ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10494/18 от 19.11.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

ноября 2018 года

Дело № А33-10494/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Регион-Инвест»(ИНН 2464237677, ОГРН 1112468057932)

к Администрации города Красноярска(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения об отмене выданного разрешения на строительство
№ 24-308-477-2015 от 31.12.2015, выраженного в письме № 01/389-дг от 06.02.2018,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 на основании доверенности № 15-43 от 19.01.2018,

от ответчика: ФИО2 на основании доверенности № 04-84/4 от 17.11.2017,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ибадуллаевой Д.Д., 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Регион-Инвест» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска (далее - ответчик) о признании незаконным решения об отмене выданного разрешения на строительство № 24-308-477-2015 от 31.12.2015, выраженного в письме № 01/389-дг от 06.02.2018.

Заявление принято к производству суда. Определением от 03.05.2018 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал согласно доводам, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований согласно доводам, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Регион-Инвест»зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным регистрационным номером <***>.

29.12.2015 в департамент градостроительства администрации города Красноярска поступило заявление ООО «Регион-Инвест» (вх. № 9240-ек) о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажные жилые дома, инженерное обеспечение в квартале № 1 микрорайона «Черемушки-3» г. Красноярска. Жилой дом № 5».

31.12.2015 обществу с ограниченной ответственностью «Регион-Инвест» администрацией города Красноярска на основании статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдано разрешение на строительство № 24-308-477-2015 объекта капитального строительства «Многоэтажные жилые дома, инженерное обеспечение в квартале № 1 микрорайона «Черемушки-3» г. Красноярска. Жилой дом № 5» сроком действия до 31.12.2024.

Письмом от 06.02.2018 № 01/389-дг, администрации сообщила ООО «Регион-Инвест», что в связи с  выявленным несоответствием проектной документации возводимого заявителем объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ,  выданное заявителю разрешение на строительство № 24-308-477-2015 от 31.12.2015 отменено.

Не согласившись с решением об отмене разрешения на строительство от 31.12.2015 № 24-308-477-2015, выраженном в письме от 06.02.2018 № 01/389-дг, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями   65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания   факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Заявитель указывает на то, что оспариваемое решение об отмене разрешения на строительство подписано неуполномоченным лицом и имеет не соответствующую требованиям форму. Данные доводы отклоняются судом на основании следующего.

Как следует из материалов дела, уведомление об отмене разрешения на строительство подписано заместителем главы города Красноярска.

Компетенция Главы города установлена статьей 41 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62 (ред. от 13.11.2015), в соответствии с которой Глава города в установленном Уставом и другими правовыми актами города порядке осуществляет, в том числе следующие полномочия: принимает общеобязательные правила по всем вопросам городского значения, не находящимся в исключительном ведении городского Совета, при отсутствии соответствующих правил, принятых городским Советом; обеспечивает осуществление органами городского самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами края; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством и решениями городского Совета. В порядке, определяемом Главой города, отдельные из перечисленных полномочий Главы города вправе осуществлять его заместители, если это не противоречит законодательству и решениям городского Совета.

Согласно положениям статьи 58 Устава города Красноярска в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города.

Статьей 59 Устава установлено, что правовые акты города обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города Красноярска предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, а также гражданами. Правовые акты города могут быть изменены, отменены либо их действие полностью или частично приостановлено органами и должностными лицами, принявшими (издавшими) соответствующий правовой акт города, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами городского самоуправления или должностными лицами, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия правового акта города отнесено принятие (издание) соответствующего правового акта города, а в части, регулирующей осуществление органами городского самоуправления отдельных государственных полномочий, - уполномоченным органом государственной власти, либо признаны недействующими по решению суда.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 22.12.2006 N 270-р утверждены должностные обязанности заместителей Главы города Красноярска, в соответствии с пунктом 1 приложения №32 заместитель Главы города издает распоряжения и несет ответственность по вопросам градостроительства и комплексной застройки города, реализации полномочий в области архитектурной деятельности, размещения рекламы, размещения временных сооружений на территории города.

При этом заместитель Главы города ведет вопросы, в том числе, сферы градостроительства и комплексной застройки города, в частности: выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города (пункт 4.1.2 Приложения №32).

Таким образом, решение об отмене ранее выданного разрешения на строительство принято уполномоченным лицом в пределах предоставленной компетенции.

При этом сам по себе факт уведомления заявителя о принятии решения об отмене разрешения на строительство путем направления письма на нарушает права общества, не препятствует обжалованию принятого решения в установленном порядке, в том числе по правилам главы 24 АПК РФ и не является достаточным основанием для отмены принятого решения органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Положениями части 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ предусматривается, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Положения Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, вопреки доводам заявителя, администрация города Красноярска обладает полномочиями на отмену в порядке самоконтроля, принятого ей ранее решения, в том числе, о выдаче разрешения на строительство.

Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.

Доводы заявителя о том, что разрешение на строительство не относится к числу актов, которые могут быть отменены, отклоняются судом, поскольку заложенный в вышеприведенных нормах права подход предполагает возможность органа местного самоуправления устранить допущенное нарушение в порядке самоконтроля. В свою очередь, заявитель не лишен права оспорить результаты самоконтроля в установленном порядке. Данный вывод корреспондирует правовой позиции, нашедшей отражение в судебной практике (например, Определение Верховного Суда РФ от 05.05.2017 N 308-КГ16-17160 по делу N А53-22008/2015, Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2017 N 301-КГ17-14235 по делу N А82-11288/2015, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда  по делу А69-3958/2015 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по тому же делу, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда  по делу А74-14340/2016 и по делу А33-32693/2017 и др.).

Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение об отмене разрешения на строительство является незаконным, поскольку не содержит в себе указаний на фактические обстоятельства, исходя из которых администрация пришла к выводу о несоответствии проектной документации объекта капитального строительства части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), также подлежат отклонению в силу следующего. 

Как следует из письма от 06.02.2018 решение об отмене ранее выданного разрешения на строительство многоквартирного жилого дома принято в связи с выявленным несоответствием послужившей основанием для его выдачи проектной документации объекта капитального строительства требованиям части 1 статьи 51 ГрК РФ. Таким образом, уведомление содержит указание на основание принятого решение. Требования детального перечисления фактических обстоятельств, свидетельствующих о выявленном в порядке самоконтроля нарушении, положения статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ не содержат.

В рассматриваемом случае, как следует из отзыва администрации и буквального содержания письма от 06.02.2018, оспариваемое решение принято и ранее выданное разрешение на строительство отменено в порядке самоконтроля.

Исходя из оспариваемого решения об отмене разрешения на строительство, администрацией города Красноярска в порядке самоконтроля выявлено несоответствие проектной документации положениям части 1 статьи 51 ГрК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Названное положение ГрК РФ на момент принятия решения об отмене разрешения на строительство имело следующую редакцию: разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Указание редакции части 1 статьи 51 ГрК РФ администрацией в редакции, действующий на момент принятия оспариваемого ненормативного акта, а не на момент выдачи разрешения на строительства, само по себе не влечет ни незаконность оспариваемого акта, ни нарушение прав и законных интересов заявителя, вопреки доводам общества.

В рассматриваемом случае, административным органом было выявлено несоответствие проектной документации, послужившей основанием для выдачи разрешения на строительство объекта, разрешенным видам использования земельных участков, на территории которых планировалось возведение объекта капитального строительства – многоэтажного многоквартирного жилого дома.

Необходимость проверки соответствия проектной документации градостроительному плану земельного участка (в редакции части 1 статьи 51 ГрК РФ, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство), также включает в себя необходимость установления соответствия планируемого к размещению объекта разрешенным видам использования земельного участка, на территории которого планируется размещение объекта капитального строительства.

Таким образом, необходимость установления соответствия планируемого к размещению объекта разрешенным видам использования земельного участка, на территории которого планируется размещение объекта капитального строительства, предусмотрена частью 1 статьи 51 ГрК РФ и в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство, и в редакции, действовавшей на момент отмены ранее выданного разрешения на строительство.

Приведенные заявителем выдержки из заявления главы города, взятые с официального сайта администрации города Красноярска, не имеют правого значения и не могут быть оценены судом, так как в оспариваемом решении об отмене разрешения на строительство не изложены, а заявление главы города, размещенное на официальном сайте администрации в сети «Интернет», не может расцениваться судом как основания для принятие оспариваемого ненормативного акта.

Как указывалось судом ранее, исходя из содержания норм Федерального закона № 131-ФЗ, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. При этом, однако, реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие оснований для отмены принятого ранее распоряжения в силу вышеуказанной нормы. Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике, например, в Определении Верховного Суда РФ от 11.03.2015 N 18-КГ14-206.

При этом, вопреки доводам заявителя, отсутствие перечисления фактических обстоятельств (какие именно положения проектной документации имеют несоответствия) не свидетельствует об отсутствии оснований для отмены разрешения на строительство. Орган местного самоуправления при возникновении судебного спора, в рамках предоставленных действующим процессуальным законодательством прав и гарантий, не лишен возможности документального обоснования законности принятого решения.

Таким образом, в предмет доказывания по рассматриваемому в рамках настоящего дела спору входит установление факта выдачи разрешения на строительство с нарушением требований градостроительного законодательства, действующего на дату принятия указанного отмененного в порядке самоконтроля разрешения.

Применительно к рассматриваемому делу в предмет доказывания по настоящему делу входит установление законности или незаконности ранее выданного разрешения на строительство № 24-308-477-2015 объекта капитального строительства «Многоэтажные жилые дома, инженерное обеспечение в квартале № 1 микрорайона «Черемушки-3» г. Красноярска. Жилой дом № 5» сроком действия до 31.12.2024, по состоянию на дату его принятия, т.е. по состоянию на 31.12.2015.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ГрК РФ (здесь и далее положения ГрК РФ приводятся в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство, то есть по состоянию на 31.12.2015) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе  выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Спорное разрешение на строительство выдано уполномоченным органом местного самоуправления в пределах предоставленной муниципальным правовым актом компетенции. Данный факт администрацией не оспаривается.

Как указывалось судом ранее, согласно положениям части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещенияобъекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации

В соответствии с положениями части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщику необходимо было направить заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

В силу требований части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

При этом в силу требований части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган обязан принять решение об отказе в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Кроме того, порядок и стандарт предоставления департаментом градостроительства администрации города Красноярска муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, объектов индивидуального жилищного строительства установлен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска (далее - Административный регламент).

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 26 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры является получение заявления Департаментом.

Пункт 27 Административного регламента Рассмотрение заявления и прилагаемых документов:

1) основанием для начала административной процедуры является поступление зарегистрированного заявления с приложенными документами заместителю Главы города - руководителю Департамента (далее - руководитель Департамента). Руководитель Департамента в виде резолюции дает поручение заместителю руководителя Департамента по рассмотрению заявления. Заместитель руководителя Департамента назначает ответственного за рассмотрение заявления и прилагаемых документов;

2) после получения визы заместителя руководителя Департамента сотрудник отдела по работе с обращениями граждан Департамента передает уполномоченному сотруднику строительного отдела Департамента (далее - Сотрудник) на рассмотрение заявление и прилагаемые документы;

3) сотрудник осуществляет проверку наличия документов, указанных в пунктах 14, 15 настоящего Регламента, соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.

4) при отсутствии оснований для отказа в предоставлении Услуги, предусмотренных пунктом 18 настоящего Регламента, Сотрудник осуществляет подготовку проекта разрешения на строительство (далее - проект разрешения);

5) при наличии оснований для отказа в предоставлении услуги, предусмотренных пунктом 18 настоящего Регламента, Сотрудник осуществляет подготовку ответа заявителю об отказе в выдаче разрешения на строительство (далее - отказ в выдаче разрешения). Отказ в выдаче разрешения должен содержать основания, по которым запрашиваемое разрешение не может быть выдано, а также порядок обжалования такого решения;

6) подготовленный проект разрешения либо отказ в выдаче разрешения передается Сотрудником на согласование начальнику строительного отдела и заместителю руководителя Департамента;

7) согласованный проект разрешения передается на подпись руководителю Департамента. Подпись руководителя Департамента заверяется гербовой печатью. Согласованный отказ в выдаче разрешения передается на подпись руководителю Департамента либо заместителю руководителя Департамента, курирующему данное направление;

8) результатом административной процедуры является подписание разрешения на строительство руководителем Департамента либо отказа в выдаче разрешения на строительство руководителем Департамента либо заместителем руководителя Департамента, курирующим данное направление, и направление ответа в отдел по работе с обращениями граждан Департамента;

9) срок выполнения административной процедуры по рассмотрению заявления и прилагаемых документов составляет 7 дней.

При этом пункт 18 Административного регламента предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении услуги:

1) отсутствие документов, указанных в пунктах 14, 15 настоящего Регламента, за исключением документов, которые запрашиваются Департаментом в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка являлось безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Вместе с тем, согласно нормам действующего градостроительного законодательства, градостроительный план не является самостоятельным документом территориального планирования, устанавливающим те или иные виды разрешенного использования или параметры разрешенного строительства.

В соответствии с положениями части 1 статьи 44 ГрК РФ (на момент утверждения рассматриваемых градостроительных планов действовали положения названной статьи) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Внесение изменений в правила землеустройства и застройки, равно как и внесение изменений в генеральный план не изменяет содержание градостроительных планов, выданных в соответствии с ранее действующими нормативными актами. В силу статьи 51 ГрК РФ орган местного самоуправления при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство проверяет проектную документацию на предмет соответствия градостроительному плану, приложенному к заявлению, и требованиям, действовавшим на момент выдачи градостроительного плана земельного участка.

Исходя из материалов дела, 29.12.2015 в департамент градостроительства администрации города Красноярска поступило заявление ООО «Регион-Инвест» (вх. № 9240-ек) о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажные жилые дома, инженерное обеспечение в квартале № 1 микрорайона «Черемушки-3» г. Красноярска. Жилой дом № 5».

31.12.2015 обществу с ограниченной ответственностью «Регион-Инвест» администрацией города Красноярска на основании статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдано разрешение на строительство № 24-308-477-2015 объекта капитального строительства «Многоэтажные жилые дома, инженерное обеспечение в квартале № 1 микрорайона «Черемушки-3» г. Красноярска. Жилой дом № 5» сроком действия до 31.12.2024.

При этом, как следует из доводов и пояснений сторон, разрешение на строительство многоквартирных жилых домов 31.12.2015 выдано с учетом отраженного в градостроительном плане условно разрешенного вида использования «размещение жилых домов» и полученного застройщиком по результатам публичных слушаний разрешения на данный условно разрешенный вид использования земельных участков.

Однако при принятии решения о выдаче рассматриваемого разрешения на строительство уполномоченным органом местного самоуправления города Красноярска не было учтено следующее.

Положения статьи 2 ГрК РФ предусматривают, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Также пункт 5 части 2 статьи 1 ГрК РФ предусматривает, что функциональные зоны – это зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Исходя из анализа положений ГрК РФ основным документом территориального планирования является генеральный план.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (часть 3 статьи 9 ГрК РФ).

Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа (часть 1 статьи 23 ГрК РФ).

Часть3 статьи 23 ГрК РФ предусматривает, что генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

При этом положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).

Также часть 5 статьи 23 ГрК РФ предусматривает, что на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем:

1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории (часть 1 статьи 26 ГрК РФ).

Генеральный план является приоритетным документом, определяющим направления развития территорий. Из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Генеральный план, определяя назначение территорий, исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

В целях создания условий для планировки территорий на основании генерального плана разрабатывается правила землепользования и застройки (статья 30 ГрК РФ). При этом правила землепользования и застройки представляет собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (статья 1 ГрК РФ).

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (часть 9 статьи 31 ГрК РФ).

Таким  образом, правила землепользования и застройки в рамках установленных генеральным планом функциональных зон выделяют территориальные зоны и действующие в рамках каждой из них правила застройки, в том числе устанавливаются ограничения и требования к характеристикам объектов капитального строительства.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Правила землепользования и застройки как документы по реализации генеральных планов не могут противоречить генеральному плану, а равно и применяться без учета содержания его положений.

Данный вывод корреспондирует позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 13.06.2017 № 307-КГ16-18929, Апелляционной определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2017 от 06.04.2017 № 32-АПГ17-1, определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 № 56-АПГ17-7, определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2017 № 307-КГ17-5121.

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306 утверждены Правила землепользования и застройки города Красноярска (далее -  Правила землепользования и застройки № В-306, здесь и далее по тексту названный документ приводится в редакции, действовавшей на момент утверждения градостроительных планов).

Правила землепользования и застройки города Красноярска (далее также - Правила) являются документом градостроительного зонирования, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, Уставом города Красноярска, Генеральным планом города Красноярска, а также с учетом правовых актов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Красноярска, охраны и использования его культурного наследия, окружающей среды и природных ресурсов.

При этом на момент выдачи спорного разрешения на строительство действовали  Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122. Данные правила вступили в силу с 15.07.2015.

Однако, как указывалось ранее, исходя из положений части 1 статьи 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о выдаче разрешения на строительство) при выдаче разрешения на строительство, уполномоченный на то орган проверяет соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории. Последующее внесение изменений в документы территориального планирования при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство не учитывается, права и возможности землепользователя при застройке земельного участка определяются содержанием предоставленного им градостроительного плана.

Аналогичный правовой подход нашел свое отражение в судебной практике и содержится, например, в постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А33-19679/2017, от 29.11.2017 по делу №А33-4237/2017.

Таким образом, при оценке соответствия представленной проектной документации требованиям градостроительного плана, выдачи спорного разрешения на строительство многоквартирного жилого дома в рамках допустимого разрешенного использования земельного участка согласно документам территориального планирования, исследованию подлежит содержание как генерального плана поселения на дату выдачи градостроительных планов, так и содержание действовавших в указанный период Правил землепользования и застройки.

Исходя из материалов дела, при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство, следовало, что строительство объекта капитального строительства планируется, в том числе, на земельных участках с кадастровым номером 24:50:0500425:8; 24:50:0500425:167; 24:50:0500425:178; 24:50:0500425:247; 24:50:0500425:169; 24:50:0500425:5; 24:50:0500425:305.

Исходя из представленных градостроительных планов большинства земельных участков,  на которых в соответствии с заявлением о выдаче разрешения на строительство и проектной документацией планировалось осуществлять строительство многоэтажного жилого дома, располагались в установленной Правилами землепользования и застройки № В-306 территориальной зоне перспективного развития (ПР).

Пункт 1 статьи 48 Правил землепользования и застройки №В-306 зоны перспективного развития включают в себя участки территории города, предназначенные для планируемого размещения объектов капитального строительства.

В зонах перспективного развития допускается размещение линейных объектов, жилых, спортивно-оздоровительных, производственных, коммунальных и складских объектов, детских учреждений, а также объектов социального, коммунально-бытового назначения, торговли, образования, здравоохранения и иных объектов, предусмотренных настоящей статьей.

При этом пункт 2 названной статьи предусматривает, что основной вид разрешенного использования – это размещение линейных объектов.

Пункт 3 статьи 48 Правил землепользования и застройки № В-306 относил к условно разрешенным видам использования:

1) размещение жилых домов;

2) размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения;

3) размещение объектов торговли;

4) размещение объектов образования, детских учреждений;

5) размещение объектов здравоохранения;

6) размещение спортивно-оздоровительных объектов;

7) размещение производственных, коммунальных и складских объектов;

8) размещение сооружений связи.

Пункт 6 статьи 6 Правил землепользования и застройки №В-306 предусматривал, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Положения частей 1 и 2 статьи 39 ГрК РФ предусматривают, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение (часть 3 статьи 39 ГрК РФ).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).

На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).

Аналогичные положения содержатся в статье 8 Правил землепользования и застройки №В-306.

Планируя размещение объекта капитального строительства – многоквартирного дома на земельных участках с основным видом разрешённого использования - размещение линейных объектов, но с условно разрешённым – размещение жилых домов, обществом проводились публичные слушания по поросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков.

По результатам проведения процедуры публичных слушаний, 12.12.2013 комиссией принято решение рекомендовать предоставить ООО «Регион-Инвест» разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне перспективного развития (в том числе по рассматриваемым в рамках настоящего дела земельным участкам) – для размещения жилых домов.

10.01.2014 администрацией города Красноярска вынесено постановление №5 о предоставлении ООО «Регион-Инвест» разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне перспективного развития (ПР), с целью размещения жилых домов, что соответствует содержанию действовавших на момент получения обществом градостроительных планов на земельные участки Правил землепользования и застройки.

Вместе тем, как указывалось судом ранее, Правила землепользования и застройки как документы по реализации генеральных планов не могут противоречить генеральному плану, а равно и применяться без учета содержания его положений.

Исходя из действовавшего на момент получения градостроительного плана Генерального плана города Красноярска (утв. Решением Красноярского городского Совета от 30.03.2001 N В-23) указанные земельные участки расположены в границах функциональной зоны жилой застройки – дачи, коллективные садоводства с переводом в  территорию коттеджной застройки.

При этом, исходя из пункта 17 действовавших на момент выдачи разрешения на строительство Правил землепользования и застройки №В-306, жилые зоны делятся на:

а) зоны жилой усадебной застройки (Ж.1);

б) зоны жилой малоэтажной застройки (Ж.2);

в) зоны жилой застройки средней этажности (Ж.3);

г) зоны жилой многоэтажной застройки (Ж.4);

д) зоны жилой многоэтажной застройки высокой плотности (Ж.5);

е) жилые зоны садоводства и дачного хозяйства (ЖС).

Также и согласно графической части генерального плана города Красноярска и расшифровке условных обозначений, данный документ территориального планирования наравне с указанной зоной предусматривает также функциональные зоны жилой застройки «капитальная многоквартирная», однако ее действие не распространяется на перечисленные в спорном разрешении на строительство объекта земельные участки.

Однако из представленной в материалы дела проектной документации на строительство следует, что по заявлению общества уполномоченным органом местного самоуправления было выдано разрешение на строительство многоэтажного жилого дома (11 этажей  жилых + 1 технический этаж).

Таким образом, обществом при получении рассматриваемого разрешения на строительство представлена документация на строительство многоэтажного жилого дома, что противоречит действующим на момент выдачи разрешения на строительство градостроительным планам земельных участков, на территории которых планировалось строительство, и соответствующим действующим в отношении данных земельных участков видам разрешенного использования, установленным с учетом функциональных и территориальных зон согласно документации градостроительного планирования.

Ни основной вид использования, ни перечень условно разрешённых видов использования, ни постановление №5 от 10.01.2014 администрации города Красноярска не позволяют сделать вывод, что на рассматриваемых земельных участках может быть осуществлено строительство многоэтажного жилого дома.

Земельные участки на которых планировалось осуществление строительства многоэтажного дома, находятся в территориальной зоне перспективного развития. При этом для такой территориальной зоны, в соответствии с  Правилами землепользования и застройки №В-306, ни в качестве основного, ни в качестве условно-разрешенного вида использования не предусмотрено строительство многоэтажного дома.

Также и генеральный план, согласно которому планируемая территория строительства относилась к функциональной зоне дачного жилого строительства и коллективного садоводства с переводом в коттеджную застройку, не предусматривающую возведение многоэтажных многоквартирных жилых домов, как уже указывалось, хоть и не имеет прямого действия, но имеет приоритетное значение, как основополагающий документ территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

При этом информация о существующих функциональных зонах, в том числе распространяющих свое действие на планируемые к застройке земельные участки, отражена как в представленных суду фрагментах генерального плана, а также в сведениях из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в отношении рассматриваемых земельных участков, земельных участки с кадастровыми номерами 24:50:0500425:8; 24:50:0500425:167; 24:50:0500425:178; 24:50:0500425:247; 24:50:0500425:169; 24:50:0500425:5; 24:50:0500425:305.

Части 1-3 статьи 56 ГрК РФ предусматривают, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.  Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. 

Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа (часть 8 статьи 56 ГрК РФ).

Следовательно, информация о функциональной и территориальной зоне, распространяющей свое действие на планируемые к застройке обществом земельные участки, являлась общедоступной и должна была быть известна заявителю, в том числе, на момент приобретения прав в отношении земельных участков, а равно на момент подготовки проектной документации и обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство. 

Более того, исходя из материалов дела соответствующая информация о допустимом использовании земельных участков была и фактически достоверно известна обществу.

Так, общество, планируя строительство на принадлежащих ему смежных участках, знало, что в соответствии с генеральным планом города Красноярска (утв. Решением Красноярского городского Совета от 30.03.2001 N В-23) строительство многоэтажного жилого дома будет противоречить назначениям функциональных зон, в которых земельные участки расположены.

18.07.2012 в департамент градостроительства администрации города Красноярска (вх.№6454-ек) поступило обращение ООО «Регион-Инвест» (от 16.07.2012 исх.№9), содержащее просьбу изменить зону «дачное и коллективное садоводство» на зону «многоэтажной жилой застройки» в границах участка, согласно схеме. Просьба мотивирована тем, что общество планирует размещение жилой застройки высокой плотности (Ж-5) в мкр. «Верхние Черемушки».

Решением Красноярского городского Совета депутатов (постоянной комиссией по градостроительной политике) от 26.08.2014 №9-31 рекомендовано отклонить проект решения «Красноярского городского Совета депутатов «О внесении изменений в Генеральный план города Красноярска» (от 14.05.2014 №64-пр).

Соответствующие изменения в генеральный план поселения внесены не были.

Таким образом, исходя из представленных документов, как на момент получения градостроительных планов, так и на момент составления проектной документации и дальнейшей подачи заявления на получение разрешения на строительство, земельные участки, на которых планируется размещение многоэтажного жилого дома, не предусматривали такой застройки, и при этом предложение о внесении изменений в генеральный план города с целью допущения размещения в рассматриваемом случае многоквартирной высотной застройки было отклонено в установленном порядке.

Таким образом, выдача спорного разрешения на строительство многоквартирных жилых домов на земельных участков, не предусматривавших возможность подобного строительства, прямо противоречила требованиям статьи 51 ГрК РФ, поскольку проектная документация не подтверждала соответствие строительства документам территориального планирования и соответствующим их положениям, отраженным в градостроительных планах земельных участков.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что в рассматриваемом случае ООО «Регион-Инвест», обращаясь  с заявлением о выдачи разрешения на строительство, представило проектную документацию на строительство многоэтажного жилого дома, не соответствующую документам территориального планирования и видам разрешенного использования, установленным в рамках функциональных и  территориальных зон, распространяющих свое действие на земельные участки и указанным приложенных градостроительных планах.

При таких условиях, при отнесении земельных участков к территориальным зонам перспективного развития (ПР), выдача разрешения на строительство многоэтажного жилого дома (в рассматриваемом случае относящегося к жилой многоэтажной жилой застройки высокой плотности (Ж.5)) не соответствует закону.

Так как разрешение на строительство № 24-308-477-2015 от 31.12.2015 объекта капитального строительства «Многоэтажные жилые дома, инженерное обеспечение в квартале № 1 микрорайона «Черемушки-3» г. Красноярска. Жилой дом № 5» сроком действия до 31.12.2024 выдано с нарушением норм законодательства, то последующее принятие решения об отмене указанного разрешения на строительство, выраженного в письме от 06.02.2018 № 01/389-дг, является обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что основания для удовлетворения требований общества о признании незаконным решения об отмене разрешения на строительство от 31.12.215 № 24-308-477-2015, выраженного в письме от 06.02.2018 № 01/389-дг, в рассматриваемом случае отсутствуют.

В соответствии с положениями части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении с настоящим заявлением, обществом была оплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, учитывая результат рассмотрения дела, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями  167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Регион-Инвест» о признании незаконным решения администрации города Красноярска от 06.02.2018 № 01/389-дг «Об отмене разрешения на строительство от 31.12.2015 № 24-308-477-2015» отказать.  

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.А. Раздобреева