ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-09877/07 от 20.12.2007 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-9877/2007

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края  Михайлова Т.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,  в лице филиала - Красноярская железная дорога   (г. Красноярск)

к  закрытому акционерному обществу «Новоенисейский лесохимический комплекс» (г.Лесосибирск, Красноярский край)

о  взыскании 2 023 924 руб. 20 коп.,

третьи лица:

общество с ограниченной ответственностью «Мастер и К» (г. Бердск)  

общество с ограниченной ответственностью «Группа Компаний Сибирь Транс» (г.Новосибирск),

при участии:

от истца – ФИО1, вед. юриста по доверенности от 14.11.2006, ФИО2 – представитель по доверенности от  14.11.2006

от ответчика – ФИО3, зам. начальника юридического отдела по доверенности от 09.01.2007 № 3-юр, 

Протокол настоящего судебного заседания вела судья Т.В. Михайлова

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 13.12.2007, в полном объеме решение изготовлено 20.12.2007.

установил: 

открытое акционерное общество «Российские железные дороги»,  в лице филиала - Красноярская железная дорога   (г. Красноярск) обратилось с иском к закрытому акционерному обществу «Новоенисейский лесохимический комплекс» г.Лесосибирска Красноярского края (далее - ОАО «Новоенисейский ЛХК») о взыскании 2 023 924руб. 20 коп. – суммы не довзысканной провозной платы.

Определением от 20.07.2007 исковое заявление принято к производству арбитражного суда и назначено предварительное судебное заседание на  15.08.2007.

Определением от 15.08.2007 отложено предварительное судебное разбирательство на 12.09.2007.

К участию в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены: общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Мастер и К» (г. Бердск) и общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Группа Компаний Сибирь Транс» (г.Новосибирск).

Определением от 12.09.2007 назначено судебное разбирательство на 09.10.2007.

Определением от 09.10.2007 судебное разбирательство отложено на 09.11.2007.

Определением от 09.11.2007 судебное разбирательство отложено на 06.12.2007.

Истец заявил ходатайство об уменьшении исковых требований на размер недобора провозной платы по отправкам на сумму 42 533 руб. 10 коп. и просит взыскать 1 981 391 руб. 10 коп.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 13.12.2007.

Общество с ограниченной ответственностью «Группа Компаний Сибирь Транс», уведомленное надлежащим образом о времени и месте  судебного заседания, в суд не явилось.

Общество с ограниченной ответственностью «Мастер и К» представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Ответчик представил отзыв на иск в котором приводит следующие доводы:

- ИВ-термоса изначально являются крытыми вагонами, и переоборудование данных вагонов в обычные крытые вагоны, если такое переоборудование имело место, принадлежности этих вагонов и их технических характеристик не изменило;

  - таким образом, обоснованно был использован исключительный тариф для перевозки ДВП (груз третьего класса) в собственных (арендованных) вагонах ИВ-термоса;

- истцом частично пропущен срок исковой давности;

- учитывая, что железная дорога возмещает недобор в тарифах за счет других источников, следовательно, у нее нет материальных оснований для предъявления данного иска.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

За период с июля 2006 года по март 2007 года грузоотправителем ЗАО «Новоенисейский ЛХК» на станции Лесосибирск Красноярской железной дороги были погружены и отправлены до станции Бердск Западно-Сибирской железной дороги вагоны с грузом – плиты древесноволокнистые в адрес грузополучателя ООО «Мастер и К». При этом в заявках, предоставленных перевозчику, был указаны крытые вагоны, собственником которых является ЗАО «Транспортная, охранно-экспедиционная компания «ТОЭК».

Погрузка в вагоны, не принадлежащие перевозчику, была осуществлена средствами грузоотправителя. Поскольку необходимого подвижного состава не было, грузоотправитель заменил его на ИВ-термоса, переоборудованные в крытые вагоны.

В связи с тем, что по документам и в информационной базе перевозчика вагоны, участвующие в данном перевозочном процессе, были учтены как ИВ-термоса, то базовые ставки для начисления платы определяются по тарифным схемам для перевозки грузов в специализированных вагонах.

Провозная плата за перевозку грузов в указанных вагонах была рассчитана с учетом исключительного тарифа (13 397 руб. по каждой отправке), тогда как на перевозки в собственных ИВ-термосах грузов третьего тарифного класса (в том числе ДВП), при дальности до 1000 км применяется коэффициент 0,5.

Таким образом, фактически при подаче вагонов было обнаружено, что ИВ-термоса переоборудованы в крытые вагоны, что подтверждается техническими паспортами на вагоны, следовательно, провозная плата должна быть взыскана без учета исключительного тарифа и составить 20 606 руб. по каждой отправке.

Учитывая, что расчет до настоящего времени не произведен, истец обратился в арбитражный суд с требованиями о взыскании с ответчика 1 981 391 руб. 10 коп. – суммы не довзысканной провозной платы.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

Согласно статье 11 Устава Железнодорожного транспорта РФ для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель предоставляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов, с указанием предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений, в том числе и рож подвижного состава.

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Расчет провозных платежей производиться по Прейскуранту № 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, действующими на дату приёма груза к перевозке. Оплата провозных платежей за перевозки грузов и иных причитающихся перевозчику платежей производиться путём перечисления денежных средств на подсобно-расчётный счёт ОАО «РЖД».

В соответствии с п. 1.12 Тарифного руководства № 1 Прейскуранта 10-01, утв. Постановлением ФЭК РФ от 17.06.03 г. № 47-Т/5 определение платы за перевозку груза производиться на основании соответствующих отметок в перевозочных документах накладных), предусмотренных в настоящем Тарифном руководстве. На перевозку грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок (п. 1.13. Тарифного руководства №1). Согласно общему порядку определения платы за перевозку груза для собственных вагонов (в интересующих перевозках использовались именнособственные вагоны) плата определяется как произведение единой платы по расчётным таблицам части 2 Тарифного руководства №1 и поправочных коэффициентов, исключительных тарифов (п. 2.4.1.5).

В соответствии с Правилами предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 г. № 787, исключительные тарифы применяются на территории РФ с учётом условий перевозок, состояния рынков товаров и услуг, необходимости обеспечения конкурентоспособности транспортной системы, стимулирования развития новых технологий на железнодорожном транспорте и обеспечение равных условий предоставления услуг всем потребителям.

В соответствии с п. 2.31. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, грузоотправителем (если им осуществляется погрузка и оформление накладной) в накладной проставляются в соответствии с тарифным руководством отметки, необходимые для определения провозных платежей.

Поскольку в накладных, заполненных грузоотправителем, был указан специализированный подвижной состав и проставлены коды исключительных тарифов, то руководствуясь Правилами предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте, утв. Постановлением Правительства от 15.12.2004 г. № 787 и телеграммами ОАО «РЖД» от 14.12.2005 г. № 000318А и от 21.12.2006 г. № СБ-11564 к данным перевозкам был применён исключительный тариф (КИТ 15970) - коэффициент 0,5 на перевозки грузов в ИВ-термосах общего парка, собственных (арендованных) ИВ-термосах и на возврат собственных (арендованных) ИВ-термосов в порожнем состоянии для грузов третьего тарифного класса при дальности перевозки до 1000 км.

Согласно ст. 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверить достоверность массы груза и других сведений, указанных грузоотправителем в транспортных железнодорожных накладных. Очевидно, что действующим законодательством на перевозчика не возлагается обязанности осуществлять такую проверку в момент приёма грузов к перевозке.

В результате последующей проверки, проведённой перевозчиком, было выявлено, что исключительный тариф к рассматриваемым перевозкам был применён неправомерно, потому что согласно техническим паспортам на вагоны, участвующие в перевозочном процессе по маршруту Лесосибирск-Бердск, участвовали крытые вагоны, переоборудованные из рефсекций, следовательно, исключительный тариф к таким перевозкам не применяется.

Соответственно перевозчиком был произведён перерасчёт провозной платы.

По общему правилу, закреплённому в ст. 30 УЖТ РФ, плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приёма грузов для перевозки. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчёт стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчёт может производиться и после выдачи грузов. Технологией формирования доходов от перевозок № ФА-720 предусмотрено, что суммы провозных платежей, начисленные при отправлении грузов, отражаются в предварительных лицевых счетах плательщиков. Если в результате контрольной таксировки обнаружены недоборы или переборы платежей они начисляются для взыскания с грузоотправителя.

Вышесказанное подтверждает правомочия перевозчика на начисление добора тарифа.

Целью предоставления исключительного тарифа в случае использования грузоотправителями ИВ-термосов является стимулирования последнего использовать более дорогостоящий подвижной состав, который поддерживает необходимый температурный режим, для перевозки установленного перечня грузов, требующих особые условия перевозки. Поэтому неправомерно применять такие же тарифы для перевозки в обычных вагонах, пусть даже переоборудованных из рефсекций, которые имеют иные технические характеристики.

Помимо технических паспортов, подтверждающих, что в перевозках участвовали не ИВ-термоса, и крытые вагоны, переоборудованные из рефсекций, данный факт подтверждается и самими номерами вагонов, которые содержат в себе информацию о роде и технических характеристиках того либо иного вагона.

Согласно техническим паспортам на вагоны, представленные в материалы судебного дела, вагоны имеют модели 16-382-03, 16-380-03, 16-3000-03, 16-3002-03, МК4-424-01. В соответствии со справочником моделей грузовых вагонов, утверждённого Комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств-у частников СНГ, 01.06.2005 г. указанные модели грузовых вагонов имеют код особенности модели - 959, обозначающий тип вагона, в данном случае это крытые, переоборудованные из рефсекций с демонтажем внутреннего холодильного оборудования. Данный факт подтверждается и номером, обозначающим тип собственного вагона - 5918 (собственниками вагонов является ЗАО «ТОЭК»). В распоряжениях ОАО «РЖД» (телеграммы от 25.06.04, 31.07.06, 18.09.07) о расширении существующего диапазона номеров собственных грузовых вагонов отражено что, тип вагона - 5918 относиться к четырёхосным крытым вагонам, переоборудованным из грузовых вагонов рефрежираторных секций. Более того, все рассматриваемые вагоны (например №№ 58008533, 85008111, 58007535 и т.д.)начинаются на 580. Согласно справочнику 8-мизначной системы нумерации грузовыхвагонов колеи 1520 мм, утв. Комиссией Совета 01.06.2005 г., первая цифра указывает на принадлежность вагона собственнику, а вторая цифра в номере вагона обозначает осность и основные характеристики вагона, в данном случае это цифра - 8, указывающая на то, что вагоны 4-осные, крытые, переоборудованные из вагонов рефрижераторных секций.

В технических паспортах на вагоны содержится информация об их перенумерации, указаны старые номера.

В соответствии с п. 1.2. приказа Министерства Транспорта РФ от 14.11.2005 г. № 137 присвоение номеров железнодорожному подвижному составу осуществляется в перечисленных случаях (отсутствие номера, постройка подвижного состава), в том числе переоборудование для перевозки других грузов, влекущее за собой изменение типа подвижного состава.

На основании вышеизложенного, требования  о взыскании 1 981 391 руб. 10 коп. суммы не довзысканной провозной платы подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины следует возложить на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс», г. Лесосибирск, Красноярский край в пользуоткрытого акционерного общества «Российские железные дороги»,  в лице филиала - Красноярская железная дорога, г. Красноярск 1 981 391 руб. 10 коп. суммы не довзысканной провозной платы; 21 406 руб. 96 коп. государственной пошлины.

Возвратить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»,  в лице филиала - Красноярская железная дорога, г. Красноярск из федерального бюджета 595 руб. 89 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 026 от 17.02.2004.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья

 Т.В. Михайлова

Резолютивная часть решения по делу № А33-9877/2007 от 13.12.2007.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс», г. Лесосибирск, Красноярский край в пользуоткрытого акционерного общества «Российские железные дороги»,  в лице филиала - Красноярская железная дорога, г. Красноярск 1 981 391 руб. 10 коп. суммы не довзысканной провозной платы; 21 406 руб. 96 коп. государственной пошлины.

Возвратить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»,  в лице филиала - Красноярская железная дорога, г. Красноярск из федерального бюджета 595 руб. 89 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 026 от 17.02.2004.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья

 Т.В. Михайлова