ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10701/09 от 19.08.2009 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-10701/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2009.

Решение в полном объеме изготовлено 21.08.2009.

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

к открытому акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт»

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности № 9 от 14.04.2009 (удостоверение),

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2 – представителя по доверенности № 35 от 18.02.2009 (паспорт),

от третьего лица: ФИО3 – представителя по доверенности от 03.08.2009 (паспорт) до перерыва,  

протокол судебного заседания вела судья Е.В. Севастьянова,

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (деле – антимонопольный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» (далее – общество «Красноярскэнергосбыт») к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа заявленные требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях.

Представитель общества «Красноярскэнергосбыт» с заявленными требованиями не согласился, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление и  дополнении к отзыву, сослался, в том числе на то, что инкриминируемое обществу деяние является малозначительным.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерыв с 17 час. 00 мин. 06.08.2009 до 13 час. 30 мин. 12.08.2009 и с 14 час. 00 мин. 12.08.2009 до 17 час. 00 мин. 19.08.2009.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Общество «Красноярскэнергосбыт» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1052460078692, осуществляет, в том числе, деятельность по реализации на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

Комиссией антимонопольного органа по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  рассмотрено дело №  034-10-09, возбужденное по заявлению общества «Универбыт» от 26.01.2009 на действия общества «Красноярскэнергосбыт».

По результатам рассмотрения указанного дела вынесено решение  от 08.05.2009, которым производство по делу № 034-10-09, возбужденному в отношении общества «Красноярскэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», прекращено в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

17.06.2009 главный государственный инспектор правового отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю составил в отношении общества «Красноярскэнергосбыт» протокол об административном правонарушении № А387-14.31-09, в котором зафиксировано следующее.

02.10.2006 между обществом «Красноярскэнергосбыт» и закрытым акционерным обществом «Универбыт» (далее – общество «Универбыт») заключен договор № 6104 на электроснабжение.

В соответствии с пунктом 1.1. договора «Гарантирующий поставщик» (общество «Красноярскэнергосбыт») обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а «Абонент» (общество «Универбыт») обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

Согласно пункту 7.7. договора в случае превышения за расчетный период договорной величины потребления электрической энергии более чем на 2%, «Абонент» несет ответственность в размере 2-кратной стоимости электроэнергии, потребленной сверх количества, установленного договором, рассчитанной исходя из среднего тарифа по электроэнергии, определяемого как отношение начисленной за потребленную электроэнергию суммы (без НДС) к количеству потребленной этими объектами электроэнергии в натуральном выражении.

Пунктом 7.8 договора предусмотрено, что в случае, если отклонение фактического потребления за расчетный период от заявленной договорной величины электропотребления в меньшую сторону составляет более 2%, «Абонент» несет ответственность в размере 20% стоимости невостребованной (не потребленной) энергии.    

Сопроводительным письмом № 223 от 15.12.2008 обществом «Универбыт» в адрес общества «Красноярскэнергосбыт» направлен протокол разногласий к договору № 6104 на электроснабжение от 02.10.2006, в соответствии с которым общество «Универбыт» выступило с предложением об исключении пунктом 7.7., 7.8 договора, содержащих условия об ответственности абонента за несоблюдение договорной величины электропотребления в виде неустойки.

Письмом исх. № 227\12-6104-22650 от 29.12.2008 общество «Красноярскэнергосбыт» уведомило общество «Универбыт» об отсутствии оснований для изменения условий договора № 6104 на электроснабжение от 02.10.2006 в связи с урегулированием договорных отношений.

Общество «Красноярскэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии на территории Красноярского края, за исключением территорий п.Майское, п.Кривляк, п.Новый Городок, с.Маковское, с.Сым, с.Ярцево, с.Айдара, д.Колмогорово, Д.Никулино, д.Фомка Енисейского района; п.Таежный, с.Ирба, с.Кежема, с.Пановского, с.Усть-Пит, с.Яркино, д.Бидея Кежемского района; п.Вахта, п.Бор, п.Индыгино, п.Келлог, п.Курейка, п.Мадуйка, п.Сандакчес, п.Советская Речка, п.Верещагино, п.Верхнеимбатск, с.Ворогово, с.Бакланиха, с.Туруханск, с.Зотино, с.Фарково, д.Горошиха, д.Канготово, д.Коститно, д.Подкаменная Тунгуска, д.Старотуруханск, д.Сумароково, д.Сургутиха Туруханского района Красноярского края. Эвенкийского муниципального района, Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района, а также границ балансовой принадлежности электрических сетей Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» в соответствии с Региональным разделом реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю определённого товара в размере более чем 35%.

Действия общества «Красноярскэнергосбыт», выразившиеся в навязывании обществу «Универбыт» невыгодных условий договора, содержащихся в пунктах 7.7., 7.8, об ответственности общества «Универбыт» за допущенное абонентом нарушение договорной величины электропотребления, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В  связи  с  выявлением указанных выше обстоятельств,   антимонопольный  орган  обратился в арбитражный суд  с  заявлением  о  привлечении общества «Красноярскэнергосбыт» к  административной  ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

            Согласно примечанию к указанной статье для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим  Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушения в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2004 № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении» установлен перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, которые в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении. К числу таких лиц отнесены: руководители и заместители территориальных органов ФАС России; начальники и заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России; иные должностные лица территориальных органов ФАС России.

Согласно статье 23.48 КоАП РФ, федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.6 (за исключением правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов), частями 1 и 2 статьи 14.8, статьей 14.9, статьями 14.31 - 14.33, частями 2.1 - 2.6 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 23.48 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

Таким образом,  протокол  об  административном  правонарушении № А387-14.31-09 от 17.06.2009 составлен уполномоченным лицом – главным государственным инспектором правового отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в  пределах его компетенции.

Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе составление протокола в отсутствии законного представителя юридического лица при наличии у антимонопольного органа сведений, подтверждающих извещение заявителя о времени, месте и дате составления протокола об административном правонарушении.

Довод общества «Красноярскэнергосбыт» о том, что протокол о административном правонарушение составлен в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, и при отсутствии доказательств его надлежащего извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, является необоснованным.

Из   материалов дела следует, что уведомление № 5409 от 21.05.2009 о составлении протокола, адресованное законному представителю общества «Красноярскэнергосбыт», 21.05.2009 было вручено представителю общества по доверенности ФИО4 и зарегистрировано в Журнале регистрации юридических документов за входящим № 3216 с отметкой о несоответствии наименования юридического лица «ООО вместо ОАО».

Учитывая, изложенное выше, принимая во внимание, что:

- из содержания доверенности № 290 от 14.11.2008, выданной генеральным директором общества «Красноярскэнергосбыт» ведущему юрисконсульту ФИО4, следует, что последняя уполномочена, в том числе на ведение дел по нарушениям антимонопольного законодательства, об административных правонарушениях в Федеральной антимонопольной службе России и совершение всех процессуальных действий: ознакомление с материалами дела, представление доказательств, заявление ходатайств, дача устных и письменных пояснений, непосредственное участие в разбирательстве по делу; на ведение дел во всех государственных и муниципальных учреждениях и организациях, в организациях иных форм собственности, в том числе: подписывать, подавать и принимать жалобы, заявления, письма и любые иные документы (кроме заключения сделок), совершать иные юридически значимые действия и процедуры в соответствии с законодательством,

- на составление протокола в назначенное время явилась представитель по доверенности ФИО4, которая присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении  и получила его копию,  

- неверное указание в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении организационно-правовой формы юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, является следствием технической ошибки и не свидетельствует о ненадлежащем извещении общества «Красноярскэнергосбыт» о составлении протокола об административном правонарушении, т.к. адрес и наименование юридического лица указаны верно, в тексте уведомления указан номер дела о нарушении антимонопольного законодательства № 034-10-09, ответчиком по которому являлось открытое акционерное общество «Красноярскэнергосбыт»,  указанное уведомление было принято представителем по доверенности ФИО4 без возражений и  зарегистрировано в Журнале регистрации юридических документов за входящим № 3216 с отметкой о несоответствии наименования юридического лица «ООО вместо ОАО»,

- отсутствие в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении  фамилии и инициалов руководителя общества «Красноярскэнергосбыт» не свидетельствует о порочности указанного уведомления, т.к. в уведомлении указано, что оно адресовано законному представителю общества «Красноярскэнергосбыт»,  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  содержит требование о необходимости извещения о составлении протокола об административном правонарушении  лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя,а  в соответствии с частью 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, - суд приходит к выводу о том, что административным органом были  приняты необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя общества «Красноярскэнергосбыт» о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами.

Объект правонарушения - имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Комментируемая статья призвана обеспечить соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции регулируются  Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пункт 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимает - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

При этом как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Следовательно, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   необходимо установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта и факт совершения указанным лицом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (в данном случае - факт навязывания обществом «Красноярскэнергосбыт» обществу «Универбыт» условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора).

Суд считает правомерным вывод антимонопольного органа о навязывании обществом «Красноярскэнергосбыт» обществу «Универбыт» невыгодных условий договора, содержащихся в пунктах 7.7., 7.8, об ответственности общества «Универбыт» за допущенное абонентом нарушение договорной величины электропотребления, на основании следующего.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

            2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что общество  «Красноярскэнергосбыт» осуществляет  предпринимательскую деятельность по реализации электрической энергии.

Антимонопольным органом установлено, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии на территории Красноярского края, за исключением территорий п.Майское, п.Кривляк, п.Новый Городок, с.Маковское, с.Сым, с.Ярцево, с.Айдара, д.Колмогорово, Д.Никулино, д.Фомка Енисейского района; п.Таежный, с.Ирба, с.Кежема, с.Пановского, с.Усть-Пит, с.Яркино, д.Бидея Кежемского района; п.Вахта, п.Бор, п.Индыгино, п.Келлог, п.Курейка, п.Мадуйка, п.Сандакчес, п.Советская Речка, п.Верещагино, п.Верхнеимбатск, с.Ворогово, с.Бакланиха, с.Туруханск, с.Зотино, с.Фарково, д.Горошиха, д.Канготово, д.Коститно, д.Подкаменная Тунгуска, д.Старотуруханск, д.Сумароково, д.Сургутиха Туруханского района Красноярского края. Эвенкийского муниципального района, Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района, а также границ балансовой принадлежности электрических сетей Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» в соответствии с Региональным разделом реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю определённого товара в размере более чем 35%.

Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Действующее законодательство определения «навязывание» не содержит.

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях. 

Уклонение хозяйствующего субъекта от согласования спорных положений проекта договора, отклонение протокола разногласий и, тем самым продление договора в прежней редакции, настаивание занимающей доминирующее положение организаций на включении в договор спорных условий о повышенной ответственности покупателя за ненадлежащее исполнение обязательств свидетельствует о навязывании невыгодных контрагенту условий договора.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
       В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Статьями 2 и 3 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» предусмотрено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе:

- соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии;

- использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;

- обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня;

- обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию.

Статей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1).

Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве (пункт 2).

Пунктом 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, устанавливается порядок определения размера оплаты электрической энергии (мощности), потребленной (произведенной) свыше (ниже) количества, установленного договором. Размер оплаты производится в соответствии с правилами определения стоимости поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, с учетом расходов на приобретение соответствующего объема электрической энергии (мощности) на оптовом и (или) розничном рынках и (или) его производство.

Соответствующие Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии утверждены Приказом ФСТ РФ от 21.08.2007 № 166-э/1 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.09.2007 № 10168).

Пунктом 25 названных Правил предусмотрено, что стоимость электрической энергии в случае отклонения фактически поставленного объема электрической энергии от договорного объема поставки, а также в случае отклонения в меньшую сторону фактического объема потребления от фактически поставленного объема для покупателя оптового и розничного рынка определяется в соответствии с Правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с учетом положений пункта 31 настоящих Правил.

Согласно пункту 31 Правил стоимость электрической энергии в случае отклонения фактически поставленного объема электрической энергии от договорного объема покупателю оптового и розничного рынка, а также в случае отклонения в меньшую сторону фактического объема потребления от фактически поставленного объема частичного покупателя определяется исходя из следующих принципов:

- сбытовая надбавка ГП оплачивается исходя из договорного объема поставки;
плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России оплачивается исходя из фактически поставленного объема;

- услуги по передаче электрической энергии (в случае договора энергоснабжения) оплачиваются исходя из минимума из фактически поставленного объема и фактического объема потребления покупателя оптового и розничного рынка;

- услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), а также комплексная услуга по расчету требований и обязательств участников оптового рынка оплачиваются исходя из минимума из фактически поставленного объема и фактического объема потребления покупателя оптового и розничного рынка;

- стоимость электрической энергии при отклонении в меньшую сторону фактически поставленного объема электрической энергии от договорного объема поставки должна учитывать разницу средневзвешенной цены на электрическую энергию, приобретаемую ГП (ЭСО, ЭСК) по регулируемым договорам, и цены, определенной в результате конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед.

Из системного толкования приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, следует, что энергоснабжающая организация (гарантирующий поставщик) в случае отклонения фактического потребления абонентом электроэнергии от договорной величины имеет право на возмещение соответствующих убытков.

Статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

По смыслу пункта 1 статьи 394 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка может носить, в том числе компенсационный или штрафной характер. В первом случае установление законом или договором неустойки преследует своей целью, фактически, возмещение убытков, во втором случае - убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки.

Договором, заключенным между обществом «Красноярскэнергосбыт» и обществом «Универбыт», условие о возможности взыскания убытков в полной сумме сверх неустойки не предусмотрено. Следовательно, установленная пунктами 7.7, 7.8 договоров неустойка носит компенсационный характер.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что установление обществом «Красноярскэнергосбыт» условия о неустойке за отклонение фактического потребления электроэнергии от договорной величины, с учетом, в том числе положений статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, не противоречит действующему законодательству.

 Вместе с тем, согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (пункт 2).

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в вышеприведенном Постановлении от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Как следует из пунктов 7.7, 7.8 договора № 6104  от 02.10.2006 ответственность (неустойка):

- в случае превышения за расчетный период договорной величины потребления электрической энергии установлена в размере 2-кратной стоимости электроэнергии, потребленной сверх договорного количества;

- в случае отклонения фактического потребления за расчетный период от заявленной договорной величины электропотребления в меньшую сторону (более чем на 2%) - в размере 20% стоимости невостребованной (непотребленной) этими объектами энергии.

Расчет вышеуказанного размера неустойки обществом «Красноярскэнергосбыт» не представлен, разумность и обоснованность величины неустойки не доказана.

Пунктом 8.1 договора № 6104 от 02.10.2006   предусмотрено, что «Гарантирующий поставщик» имеет право вводить частичное и (или) полное ограничение режима потребления электроэнергии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения «Абонентом» обязательств по оплате электрической энергии, неустойки (штрафы, пени) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате.

В соответствии с пунктом 8.3 договора в случае непогашения (неоплаты) «Абонентом» накопленной задолженности, включая предусмотренную договором или законом неустойку (штраф, пени), через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии (мощности).

Согласно пункту 8.5 договора подача электроэнергии возобновляется после уплаты задолженности, включая неустойку (штрафы, пени) , и оплаты услуг, связанных с подключением и отключением электроэнергии.      

С учетом приведенного права гарантирующего поставщика частично или полностью ограничивать режим потребления электроэнергии абонента (во внесудебном порядке), установление вышеуказанного необоснованного размера неустойки (предназначенной для возмещения убытков), направление в адрес общества «Универбыт» в ответ на представленный обществом «Универбыт» протокол разногласий к договору № 6104 на электроснабжение от 02.10.2006 (в соответствии с которым общество «Универбыт»  предложило  исключить пункты 7.7., 7.8 договора, содержащие условия об ответственности абонента за несоблюдение договорной величины электропотребления в виде неустойки)  уведомления  № 227\12-6104-22650 от 29.12.2008 об отсутствии оснований для изменения условий договора № 6104 на электроснабжение от 02.10.2006 в связи с урегулированием договорных отношений, расценивается арбитражным судом как злоупотребление обществом  «Красноярскэнергосбыт» доминирующим положением, выразившееся  в навязывании обществу «Универбыт» невыгодных, экономически и технологически необоснованных условий договора, содержащихся в пунктах 7.7., 7.8, принимая во внимание невозможность прекращения приобретения электроэнергии обществом «Универбыт» в силу доминирующего положения общества «Красноярскэнергосбыт» на рынке реализации электрической энергии на территории Красноярского края.

Условия договора №  6104, установленные пунктами 7.7 и 7.8, не предусмотрены в качестве обязательных условий для договора на электроснабжение, экономическое или технологическое обоснование необходимости таких условий отсутствует, эти условия не выгодны для общества «Унтвербыт», о чем им сообщено обществу «Красноярскэнергосбыт»  письмом   от письмом  № 223 от 15.12.2008.

На основании изложенного выше суд полагает, что в действиях общества «Красноярскэнергосбыт» содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод общества «Красноярскэнергосбыт»  о том, что договор № 6104 был подписан  обществом «Универбыт»  без разногласий, путем свободного волеизъявления не влияет на   квалификацию действий общества «Красноярскэнергосбыт». Указанное обстоятельство не лишает абонента права выступить с инициативой об изменений условий договора.

Доводы общества «Красноярскэнергосбыт» о том, что после заключения договора  изменение его  условий  возможно соглашению сторон или в судебном порядке, при направлении предложений об исключении из договора пунктов 7.7 и 7.8 общество «Универбыт» не обосновало необходимость их исключения,  обществом не был соблюден порядок  внесения изменений в договор, являются несостоятельными.    

Не обращение в суд с требованием об урегулировании гражданско-правового спора по вопросу внесения изменений в договор на электроснабжение № 6104 не исключает возможности для лица обратиться в антимонопольный орган с заявлением об ущемлении своих законных прав и интересов.

Договор № 6104 заключен в простой письменной форме, предложение об исключении пунктов 7.7 и 7.8 договора также представлены в простой письменной форме.

Вместе с тем, суд полагает, что совершенное обществом «Красноярскэнергосбыт»  правонарушение является малозначительным, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным решить дело об административном правонарушении.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от наступления материальных последствий.

Положения данной нормы направлены на обеспечение соблюдения таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что:

-общество «Красноярскэнергосбыт» впервые привлекается арбитражным судом  к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ,

-совершенное обществом правонарушение не повлекло наступления вредных последствий, указанные выше действия  общества «Красноярскэнергосбыт» не повлекли каких-либо финансовых потерь для общества «Универбыт»,  

-с исками об взыскании суммы неустойки, предусмотренной пунктами 7.7 и 7.8 договора  № 6104 от 02.10.2006, с общества «Универбыт» общество Красноярскэнергосбыт» в арбитражный суд не обращалось,

-общество «Красноярскэнергосбыт» самостоятельно, до вынесения антимонопольным органом решения по делу № 034-10-09, возбужденному в отношении общества «Красноярскэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» по заявлению общества «Универбыт», и до составления протокола об административной правонарушении  устранило допущенные нарушения – заключило с обществом «Универбыт» дополнительное соглашение к договору № 6104, согласно которому из договора исключены пункты 7.7 и 7.8, названное соглашение, подписанное обществом «Красноярскэнергосбыт» было направлено в адрес общества «Универбыт» с сопроводительным письмом № 227\12-6104 (вх. 03.04.2009), - суд полагает, что антимонопольный орган  не доказал наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не доказал пренебрежительного отношения общества «Красноярскэнергосбыт» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него действующим законодательством.

Кроме того, статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  предусмотрено привлечение  юридических лиц к ответственности  в размере  от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Согласно примечанию к указанной статье для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

В соответствии с частью 4 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Из материалов дела следует, что правонарушение было выявлено антимонопольным органом в 2009 году.

Из представленных  обществом  «Красноярскэнергосбыт» документов (в том числе, декларации по налогу за прибыль 2008  год, декларации по налог на добавленную стоимость за 2008 го, бухгалтерского баланса за 2008 год, отчета о прибылях и убытках за 2008 год) следует, что сумма выручки общества «Красноярскэнергосбыт» от реализации на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам) в 2008 году, определенная по правилам статей 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации,  составила  26 414 737 000 руб., следовательно, минимальный размер штрафа составляет 264 147 371 руб. (при том, что в указанном периоде обществом была получена прибыль в размере 1 752 368 146 руб., размер сбытовой надбавки составил 671 250 350 руб.,  внеоборотные активы общества составляли 143 887 000 руб., оборотные активы – 2 971 417 000 руб., в том числе дебиторская задолженность в сумме 1 778 953 000 руб.).

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  административное наказание является государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос целесообразности привлечения к административной ответственности.

С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд приходит к выводу о том, что  привлечение к ответственности не будет оправдывать установленной законом цели. Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  соответствует не только интересам лица, привлекаемого к административной ответственности, но и интересам государства, поскольку нерационально принимать административные меры, необходимость в которых отсутствует. Охраняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, в то же время факт возбуждения административного дела и объявления устного замечания выполняют предупредительную функцию.

Кроме того, исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены общие правила назначения административного наказания, согласно которым административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность  виновного,  его  имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Определением от 05.11.2003 г. № 349-О Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретнойсанкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.Следовательно, суды общей и арбитражной юрисдикции вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

Таким образом, принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лица лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Между тем, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998, санкции не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 указанной статьи.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

На основании изложенного суд расценивает совершенное обществом «Красноярскэнергосбыт» деяние как малозначительное. Признание административного правонарушения, совершенного обществом «Красноярскэнергосбыт» малозначительным, является основанием для освобождения от административной ответственности, следовательно, требование антимонопольного органа о привлечении общества «Красноярскэнергосбыт»  к  административной  ответственности  удовлетворению не  подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о привлечении открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Освободить открытое акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Объявить открытому акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» устное замечание.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья                                                                                                         Е.В. Севастьянова