ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10078/10 от 21.09.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

28 сентября 2010 года

Дело № А33-10078/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 сентября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 сентября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.В. Курбатовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Агентства лесной отрасли Красноярского края, г. Красноярск,

к обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат»,
 г. Сосновоборск Красноярского края,

о взыскании долга и пени

в присутствии:

от истца: ФИО1 – представителя по доверенности от 23.08.2010, по служебному удостоверению,

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 01.07.2010, по паспорту,

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Курбатовой,

установил:

Агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края  с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» о взыскании 8 руб. долга в федеральный бюджет, 13 руб. долга в краевой бюджет, 691 733 руб. 66 коп. пеней в федеральный бюджет, 34 614 руб. пеней в краевой бюджет по договору аренды лесного участка от 22.10.2008 №133-з.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 15.07.2010 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании истец требования поддержал, пояснил, что при расчете арендной платы применен средний разряд такс согласно утвержденной методике.

Ответчик пояснил, что применяемая истцом методика не может считаться действующей как принятая в противоречие с постановлением правительства, лесотаксовые разряды определяются для каждого квартала, средних лесотаксовых разрядов правительство не вводило.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 11 час. 50 мин. 14.09.2010 до 11 час. 00 мин. 21.09.2010, о чем было публично объявлено в судебном заседании, у сторон отобрана расписка-уведомление. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей истца: ФИО1, ответчика: ФИО2

Истец требования поддержал.

Ответчик требования в части, указанной в отзыве, не признает, представил дополнение к отзыву.

Истец пояснил, что не оспаривает представленный ответчиком контррасчет с учетом постановления №310.

Согласно письменным пояснениям истца 13 арендуемых кварталов относятся ко 2 разряду такс, 7 кварталов – к 3 разряду такс, средний разряд такс определен истцом по методике расчета арендной платы за пользование участками лесного фонда.

Ответчиком представлены письменные отзыв на исковое заявление и дополнения к отзыву, согласно которому считает, что задолженность по арендной плате отсутствует, размер начисленной неустойки по платежам в федеральный бюджет составляет 600 657 руб. 77 коп., в краевой бюджет – 30 039 руб. 82 коп. ввиду следующего:

-договор №133-з был заключен сторонами на основании Приказа Агентства лесной отрасли края от 22.07.2008 №1079 в порядке переоформления заключенного ранее договора от 29.12.2006 №111, правовым основанием переоформления являлась статья 4 Федерального закона №201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»; при перезаключении договора объем лесопользования установлен в ранее согласованном размере;

-порядок исчисления размера арендной платы по договору от 29.12.2006 №111 изменен решением Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-2729/2010; в решении суд установил, что 13 арендуемых кварталов относятся ко второму лесотаксовому разряду, а 7- к третьему, таким образом, арендная плата за 2007 составляет: 1 288 840 руб. (883 430 руб. за 13 кварталов второго лесотаксового разряда + 405 410 руб. за 7 кварталов третьего разряда); решение в части распределения арендуемых кварталов имеет для настоящего дела преюдициальное значение в силу положений пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;

-согласно произведенному таким способом расчету арендная плата за 2009 год по договору, исчисленная по минимальным ставкам, подлежала уплате в размере 1 675 490 руб. (1 148 460 руб. за 13 кварталов второго лесотаксового разряда + 527 030 руб. за 7 кварталов третьего разряда); соответственно, по сверхминимальным ставкам – в размере 83 770 руб. (57 420 руб. за 13 кварталов второго лесотаксового разряда + 26 350 руб. за 7 кварталов третьего разряда); с учетом того, что за 2010 год по состоянию на 30 июня арендная плата подлежала уплате в размере 45% от годового размера, у ответчика образовалась переплата 132 450 руб. в федеральный бюджет и 6 610 руб. в бюджет края);

-в отношении взыскиваемой неустойки судом должно быть применено положение
 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку задолженность перед бюджетами на момент подачи иска отсутствует, просрочка арендной платы была вызвана нестабильным финансовым положением;

-методика расчета арендной платы не подлежит применению.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В порядке переоформления договора от 29.12.2006 №111, заключенного между ФГУ «Казачинский лесхоз» (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат», между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 22.10.2008 №133-з (далее - договор), согласно пункту 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, сроком на 48 лет.

Пунктом 2 договора определены участки, подлежащие сдаче в аренду: лесные участки общей площадью 13870,0га, расположенные по адресу: Россия, Красноярский край, Казачинский район, Дементьевское лесничество, № квартала, выдела: 3, 4, 7-10, 13-17, 23, 25-27, 76-78, № 258, 259.

В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата составляет 1 641 130 руб. в год, НДС не облагается.

Арендатор вносит арендную плату согласно приложению №4 и представляет в течение одного месяца арендодателю копию платежного поручения (квитанции), подтверждающую своевременное внесение платежей (пункт 6 договора).

Пунктом 7 договора определено, что арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных федеральными, краевыми нормативными правовыми актами, а также договором.

В силу пункта 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации; арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор. При этом разница в сумме арендной платы, образовавшаяся в результате перерасчета арендной платы, вносится арендатором одновременно со следующим платежом арендной платы (пункт 9 договора).

Арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены настоящим договором (подпункт «б» пункта 13 договора).

Пунктом 15 договора предусмотрено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчете 0,5% от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы.

Срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации по 01.07.2056 включительно (пункт 26 договора).

По акту приема-передачи лесного участка в аренду лесной участок передан арендатору.

Согласно письменным пояснениям истца расчет арендной платы произведен по методике расчета арендной платы за пользование участками лесного фонда:

-за 2009 год – в соответствии с действующими в 2009 году нормативно-правовыми актами: постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» с учетом корректирующего коэффициента 1,3 (в федеральный бюджет), коэффициента конкурсного повышения 1,05 (краевой бюджет); при расчете истцом применен (по правилам округления) средний разряд такс, равный 2;

-за 2010 год (по состоянию на 15.07.2010) – в соответствии с действующими в 2009 году нормативно-правовыми актами: постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» с учетом корректирующего коэффициента 1,3 (в федеральный бюджет), коэффициента конкурсного повышения 1,05 (краевой бюджет); при расчете истцом применен (по правилам округления) средний разряд такс, равный 2.

В уведомлении от 15.04.2010 о нарушении сроков внесения платы лесным фондом и неполном расчете с бюджетом истец потребовал погасить задолженность в срок до 06.05.2010.

По расчету истца у ответчика образовалась задолженность по внесению арендных платежей в федеральный бюджет в размере 8 руб., в краевой бюджет в размере 13 руб.

На сумму долга на основании пункта 15 договора истец начислил 691 733 руб. 66 коп. пеней в федеральный бюджет, 34 614 руб. пеней в краевой бюджет.

При указанных обстоятельствах истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

С 01.01.2007 на территории Российской Федерации введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статьей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 18-п, Агентство лесной отрасли Красноярского края осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края.

Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В силу пункта 3.4. положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края в компетенцию агентства входит предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, в том числе: выступление продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.

Согласно пункту 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства №337 от 05.11.2008 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, наделены следующими полномочиями по администрированию платы за использование лесов: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Отношения, возникшие из договора аренды лесного участка от 22.10.2008 №133-з, являются арендными, следовательно, регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

По акту приема-передачи лесного участка в аренду лесной участок передан арендатору.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата составляет 1 641 130 руб. в год, НДС не облагается.

Арендатор вносит арендную плату согласно приложению №4 и представляет в течение одного месяца арендодателю копию платежного поручения (квитанции), подтверждающую своевременное внесение платежей (пункт 6 договора).

Пунктом 7 договора определено, что арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных федеральными, краевыми нормативными правовыми актами, а также договором.

В силу пункта 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации  ; арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор. При этом разница в сумме арендной платы, образовавшаяся в результате перерасчета арендной платы, вносится арендатором одновременно со следующим платежом арендной платы (пункт 9 договора).

Договор от 22.10.2008 №133-з заключен сторонами на основании Приказа Агентства лесной отрасли края от 22.07.2008 №1079 в порядке переоформления заключенного ранее договора от 29.12.2006 №111, правовым основанием переоформления являлась статья 4 Федерального закона №201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Договором от 22.10.2008 №133-з определен тот же объем лесопользования тех же подлежащих в передачу участков лесного фонда (кварталов).

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев  , когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Так, в силу части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

С 01 января 2007 года на территории Российской Федерации введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации, положения которого применяются к отношениям, возникшим после дня его введения в действие (статьи 1, 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 № 127 признано утратившим силу.

На территории Красноярского края распределение лесного фонда края по лесотаксовым разрядам также регламентировано постановлением администрации Красноярского края от 14.12.1999 № 807-П «О распределении лесного фонда края по лесотаксовым разрядам».

В таблице 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 определены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы) и ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (неосновные породы), в таблице 3 леса Российской Федерации распределены по лесотаксовым районам.

В соответствии с приложением к Постановлением администрации Красноярского края от 14.12.1999 № 807-П «О распределении лесного фонда края по лесотаксовым разрядам» 13 арендуемых ответчиком кварталов относятся ко 2 разряду такс, 7 кварталов – к третьему разряду такс.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.06.2010 по делу №А33-2729/2010 признан правомерным довод ответчика о том, что 13 кварталов арендуемого ООО «Енисейский фанерный комбинат» участка лесного фонда относится ко второму лесотаксовому разряду, а 7 кварталов - к третьему лесотаксовому разряду.

Исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310, арендная плата в 2009 году по минимальным ставкам подлежала уплате в размере 1 675 490 руб. (1 148 460 руб. за 13 кварталов второго лесотаксового разряда + 527 030 руб. за 7 кварталов третьего разряда); соответственно, по сверхминимальным ставкам – в размере 83 770 руб. (57 420 руб. за 13 кварталов второго лесотаксового разряда + 26 350 руб. за 7 кварталов третьего разряда); в 2010 году подлежала уплате по минимальным ставкам в размере 753 970 руб. (516 810 руб. за 13 кварталов второго лесотаксового разряда + 237 160 руб. за 7 кварталов третьего разряда); соответственно, по сверхминимальным ставкам – в размере 37 700 руб. (25 840 руб. за 13 кварталов второго лесотаксового разряда + 11 860 руб. за 7 кварталов третьего разряда).

Проверив поступление денежных средств от ответчика в счет арендных платежей в федеральный и краевой бюджет в 2009, 2010 годах, суд установил: с учетом того, что за 2010 год по состоянию на 30 июня арендная плата подлежала уплате в размере 45% от годового размера, у ответчика образовалась переплата 132 450 руб. в федеральный бюджет и 6 610 руб. в бюджет края.

Оснований для удовлетворения требования о взыскании долга по арендной плате не имеется.

Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Ответственность за нарушение сроков внесения арендной платы предусмотрена пунктом 15 договора: за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчете 0,5% от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки до момента полного исполнения обязательств по внесению арендной платы.

Проверив расчеты пеней, суд признает обоснованным расчет ответчика, согласно которому за просрочку платежей в федеральный бюджет за 2009-2010 годы (общий период с 15.02.2009 по 21.05.2010) подлежит начислению 600 657 руб. 77 коп., за просрочку платежей в краевой бюджет за 2009-2010 годы (общий период с 15.02.2009 по 21.05.2010) подлежит начислению 30 039 руб. 82 коп.

Расчет ответчика истцом не оспаривается.

Примененная при расчете пеней ставка и период исчисления не противоречат условиям договора и фактическим обстоятельствам дела.

В связи с нарушением ответчиком сроков внесения арендной платы требования истца о взыскании пеней являются обоснованными в указанных суммах.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. При наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

В Определении от 21.12.2000 № 263-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что в части 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 при решении вопроса об уменьшении неустойки (статья 333) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Критерием для установления несоразмерности процентов последствиям ненадлежащего исполнения обязательства может быть, в том числе, установленный договором процент, чрезмерно высокий по сравнению с утвержденной Банком России ставкой рефинансирования. При оценке несоразмерности последствий нарушения обязательств судом могут приниматься во внимание в том числе и обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.

Сумма начисленных истцом пеней явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств вследствие указания в договоре чрезмерно высокого процента пеней. Размер пеней, установленный договором, – 0,5 % от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки (182,5% годовых) более чем в 23 раза превышает ставку рефинансирования Банка России, действующую на момент вынесения решения и на момент обращения с иском в суд (7,75%).

Арбитражный суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, период просрочки, исполнение обязательства по оплате, а также то, что истец не представил арбитражному суду доказательств, свидетельствующих о причинении ему ненадлежащим исполнением обязательств по договору каких-либо имущественных последствий, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов обеих сторон, чрезмерно высокий размер пеней, компенсационную природу пеней, которая не может служить мерой обогащения, отсутствие обязанности суда снижать размер договорной неустойки до ставки рефинансирования, поскольку установленный размер пеней является мерой стимулирования к своевременному внесению установленных договором платежей, считает необходимым уменьшить размер пеней до 50 000 руб. – в доход федерального бюджета, 2 500 руб. – в доход краевого бюджета.

Таким образом, исковые требования признаются обоснованными и подлежат удовлетворению частично, из них в пользу Российской Федерации в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края 50 000 руб. пеней в федеральный бюджет; в пользу Красноярского края в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края 2 500 руб. пеней в краевой бюджет.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям. Вместе с тем на основании пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 6 от 20 марта 1997 года «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» при уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.

Суд принимает во внимание, что истцом правомерно заявлены требования о взыскании пеней в размере 600 657 руб. 77 коп. - в федеральный бюджет, 30 039 руб. 82 коп. - в краевой бюджет, расходы по государственной пошлине с данной суммы следует возложить на ответчика.

Поскольку в соответствии с пунктом 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, определяемая с учетом момента возникновения обязанности плательщика по уплате обязательного платежа – государственной пошлины, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета с учетом пропорционального удовлетворения иска.

Руководствуясь статьями 49, 65, 110, 167 – 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» в пользу Российской Федерации в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края 50 000 руб. пеней в федеральный бюджет.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» в пользу Красноярского края в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края 2 500 руб. пеней в краевой бюджет.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» в доход федерального бюджета 15 219 руб. 02 коп. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Курбатова