием государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка.
Договор аренды земельного участка № 1348 от 27.04.2000 г., заключенный на срок более года, подлежал государственной регистрации в силу статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, доказательств последнего в материалы дела не представлено, следовательно, последний является незаключенным.
Истец в обоснование своих исковых требований к ответчику ссылается на статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющую собственнику защиту от действий, не связанных с владением. Поскольку иск направлен на защиту правомочий пользования и распоряжения имуществом, постольку в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать, так не представлены доказательства того, что требуемым к возврату земельным участком владеет ответчик.
Как-то следует из упомянутых выше: договора аренды земельного участка от 27.04.2000 № 1348 и предшествовавшего ему распоряжения администрации города Красноярска, - во владении и пользовании ответчика должен был находиться земельный участок площадью 156212,88 кв.м. (оценочная зона 47), расположенный по адресу: пос. Удачный, Октябрьский район, - тогда как доказательств передачи указанного земельного участка арендодателем и принятие его арендатором по передаточному акту в материалах дела отсутствует. Истцом в подтверждение того, что требуемый к возврату земельный участок находится у ответчика представлен акт о нарушении земельного законодательства № 39 от 13.04.2007 г., в котором речь идет о использовании земельного участка площадью 156 212, 88 кв.м. по ул. Лесной, 175 (доказательств того, что речь идет об одном и том же земельном участке в материалах дела нет). Кроме того, истцом не представлены доказательства того, что требуемый к возврату земельный участок площадью 151717, 0 кв. м. с кадастровым номером 24:50:01 00 451:1342, расположенный по адресу: г. Красноярск, пос. Удачный, - является спорным земельным участком и что он находится у ответчика.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права. Согласно статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованность лица в судебной защите при обращении в арбитражный суд должна быть доказана ссылкой на конкретные права и законные интересы истца в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, за защитой которых он обратился посредством настоящего иска. Доказательств последнего истцом в материалы дела не представлено. Кроме того, в деле присутствуют упомянутые выше нормативные акты, изданные в 2007 году, о предоставлении требуемого к возврату земельного участка ответчику, но нет доказательств того, что договор аренды указанного в них земельного участка оформлен сторонами надлежащим образом и исполнен в части реальной передачи объекта аренды ответчику.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 65,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Судья Л. С. Аболмасова