ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10661/08 от 14.05.2009 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

21

мая

2009 г.

Дело № А33-10661/2008

г. Красноярск

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 14.05.2009.

В полном объеме решение изготовлено 21.05.2009.

Судья Арбитражного суда Красноярского края  И.В. Шишкина,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1, г. Красноярск,

к Администрации г. Красноярска,

к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, г. Красноярск,

заинтересованные лица:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю,

гр. ФИО2, г. Красноярск,

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю,

об оспаривании ненормативного акта,

при участии:

от истца: ФИО3 – представитель по доверенности от 04.08.2008,

от ответчика Администрации г. Красноярска: ФИО4 – представитель по доверенности от 18.02.2009,

от Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ФИО5 – представитель по доверенности от 19.01.2009,

от ТУ Росимущества по Красноярскому краю – ФИО6 – представитель по доверенности от 15.09.2008,

Протокол настоящего судебного заседания вела судья Шишкина И.В.

установил:

Предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с иском к Администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании недействительным пункта 3 распоряжения администрации г. Красноярска № 428 от 01.08.2008 в части установления размера цены выкупа земельного участка; об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утвердить новый расчет выкупа земельного участка, исходя из размера пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, что составит выкупную цену 1 275 252,08 руб.; об обязании администрации г. Красноярска внести изменения в пункт 3 указанного распоряжения.

Определением от 18.08.2008 исковое заявление принято к производству арбитражного суда.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении предмета иска, согласно которому истец просит:

- признать недействительным пункт 3 распоряжения администрации г. Красноярска № 428 от 01.08.2008 в части установления цены выкупа земельного участка.

- обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утвердить новый расчет цены выкупа земельного участка, исходя из размера пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка и использования земли «под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта», что составит выкупную цену 411 593,85 руб.

- обязать администрацию г. Красноярска внести изменения в пункт 3 указанного распоряжения.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, гр. ФИО2, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю.

Определением от 16.04.2009 судебное разбирательство отложено на 14.05.2009.

Управление Росимущества по Красноярскому краю, гр. ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Ответчик – Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска представил отзыв на иск, в котором иск не признал по следующим основаниям: на основании обращения предпринимателя ФИО1 издано распоряжение администрации города Красноярска № 428 от 01.08.2008 «О предоставлении в собственность за плату ФИО1 земельного участка по пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 27, строения 1, 2»; расчет цены выкупа произведен в соответствии с законодательством, действующим на момент издания распоряжения, а именного закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1581 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» - пункта 3 статьи 14 данного закона в размере 10 кратной ставки земельного налога за единицу площади; при этом в расчете цены выкупа применен удельный показатель кадастровой стоимости 4443 руб./кв.м. указанный в выписке из государственного земельного кадастра от 29.03.2008; данный показатель установлен исходя из вида разрешенного использования участка – размещение объектов торгового и складского назначения; в соответствии с пунктом 2.1.26 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков…» в случае образования нового земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка; наибольшее значение удельного показателя кадастровой стоимости в кадастровом квартале 24:50:05000196 соответствует виду разрешенного использования «Земли под объектами торговли…» в размере 4 443 руб./кв.м.; Постановлением Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 № 132-п утверждены результаты кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края, согласно которому кадастровая стоимость земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в кадастровом квартале 24:50:0500196 составляет 443 руб./кв.м.на основании указанного ответчик считает, что Департамент в соответствии со своими полномочиями осуществил подготовку распоряжения № 428 от 01.08.2008, а также произвел расчет цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 в соответствии с законодательством, действующим на момент издания распоряжения.

Администрацией г. Красноярска представлен отзыв на иск, в котором ответчик иск не признает ссылаясь на следующее: спорный земельный участок относится к неразграниченным государственным землям, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления; на основании обращения предпринимателя ФИО1 издано распоряжение администрации города Красноярска № 428 от 01.08.2008 «О предоставлении в собственность за плату ФИО1 земельного участка по пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 27, строения 1, 2»; при расчете цены выкупа применен удельный показатель кадастровой стоимости 4 443 руб./кв.м. (исходя из вида разрешенного использования), указанный в выписке из государственного земельного кадастра от 29.02.2008; при заключении договора стороны достигли соглашения по всем его существенным условиям, в том числе по предмету и цене выкупа, истец зарегистрировал право собственности на земельный участок, в связи с чем отсутствует нарушение прав истца оспариваемым распоряжением и отсутствует возможность утверждения нового расчета выкупной стоимости, так как при заключении договора цена была согласована.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

По договору купли-продажи от 04.05.2006 гр. ФИО1 (покупатель) приобрел у гр. ФИО7 (продавец) нежилое здание общей площадью 116,40 кв.м. по адресу <...> рабочий, 27, строение 1 и нежилое здание общей площадью 161,80 кв.м. по адресу <...> рабочий, 27. строение 2.

Нежилое здание площадью 161,80 кв.м. состоит из четырех помещений: № 1 площадью 65,6 кв.м., № 2 площадью 9.4 кв.м., № 4 площадью 64,4 кв.м., № 6 площадью 22.4 кв.м. Нежилое здание площадью 117,3 кв.м. состоит из двух помещений № 1 площадью 102.2 кв.м., № 4 площадью 15,1 кв.м.

На все 6 вышеуказанных помещений истец зарегистрировал право собственности в ЕГРП, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о регистрации права собственности.

12.03.2008 истец обратился с заявлением к заместителю главы города – начальнику Департамента муниципального имуществ и земельных отношений с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 площадью 3 827,0 кв.м. по адресу <...> рабочий, строения № 1 и2, приложив правоустанавливающие документы, кадастровый план земельного участка.

01.08.2008 администрацией г. Красноярска принято распоряжение № 428 от 01.08.2008, которым гр. ФИО1 предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, зоны производственных предприятий 1-11 классов вредности, общей площадью 3 827 кв.м. по адресу <...> рабочий, 27, строения 1 и 2 для использования нежилых зданий в соответствии с градостроительным регламентом зоны (пункт 1). Пунктом 3 распоряжения установлена цена выкупа участка в размере 2 550 594,15 руб.

К распоряжению прилагается расчет цены выкупа земельного участка, составленный Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в сумме 2 550 504,15 руб.

Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (продавец) и гр. ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка № 868 от 08.09.2008, по которому земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 площадью 3 827 продан истцу за цену 2 550 504,15 руб.

Право собственности истца на данный земельный участок было зарегистрировано в ЕГРП 26.09.2008 согласно представленного свидетельства о регистрации права.

В дальнейшем ФИО1 произвел отчуждение земельного участка и нежилых зданий (состоящих из 6 помещений) гр. ФИО2, что подтверждается выписками из ЕГРП от 04.03.2009.

По настоящему иску истец просит:

- признать недействительным пункт 3 распоряжения администрации г. Красноярска № 428 от 01.08.2008 в части установления цены выкупа земельного участка.

- обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утвердить новый расчет цены выкупа земельного участка, исходя из размера пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка и использования земли «под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта», что составит выкупную цену 411 593,85 руб.

- обязать администрацию г. Красноярска внести изменения в пункт 3 указанного распоряжения.

В обоснование исковых требований истец ссылается на следующее:

- согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату подачи заявления) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора;

- письменное заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка подано истцом в Департамент 12.03.2008, проект распоряжения о предоставлении земельного участка за плату подготовлен 08.04.2008;

- проект договора купли-продажи в установленный законом срок Департамент муниципального имущества и земельных отношений подготовлен не был;

- решение о передаче истцу земельного участка в собственность принято администрацией г. Красноярска только 01.08.2008 (распоряжение № 428 от 01.08.2008);

- на момент подачи истцом заявления на выкуп земельного участка действовал закон Красноярского края от 11.12.2002 № 4-766 «Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений», согласно пункту 1 которого на территории Красноярского края цена земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков черте г. Красноярска установлена в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

- данное положение утратило силу с принятием  закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1581 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», согласно пункту 3 статьи 14 которого цена выкупа установлена для земельных участков в черте г. Красноярска в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

- согласно пункту 3 распоряжения администрации г. Красноярска № 428 от 01.08.2008 цена выкупа была установлена в размере 10-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в сумме 2 550 504,15 руб. на основании закона № 5-1581 от 24.04.2008;

- поскольку заявление о выкупе земельного участка подано 12.03.2008 и было принято, между сторонами возникли договорное правоотношений, и следовательно цена выкупа земельного участка должна определяться на дату подачи заявления о выкупе, т.е. в соответствии с Законом Красноярского края от 11.12.2002 № 4-766 «Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений» - в размере 5 кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

- применение нового порядка расчетов противоречит нормам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в вопросе размера выкупа земельного участка и должна определяться по ставкам, действовавшим на дату принятия заявления;

- согласно постановления Совета администрации Красноярского края № 44-П от 19.02.2003 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края» кадастровая стоимость земель г. Красноярска была установлена исходя из вида функционального использования земель;

- указанное постановление действовали на дату подачи истцом заявления о выкупе земельного участка;

- согласно таблице 11 приложения № 1 к указанному постановлению, кадастровая стоимость земель, использующихся как «земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервис» была установлена в размере 4 443 руб./кв.м.;

- кадастровая стоимость земель, использующихся как «земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта» была установлена в размере 1 434 руб./кв.м.;

- принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок площадью 3 827 кв.м. используется в качестве складских и производственных помещений, т.е. в терминологии указанного Постановления в качестве промышленных объектов и объектов материально-технического, продовольственного снабжения, что подтверждается договорами с контрагентами, заключением Управления архитектуры администрации г. Красноярска № 1639 от 05.02.2007, выпиской из ЕГРП № 9531А от 14.11.2008, выданной МИФНС № 23 по Красноярскому краю;

- таким образом расчет цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 площадью 3 827 кв.м. должен составит 411 593,85 руб. согласно следующего расчета: 3 827(площадь участка)  х 1 434 (кадастровая стоимость 1 кв.м.) х 1.5 (процентный показатель ставки земельного налога) х 5 (установленная кратность ставки земельного налога).

Оценив материалы дела, доводы заявления и отзывов на заявление, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с правилами статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания оспариваемого акта недействительным арбитражный суд должен обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, письменное заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка подано истцом в Департамент 12.03.2008,  проект договора купли-продажи в установленный законом месячный срок Департамент муниципального имущества и земельных отношений подготовлен не был; решение о передаче истцу земельного участка в собственность принято администрацией г. Красноярска  01.08.2008 (распоряжение № 428 от 01.08.2008); договор купли-продажи земельного участка заключен 08.09.2008.

На момент подачи истцом заявления на выкуп земельного участка действовал закон Красноярского края от 11.12.2002 № 4-766 «Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений», согласно пункту 1 которого на территории Красноярского края цена земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков черте г. Красноярска установлена в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Данное положение утратило силу с принятием  закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1581 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», согласно пункту 3 статьи 14 которого цена выкупа установлена для земельных участков в черте г. Красноярска в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Согласно пункту 3 распоряжения администрации г. Красноярска № 428 от 01.08.2008 цена выкупа была установлена в размере 10-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в сумме 2 550 504,15 руб. на основании закона № 5-1581 от 24.04.2008.

При определении цены выкупа Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска при подготовке проекта распоряжения руководствовался удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 площадью 3 827, который указан в кадастровом плане земельного участка от 29.02.2008 и составляет 4 443 руб. за кв./м.

Истец полагает, что цена выкупа должна была определяться на основании нормативных актов, действующих на дату подачи заявки (т.е. в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, а не десятикратной), а кроме того, должен был быть применен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 434 руб./кв.м. (вид функционального использования - «земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта»), а не 4 443 руб./кв.м. (вид функционального использования  - земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса). В обоснование истец ссылается на то, что принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок площадью 3 827 кв.м. используется в качестве складских и производственных помещений, т.е. в терминологии указанного Постановления в качестве промышленных объектов и объектов материально-технического, продовольственного снабжения, в подтверждение чего представил договоры с контрагентами, заключение Управления архитектуры администрации г. Красноярска № 1639 от 05.02.2007, выписку из ЕГРП № 9531А от 14.11.2008, выданную МИФНС № 23 по Красноярскому краю.

Порядок приобретения земельного участка в собственность лицами, которым на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, регулируется статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок, граждане или юридические лица, указанные в статье 36 земельного кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

На момент подачи заявления о выкупе (12.03.2008) земельного участка истец являлся собственником находящихся на нем двух зданий, состоящих из 6 помещений.

Исходя из правил пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса, предпринимателю ФИО1 было предоставлено исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимого имущества.

Согласно статьям 422, 424 ГК Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; в предусмотренном законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченным на то государственным органом.

По смыслу статей 422 (пункт 1), 424 (абзац 2 пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.

Поскольку порядок, установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса является для органов местного самоуправления обязательным, а в соответствии с пунктом 1 статьи 454 ГК Российской Федерации условие о цене является существенным условием договора купли-продажи, выкупная цена земельного участка в данном случае должна была быть определена на дату когда орган местного самоуправления должен был принять решение о выкупе земельного участка, т.е. в месячный срок до 12.04.2008 - на основании закона Красноярского края от 11.12.2002 № 4-766 «Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений», согласно пункту 1 которого на территории Красноярского края цена земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков черте г. Красноярска установлена в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Вместе с тем, суд полагает, что заявленные требования не могут быть удовлетворены, учитывая следующее.

В соответствии со статьей 555 ГК РФ цена является существенным условием договора купли-продажи недвижимости, при отсутствии соглашения по данному условию договор считается незаключенным.

Стороны заключили договор купли-продажи земельного участка № 24:50:0500196:0037 по цене, указанной в оспариваемом распоряжении, которую истец оспаривает после заключения договора купли-продажи. Стоимость земельного участка в сумме 2 550 504,15 руб. оплачена истцом по договору.

В настоящее время земельный участок продан истцом другому лицу.

Стадия заключения договора у сторон завершена, в связи с чем возможность урегулирования разногласий по выкупной утрачена, в том числе и теми способами защиты, которые предъявлены по настоящему иску.

Истец не лишен права обратиться в суд с иными способами защиты, в случае если полагает, что по заключенному договору купли-продажи земельного участка ответчиками была установлена незаконная цена выкупа участка.

В исковом заявлении истец ссылается не только на то, что при расчете выкупной цены и принятии решения о предоставлении земельного участка ответчик не только неправомерно применили десятикратную ставку земельного налога, но и на незаконное использование при расчете выкупной цены удельного показателя кадастровой стоимости земли 4 443 руб. за 1 кв.м. вместо 1 434 руб. за 1 кв.м.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» (действовавшем на дату подачи истцом заявки на выкуп земельного участка), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного кадастра на основании данных государственной и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, источником информации о кадастровой стоимости земли является, в том числе выписка из государственного земельного кадастра.

При подаче заявления на выкуп земельного участка предприниматель ФИО1 представил кадастровый план земельного участка № 24:50:0500196:0037 от 29.02.2008, в котором в графе 13 указана кадастровая стоимость – 17 003 361 руб., в графе 16 – удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 443 руб./кв.м., разрешенное использование – размещение объектов складского и торгового назначения.

Государственная кадастровая оценка земель г. Красноярска была проведена в соответствии с «Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений», утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 № П/337, результаты  кадастровой оценки земель были утверждены постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 № 44-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края».

В названном постановлении установлена, в том числе,  кадастровая стоимость земель г. Красноярска по кадастровым кварталам по видам функционального использования земель.

Так, по кадастровому кварталу 24:50:0500196, к которому относится спорный  участок по виду функционального использования «Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями. предприятиями автосервиса» постановлением № 44-п установлена кадастровая стоимость в размере 4 443 руб./кв.м., а за земли по виду функционального использования «Земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта» в размере 1 434 руб./кв.м.

Такая же кадастровая стоимость по двум указанным видам функционального использования земельных участков была установлена и действовавшим на дату принятия решения о выкупе Постановлением Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 № 132-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края».

Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 внесен в государственный кадастр недвижимости в ходе проведения работ по подготовке сведений, необходимых для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков.

ФИО1 05.10.2006 обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче технического задания на проведение инвентаризации и формирование документов по оформлению права на земельный участок по адресу <...> рабочий, 27, занимаемый нежилыми зданиями для утверждения проекта границ земельного участка. Распоряжением департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 21.02.2008 № 534-недв. «Об утверждении проекта границ земельного участка по пр. им. газ. «Красноярский рабочий, 27, строение 1.2» утвержден проект границ земельного участка из земель населенных пунктов, территориальной зоны производственных предприятий 1-2 классов вредности, общей площадью 3 827 кв.м., по адрес <...>. «Красноярский рабочий, 27, строения 1,2». Вид разрешенного использования: размещение объектов торгового и складского назначения (данные обстоятельства установлены постановлением 3 Арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по делу № А33-4269/2008, в котором участвовали ФИО1 и Департамент муниципального имуществ аи земельных отношений администрации г. Красноярска).

Как следует из ответа Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 05.05.2009, по результатам работ по подготовке сведений, необходимых для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости были подготовлены по земельным участкам на территории г. Красноярска «оценочные описи земельных участков» с приложением «Актов определения кадастровой стоимости». Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:0037 составляла 822 630 руб.  и была рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель поселений по 8 виду функционального использования – «административные здания, офисы», который составлял 3 226 руб./кв.м.; 29.02.2008 от Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска поступила заявка о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании, адресе, площади земельного участка № 24:50:0500196:0037, в соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 21.02.2008 № 534-недв. «Об утверждении проекта границ земельного участка по пр. им. газ. «Красноярский рабочий,27, строение 1,2», которым для спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования: размещение объектов торгового и складского назначения.

Пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, а также существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 определено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Согласно пункту 1.4 данных Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей.

Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю во исполнение пункта 1.4 Методических указаний подготовлен Акт определения кадастровой стоимости от 24.03.2008, в котором кадастровая стоимость рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель поселений, по 5 виду функционального использования «размещение объектов торгового и складского назначения», который составил 4 443 руб./кв.м. (то есть  так, как это определено в распоряжении от 21.02.2008 № 534-недв. «Об утверждении проекта границ земельного участка по пр. им. газ. «Красноярский рабочий, 27, строение 1.2»), на основании данного документа определена кадастровая стоимость земельного участка, а также указан удельный показатель кадастровой стоимости земель в кадастровом плане земельного участка № 24:50:0500196:0037.

Данный удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 443 руб./кв.м. и был применен Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска при расчете цены выкупа земельного участка, а администрацией г. Красноярска при издании распоряжения № 428 от 01.08.2008.

Доказательства того, что определенная в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка и соответственно удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка была иной, заявителем не представлены.

Распоряжение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отт21.02.2008 № 534-недв. «Об утверждении проекта границ земельного участка по пр. им. газ. «Красноярский рабочий», 27. строения 1,2 в части вида разрешенного использования: размещение объектов торгового и складского назначения также не оспорено заявителем.

Администрации г. Красноярска и Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска законом не предоставлены полномочия по определению кадастровой стоимости земельного участка.

Источником информации о кадастровой стоимости земли для ответчиков при определении выкупной стоимости земельного участка является выписка из государственного земельного кадастра.

Согласно статье 20 Федерального закона «О государственном земельном кадастре», действовавшем на дату подачи заявки на выкуп земельного участка, отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельных участков могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд, арбитражный суд. Под ведением земельного кадастра по смыслу статьи 17 названного Закона понимаются последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений и земельных участках. В документы государственного земельного кадастра вносятся сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках.

Получив кадастровый план земельного участка, предприниматель ФИО1 не обращался в Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю с заявлением об определении иной кадастровой стоимости земельного участка, а также не оспорил действия данного Управления по определению кадастровой стоимости земельного участка, а соответственно и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 443 руб. за 1 кв.м. по 5 виду функционального использования.

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра предпринимателей, одним из видов деятельности истца является оптовая и розничная торговля.

Площадь зданий принадлежавших истцу, которые им сдавались в аренду для размещения складов материально-технического значения и использовались для ремонта холодильного оборудования,  составляет 279,1 кв.м., в то время как площадь всего земельного участка 3 827 кв.м. Неиспользование оставшейся площади земельного участка для торговли является выбором истца.

У арбитражного суда в силу статьей 2, 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса также отсутствуют полномочия по определению кадастровой стоимости земельного участка.

При  данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявитель не доказал факт незаконности оспариваемого акта администрации г. Красноярска и действий Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в части использования при определении цены выкупа земельного участка удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 443 руб./кв.м.

При принятии решения суд также учитывает, что требования заявлены предпринимателем ФИО1 с указанием конкретного размера выкупной цены в размере 411 593,85 руб., в связи с чем суд по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе выходить за пределы исковых требований.

На основании вышеизложенного в удовлетворении иска следует отказать.

Государственная пошлина по иску относится на заявителя согласно правил 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

     В удовлетворении заявления отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.В. Шишкина