ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10037/08 от 03.12.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-10037/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Р.В. Лесков рассмотрел в судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Енисейтрансавто», г. Красноярск,

к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «СК-Транс», г.Красноярск,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

общество с ограниченной ответственностью «Сибресурс», г.Мариинск,

о взыскании 219 440 руб. задолженности,

при участии:

от истца: ФИО1- представителя по доверенности от 07.05.2008 № 07.05,

 ФИО2- генерального директора (решение № 1 от 27.04.2007 (паспорт),

от ответчика: ФИО3 представитель по доверенности от 23.07.2008г. (участвовал в судебном заседании 02.12.2008г.), ФИО4- представителя по доверенности от 01.09.2008г. (участвовала в судебном заседании 03.12.2008г.)

Протокол судебного заседания вел судья Р.В. Лесков.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.12.2008г. Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2008г.

При рассмотрении дела суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Енисейтрансавто» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «СК-Транс» о взыскании 219 440 руб. задолженности по договору на оказание услуг автотранспортными средствами и строительными машинами и механизмами от 07.02.2008 №7-08.

Определением от 08.08.2008 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 02.09.2008.

Определением от 02.09.2008г., арбитражный суд признал подготовку дела к судебному разбирательству оконченной и назначил дело к судебному разбирательству на 01.10.2008г.

Определением от 01.10.2008г. судом к участию в дело в качестве третьего лица привлечено – общество с ограниченной ответственностью «Сибресурс» г.Мариинск, с целью выяснение длительности маршрута по доставке истцом груза третьего лица по договору с ответчиком от 07.02.2008 №7-08., в связи с чем, рассмотрение дела отложено на 31.10.2008г.

Определением от 31.10.2008г. рассмотрение дела отложено судом на 02.12.2008г., в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.

В судебное заседание 02.12.2008г. представитель третьего лица не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен, что следует из имеющегося в деле почтового уведомления. Указанное обстоятельство позволяет суду провести судебное заседание в отсутствии данного участника на основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В отзыве на иск, третье лицо указало, что не может явиться в судебное заседание.

В судебном заседании 02.12.2008г. представителем ответчика ФИО3 заявлено суду ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с занятостью в других процессах 02.12.2008г. представителя ФИО4

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд не находит правовых оснований для его удовлетворения, т.к. представленное ходатайство не подкреплено доказательствами занятостью в судебных заседаниях данного представителя. Кроме того, в ходатайстве указано на занятость представителя на 02.12.2008г., что позволяет суду во избежание затягивания процесса объявиться перерыв в судебном заседании.

Учитывая указанные обстоятельства судом вынесено протокольное определение об объявлении перерыва в судебном заседании с 09 час. 15 мин. 02.12.2008г. до 11 час.30 мин.03.12.2008г. После перерыва в судебное заседание явилась представитель ответчика ФИО4.

Ответчик исковые требования истца не признал, представив суду отзыв на иск, в котором указал следующие основания

- 07.02.2008г. между ООО «Енисейтрансавто» в лице генерального директора ФИО2 и ООО «ТК «СК-Транс» в лице генерального директора ФИО5 был заключен договор на оказание услуг автотранспортными средствами и строительными машинами и механизмами №7-08. К договору было подписано приложение № 1, согласно которому была определена используемая по договору марка автомобиля «Трал», единица измерения-4400 км, а также стоимость услуг с учетом НДС- 75 руб/км. За период действия договора истцом были перечислены на расчетный счет ответчика денежные суммы: 15.02.2008г. - 325.000 рублей 29.02.2008г. -250.000 рублей; 05.06.2008г.- 95.000 рублей; 14.02.2008г.-345.000 рублей. А всего- 1 015 000 рублей. Истцом была излишне перечислена по договору денежная сумма в размере - 685.000 рублей, поскольку фактическая стоимость услуг составляет-330000 рублей. Истец направил ответчику претензию (24.07.08г.) с просьбой произвести возврат излишне полученных сумм, однако данная претензия была оставлена ответчиком без рассмотрения. Договор был заключен и обязательства по нему были исполнены как истцом, так и ответчиком (полностью оплачена сумма, согласованная сторонами по договору и приложению к договору, а именно, согласно определенному сторонами километражу 4400, и стоимость за километр- 75 руб. Истец получил от ответчика сумму в 330000 рублей, полную стоимость оказанных услуг по договору.

- путевые листы от 16. 02. 2008г. составлены между истцом и иными лицами: ООО «Силена» и ООО «Металинвест», данные лица не имеют никакого отношения к договорным отношениям сложившимся между истцом и ответчиком. Представленный ответчиком договор- заявка (оригинал) не содержит сведений о каких-либо привлекаемых водителях со стороны.

Кроме того, любые сведения представляемые истцом и составленные им в одностороннем порядке, не могут быть доказательством материальных обязательств ответчика. Согласно п. 3.2.12 Договора, любые рапорты, товарно-транспортные накладные и почасовые справки могут быть подписаны со стороны ответчика только лицом назначенным соответствующим приказом руководителя. Согласно п. 2.2 договора, основанием для оказания услуг «Исполнителю» может служить только оформленная в письменном виде заявка на автотранспорт за подписью «Заказчика», либо ответственного лица «Заказчика». Представленная истцом заявка не содержит указанных подписей. На основании изложенного, просим суд отказать в удовлетворении исковых требований истца.

Третье лицо по делу (ООО «Сибресурс») представил суду отзыв на иск, в котором пояснил следующие обстоятельства дела:

11.02.2008г. между ответчиком и третьим лицом был заключен договора №1-Э\07\08 на транспортно-экспедиционное обслуживание. Предметом которого является: экспедитор за вознаграждение и за счет клиента выполняет или организовывает выполнение услуг связанных с перевозкой груза. Клиент (ООО «Сибресурс») передает Экспедитору (ООО «Транспортная компания СК-Транс» заявку. Заявка была оформлена надлежащим образом, согласована обеими сторонами, подана своевременно. Согласно чего 14.02.2008г., 15.02.2008г. составлен акт приемки-передачи автомобилей для перевозки по договору. 24.02.2008г. подписан обеими сторонами акт приема-передачи. Согласно договора по факту приемки груза, экспедитор выставляет клиенту счет. Клиент согласно счета произвел оплату за оказанные услуги своевременно и в срок. Стороны каких-либо претензий по договору к друг другу не имеют и не предъявляют. Общий пробег по маршруту г.Красноярск -п.Турухта Ленского района определяет не Клиент, а Экспедитор. Согласно договора на транспортно-экспедиционное обслуживание п.2.пп.2,3. – экспедитор организует доставку груза из пункта отправления , выбирая и изменяя вид транспорта и маршрут перевозки по своему усмотрению, в целях надлежащего исполнения принятой заявки. Протяженность маршрута, сумма и другие моменты отражены в договоре-заявке утвержденной обеими сторонами. Протяженность маршрута Красноярск-п.Турухта Ленского района определял экспедитор. ФИО6 согласно вышеперечисленного договора не наделен полномочиями на право определения общего пробега по маршруту. Общий пробег по маршруту со стороны ООО «Сибресурс» не «измерялся» за отсутствием такой необходимости. Возможно, протяженность изменения указанных километров отражена в акте приемки-передачи с допущением механической ошибки, т.к. в данном случае имел место человеческий фактор. Дополнительного соглашения по поводу уменьшения или увеличения протяженности маршрута, либо изменения цены сторонами не составлялось и не подписывалось. Следовательно, условия по договору выполнены без каких-либо дополнительных обстоятельств.

Заслушав представителей истца и ответчика, рассмотрев представленные по делу доказательства, суд установил следующие обстоятельства по делу:

07.02.2008г. между истцом (исполнитель) и ответчиком (Заказчик) был подписан договор №7-08 на оказание услуг автотранспортными средствами и строительными механизмами. Согласно п.1.1. договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению производственной и иной деятельности заказчика автотранспортными средствами и строительными машинами и механизмами собственными силами, а также за счет привлечения сторонних организаций. Согласно п.2.2. договора, основанием для оказания услуг служит оформленная в письменном виде заявка на автотранспорт и СМиМ за подписью заказчика, либо ответственного его лица, поданная до 14 часов дня, предшествующему оказанию услуг. Согласно п.2.6. договора в заявке указывается место и время прибытия автотранспорта и СМиМ, место погрузки-выгрузки, количество груза, объем работ. В соответствии с п.2.7. договора путевой лист или сменный рапорт, заверенный подписью и штампом исполнителя, является основанием для перевозки работников заказчика и получения груза к перевозке, а также для выполнения работ СМиМ, при предъявлении водителем документа , удостоверяющего его личность. Разделом 3 договора определены права и обязанности его сторон. Среди обязанностей заказчика определена и обязанность по обеспечению ежедневного оформления путевых листов, сменных рапортов СМиМ товарно-транспортных документов и справок о почасовой работе путем назначения ответственных лиц заказчика (п.3.2.7.). Заказчик обязался также сообщать исполнителю информацию о характере перевозок, работе СМиМ, характеристиках груза, маршрутах перевозок (п.3.2.8. договора).

В соответствии с п.4.1. договора факт выполнения работ по договору, их объем стоимость подтверждаются ежемесячно актом приемки выполненных работ, с приложением копий сменных рапортов работы СМиМ, справок о почасовой работе автомобиля, отрывными талонами заказчика, путевыми листами исполнителя. Как следует из п.5.2. договора оплата за оказанные услуги заказчик производит ежемесячно в течении 10 дней с момента подписания акта приемки выполненных работ. Планово-расчетные цены на автотранспорт и СМиМ для расчета стоимости оказанных услуг согласовываются сторонами в приложении №1 к договору (п.5.1. договора). Изначально (07.02.2008г.) сторонами было подписано приложение №1 к договору №7-08 определяющее предоставление транспортного средства в виде трала, единицу измерения в км.- 4400 и стоимость услуг с учетом НДС 75 руб. за один километр. Впоследствии (14.02.2008г.) сторонами оформлено новое приложение №1 к договору изменяющее стоимость услуг, которая составила 78 руб.40 коп. за один километр с учетом НДС.

Сторонами во исполнение договора оформлен договор-заявка , согласно которой определен:

Маршрут Красноярск-Турухта;

Груз – Модуль от экскаватора, весом и объемом 23 т./48 м.3

Способ погрузки – верх.

Дата время погрузки – 15.02.2008г.

Адрес погрузки – Северное шоссе (уточнение в день погрузки)

Грузоотправитель – ТК «СК-Транс»

Стоимость за одну единицу транспорта – 330 000 руб. за один трал, аванс 165 000 руб. за один трал. Форма и порядок расчетов – 50% б\н до начала погрузки и 50% б\н по факту выгрузки + 3 дня. ФИО водителей – ФИО7 и ФИО8 и их паспортные данные.

11.02.2008г. ответчиком (экспедитор) с третьим лицом по делу (Клиент) подписан договор №1-Э/07/08 на транспортно-экспедиционное обслуживание. Согласно данного договора (п.1.1.) экспедитор обязался за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. К договору сторонами была оформлен договоры-заявки в которых определены:

- заказчик (третье лицо) и исполнитель (ответчик), маршрут Красноярск-Турухта, наименование, вес и объем груза – 1 модуль экскаватора, 23 тонны. Дата и время погрузки - 14.02.2008г. адрес погрузки – <...> разгрузки 28.02.2008г.; адрес разгрузки – п.Турухта, грузополучатель ООО «Сибресурс»;

грузоотправитель – OOO «Сибресурс»; стоимость 365 000 руб. за 4400 км., аванс – 175 000 руб.; 48% предоплата, 52% по факту выгрузки; транспортное средство – МАЗ номер тягача Р 453 РВ (24), номер прицепа 3912 (24), ФИО водителя ФИО7

- заказчик (третье лицо) и исполнитель (ответчик), маршрут Красноярск-Турухта, наименование, вес и объем груза – 1 модуль экскаватора, 23 тонны. Дата и время погрузки - 28.02.2008г. адрес погрузки – <...> разгрузки 28.02.2008г.; адрес разгрузки – п.Турухта, грузополучатель ООО «Сибресурс»; грузоотправитель – OOO «Сибресурс»; стоимость 365 000 руб. за 4400 км., аванс – 175 000 руб.; 48% предоплата, 52% по факту выгрузки; транспортное средство – ШЕНЬЦИ номер тягача А 010 СС (24) , номер прицепа НА 20232 (24), ФИО водителя ФИО8

14.02.2008г. между представителем ответчика ФИО9 и представителем ООО «Сибресурс» составлен акт о том, что груз (модуль экскаватора РС-300 №46454) передан водителю ФИО7, управляющему автомобилем марки МАЗ гос.номер Р 453 РВ 24, тральный полуприцеп гос.номер 3912 для перевозки по договору №1-Э/07\08 в исправном состоянии с сопроводительными документами.

14.02.2008г. ответчик производит истцу оплату суммы в 345 000 руб. за транспортные услуги по договору №7-08 от 07.02.2008г. (платежное поручение №612 от 14.02.2008г.)

15.02.2008г. ответчик предоставляет истцу 325 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №2.

15.02.2008г. между истцом (заказчик) и ООО «Металл-инвест» (перевозчик) подписан договор на оказание услуг по перевозке.

В дело представлен также договор на услуги транспортного средства с предоставлением услуг пор управлению и технической эксплуатации без номера и календарной даты от 2007г., подписанный между истцом (Заказчик) и ООО «Силена» (Исполнитель), с приложением №1 к данному договору.

15.02.2008г. между представителем ответчика ФИО9 и представителем ООО «Сибресурс» составлен акт о том, что груз (модуль экскаватора РС-300 №46411) передан водителю ФИО8,, управляющему автомобилем марки Шеньци гос.номер А 010 СС 24, тральный полуприцеп гос. номер НА 2023 для перевозки по договору №1-Э/07\08 в исправном состоянии с сопроводительными документами.

16.02.2008г. между истцом и ООО «Силена» составлен акт приема передачи, согласно которому истец передал ООО «Силена» для транспортировки из г.Красноярска в п.Турухта (Якутия) новый модуль экскаватора РС-300 №46411 в исправном состоянии без повреждений. На указанном акте имеется рукописная отметка от 24.02.2008г. о том, что общий пробег по данному маршруту (г.Красноярск – п.Турухта) составил 2900 км. сделанная ФИО6 с приложением печати ООО «Сибресурс».

16.02.2008г. представителями истца и ответчика (ФИО9) составлены товарно-транспортные накладные без номера, согласно которым модули экскаваторов сданы представителем истца ФИО10 представителю экспедитора ФИО9. На накладных, в разделах «Отметки о составленных актах», «Транспортные услуги» и «Таксировки» указано следующее: г.Красноярск – п.Турухта Ленского района – Красноярск 2900 км. х 2 х 78,40 руб. = 454 720 руб. с НДС. В качестве водителей в накладных указаны ФИО7 и ФИО8

В дело представлены путевые листы без номера от 16.02.2008г.организаций ООО «Силена» и ООО «Металинвест».

24.02.2008г. между представителем ответчика и грузополучателем (ООО «Сибресурс») составлен акт о том, что груз (модуль экскаватора РС-300 №46411) передан в исправленном состоянии вместе с сопроводительными документами.

24.02.2008г. между представителем ответчика и грузополучателем (ООО «Сибресурс») составлен акт о том, что груз (модуль экскаватора РС-300 №46454) передан в исправленном состоянии вместе с сопроводительными документами.

29.02.2008г. между истцом и ответчиком составлен Акт №22, согласно которому транспортные услуги трала по договору № 07-08 от 07.02.2008г. на сумму 689 220 руб. выполнены полностью и в срок.

29.02.2008г. ответчик произвел истцу оплату суммы в 250 000 руб. по платежному поручению № 67 за транспортные услуги по договору №7-08 от 07.02.2008г.

29.02.2008г. истцом составлен односторонний акт №33 к договору №7-08 от 07.02.2008г., в котором истец указывает на то, что общий километраж по доставке груза (двух модулей) составил 5800 км., соответственно общая стоимость услуг определяется суммой в 909 440 руб. (5800 км. х 2 модуля х 78,40 руб.). Акт №22 от 29.02.2008г. определяет 4400 в качестве предполагаемого километража. Следовательно, с учетом произведенных ответчиком платежей в размере 595 000 руб. остаток за выполненные по договору работы составил – 314 440 руб. с НДС.

 14.05.2008г. истец обратился к ответчику с претензий (исх.№15) в которой потребовал подписать акт №33 от и произвести оплату суммы 314 440 руб. В ответ на претензию истца, ответчик указал на недоказанность истцом протяженности маршрута и готовность оплатить стоимость услуг из расчета 4400 км. протяженности маршрута.

05.06.2008г. ответчик по платежному поручению №166 от 05.06.208г. перечислил истцу сумму в 95 000 руб. за транспортные услуги по договору № 7-08 от 07.02.2008г.

Истец, считая, что ответчик за оказанные ему услуги произведен не полный расчет, просит суд взыскать с ответчика остаток задолженности в сумме 219 440 руб. из расчета 909 440 руб. – 345000 руб. - 250 000 руб. - 95 000 руб.

Истец просит взыскать с ответчика также понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6028 руб.80 коп. и по оплате услуг представителя в сумме 7 000 руб.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

В соответствии со ст.ст.307,309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства возникают из договора и должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства. Правовая природа договора подписанного между истцом и ответчиком от 07.02.2008г. позволяет суду отнести данный договор к категории договора перевозки.

В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Как следует из ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно п.40 Устава автомобильного транспорта РСФСР (в ред. Постановлений Совмина РСФСР от 28.11.69 N 648, от 17.09.74 N 510, от 16.05.80 N 253, от 20.03.84 N 101, от 18.11.88 N 474, от 18.02.91 N 98) (с изм., внесенными Постановлением Совмина РСФСР от 20.08.1991 N 437, Постановлениями Правительства РФ от 26.05.1992 N 347, от 24.01.1993 N 55, от 12.02.1994 N 95, от 28.04.1995 N 433) действующего в период осуществления перевозки, для осуществления перевозки грузов грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или организацию при наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора - разовый заказ.

Форма заявок и порядок их представления устанавливаются в Типовом годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом. Форма разовых заказов и порядок их представления и оформления устанавливаются Министерством автомобильного транспорта РСФСР.

Согласно п.1.1. договора от 07.02.2008г. его предметом стороны определили обеспечение исполнителем обязательств по обеспечению производственной и иной деятельности заказчика автотранспортными средствами и строительными машинами и механизмами за счет собственных сил, а также за счет привлечения сторонних организаций. Согласно п.2.2. договора, основанием для оказания услуг служит оформленная в письменном виде заявка на автотранспорт и СМиМ за подписью заказчика.

Форма заказа на перевозку грузов автотранспортом определена в Разделе 2 «Правила приема грузов к перевозке» Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР (с изм., внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2007 N ГКПИ07-257 – далее Правила).

В дело представлен подписанный сторонами договор-заявка, согласно которой определен:

Маршрут Красноярск-Турухта;

Груз – Модуль от экскаватора, весом и объемом 23 т./48 м.3

Способ погрузки – верх.

Дата время погрузки – 15.02.2008г.

Адрес погрузки – Северное шоссе (уточнение в день погрузки)

Грузоотправитель – ТК «СК-Транс», а также стоимость за одну единицу транспорта – 330 000 руб. за один трал, аванс 165 000 руб. за один трал. Форма и порядок расчетов – 50% б\н до начала погрузки и 50% б\н по факту выгрузки + 3 дня и ФИО водителей – ФИО7 и ФИО8 Сторонами в Приложении №1 от 14.02.2008г. согласован вид транспортного средства в виде трала, единица измерения в км.- 4400 и стоимость услуг с учетом НДС 78 руб.40 коп. за один километр с учетом НДС.

В соответствии с Уставом (п.п.42, 47,47) типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями и организациями в зависимости от объема и характера перевозок. По договору перевозки груза автотранспортное предприятие или организация обязуются доставить вверенный им грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной. Автотранспортные предприятия и организации имеют право проверять правильность этих сведений.

Согласно параграфов с 1 по 6 Правил товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем на имя каждого грузополучателя с обязательным заполнением следующих реквизитов: наименование получателя, наименование груза, количество, вес перевозимого груза, способ определения веса (взвешивание, по трафарету, стандарту, обмеру), род упаковки, способ погрузки и разгрузки, время подачи автомобиля под погрузку и время окончания погрузки. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью шофера - экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортной накладной. В товарно-транспортной накладной грузоотправитель проставляет время прибытия и убытия автомобиля, указывает способ погрузки, вес груза, количество мест и другие реквизиты, которые он должен заполнить в соответствии с Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, и заверяет товарно-транспортные накладные подписью, печатью или штампом.

Представленные в дело товарно-транспортные накладные от 16.02.2008г. не соответствуют вышеуказанным правилам, в части наименование получателя, количества груза, способ погрузки и разгрузки, времени подачи автомобиля под погрузку и время окончания погрузки. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя не удостоверен подписью шофера – экспедитора. Накладные составлены представителями истца и ответчика, в то же время 14.02 и 15.02.008г. между ответчиком и третьим лицом были составлены акта о передачи двух модулей экскаваторов РС-300 водителям ФИО7 и ФИО8 для перевозки по договору заключенному между третьим лицом и ответчиком.

Согласно п.50, п.51 Устава при приеме груза к перевозке шофер-экспедитор автотранспортного предприятия или организации предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортного предприятия или организации. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых вручается грузоотправителю. Ни акты от 14.02 и 15.02. ни товарно-транспортные накладные от 16.02.2008г. не содержат подписей водителей.

Как пояснил представитель истца перевозка груза, принадлежащего третьему лицу во исполнение подписанного с ответчиком (07.02.2008г.) договора фактически осуществлялась водителями ООО «Металл-инвест» и ООО «Силена».

Как следует из материалов дела, спор между сторонами фактически возник по факту определения протяженности маршрута г.Красноярск – п.Турухта Ленского района Якутии – г.Красноярск. Истец считает, что протяженность данного маршрута составила 5900 км., что следует из товарно-транспортных накладных, путевых листов и акта от 16.02.2008., с отметкой от 24.02.2008г. сделанной ФИО6

В соответствии с п.70 Устава автотранспортные предприятия и организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. Перевозки грузов с увеличением пробега по автомобильным дорогам, на которых организованы регулярные междугородные перевозки, допускаются по разрешению Министерства автомобильного транспорта РСФСР, а по остальным автомобильным дорогам - по разрешению соответствующего территориального объединения автомобильного транспорта. Согласно указанной нормы автотранспортное предприятие или организация обязаны при приеме заказа поставить грузоотправителя в известность об увеличении расстояния перевозки. В этом случае провозная плата взимается за фактическое расстояние перевозки. (в ред. - Постановлений Совмина РСФСР от 28.11.69 N 648, от 20.04.84 N 101).

Изначально в приложении №1 к договору от 07.02.2008г. истцом и ответчиком протяженность маршрута определена в 4400 км. Следовательно, при существенном увеличении (34%) протяженности маршрута истец должен доказать необходимость его увеличения, фактический пройденный автотранспортом путь и соответственно доказать факт извещения ответчика о необходимости увеличения маршрута.

Согласно п.53 Устава время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку - с момента предъявления шофером товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. При наличии в пунктах погрузки и разгрузки (кроме станций железных дорог) въездных ворот или контрольно-пропускных пунктов время прибытия автомобиля под погрузку или разгрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа или товарно-транспортной накладной грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте. Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения шоферу надлежаще оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз. Грузоотправители, грузополучатели, станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты, получающие или отправляющие грузы, обязаны отмечать в товарно-транспортных накладных время прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки их.

Согласно п.2.7. договора сторонами определено, что путевой лист или сменный рапорт, заверенный подписью и штампом исполнителя, является основанием для перевозки работников заказчика и получения груза к перевозке.

В дело представлены путевые листы без номера от 16.02.2008г. организаций, чьи водители непосредственно осуществляли перевозку (ООО «Металлинвест», ООО «Силена»). В указанных листах имеются отметки о том, что

- автотранспортное средство МАЗ гос.номер тягача Р 453 РВ (24), номер прицепа 3912 (24), ФИО водитель ФИО7 выполнял задание ООО «Енисейтрансавто» по маршруту движения г.Красноярск – п.Турухта (Якутия), дата выезда 16.02. показание спидометра 5621,2 км., дата возвращения в гараж не указано, но определено показание спидометра 11421,2 км.

- автотранспортное средство тягач трал гос.номер 010, номер прицепа МА2023, ФИО водитель ФИО8 выполнял задание ООО «Енисейтрансавто» по маршруту движения г.Красноярск – п.Турухта Ленского район (Якутия), дата выезда 16.02. показание спидометра 178 735,2 км., дата возвращения в гараж не указано, но определено показание спидометра 184 535 км.

Указанные путевые листы заполнены лишь частично, что не соответствует требованиям Постановления Госкомстата от 28.11.1997г. №78 (действующего в период выполнения перевозок) «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Представленные в дело путевые листы не имеют отметки о дате возврата автотранспорта в гараж, что допускает возможность его нахождения и использования не в рамках выполнения заявки ответчика. Следовательно, общая протяженность в 5800 км. указанная в путевых листах и товарно-транспортных накладных не подтверждена документально.

В нарушение условий договора от 07.02.2008г. (п.4.1.) факт выполнения работ по договору, их объем (5800 км.) не подтвержден актом приемки выполненных работ, с приложением копий сменных рапортов работы СМиМ, справок о почасовой работе автомобиля, отрывными талонами заказчика, путевыми листами исполнителя.

Суду не представлено доказательств, что истцом по делу предпринимались меры по извещению и согласованию с истцом необходимости увеличения маршрута.

С учетом отзыва третьего лица по делу, и отсутствием у суда сведений о том, имелись ли у ФИО6 полномочия по определению протяженности маршрута и каким образом он был определен, ссылка истца на рукописную отметку от 24.02.2008г. на акте от 16.02.008г. о том, что общий пробег по данному маршруту (г.Красноярск – п.Турухта) составил 2900 км. сделанная ФИО6 с приложением печати ООО «Сибресурс» не может являться подтверждением протяженности маршрута.

Согласованная стоимость услуг (4400 км. общий маршрут, 78 руб.40 коп. стоимость одного километра х 2 единицы автомобильного транспорта) в размере 689 920 руб. была фактически закрыта платежами ответчика (платежное поручение №612 от 14.02.2008г., к приходный кассовый ордер №2 от 15.02.2008г., платежное поручение №67 от 29.02.1008г.).

Поскольку условия обязательства по оплате услуг по перевозке груза выполнены ответчиком, оснований для удовлетворения исковых требований истца и возложений понесенных истцом судебных расходов у суда нет.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Возвратить ООО «Енисейтрансавто» г.Красноярск из средств федерального бюджета
140 руб. излишне оплаченной по платежному поручению №192 от 29.07.2008г. государственной пошлины.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                              Р.В. Лесков