13
А33-10708/2008
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
14 октября 2008 года
Дело № А33-10708/2008
Красноярск
Судья Арбитражного суда Красноярского края Ж. П. Трукшан
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного предприятия Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» (г. Ачинск)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю (г. Ачинск)
о признании недействительными решения № 59 от 25.07.2008 в части.
В судебном заседании участвовали представители:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.08.2008;
от ответчика: ФИО2, доверенность № 1 от 21.02.2008, ФИО3 по доверенности № 17 от 08.10.2008.
Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Трукшан Ж. П.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.10.2008. Решение в полном объеме изготовлено 14.10.2008.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Государственное предприятие Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее по тексту –заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю о признании недействительными решения № 59 от 25.07.2008 в части доначисления:
- налога на добавленную стоимость в сумме 1 083 965 руб., пени – 345 350,9 руб., штрафа – 772,6 руб.;
- единого социального налога в сумме 35 575,01 руб., пени – 770,39 руб., штрафа – 966,18 руб.;
- налога на доходы физических лиц в сумме 16 724 руб., пени – 012,53 руб., штрафа – 130 руб.;
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 910,34 руб., пени –,98 руб.
Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю проведена выездная налоговая проверка деятельности государственного предприятия Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налог и сборов за период с 01.01.2004 по 30.06.2007. В ходе проведения данной проверки налоговым органом установлено:
1. Предприятием заявлены налоговые вычеты по контрагенту ООО «ЕнисейСтройЦентр» на основании следующих счет-фактур:
- № 1246 от 23.07.2004 на сумму 309 460 руб., в том числе НДС 47 205 руб.;
- № 2019 от 20.09.2004 на сумму 967 592 руб., в том числе НДС 147 598 руб.;
- № 2498 от 20.10.2004 на сумму 320 001 руб., в том числе НДС 48 814 руб.;
- № 2591 от 25.10.2004 на сумму 235 448 руб., в том числе НДС 35 916 руб.;
- № 2973 от 15.11.2004 на сумму 220 406 руб., в том числе НДС 33 621 руб.;
- № 722 от 25.02.2005 на сумму 1 182 000 руб., в том числе НДС 180 305 руб.;
- № 2208 от 21.06.2005 на сумму 91 758 руб., в том числе НДС 13 997 руб.;
- № 2790 от 21.07.2005 на сумму 618 455 руб., в том числе НДС 94 340 руб.;
- № 3820 от 30.09.2005 на сумму 122 443 руб., в том числе НДС 18 678 руб.;
- № 4188 от 21.10.2005 на сумму 27 760 руб., в том числе НДС 4 234 руб.;
- № 4370 от 03.11.2005 на сумму 394 522 руб., в том числе НДС 60 181 руб.;
- № 4410 от 07.11.2005 на сумму 258 447 руб., в том числе НДС 39 424 руб.;
- № 4411 от 07.11.2005 на сумму 472 000 руб., в том числе НДС 72 000 руб.;
- № 4531 от 15.11.2005 на сумму 429 019 руб., в том числе НДС 65 443 руб.;
- № 4741/1 от 30.11.2005 на сумму 318 378 руб., в том числе НДС 48 566 руб.;
- № 5108/1 от 26.12.2005 на сумму 1 138 326 руб., в том числе НДС 173 643 руб.
Налоговый орган посчитал что перечисленные счет-фактуры составлены с нарушением пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в них отсутствует описание выполненных работ.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» налогоплательщик в указанные счет-фактуры внес исправления, не затрагивающие сумму исчисленного налога, а носящие чисто технический характер (не описаны выполненные работы) и представил их к возражениям по акту выездной налоговой проверки.
Налоговым органом установлено, что исправления заверены ФИО4, который на день внесения исправлений 10.06.2008, согласно выписки из ЕГРЮЛ, не являлся руководителем ООО «ЕнисейСтройЦентр», а руководителем указанного предприятия являлся ФИО6 Документы, подтверждающие полномочия лица, внесшего изменения в счета-фактуры налогоплательщиком не представлены. Налогоплательщик при этом руководствовался пунктом 5 статьи 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» согласно которому исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
В ходе судебного разбирательства налогоплательщиком были представлены спорные счет-фактуры с исправлениями, внесенными действующим руководителем ООО «ЕнисейСтройЦентр» ФИО6
Кроме того, налоговым органом установлено, что ООО «ЕнисейСтройЦентр» по заявленному в учредительных документах юридическому адресу не находится и не находилось; относится к категории «проблемных», последняя отчетность представлена за 9 месяцев 2005 года (декларация по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года); общество имеет задолженность по налогам перед бюджетом; 05.06.2006 и 13.09.2006 приостановлены операции по расчетным счетам; оборудования, зданий и сооружений, а также транспортных средств за предприятием не числится; численность работников предприятия составляет 2 человека. Таким образом, отсутствуют материальные ресурсы, экономически необходимые для выполнения заявленного объема строительно–монтажных работ.
На основании изложенного, инспекция не приняла к вычету налог на добавленную стоимость в общей сумме 1 083 965 руб. по вышеуказанным счет-фактурам. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации доначислила предприятию пени в размере 345 350,90 руб.
2. Согласно коллективному договору, работников, занятых с вредными условиями труда, бесплатно, по установленным нормам, обеспечивают молоком или другими равноценными пищевыми продуктами. Затраты по выданному молоку за проверяемый период отнесены на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.
У налогоплательщика аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, в связи с чем налоговая посчитала, что рабочие места не признаны вредными. Аттестация проведена только в декабре 2007 года, таким образом, инспекция пришла к выводу о том, что данная выдача молока не может рассматриваться в качестве компенсационных выплат, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 238, пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и облагается единым социальным налогом, налогом на доходы физических лиц и подлежат уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке. В результате доначислены к уплате:
- единый социальный налог в размере 35 575,01 руб., в том числе: за 2004 год: ФБ – 201,19 руб., ФСС –,88 руб., ФФОМС –руб., ТФОМС –,29 руб.; за 2005 год: ФБ – 10 948,45 руб., ФСС – 1 751,75 руб., ФФОМС – 437,94 руб., ТФОМС – 1 094,84 руб.; за 2006 год: ФБ -10 352,05 руб., ФСС – 501,05 руб., ФФОМС –69,36 руб., ТФОМС – 035,21 руб. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в сумме 2 770,39 руб.;
- налог на доходы физических лиц в размере 16 724 руб., в том числе: за 2004 год – 879 руб., за 2005 год – 116 руб., за 2006 год – 729 руб. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в сумме 10 012,53 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2005, 2006 гг. в размере 14 910,34 руб., в том числе зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии в сумме 13 177,56 руб., зачисляемые на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 732,78 руб. В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» начислены пени в сумме 15,98 руб.
Указанные обстоятельства отражены инспекцией в акте выездной налоговой проверки № 100 от 30.05.2008.
По результатам проверки, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение № 59 от 25.07.2008 о привлечении государственного предприятия Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» к налоговой ответственности:
- по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 101 772,60 руб.;
- по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в размере 1 966,18 руб.;
- по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неполное перечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 2 130 руб.
Указанным решением предприятию также предложено уплатить доначисленные суммы налогов и пени, а именно: налог на добавленную стоимость в сумме 1 083 965 руб., пени – 350,9 руб.; единый социальный налог в сумме 35 575,01 руб., пени – 770,39 руб.; налог на доходы физических лиц в сумме 16 724 руб., пени – 012,53 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 910,34 руб., пени –,98 руб.
Государственное предприятие Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» частично не согласно с решением налогового органа № 59 от 29.07.2008 по следующим основаниям:
- ни в Налоговом кодексе Российской Федерации, ни в Правилах ведения журнала учета полученных и выставленных счет-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость не конкретизируются требования относительно детальности описания в счет-фактурах выполненных работ, оказанных услуг. Подробное описание работ содержится в технических заданиях соответствующих договоров, заключенных в поставщиком ООО «ЕнисейСтройЦентр», а также в Актах о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2. В ходе выездной налоговой проверки, кроме перечисленных в акте проверки счет-фактур ООО «ЕнисейСтройЦентр», проверяющим были представлены договоры на выполненные работы, справки о стоимость выполненных работ по унифицированной форме № КС3, акты приемки выполненных работ по унифицированной форме № КС-2, позволяющие идентифицировать характер выполненных работ, платежные поручения, подтверждающие факт оплаты, регистры бухгалтерского и налогового учета, в которых отражены операции по принятию на учет выполненных работ. Однако вышеназванные первичные учетные документы и регистры налоговым органом во внимание не приняты. Все условия для принятия к вычету НДС на общую сумму 1 083 965 руб. заявителем выполнены;
- ООО «ЕнисейСтройЦентр» до вынесения оспариваемого решения внес изменения в графу 1 спорных счет-фактур, не затрагивающие сумму налога, а носящие чисто технический характер. Налоговым органом не были приняты во внимание данные исправления;
- довод налогового органа относительно невозможности принятия к вычету НДС в связи с «проблемностью» ООО «ЕнисейСтройЦентр» неправомерен, так как при заключении договоров в 2004 –гг. с указанным контрагентом заявителем проявлена достаточная осмотрительность, а именно: общество зарегистрировано государственными органами, на момент заключения договоров уже существовало, а не только организовывалось; общество представило заявителю заверенную копию устава, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копию информационного письма об учете в ЕГРПО из краевого комитета государственной статистики, копию лицензии на осуществлении строительства зданий, сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом от 26.12.2003 по 26.12.2006; общество имело открытые счета в банках и все расчеты осуществлялись в безналичном порядке. Как указывает налоговый орган, представление ООО «ЕнисейСтройЦентр» деклараций по НДС прекратилось с июля 2006 года, изменения в учредительные документы внесены 13.01.2006, то есть после выставления спорных счет-фактур, следовательно это е имеет значения по существу;
- недобросовестность контрагента поставщиков налогоплательщика не может являться основанием для отказа в праве на возмещение НДС, предусмотренном статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации;
- ни Налоговый, ни Трудовой кодексы Российской Федерации, ни Постановления Правительства или Минтруда России не ставят обязательным условием для выдачи молока, наличие аттестации рабочих мест. В 2004, 2005, 2006 гг. на предприятии бесплатно выдавали молоко работникам, которые работают по профессиям, связанными с вредными условиями труда, на основании следующих нормативно-правовых документов: коллективного договора предприятия, утвержденного на собрании трудового коллектива и согласованного с профсоюзным комитетом; норм и условий бесплатной выдачи молока иди других равноценных продуктов, утвержденных предприятие в порядке, установленном Постановлением № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда»; статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации; акта от 14.11.2005 по результатам проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 14.11.2005 Государственной инспекции труда в Красноярском крае; предписания № 83-66 от 15.11. 2005, составленного Государственным инспектором труда в Красноярском крае ФИО5;
- выдача молока в профилактических целях не является вознаграждением работников за выполненные ими трудовые обязанности, не является их доходом. Выдача молоко производилась по специальным ведомостям в натуральном выражении ( литрах), без указания каких либо сумм и без отражения в лицевых счетах;
- ни в оспариваемом решении, ни в акте выездной налоговой проверки не отражена методика определения дохода для начисления ЕСН, НДФЛ и взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, на странице 11 оспариваемого решения налоговый орган доначисляет ЕСН в сумме 20 664,66 руб., тогда как в резолютивной части налог доначислен в сумме 35 575,01 руб.
На основании вышеизложенного государственное предприятие Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения № 59 от 25.07.2008 в части доначисления:
- налога на добавленную стоимость в сумме 1 083 965 руб., пени – 350,9 руб., штрафа – 772,6 руб.;
- единого социального налога в сумме 35 575,01 руб., пени – 770,39 руб., штрафа – 966,18 руб.;
- налога на доходы физических лиц в сумме 16 724 руб., пени – 012,53 руб., штрафа – 130 руб.;
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 910,34 руб., пени –,98 руб.
Оценив представленные доказательства и заслушав доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты нарушают их права.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налог на добавленную стоимость.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
На основании статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Подпункт 5 пункта 5 названной статьи устанавливает, что в счете-фактуре должны быть указаны, в том числе наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания).
Как следует из материалов дела, налоговый орган отказал предприятию в налоговом вычете и доначислил к уплате налог на добавленную стоимость по поставщику ООО «ЕнисейСтройЦентр» в связи с тем, что в счет-фактурах, выставленных поставщиком ООО «ЕнисейСтройЦентр»:
- № 1246 от 23.07.2004 на сумму 309 460 руб., в том числе НДС 47 205 руб.;
- № 2019 от 20.09.2004 на сумму 967 592 руб., в том числе НДС 147 598 руб.;
- № 2498 от 20.10.2004 на сумму 320 001 руб., в том числе НДС 48 814 руб.;
- № 2591 от 25.10.2004 на сумму 235 448 руб., в том числе НДС 35 916 руб.;
- № 2973 от 15.11.2004 на сумму 220 406 руб., в том числе НДС 33 621 руб.;
- № 722 от 25.02.2005 на сумму 1 182 000 руб., в том числе НДС 180 305 руб.;
- № 2208 от 21.06.2005 на сумму 91 758 руб., в том числе НДС 13 997 руб.;
- № 2790 от 21.07.2005 на сумму 618 455 руб., в том числе НДС 94 340 руб.;
- № 3820 от 30.09.2005 на сумму 122 443 руб., в том числе НДС 18 678 руб.;
- № 4188 от 21.10.2005 на сумму 27 760 руб., в том числе НДС 4 234 руб.;
- № 4370 от 03.11.2005 на сумму 394 522 руб., в том числе НДС 60 181 руб.;
- № 4410 от 07.11.2005 на сумму 258 447 руб., в том числе НДС 39 424 руб.;
- № 4411 от 07.11.2005 на сумму 472 000 руб., в том числе НДС 72 000 руб.;
- № 4531 от 15.11.2005 на сумму 429 019 руб., в том числе НДС 65 443 руб.;
- № 4741/1 от 30.11.2005 на сумму 318 378 руб., в том числе НДС 48 566 руб.;
- № 5108/1 от 26.12.2005 на сумму 1 138 326 руб., в том числе НДС 173 643 руб.
отсутствует описание выполненных работ.
При исследовании перечисленных счет-фактур судом установлено, что в графе 1 «Наименование товара, описание выполненных работ, оказанных услуг» указано «Выполненные работы по содержанию территориальных дорог Ачинского района» и «Выполненные работы». Заявителем в суд представлены документы к каждой из спорных счет-фактур, подтверждающие подробное описание выполненных работ, а именно:
- счет-фактура № 1246 от 23.07.2004, договор субподряда № 2 от 01.07.2004, акт КС –о приемке выполненных работ за июль 2004 года от 23.07.2004, справка КС –о стоимости выполненных работ от 23.07.2004;
- счет-фактура № 2019 от 20.09.2004, договор субподряда № 1 от 02.08.2004, акт КС –приемки выполненных работ от 20.09.2004, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат за сентябрь 2004 года от 20.09.2004;
- счет-фактура № 2498 от 20.10.2004, акт КС –приемки выполненных работ от 20.10.2004, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат за октябрь 2004 года от 20.10.2004;
- счет-фактура № 2591 от 25.10.2004, договор субподряда № 1 от 05.10.2004, акт КС –приемки выполненных работ от 25.10.2004, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат за октябрь 2004 года от 25.10.2004;
- счет-фактура № 2973 от 15.11.2004, акт КС –приемки выполненных работ от 15.11.2004, справка КС –о стоимости выполненных работ от 15.11.2004;
- счет-фактура № 722 от 25.02.2005, договор субподряда № 1 от 05.10.2004, дополнительное соглашение № 1 от 15.12.2004, акт КС –приемки выполненных работ от 25.02.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат за февраль 2004 года от 25.02.2005;
- счет-фактура № 2208 от 21.06.2005, договор субподряда № 3 от 12.06.2005, дополнительное соглашение № 1, акт КС –приемки выполненных работ от 21.06.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат от 21.06.2005;
- счет-фактура № 2790 от 21.07.2005, договор субподряда № 71 от 11.07.2005, акт КС –приемки за июль 2005 года от 21.07.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат от 21.07.2005, акт о приемке работ № 1 от 26.07.2005;
- счет-фактура № 3820 от 30.09.2005, договор субподряда № 41 от 02.09.2005, акт КС –приемки выполненных работ за сентябрь 2005 года от 30.09.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат от 30.09.2005, акт о приемке работ № 2 от 30.09.2005;
- счет-фактура № 4188 от 21.10.2005, договор подряда № 3 от 12.06.2005, дополнительное соглашение № 1 от 15.09.2005, акт КС –за октябрь 2005 года от 21.10.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат от 21.10.2005;
- счет-фактура № 4370 от 03.11.2005, договор подряда № 42 от 02.10.2005, акт КС –приемки выполненных работ за ноябрь 2005 года от 03.11.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат от 03.11.2005;
- счет-фактура № 4410 от 07.11.2005, договор субподряда № 49/2 от 25.09.2005, акт КС –приемки выполненных работ за ноябрь 2005 года от 07.11.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат 07.11.2005;
- счет-фактура № 4411 от 07.11.2005, договор подряда № 42 от 02.10.2005, акт КС –приемки выполненных работ за ноябрь 2005 года от 05.11.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат от 05.11.2005;
- счет-фактура № 4531 от 15.11.2005, договор подряда № 42 от 02.10.2005, акт КС –приемки выполненных работ за ноябрь 2005 года от 15.11.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат от 15.11.2005;
- счет-фактура № 4741/1 от 30.11.2005, договор подряда № 42 от 02.10.2005, акт КС –приемки выполненных работ за ноябрь 2005 года от 30.11.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат от 30.11.2005;
- счет-фактура № 4370 от 03.11.2005, договор подряда № 42 от 02.10.2005, акт КС –приемки выполненных работ за ноябрь 2005 года от 03.11.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат от 03.11.2005;
- счет-фактура № 5108/1 от 26.12.2005, договор подряда № 4 от 01.10.2005, акт КС –приемки выполненных работ за декабрь 2005 года от 26.12.2005, справка КС –о стоимости выполненных работ и затрат от 26.12.2005.
Подробное описание работ содержится в технических заданиях соответствующих договоров, заключенных в поставщиком ООО «ЕнисейСтройЦентр», а также в Актах о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2. В ходе выездной налоговой проверки, кроме перечисленных в акте проверки счет-фактур ООО «ЕнисейСтройЦентр», проверяющим были представлены договоры на выполненные работы, справки о стоимости выполненных работ по унифицированной форме № КС3, акты приемки выполненных работ по унифицированной форме № КС-2, позволяющие идентифицировать характер выполненных работ, платежные поручения, подтверждающие факт оплаты, регистры бухгалтерского и налогового учета, в которых отражены операции по принятию на учет выполненных работ. Однако вышеназванные первичные учетные документы и регистры налоговым органом во внимание не приняты, инспекция отказала только по формальным основаниям.
Суд считает, что при отсутствии спора в отношении оплаты и оприходования указанных работ и с учетом того, что инспекцией не отрицается реальность хозяйственных операций, указание в графе 1 в качестве наименования «Выполненные работы», «Выполненные работы по содержанию территориальных дорог Ачинского района» не является ошибкой, влекущей последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении № 65 от 18.12.2007 при оценке документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение налоговых вычетов, необходимо учитывать, что представление документов, имеющих незначительные дефекты формы или содержания, не может рассматриваться как непредставление этих документов. При возникновении спора значительность таких дефектов оценивается судом. Данный вывод содержится также в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2008 г. N АЗЗ-10394/2007-Ф02-1274/2008.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Руководствуясь данной нормой налогоплательщик в указанные счет-фактуры внес исправления, не затрагивающие сумму исчисленного налога, а носящие чисто технический характер (не описаны выполненные работы) и представил их к возражениям по акту выездной налоговой проверки, исправления были заверены ФИО4, который был руководителем ООО «ЕнисейСтройЦентр» в период выставления спорных счет-фактур.
Налоговым органом установлено, что ФИО4 на день внесения исправлений 10.06.2008, согласно выписке из ЕГРЮЛ, не являлся руководителем ООО «ЕнисейСтройЦентр», а руководителем указанного предприятия являлся ФИО6 Документы, подтверждающие полномочия лица, внесшего изменения в счета-фактуры налогоплательщиком не представлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В определении № 267-О от 12 июля 2006 года Конституционный суд Российской Федерации определил «часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает, что налогоплательщик вправе предоставить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета».
Пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество представило в суд спорные счет-фактуры с исправлениями, заверенными действующим руководителем ООО «ЕнисейСтройЦентр» ФИО6, полномочия последнего подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Суд, исследовав данные счет-фактуры, пришел к выводу, что в них внесены исправления надлежащим образом, в порядке, установленном пунктом 29 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 914 от 02.12.2000.
Представитель налогового органа в судебном заседании заявил ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы подписи ФИО6 в счет-фактурах, представленных налогоплательщиком для подтверждения налогового вычета с подписью ФИО6 в заявлении в регистрирующий орган о внесении изменений в учредительные документы, заявлении о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с тем, что у ответчика возникли сомнения по поводу подписи лица, заверившего исправления в спорных счет-фактурах – ФИО6
Заявитель представил возражения на ходатайство налогового органа о назначении экспертизы, высказался против удовлетворения данного ходатайства.
Судом вынесено протокольное определение об отклонении ходатайства налогового органа о назначении почерковедческой экспертизы, в связи с тем, что у налогового органа отсутствуют доказательства подлинности подписи ФИО6 в представленных образцах для сравнения, полученных от регистрирующего органа, ФИО6 фактически не являлся участником отношений в спорный период 2004 –гг., так как стал руководителем ООО «ЕнисейСтройЦентр» 13.01.2006, то есть после вынесения спорных счет-фактур. Кроме того, представленные налогоплательщиком в суд и в налоговый орган документов (счет-фактур, актов выполненных работ, смет), суд считает достаточными для разрешения спора, с учетом того, что инспекция не отрицает реальность осуществления работ с ООО «ЕнисейСтройЦентр».
Суд считает, что доводы налогового органа о том, что ООО «ЕнисейСтройЦентр» по заявленному в учредительных документах юридическому адресу не находится и не находилось; относится к категории «проблемных», последняя отчетность представлена за 9 месяцев 2005 года (декларация по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года); общество имеет задолженность по налогам перед бюджетом; 05.06.2006 и 13.09.2006 приостановлены операции по расчетным счетам; оборудования, зданий и сооружений, а также транспортных средств за предприятием не числится; численность работников предприятия составляет 2 человека, не могут являться основанием для отказа в вычете налога на добавленную стоимость.
Изменения в учредительные документы ООО «ЕнисейСтройЦентр» (адреса и руководителя) внесены 13.01.2006, то есть руководителем ООО «ЕнисейСтройЦентр» стал ФИО6 после вставления вышеуказанных счет-фактур. Налоговым органом предприятие ООО «ЕнисейСтройЦентр» отнесено к категории «проблемных» исходя из действий предприятия в период руководства ФИО6
Проблемность поставщика (возникшая после совместных хозяйственных отношений) не должна влиять на правомерность применения налогоплательщиком налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Так , в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.10.2003 № 329-О, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Налоговый кодекс Российской Федерации не связывает право налогоплательщиков на предъявление к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам в цене товара, с исполнением контрагентами налогоплательщиков своих публично-правовых обязанностей (представление налоговой отчетности, уплата налога в бюджет, отсутствие контрагента заявителя по юридическом адресу и др.). Следовательно, указанные нарушения не могут служить причиной для отказа в вычете налога на добавленную стоимость добросовестному налогоплательщику при представлении им доказательств, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов.
Суд считает, что при заключении договоров в 2004-2005 годах с ООО «ЕнисейСтройЦентр» заявителем проявлена достаточная осмотрительность, в том числе истребование учредительных документов , лицензий.
Таким образом, материалами дела подтверждается и ответчиком не представлено опровергающих доказательств, что обществом выполнены требования, установленные пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, так как законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на внесение изменений в неправильно оформленные счета-фактуры для приведения документов в соответствие с действующими нормами права.
На основании изложенного, налоговый орган неправомерно не принял к вычету налог на добавленную стоимость в общей сумме 1 083 965 руб. по счет-фактурам, выставленным ООО «ЕнисейСтройЦентр» № 1246 от 23.07.2004, № 2019 от 20.09.2004, № 2498 от 20.10.2004, № 2591 от 25.10.2004, № 2973 от 15.11.2004, № 722 от 25.02.2005, № 2208 от 21.06.2005, № 2790 от 21.07.2005, № 3820 от 30.09.2005, № 4188 от 21.10.2005, № 4370 от 03.11.2005, № 4410 от 07.11.2005, № 4411 от 07.11.2005, № 4531 от 15.11.2005, № 4741/1 от 30.11.2005, № 5108/1 от 26.12.2005 и доначислил Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» налог на добавленную стоимость в сумме 1 083 965 руб., пени – 350,9 руб., а также привлек к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 101 772,6 руб.
2. Единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Как следует из материалов дела, государственное предприятие Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» в проверяемом периоде являлось плательщиком единого социального налога, налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238, пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
Из содержания статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся именно определенному работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Исходя из анализа норм трудового законодательства следует , что на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда существует два вида выплат: доплаты, установленные статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации и компенсации, установленные статьей 219 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, вступающих в 06.10.2006г.) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Таким образом, указанные выплаты являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к компенсационным выплатам .
Вместе с тем, в силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на тяжелых работах, имеют право на получение компенсаций за вредные условия труда, которые устанавливаются коллективным договором или иным локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Компенсационные выплаты, установленные в статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации, не являются оплатой труда работников, предусмотренной статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, для подтверждения которой требуется аттестация рабочих мест, и не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в соответствии с п.п. 2 п.1 статьи 238, п.З. статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В проверяемый период 2004-2006 г.г. и до настоящего времени Правительством Российской Федерации порядок и условия предоставления компенсационных выплат не разработаны.
Минтруд России постановлением от 31.03.2003 № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда» утвердил следующие нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда:
(2). Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности.
(3). Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов* производится работникам в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации. Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержден приказом Минздрава РФ от 28 марта 2003 г. N 126.
Исходя из вышеперечисленных норм Трудового кодекса и ведомственных актов следует, что работник в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте вредных производственных факторов имеет право на компенсацию в виде 0.5 литра молока за смену, а работодатель обязан предоставить работнику указанную компенсацию в целях нейтрализации вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего.
Вышеуказанные нормы не предусматривают проведение аттестации в качестве условия предоставления компенсации. Не проведение аттестации работодателем не освобождает его от обязанности предоставить компенсацию работнику в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов.
Руководствуясь изложенными нормами Трудового Кодекса, в Коллективных договорах предприятия предусмотрена обязанность работодателя обеспечивать работников , занятых с вредными условиями труда молоком по установленным нормам.
Так, согласно п. 9.13 Коллективного договора налогоплательщика от 10.07.2000г. в Приложении №12 утвержден перечень профессий , которым выдается бесплатно спец. мыло, молоко в дни работы . В указанном приложении оговорено, что молоко выдается в дни фактической занятости работника на работах с вредными условиями труда.
В соответствии с п. 11.8 Коллективного договора от 01.03.2005г. в Приложении №10 утвержден перечень профессий , которым выдается бесплатно молоко. Указанный перечень разработан с учетом вредных производственных факторов, указанных в Перечне вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов утвержден приказом Минздрава РФ от 28 марта 2003 г. N 126. В указанном приложении оговорено, что молоко выдается в дни фактической занятости работника на работах с вредными условиями труда.
Выдача молока на предприятии осуществлялась за дни фактической занятости работника на работах с вредными условиями труда, фиксировалась в Ведомостях бесплатной выдачи молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
В соответствии с п. 3 статьи 236 Налогового Кодекса выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения ЕСН, если они не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Налоговым органом не отрицается, что затраты на выдачу молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не отнесена заявителем к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
Налоговым органом во время проверки не исследовалось наличие (отсутствие) связи конкретных работников с вредными условиями труда, основанием для доначисления единого социального налога и страховых взносов явилось отсутствие аттестации рабочих мест.
Таким образом, налоговая инспекция необоснованно посчитала, что выдача молока не может рассматриваться в качестве компенсационных выплат, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 238, пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и облагается единым социальным налогом, налогом на доходы физических лиц и подлежат уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке, в результате доначислила заявителю к уплате единый социальный налог в размере 35 575,01 руб., пени – 770,39 руб., штраф – 966,18 руб.; налог на доходы физических лиц в сумме 16 724 руб., пени – 012,53 руб., штраф – 130 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 910,34 руб., пени –,98 руб.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд, основываясь на оценке обстоятельств дела и исследованных по делу доказательств, анализе действующего законодательства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю № 59 от 25.07.2008 в части доначисления:
- налога на добавленную стоимость в сумме 1 083 965 руб., пени – 350,9 руб., штрафа – 772,6 руб.;
- единого социального налога в сумме 35 575,01 руб., пени – 770,39 руб., штрафа – 966,18 руб.;
- налога на доходы физических лиц в сумме 16 724 руб., пени – 012,53 руб., штрафа – 130 руб.;
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 910,34 руб., пени –,98 руб.
не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежит признанию недействительным.
Заявителем оплачена государственная пошлина за рассмотрение заявления о признании недействительным решения налогового органа в сумме 2000 руб. по платежному поручению № 896 от 01.08.2008, по платежному поручению № 901 от 01.08.2008 оплачена государственная пошлина в размере 1000 руб. за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер.
Определением суда от 18.08.2008 ходатайство о принятии обеспечительных мер удовлетворено.
Пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Руководствуясь статьями 110, 167 –, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявление Государственного предприятия Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» удовлетворить.
Признать недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю № 59 от 25.07.2008 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления:
- налога на добавленную стоимость в сумме 1 083 965 руб., пени – 350,9 руб., штрафа – 772,6 руб.;
- единого социального налога в сумме 35 575,01 руб., пени – 770,39 руб., штрафа – 966,18 руб.;
- налога на доходы физических лиц в сумме 16 724 руб., пени – 012,53 руб., штрафа – 130 руб.;
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 910,34 руб., пени –,98 руб.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю в пользу Государственного предприятия Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» 3000 рублей государственной пошлины.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия, путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу, путем подачи кассационной жалобы, в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья Ж. П. Трукшан