ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10169/10 от 16.09.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  17 сентября 2010 года

Дело № А33-10169/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 сентября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Енисейского Управления государственного морского и речного надзора

к закрытому акционерному обществу «Новоенисейский лесохимический комплекс»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании:

от заявителя: до перерыва ФИО1 на основании доверенности от 01.06.2010, служебного удостоверения; после перерыва ФИО2 на основании доверенности от 16.04.2010

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО3 на основании доверенности от 03.01.2010

при ведении протокола судебного заседания судьей Раздобреевой И.А.,

установил:

Енисейское Управление государственного морского и речного надзора обратилось в Арбитражный суд Красноярского края  с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление принято к производству суда. Определением от 23.07.2010 возбуждено производство по делу.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 15 час. 30 мин. 09.09.2010 до 15 час. 00 мин. 16.09.2010 в целях предоставления заявителем дополнительных доказательств и пояснений. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: <...>, зал № 317.

В судебном заседании представитель административного органа требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснениях на возражения ответчика.

Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя оспорил, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401504520.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Енисейского Управления государственного морского и речного надзора проведена проверка деятельности закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» по вопросу соблюдения требований действующего законодательства о лицензировании при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке внутренним водным транспортом грузов.

По результатам проверки составлен акт контрольного осмотра судна от 29.06.2010 № А-219, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.06.2010, а также протокол об административном правонарушении от 07.07.2010 № 3-4, согласно которым закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс» с 16.06.2010 осуществляет перевозку грузов, а именно древесины в плотах, теплоходом «Зенит», принадлежащем ответчику на праве собственности, в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом грузов.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Енисейского Управления государственного морского и речного надзора в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества «Новоенисейский лесохимический комплекс» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 202-206).

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» лицензирование перевозок грузов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в том числе в сфере внутреннего водного транспорта, а также обеспечения транспортной безопасности.

Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 2 Перечня должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Ространснадзора от 30.10.2007 № ГК-938фс, установлено, что в территориальных органах Ространснадзора лицом, уполномоченным составлять протоколы является, в том числе начальник отдела.

Следовательно, при составлении протокола об административном правонарушении от 07.07.2010 № 3-4 должностное лицо административного органа – начальник Ангарского линейного отдела Енисейского Управления государственного морского и речного надзора ФИО1 действовал в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективная сторона указанного выше административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковое для данного вида деятельности обязательно.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В силу подпункта 59 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по перевозке внутренним водным транспортом грузов подлежит лицензированию.

Подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» установлено, что лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок грузов, является в том числе наличие на каждом судне, используемом для перевозок грузов, документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы: свидетельство о праве собственности на судно; свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством; список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); судовое санитарное свидетельство; единая книга осмотра судна; свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; разрешение на судовую радиостанцию; свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

Таким образом лицензия не входит в перечень документов, которые должны в обязательном порядке находиться на судне.

Из анализа указанных норм не следует вывод о необходимости лицензирования каждого судна, осуществляющего перевозку грузов по внутренним водным путям.

Вместе с тем, согласно пункту 12 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 490, копиями лицензии обеспечиваются суда, используемые при осуществлении перевозок грузов.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона указанного выше административного правонарушения выражается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).

Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс» осуществляет деятельность по перевозке внутренним водным транспортом грузов на основании лицензии от 11.04.2008 серии ВВТ-1 № 014320, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, со сроком действия до 10.04.2013.

Согласно акту контрольного осмотра судна от 29.06.2010 № А-219, протоколу об административном правонарушении от 07.07.2010 № 3-4 закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс» с 16.06.2010 осуществляло перевозку грузов, а именно древесины в плотах, теплоходом «Зенит», принадлежащем обществу на основании свидетельства о праве собственности от 02.04.2002, в отсутствии копии соответствующей лицензии на судне.

Таким образом, административным органом установлено нарушение закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» лицензионных требований.

Копия лицензии для теплохода «Зенит» оформлена закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» в Енисейском Управлении государственного морского и речного надзора 06.07.2010.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Поскольку заявление административного органа, содержащее данные, указывающие на событие административного правонарушения, и представленные доказательства являются достаточными для определения иной квалификации правонарушения, суд полагает возможным переквалифицировать действия общества с части 2 статьи 14.1 на часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

По части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Вместе с тем, согласно частям 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая то обстоятельство, что закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» выявленное административным органом правонарушение устранено в кратчайшие сроки, общество впервые привлекается к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, арбитражный суд пришел к выводу, что соответствующим совершенному закрытым акционерным обществом «Новоенисейский лесохимический комплекс» правонарушению, является административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Привлечь закрытое акционерное общество «Новоенисейский лесохимический комплекс», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц 10.07.2002 г за основным государственным регистрационным номером 1022401504520, юридический адрес: 662546, <...> Октября, 1, к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначить закрытому акционерному обществу «Новоенисейский лесохимический комплекс» административное наказание в виде предупреждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Раздобреева И.А.