АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2020 года
Дело № А33-10385/2020
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 октября 2020 года.
В полном объёме решение изготовлено 29 октября 2020 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мельниковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Красноярск,
к Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Красноярск,
о признании отказа незаконным и об обязании направить информацию об изменении сведений,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 26.08.2020 № 502, диплом от 28.03.1994 г. НВ № 581105, ФИО2, представителя по доверенности от 10.12.2018 № 294, диплом от 30.06.2004 г. регистрационный номер АЮ 1002,
от ответчика: ФИО3, представителя по доверенности от 08.05.2020, диплом 05.07.2019 г. регистрационный номер 16/374,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арсентьевой А.С.,
установил:
акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее – ответчик):
- о признании незаконным отказа в направлении информации об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-3, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, в Минэнерго России, выраженный в письме исх.№ 78-4184/06 от 07.11.2019 г;
- о признании бездействия ответчика, выразившееся в не направлении в Минэнерго России уведомления об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-3, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, в срок до 17.08.2019 г. и по настоящее время, незаконным;
- об обязании направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере топливо – энергетического комплекса в течение 5 дней с даты вступления в силу решения суда информацию об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-3, содержащихся в реестре объектов топливо – энергетического комплекса (с учетом уточнения).
Определением от 25.03.2020 заявление оставлено судом без движения.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 26.05.2020 возбуждено производство по делу, назначены предварительное и судебное заседания.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось, в том числе протокольным определением от 09.09.2020 судебное разбирательство отложено на 22.10.2020.
Ко дню судебного заседания от заявителя поступили возражения на отзыв и пояснения, которые приобщены судом к материалам дела.
Ко дню судебного заседания от заявителя поступило ходатайство об уточнении заявления, согласно которому просит:
- признать действие ответчика по отказу в направлении уведомления об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-3, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, в Минэнерго России, выраженному в письме исх. № 78-4184/06 от 07.11.2019, незаконным,
- обязать ответчика направить в Минэнерго России информацию об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-3, содержащихся в реестре объектов топливо-энергетического комплекса, в течение 5 дней с даты вступления в силу решения суда.
Заявитель поддерживает данное ходатайство. Ответчик не возражает против данного ходатайства.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об уточнении исковых требований принято судом, спор рассматривается с учетом ходатайства.
Заявитель ходатайствует об отказе от иска и прекращении производства по делу в части требования о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не направлении в Министерство энергетики Российской Федерации уведомления об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-3, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, в срок до 17.08.2019 г. и по настоящее время.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
На основании части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Поскольку заявление об отказе от иска подписано уполномоченным лицом заявителя, не нарушает права третьих лиц, не противоречит закону, то частичный отказ принят судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Производство по делу в отношении указанной части требований подлежит прекращению.
Заявитель ходатайствует о привлечении к участию в деле в качестве специалиста ФИО4 (директора института комплексной безопасности Самарского государственного университета) для получения разъяснений, консультации и выяснения профессионального мнения лица, обладающего теоретическими и практическими познаниями по вопросу категорирования объекта топливно – энергетического комплекса, порядка направления уведомления об изменении категории объекта ТЭК и по существу возникших разногласий между членам комиссии по категорированию.
Ответчик возражает, поскольку ФИО4 принимал участие в заседании комиссии и вел протокол 08.08.2019, в связи с чем является заинтересованным лицом.
Суд определил: ходатайство отклонить, поскольку отсутствует необходимость в специальных познаниях.
Заявитель ходатайствует о вызове в качестве свидетеля директора института комплексной безопасности Самарского государственного университета - ФИО4, который может разъяснить по вопросам, связанным с подготовкой и согласованием документов по категорированию объекта топливно – энергетического комплекса Красноярской ТЭЦ-3, включая акт обследования, акт категорирования, актуализацию паспорта безопасности объекта в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно – энергетического комплекса».
Ответчик возражает. Суд определил: ходатайство отклонить, поскольку заявителем не указано, какие именно сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела, должен пояснить данный свидетель.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в адрес ООО «СГК направлено уведомление от 07.07.2014 № 86-1946 (№ Вх-002-1-4169/14-0-0 от 11.07.2014) об осуществлении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1107 «О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса» процедуры включения категорированных объектов топливно-энергетического комплекса с внесением необходимых сведений о них и присвоения соответствующего реестрового номера объекту: Красноярская ТЭЦ-3, реестровый номер АТ-Э-24-0001308, дата внесения сведений в реестр 29.05.2014.
Письмами от 09.04.2019 № исх-2-6/07-33663/19-0-0, № исх-2-6/07-33681/19-0-0, № Исх-2-6/04-33651/19-0-0, № исх-2-6/04-33658/19-0-0, № исх-2-6/07-33668/19-0-0, № исх-2-6/07-33659/19-0-0 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» просило начальника управления Федеральной службы войск национальной гвардии России по Красноярскому краю, министра энергетики Российской Федерации, начальника ГУ МВД России по Красноярскому краю, начальника УФСБ России по Красноярскому краю, председателя антитеррористической комиссии Губернатора Красноярского края и министра промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства принять участие и/или уполномочить сотрудника для участия в заседании комиссии по проведению анализа уязвимости объекта в целом, выявления уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, оценки эффективности существующей системы физической защиты и актуализации паспорта безопасности объектов ТЭК.
Приказами АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (территориальная генерирующая компания-13)» от 25.04.2019 № КТЭЦ-3/103, от 04.06.2019 № КТЭЦ-3/162, от 13.09.2019 № КТЭЦ-3/236 во исполнение требований Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» сформирована комиссия для проведения анализа уязвимости объекта в целом, выявления уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, оценки эффективности существующей системы физической защиты и актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса филиала «Красноярская ТЭЦ-3» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».
Как указывает заявитель, 07.06.2019, 19.06.2019, 08.08.2019 и 19.09.2019 состоялись заседания комиссии по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса «Красноярская ТЭЦ-3».
Письмом от 02.07.2019 № 20/926 ФГУП «Ведомственная охрана Минэнерго России» направило заявителю особое мнение по категорированию объекта.
Согласно протоколу № 1 от 08.08.2019 заседания комиссии по категорированию объекта ТЭК, в работе комиссии из 16 человек приняли участие 8 человек. Согласно пункту 6 протокола комиссия присваивает объекту низкую категорию опасности (ранее присвоенная категория объекта – средняя), результат голосования: 8 членов комиссии - «за» и «против» - 1.
Директором филиала «Красноярская ТЭЦ-3» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» утвержден акт от 08.08.2019 категорирования объекта топливно-энергетического комплекса «Красноярская ТЭЦ-3», согласно которому с 13.05.2019 по 23.07.2019 комиссия провела изучение исходных данных, категорирование объекта, по результатам работы комиссии, оценки социально-экономических последствий совершения на объекте акта незаконного вмешательства и исходя из значений показателей зоны чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате совершения акта незаконного вмешательства, возможного количества пострадавших и размера материального (экономического) ущерба комиссия присваивает объекту низкую категорию опасности.
АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» министру промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края направлено уведомление от 09.08.2019 № Исх-2-6/04-76352/19-0-0 (получено 12.08.2019 согласно почтовому уведомлению) о проведении с 07.06.2019 по 08.08.2019 комиссией работы по подтверждению (изменению) категории объекта ТЭК Красноярская ТЭЦ-3 по степени потенциальной опасности. По результатам работы комиссии объекта ТЭК Красноярская ТЭЦ-3 08.08.2019 категория опасности объекта изменена со «средней» на «низкую». Указанным уведомлением АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» просило направить уведомление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса в течение 5 дней с даты получения информации об изменении сведений о категорированном объекте, содержащихся в реестре.
Письмами от 10.08.2019 и 11.08.2019, от 04.09.2019 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» направило уведомления о продолжении работы комиссии 19.09.2019.
Директором филиала «Красноярская ТЭЦ-3» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» 19.09.2019 утвержден паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса Филиал Красноярская ТЭЦ-3 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», согласно которому объект находится в ведении (сфере деятельности) Министерства энергетики РФ (пункт 1). Объект по отраслевому признаку и виду деятельности относится к категории: по гражданской обороне: II категория; по режиму: не режимный; по химический опасности и (или) пожаро- и взрывоопасности: ВПО, ХВО (пункт 2). Объекту по совокупности максимального ущерба, который может быть нанесен в результате террористического акта, и по степени потенциальной опасности присваивается категория: низкая (пункт 3).
Письмом от 14.10.2019 № Исх-2-6/15-99632/19-0-0 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» министру промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края направлен запрос по уведомлению от 09.08.2019 № Исх-2-6/04-76352/19-0-0 с просьбой сообщить направлялось ли уведомление в федеральных орган исполнительной власти, а также выслать копию уведомления федерального органа об изменении сведений о категорированном объекте, содержащихся в реестре.
В ответ на указанное письмо Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края письмом от 07.11.2019 № 78-4184/06 (№ Вх-2-6/07-139483/19-0-0 от 13.11.2109) сообщило АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» следующее. Действующим паспортом безопасности, согласованным Губернатором Красноярского края – председателем антитеррористической комиссии Красноярского края ФИО5 06.05.2014, объекту присвоена средняя категория опасности. Министерство не располагает подтверждением указанной в обращении информации о снижении категории опасности объекта. Подтверждением, согласно законодательства, является оформленный по результатам категорирования и утвержденный по согласованию с антитеррористической комиссией Красноярского края (далее – АТК) паспорт безопасности объекта ТЭК – «Красноярская ТЭЦ-3». При этом, министерство располагает информацией, что направленный в АТК актуализированный паспорт безопасности объекта ТЭК-«Красноярская ТЭЦ-3» возвращен в адрес АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» 16.10.2019 без согласования АТК (исх.№ 13-011974 от 16.10.2019). В результате проведённой в 2014 году работы по категорированию в соответствии с правилами объект - «Красноярская ТЭЦ-3» включен в реестр объектов ТЭК. Поскольку актуализированный паспорт не согласован с АТК, у министерства нет оснований для направления уведомления в Минэнерго России.
Полагая, что действия по отказу в направлении уведомления об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-3, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, в Минэнерго России, выраженному в письме исх. № 78-4184/06 от 07.11.2019, являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы заявителя, АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» обратилось в суд.
Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, по следующим основаниям:
- исходя из требований федеральных нормативных правовых актов, под информацией об изменении сведений о категорированном объекте, содержащихся в реестре при изменении категории опасности объекта, следует понимать получение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации документов, содержащих указание на категорию опасности объекта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно актуализированного паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, согласованного с антитеррористической комиссией Красноярского края.
- вместе с тем, административным истцом в адрес министерства указанный документ не направлялся.
- оснований для направления в соответствии с пунктом 10 Правил № 1107 министерством уведомления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, не имелось.
- приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.06.2012 № 295 утверждена форма уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении объекта топливно-энергетического комплекса в реестр объектов топливно-энергетического комплекса (изменении сведений об объекте, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, исключении объекта из реестра объектов топливно-энергетического комплекса).
- письмом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.09.2017 № ЮС-10129/13 в адрес субъектов Российской Федерации направлены рекомендации по заполнению формы уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении объекта топливно-энергетического комплекса в реестр объектов топливно-энергетического комплекса (изменении сведений об объекте, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, исключении объекта из реестра объектов топливно-энергетического комплекса.
- указанные рекомендации направлены министерством в организации, являющиеся владельцами категорированных объектов ТЭК на территории края (письмо министерства исх. от 15.02.2019 № 78-554/06), в том числе согласно пункту 27 списка рассылки в Красноярский филиал ООО «Сибирская генерирующая компания», являющийся владельцем объекта «Красноярская ТЭЦ-3».
- согласно пункту 12 рекомендаций, в правом столбце графы 6.1 таблицы уведомления указывается категория опасности категорированного объекта на основании решения комиссии по категорированию объекта ТЭК и утвержденного в установленном порядке паспорта безопасности (актуализированного паспорта безопасности) объекта ТЭК.
- относительно вопроса о порядке присвоения категории опасности объекту ТЭК министерство считает необходимым пояснить следующее.
- контроль за исполнение норм, закрепленных Законом № 256-ФЗ, в том числе контроль исполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460 «Об утверждении правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса» (далее - Постановление № 460), относится к мероприятиям по государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, которые осуществляются Управлением Росгвардии по Красноярскому краю (далее - Рогвардия). Указанное полномочие вытекает из следующих правовых норм: пункт 22 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»; пункт «к» статьи 9 Положения об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24.05.2017 № 236.
- государственный контроль (надзор) Росгвардией осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок (плановых и внеплановых) в соответствии с Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067. При выявлении нарушений должностные лица органа государственного контроля (надзора) выдают субъекту ТЭК предписание об их устранении в указанные в акте и предписании сроки.
- по смыслу пункта 5 статьи 8 Закона № 256-ФЗ согласование паспорта безопасности объекта ТЭК осуществляется не высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации единолично, а находится в компетенции коллегиального органа - АТК субъекта, возглавляемой высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
- регламент АТК в субъекте Российской Федерации, утвержденный председателем Национального антитеррористического комитета 17.06.2016, предусматривает, в частности, принятие указанной комиссией решений большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, и оформление решения протоколом комиссии, подписываемым председателем комиссии (пункты 36,43). С учетом изложенного актуализированные паспорта объектов ТЭК согласовываются (подписываются) Губернатором Красноярского края как председателем АТК.
- действующим паспортом безопасности, согласованным Губернатором Красноярского края - председателем антитеррористической комиссии Красноярского края ФИО5 06.05.2014, объекту ТЭК-«Красноярская ТЭЦ-3» присвоена средняя категория опасности.
- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1107 «О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса» объект включен в реестр объектов ТЭК как объект средней категории опасности.
- в июле 2019 г. для актуализации действующего паспорта безопасности объекта истца в соответствии с пунктом 8 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта ТЭК, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459 (далее - Положение № 459) АО «Енисейская ТГК-13» была сформирована межведомственная комиссия для проведения категорирования объекта ТЭК - «Красноярская ТЭЦ-3» в состав которых вошли представители Минэнерго России и Росгвардии.
- по объекту «Красноярская ТЭЦ-3» комиссией по актуализации паспорта безопасности проведены обследования, изучены исходные данные необходимые для принятия решения. В ходе работы комиссии представителями Росгвардии были выявлены следующие замечания: по включению в акт категорирования потенциально-опасных участков и критических элементов; по проведению соответствующих расчётов по оценке социально-экономических последствий актов незаконного вмешательства на объекте ТЭК для каждого критического элемента, включая критические элементы, на необходимость включения которых указали, как представители Управления, так и другие члены комиссии; по проведению соответствующих расчётов по оценке социально-экономических последствий актов незаконного вмешательства на объекте ТЭК по количеству людских потерь среди персонала охраны объекта ТЭК, которые могут пострадать в результате террористического акта.
- все выявленные недостатки были доведены до членов комиссии. Представителям объекта ТЭК было предложено для подписания актов категорирования, обследования и паспорта безопасности устранить выявленные недостатки, после чего завершить процедуру категорирования путем подписания акта категорирования и согласовать паспорт безопасности объекта.
- вместе с тем по объекту ТЭК - «Красноярская ТЭЦ-3» в министерство был представлен акт категорирования с не устранёнными недостатками и не подписанный всеми членами комиссии. Сопроводительным письмом от 28.06.2019 исх. № 78-2373/06 акт категорирования был возвращен с особым мнением. Замечания и предложения, отраженные в особом мнении учтены организацией не были. Особое мнение представителя министерство к документам не было приобщено, и как следствие другие члены комиссии не могли видеть замечания.
- в соответствии с решением руководителя филиала «Красноярская ТЭЦ-3» работа комиссии по актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК была продолжена в виде заседаний (что не предусмотрено действующим законодательством) на которых раздавались подготовленные без устранения замечаний акт категорирования объекта ТЭК и паспорт безопасности объекта ТЭК со сниженной категорией опасности для принятия решения комиссии путем голосования простым большинством голосов.
- в результате актуализированный паспорт безопасности (в котором изначально установленная объекту средняя категория опасности, в сравнении с действующим паспортом безопасности, понижена до низкой категория опасности), не подписанный Росгвардией, представителем Минэнерго России и представителем министерства, был направлен организацией в адрес председателя АТК А.В. Усса на согласование. Паспорт безопасности был возвращен АТК в организацию без согласования председателем АТК (исх. № 13-011974 от 16.10.2019).
Возражая на доводы Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в письменных возражениях АО «Енисейская ТГК (ТГК-13» указало следующее:
- акт категорирования является самостоятельным документов, в котором определена категория опасности объекта ТЭК, а также при наличии которого у субъекта ТЭК имеются основания составить паспорт безопасности либо его актуализировать.
- основанием для направления уведомления в Министерство энергетики РФ для внесения в реестр объектов ТЭК информации об изменении сведений о категорированном объекте является получение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации информации об изменении сведений о категорированном объекте, указанные сведения отражаются либо в паспорте безопасности объекта ТЭК, либо в акте категорирования.
- следовательно, паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса не является единственным источником информации об изменении категории опасности объекта. При этом именно акт категорирования является документом, подтверждающим изменение категории опасности объекта ТЭК.
- несмотря на то, что разъяснения направлены на заполнение установленной формы уведомления, указание на паспорт безопасности с союзом «и» (вместо союза «или») искажает смысл, заложенный законодателем в п. 10 Правил формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса (Постановление №1107), т.к. налагает на заявителя обязанность по предоставлению одновременно двух документов - акта категорирования и паспорта безопасности объекта.
- следовательно, приведенные ответчиком рекомендации по заполнению формы уведомления, изложенные в письме от 12.09.2017г № ЮС-10129/13, не должны применяться в части как противоречащие смыслу нормативно-правового акта.
- таким образом, в адрес Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края заявителем достаточно было направить уведомление об изменении сведений о категорированном объекте с приложением к нему акта категорирования. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком было нарушено право заявителя на внесение соответствующих изменений в реестр объектов топливно-энергетического комплекса.
- комиссия была создана в филиале «Красноярская ТЭЦ-3» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13» в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 459, в состав которой помимо представителей субъекта ТЭК входят также представители соответствующих министерств и ведомств.
- по категорированию объектов ТЭК комиссией было проведено 4 заседания. Несмотря на принятые заявителем необходимые меры о проведении заседаний комиссии, представители органов исполнительной власти уклонялись от работы в комиссии - не являлись на заседания без указания причин, отказывались от подписи, либо мотивировали свой отказ большим объемом информации.
- сопроводительное письмо с особым мнением по категорированию объекта, подписанное членом комиссии, консультантом отдела реализации мероприятий в энергетике Министерства промышленности, энергетики и ЖКХ красноярского края ФИО6 к акту категорирования приложено. Замечания, выданные представителем министерства рассмотрены, неточности устранены, по отдельным доводам представлены обоснования с несогласием, подготовленные привлеченной по решению председателя комиссии сотрудника специализированной организации ООО «Технологии безопасности» ФИО7
- отказ министерства в направлении уведомления в федеральный орган исполнительной власти создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности АО «Енисейская ТГК (ТГК-13» - субъекта ТЭК в соответствии с измененной категорией опасности объекта ТЭК, чем нарушаются права и законные интересы заявителя.
АО «Енисейская ТГК (ТГК-13» в пояснениях от 05.10.2020 о причинах не устранения разногласий в комиссии пояснило следующее:
- филиал «Красноярская ТЭЦ-3» включен в Реестр объектов ТЭК Министерством энергетики России под реестровым номером АТ-Э-24-0001308, с категорией опасности средняя. В связи с изменением компонентов охраны и защиты объекта, у филиала «Красноярская ТЭЦ-3» возникли основания для актуализации паспорта безопасности объекта.
- на заседании 07.06.2019 присутствовало 15 членов комиссии (из 16), отсутствовал представитель УФСБ. В ходе обсуждения результатов проведения анализа уязвимости объекта, выявления уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, проекта акта категорирования и расчетно-пояснительной записки было принято решение о необходимости дополнительного времени на практическое обследование объекта и проработку представленных документов членами комиссии. Также было принято решение о проведении очередного заседания комиссии 19.06.2019 г., в связи с чем были направлены в адрес заинтересованных министерств и ведомств письма (уведомления) об участии в работе комиссии 19.06.2019. В этот же день членами комиссии было проведено обследование отдельных критических элементов Красноярской ТЭЦ-3, находящихся непосредственно на промплощадке по адресу <...>.
- на заседании 19.06.2019 присутствовало 9 членов комиссии во главе с председателем, из числа заинтересованных министерств и ведомств отсутствовали представители Министерства края, УФСБ, отдела полиции №5, МЧС. В ходе обсуждения результатов проведения анализа уязвимости объекта, выявления уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, проекта акта категорирования и расчетно-пояснительной записки было принято решение о необходимости дополнительного практического обследования объекта (БНС, НХПВ) и о проведении очередного заседания комиссии 08.08.2019 г. В этот же день членами комиссии было проведено обследование отдельных критических элементов Красноярской ТЭЦ-3: БНС и НХПВ. По результатам заседания комиссии были внесены поправки в проект акта категорирования и расчетно-пояснительную записку, которые 19.06.2019 г. были вручены под расписку ФИО8, ФИО9, ФИО10 и доставлены посыльным ФИО6 (исх.2-6/07-58584/19-0-0 от 19.06.2019 г.). Рядом членов комиссии были написаны особые мнения к акту категорирования, на которые им были даны ответы: особое мнение по категорированию объекта ТЭК представителя Министерства энергетики Российской федерации (Красноярский филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России) ФИО8 - исх. 20/926 от 02.07.2019 г. Даны пояснения на 4 листах; особое мнение по категорированию объекта Красноярская ТЭЦ-3 представителя Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края ФИО6 - исх. 78-5886 от 20.06.2019 г. Даны пояснения на 6 листах; письмо «О рассмотрении документов по актуализации Паспорта безопасности объекта ТЭК» от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии России по Красноярскому краю - исх. №709/9-1904 от 03.07.2019 г. Даны пояснения на 6 листах. С целью принятия решения по определению категории объекта, критических элементов и подписанию акта категорирования было принято решение о созыве комиссии, для чего были направлены письма (уведомления) «Об участии в работе комиссии» с просьбой принять участие в работе комиссии 08 августа 2019 г.
- на заседании 08.08.2019 присутствовало 9 членов комиссии во главе с председателем, из числа заинтересованных министерств и ведомств отсутствовали представители Управления Росгвардии, Министерства края, УФСБ, отдела полиции №5. В ходе заседания большинством голосов присутствующих членов комиссии (8 - «ЗА» и 1 - «ПРОТИВ» с особым мнением (ФИО8) был согласован Акт категорирования объекта Красноярская ТЭЦ-3 от 08.08.2019 г. и объекту присвоена «низкая» категория. (Положением об исходных данных предусмотрено, что к низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает ЧС муниципального характера, к средней категории опасности - ЧС межмуниципального или регионального характера (п.4. Положения об исходных данных)). По данному факту в адрес Министерства промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края , в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1107 (ред. от 26.02.2016) "О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса", было направлено уведомление (исх.2-6/04-76352/19-0-0 от 09.08.2019 г.) с просьбой направить уведомление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в течение 5 дней с даты получения информации об изменении сведений о категорированном объекте, содержащихся в реестре. С целью подписания Паспорта безопасности было принято решение о созыве комиссии, для чего были направлены письма (уведомления) «Об участии в работе комиссии» с просьбой принять участие в работе комиссии 19 сентября 2019 г.
- на заседании 19.09.2019 присутствовало 10 членов комиссии во главе с председателем, из числа заинтересованных министерств и ведомств отсутствовали представители Минэнерго России, Министерства края, УФСБ. В ходе заседания большинством голосов присутствующих членов комиссии (8 -«ЗА» и 2 - «ПРОТИВ») был согласован предложенный вариант Паспорта безопасности категорированного объекта Красноярская ТЭЦ-3. Представители Росгвардии (ФИО11 и ФИО9) от подписи Паспорта безопасности объекта ТЭК Красноярская ТЭЦ-3» отказались, сославшись на отсутствие времени на изучение документов, несмотря на факт получения Управлением Росгвардии и указанными лицами всех необходимых документов 30.04.2019 г., непосредственно объект они обследовали. Они высказали свое особое мнение, которое приложено к акту категорирования. Несмотря на имеющиеся у представителей Управления Росгвардии документов, запрашиваемые ими документы 19.09.2019 были повторно получены представителем Росгвардии по Красноярскому краю ФИО9 С учетом наличия кворума заседание от 08.08.2019, на котором были утверждены акт обследования и акт категорирования, проведено без отсутствующих членов, результатом заседания комиссии явилось подписание в соответствии с регламентом работы комиссии, акта категорирования со сниженной категорией. Для принятия решений по всем видам документов комиссия по категорированию филиала «Красноярская ТЭЦ-3» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» изучала представленные материалы, в числе которых были: акт обследования, ситуационный план объекта с обозначением его критических элементов (коммуникации, планы и экспликации отдельных зданий, сооружений или их частей), содержащих все изменения его строительной части, план и схема охраны объекта с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств и уязвимых мест, расчетно-пояснительная записка, положительное заключение негосударственной экспертизы, особые мнения членов комиссии и ответы на них. Итогом работы комиссии стали следующие документы: Акт обследования, Акт категорирования объекта ТЭК (утверждены председателем комиссии 08.08.2019) и паспорт безопасности объекта ТЭК (утвержден председателем комиссии 19.09.2019).
- разногласия, возникающие в период работы комиссии, рассматривались в форме особых мнений членов комиссии и направлении ответов с доводами несогласия либо со снятием замечаний. Представители от Управления Росгвардии по Красноярскому краю от подписания акта категорирования и Паспорта отказались. Их ссылка на отсутствие времени на изучение документов не обоснована: к первому заседанию комиссии (07.06.2019 г.) в адрес начальника Управления Росгвардии по Красноярскому краю было направлено письмо с планом работы комиссии, проектами актов категорирования и обследования категорирования, расчетно-пояснительной запиской и были доставлены нарочным, а соответственно получены 30.04.2019. Прибывшие на заседание комиссии представители Росгвардии высказали свои замечания, часть из которых была учтена. На втором заседании комиссии (19.06.2019) представители Управления Росгвадии предложили дополнительно обследовать объекты станции (БНС и НХПВ), что и было выполнено. На третьем заседании комиссии (08.08.2019) представители Управления Росгвадии (ФИО11 и ФИО9) не прибыли, но передали особое мнение, которое соответственно и приложено к акту категорирования. На четвертом заседании комиссии (19.09.2019 г.) представители Росгвардии от подписи Паспорта безопасности объекта ТЭК Красноярская ТЭЦ-3 » отказались, сославшись на отсутствие времени на изучение документов. Документы были получены Управлением Росгвардии 30.04.2019 г., они высказали свое особое мнение, которое приложено к акту категорирования, непосредственно объект они обследовали. Несмотря на это, запрашиваемые документы 19.09.2019 г. были повторно получены представителем Росгвардии по Красноярскому краю ФИО9
- представитель от Министерства промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края ФИО6 присутствовала только на одном из четырех заседаний комиссии (07.06.2019 г.) На письменные извещения о заседаниях комиссии, назначенных на 19.06.2019 г., 08.08.2019 г., 19.09.2019 г. от Министерства края... письменных или устных извещений о работе в составе комиссии Красноярская ТЭЦ-3 не получила. Вместе с тем, особое мнение ФИО6 учтено и приложено к акту категорирования.
- представитель от Министерства энергетики РФ ФИО8 участвовал в 3 заседаниях комиссии. От подписания акта категорирования отказался без объяснения и приложил особое мнение, которое соответственно и приложено к акту категорирования.
- причиной разногласий явилось различное толкование норм действующего законодательства субъектом ТЭК и представителями органов государственной власти. В связи с недостижением консенсуса в указанных вопросах не все разногласия были урегулированы.
- замечания представителей органов государственной власти и доводы на них нашли свое отражение в протоколе заседания комиссии по категорированию от 08.08.2019 №1.(Замечания и доводы на них изложены в Приложении №1 к настоящим пояснениям).
- акты обследования и категорирования до настоящего времени ни Управлением Росгвардии, ни Министерством не оспорены, их легитимность под сомнение не ставилась. В подтверждение данного довода имеется судебная практика по обжалованию акта категорирования как отдельного документа (решение Ухтинского городского суда от 22.01.2015 по делу 2-1053/2014).
- следовательно, неучастие отдельных членов в работе комиссии, уклонение от подписания по причине «большого объема» либо «необходимости тщательного изучения документов по категорированию» не доказывает нелегитимность работы комиссии, как и законность принятого решения по утверждению акта категорирования и впоследствии паспорта безопасности объекта.
- уклонение в работе комиссии представителей Министерства края и Управления Росгвардии свидетельствует о том, что своими действиями создавались препятствия для заявителя в реализации права последнего на актуализацию паспорта безопасности объекта ТЭК. Таким образом, выводы по работе комиссии следующие:
1. Категорирование объекта Красноярская ТЭЦ-3 завершено, что подтверждается утвержденными по результатам ее работы документами - актами обследования, категорирования и паспорта безопасности объекта ТЭК.
2. Состав комиссии являлся надлежащим с учетом того, что субъектом ТЭК принимались все возможные меры для формирования комиссии, организации ее работы, (надлежащее уведомление о заседаниях комиссии и предоставление документов для принятия решения).
3. Решения комиссией по категорированию принимались в порядке, предусмотренном законодательством и организационно-распорядительными документами Красноярской ТЭЦ-3: простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
4. Особые мнения членов комиссии, не согласных с принятым решением, приобщены к указанному акту категорирования.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 197, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Уважительными признаются такие причины пропуска процессуального срока, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно осуществить то или иное процессуальное действие.
При этом процессуальное законодательство не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых арбитражный суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, поэтому установление наличия этих причин и их оценка отнесены к прерогативе арбитражного суда, поскольку в силу прямого указания закона оценка доказательств, в том числе свидетельствующих об уважительности пропуска срока, отнесена к непосредственной компетенции суда (статьи 67, 71 АПК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
В обоснование соблюдения срока на обращение в арбитражный суд заявителем указано следующее. Письмо Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 07.11.2019 № 78-4187/06 зарегистрировано заявителем 13.11.2019. Указанная дата является днем, когда заявитель узнал о нарушении его законных интересов. Следовательно, с учётом положений ч. 4 ст. 198 АПК РФ, срок для обращения с заявлением в суд истекал 13.02.2020.
29.01.2020 заявитель обратился с заявлением в Центральный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением. Определением Центрального районного суда г. Красноярска от 06.02.2020 по делу №М-450/2020 в принятии административного искового заявления было отказано в связи с подсудностью рассмотрения спора Арбитражному суду Красноярского края. Заявителем определение было получено и зарегистрировано 13.02.2020 - в последний день для обращения с иском в арбитражный суд. Заявление в арбитражный суд заявителем было направлено 05.03.2020. Заявитель считает, что срок обращения был пропущен по уважительной причине, ввиду ошибочного определения заявителем подсудности спора.
Суд полагает указанные заявителем причины пропуска процессуального срока уважительными, поскольку ранее аналогичные заявления по иным объектам были приняты к производству судами общей юрисдикции, что подтверждается представленными заявителем определениями судов, а также с учетом небольшого периода пропуска срока. Учитывая изложенное, ходатайство заявителя о восстановлении процессуального срока удовлетворено судом.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" в статье 5 предусматривает, что для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются:
1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;
2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;
3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;
4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;
5) наличие на объекте уязвимых мест.
С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:
1) объекты высокой категории опасности;
2) объекты средней категории опасности;
3) объекты низкой категории опасности.
Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460 утверждены «Правила актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса».
Согласно указанному постановлению в случае актуализации паспорта по основаниям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, категория опасности объекта подлежит подтверждению (изменению) в порядке, установленном Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 459. После проведения актуализации паспорт утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации (п. 5 Постановления).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.05.2012 N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования" категорирование объектов осуществляется на основании критериев категорирования, которые определяются исходя из значений показателей зоны чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате совершения акта незаконного вмешательства, возможного количества пострадавших и размера материального ущерба.
В качестве значений показателей критериев категорирования объектов используются значения, определенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
К низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация муниципального характера. К средней категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация межмуниципального или регионального характера.
Для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию.
Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта.
Для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:
а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);
б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;
в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;
г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);
д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Для анализа уязвимости производственно-технологического процесса и выявления критических элементов объекта, оценки антитеррористической защищенности объекта и социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта могут привлекаться по решению председателя комиссии сотрудники специализированных организаций.
Комиссию возглавляет руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса.
Анализ информации об объекте проводится комиссией на основании изучения исходных данных об объекте, указанных в пункте 2 настоящего Положения, опроса специалистов и обследования объекта.
В ходе работы комиссия выявляет:
а) наличие потенциально опасных участков объекта;
б) критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства;
в) возможные пути отхода и места укрытия нарушителей.
По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460.
Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.
Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1107 (ред. от 26.02.2016) "О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса" утвердило "Правила формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса".
Согласно указанному постановлению Реестр формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса на основании уведомлений, направляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Включению в реестр подлежат объекты топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория по степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса (далее - категорированные объекты).
Основанием для включения категорированного объекта в реестр, изменения сведений о категорированном объекте, содержащихся в реестре, а также исключения объекта из реестра является письменное уведомление, направляемое в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее соответственно - уведомление, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Форма уведомления утверждается указанным федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет уведомление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в течение 5 дней с даты утверждения паспорта безопасности категорированного объекта руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации, или получения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации информации об изменении сведений о категорированном объекте, содержащихся в реестре.
Приведенные нормы права для изменения категории объекта предусматривают:
- создание комиссии по категорированию объекта,
- оформление по результатам работы комиссии акта, который является основанием для внесения в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории объекта,
- утверждение паспорта безопасности категорированного объекта руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации.
Из представленных заявителем в материалы дела доказательств следует, что работа комиссии по категорированию спорного объекта как по состоянию на 08.08.2019, на 19.09.2019 равно как и в настоящее время не завершена, поскольку акт категорирования не подписан всеми членами комиссии, имеются особые мнения членов комиссии.
Доказательств устранения заявителем указанных комиссией недостатков, равно как и подписания комиссией акта категорирования объекта в материалы дела не представлено.
При таких условиях утверждение директором филиала «Красноярская ТЭЦ-3» АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (территориальная генерирующая компания-13)» паспорта безопасности объекта с указанием «низкой» категории опасности не соответствует процедуре изменения категории объекта.
Также заявителем не представлено доказательств согласования паспорта с коллегиальным органом по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации. Данный паспорт безопасности был возвращен заявителю без согласования председателем АТК (исх. № 13-011974 от 16.10.2019).
Учитывая изложенное, заявителем не доказан факт изменения в установленном законодательством порядке категории объекта, а, соответственно, наличие у Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края обязанности по направлению в Минэнерго России информации об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-3, содержащихся в реестре объектов топливо-энергетического комплекса.
Следовательно, у суда отсутствуют основания для признания действий ответчика по отказу в направлении уведомления об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-3, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, в Минэнерго России, выраженному в письме исх. № 78-4184/06 от 07.11.2019, незаконными.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении требования об обязании ответчика направить в Минэнерго России информацию об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-3, содержащихся в реестре объектов топливо-энергетического комплекса, в течение 5 дней с даты вступления в силу решения суда следует отказать.
Статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально размеру удовлетворённых требований.
При подаче заявления акционерным обществом «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13) уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб. платежным поручением от 03.03.2020 № 6015.
Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя с учетом результатов рассмотрения дела.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, статьями 110, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
принять отказ акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Красноярск, от заявления в части требования о признании незаконным бездействия Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Красноярск, выразившегося в не направлении в Министерство энергетики Российской Федерации уведомления об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-3, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, в срок до 17.08.2019 г. и по настоящее время,
Производство по делу в указанной части заявления прекратить.
В удовлетворении заявления отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Л.В. Мельникова