ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10730/20 от 30.07.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

августа 2020 года

Дело № А33-10730/2020

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  30 июля 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 06 августа 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федориной О.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Канского района Красноярского края (ИНН 2418004639, ОГРН 1022401358550)

к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края(ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290)

об оспаривании предписания от 17.12.2019 № 101-2065,

к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:

- муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление администрации Канского района» (ИНН 2418002060),

- муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Канского района красноярского края» (ИНН 2450021156),

в присутствии в судебном заседании:

представителей заявителя: Котина В.Н., действующего на основании доверенности от 09.12.2019, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

представителей ответчика: Казимирской Н.П., действующей на основании доверенности от 14.01.2020 №101-44, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом, Серебряковой Л.Л. (главного контролера-ревизора отдела финансового контроля, проводившей проверку), действующей на основании доверенности от 23.07.2020 № 101-1290, личность удостоверена паспортом,

руководителя Финуправления Канского района: Череповой М.В., действующей на основании распоряжения от 01.08.2016 № 123-рл, личность удостоверена паспортом

представителя МКУ «УО Канского района»: Мохова Д.В., действующего на основании доверенности от 10.07.2020, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., с использование средств системы аудиозаписи,

установил:

Администрация Канского района Красноярского края (далее - заявитель) обратилась
 в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее - ответчик) о признании незаконным предписания о принятии мер по возмещению причиненного ущерба Красноярскому краю от 17.12.2019 № 101-2065.

Заявление принято к производству суда. Определением от 24.03.2020 возбуждено производство по делу. Определением от 17.04.2020 перенесена дата рассмотрения дела.

 В материалы дела 28.05.2020 от заявителя поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального казенного учреждения «Финансовое управление администрации Канского района» (ИНН 2418002060) и муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Канского района» (ИНН 2450026267).

Определением от 04.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление администрации Канского района» (ИНН 2418002060) и муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Канского района красноярского края» (ИНН 2450021156).

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

На основании приказа Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 17.10.2019 №223п в отношении администрации Канского района Красноярского края, её структурных подразделений, по вопросам, согласно утвержденной программе проведено контрольное мероприятие в форме камеральной проверки в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля за деятельностью финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферы, имеющие целевое назначение, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, которым предоставлены средства из этого бюджета за 2018 год. Основанием для проведения проверки послужило сообщение правоохранительных органов (ГУ МВД России по Красноярскому краю от 30.09.2019 №2МРО/32331).

На основании приказа Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 12.11.2019 №248п в отношении муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Канского района» проведена встречная проверка в рамках выездной проверки, определенной приказом от 17.10.2019 №223п.

Результаты проведенных мероприятий зафиксированы в актах от 28.11.2019, от 27.11.2019.

По результатам проведенного контрольного мероприятия в форме камеральной проверки администрации Канского района выдано предписание от 17.12.2019 №101-2065, исходя из которого администрации необходимо в срок до 10.12.2020 возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю в размере 17 760 610 руб. 92 коп.

Не согласившись с предписанием от 17.12.2019 № 101-2065 администрация Канского района обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Заявителем оспаривается предписание Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

В соответствии со статьей 265 БК РФ, Положением о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п (далее по тексту - Положение от 13.12.2013 № 657-п), Законом Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае», Порядком осуществления полномочий органом внутреннего государственного финансового контроля Красноярского края по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.10.2015 № 514-п, Служба является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

На основании пункта 1 статьи 266.1 БК РФ, подпункта 1 пункта 3.1 Положения от 13.12.2013 № 657-п в компетенцию Службы в сфере бюджетных правоотношений входит осуществление внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении краевых государственных учреждений.

Исходя из перечисленных норм судом установлено, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом надлежащего органа.

Процедура проведения проверки административным органом соблюдена, доводов относительно нарушений процедуры не заявлено, судом таких обстоятельств не установлено.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля, как следует из статьи 269.2 БК РФ, объектам контроля направляются предписания.

Предписание органа (должностного лица), осуществляющего финансовый контроль, должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения, содержать только законные требования.

На юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению тех  нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. Сами требования должны быть реально исполнимы и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить хозяйствующему субъекту с целью  устранения выявленного нарушения, а также сроки их исполнения.

Исходя из оспариваемого предписания, в нарушение принципа целевого расходования бюджетных средств, установленного статьей 38 БКРФ, пункта 6 статьи 140 БК РФ, пункта 3 части 1 статьи 8, статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 5 статьи 8 закона Красноярского края от 26.06.2014 №6-2519 «Об образовании в Красноярском крае», Порядков предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края, утв. постановлениями Правительства Красноярского края от 29.05.2014 №217-п, от 23.06.2014 №244-п МБУ «ЦБ УО Канского района» допущено направление средств краевого бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, чем причине ущерб Красноярскому краю в сумме 17 760 610,92 руб.

Исходя из материалов дела, в соответствий с Перечнем главных администраторов доходов районного бюджета и закрепленных за ними источников, приведенным в Приложении № 3 «Перечень главных администраторов дохода районного бюджета и закрепленные за ними доходные источники» к решению Канского районного совета депутатов  от 07.12.2017 № 15-95, с учетом изменений «О бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» (с учетом изменений) МКУ «Финансовое управление Канского района»  определено главным администратором дохода по субвенциям, предоставляемым из бюджета Красноярского края, в том числе по следующим кодам бюджетной  классификации и источникам финансирования (расшифровка с 14 - 17 разряд КБК установлена Приказом Минфина Красноярского края от 9 декабря 2014 г. №119 «Об отдельных кодах бюджетной классификации») без указания сумм по каждому КБК:          

851  202   30024  05   7408   151   Субвенции   бюджетам   муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение    общедоступного    и   бесплатного   дошкольного    образования   в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях     в     части     обеспечения     деятельности     административно-хозяйственного,    учебно-вспомогательного    персонала    и    иных    категорий работников    образовательных    организаций,    участвующих    в    реализации общеобразовательных      программ      в      соответствии      с      федеральными государственными  образовательными  стандартами,  в рамках  подпрограммы Развитие      дошкольного,      общего      и     дополнительного      образования» государственной программы Красноярского края «Развитие образования»;

851202 30024 05 7409 151 Субвенции бюджетам муниципальных  образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в части обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации | общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» государственной программы Красноярского края «Развитие образования»;

851202 30024 05 7564 151 Субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного' и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, за исключением обеспечения деятельности административно-хозяйственного^ учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» государственной программы Красноярского края «Развитие образования»;

851202   30024   05   7588   151   Субвенции   бюджетам   муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав на  получение    общедоступного    и    бесплатного    дошкольного    образования    в  муниципальных дошкольньщ образовательных организациях, общедоступного и  бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях,  за исключением  обеспечения деятельности  административно-хозяйственного,    учебно-вспомогательного    персонала    и    иных    категорий I работников    образовательных    организаций,    участвующих    в    реализации (общеобразовательных      программ      в      соответствии      с      федеральными I государственными  образовательными  стандартами,  в  рамках  подпрограммы ((Развитие      дошкольного,      общего      и      дополнительного      образования» 1 государственной программы Красноярского края «Развитие образования».

851 202   30024   05   7566   151    Субвенции   бюджетам   муниципальных образований на обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных и частных       образовательных       организациях,       реализующих       основные образовательные  программы  без  взимания  платы  в  рамках  подпрограммы «Развитие      дошкольного,      общего      и      дополнительного      образования»  государственной программы Красноярского края «Развитие образования».

 Приложением № 7 «Ведомственная структура расходов районного бюджета на 2018 год» к решению Канского районного совета депутатов от 07.12.2017№ 15-95 «О бюджете на 2018 и плановый период 2019-2020 годов», с учетом изменений) по главному распорядителю бюджетных средств статьи «Образование» в части дошкольного и общего образования МКУ «Управление      образования       администрации      Канского       района» предусмотрены расходы на общую сумму 542 216,7тыс. руб., из них по кодам бюджетной классификации:

На дошкольное образование 144 007,80 тыс. руб., из них:

за счет средств местного бюджета 855 07 01 0110001610 - 49 433,6 тыс. руб.

за счет средств субвенций бюджета Красноярского края предусмотрены расходы на сумму 94 574,2 тыс. руб., в том числе по КБК:

855 07 010110074080 - 38 511,5 тыс. руб.;

855 07 01 0110075880 - 56 062,7 тыс. руб.

На общее образование 398 208,9 тыс. руб.,из них:

за счет средств местного бюджета 855 07 02 0110002610 - 101 924,9 тыс. руб.;

за счет средств субвенций бюджета Красноярского края предусмотрены расходы на сумму 296 284,0 тыс. руб., в том числе по КБК:

855 07 02 0110074090 - 28 462,1 тыс. руб.;

855 07 02 0110075640 - 243 342,5 тыс. руб.

855 10 03 011 0075660 - 24 479,4 тыс. руб.

В ходе проверки специалистами Службы проанализировано движение денежных средств по счетам бухгалтерского учета МКУ «УО Канского района» в разрезе целевых статей, изучены представленные МБУ «ЦБУО Канского района» оборотно-сальдовые ведомости и отчеты по проводкам. На основании анализа вышеназванных документов директором и главным бухгалтером МБУ «ЦБУО Канского района» подготовлены таблицы о движении средств по целевым статьям 0110001610, 0110074080, 0110075880, 0110002610, 0110074090, 0110075640, 0110075660, а также сводная ведомость доходов и расходов в разрезке целевых статей за 2018 год, которые проверены специалистом Службы и приобщены к материалам проверки.

Движение средств по целевой статье 0 11 0074 080 «финансирование расходов   на   обеспечение   государственных   гарантий   реализации   права на  получение  общедоступного  и  бесплатного  дошкольного  образования  в       муниципальных       дошкольных       образовательных       организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных   организациях   в   части   обеспечения   деятельности административно-хозяйственного,    учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе» муниципальной программы «Развитие системы образования Канского района» за 2018 год свидетельствует о том, что общее поступление средств по целевой статье 0 11 0074 080 составило 39 467 310,75   руб.,   израсходовано   по  данной   статье   34 303 654,27  руб.

Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 должен составить5 163 656,48 руб. (39 467 310,75-34 303 654,27), однако фактически, по состоянию на 01.01.2019, остаток средств по лицевым счетам дошкольных учреждений целевой статье 0 11 0074 080составлял 711 790,84 руб.

Таким образом, средства по данной целевой статье в сумме 4 451 865,64 руб. направлены на иные цели, не связанные с финансированием расходов, предусмотренных целевой статьей 0110074 080.

Движение средств по целевой статье 0110074 090 «финансирование расходов на обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в части обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе» муниципальной программы «Развитие системы образования Канского района» свидетельствует о том, что общее поступление средств по данной целевой статье составило 29 005 514,11 руб., израсходовано - 32 396 006,61 руб. Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 составил 25 246,09 руб.

Таким образом, на расходы по данной целевой статье средства в сумме 3 415 738,59 (29 005 514,11-32 396 006,61-25246,09) руб. привлечены за счет иных целевых статей.           

Движение средств по целевой статье 0110075640 «финансирование расходов на обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе» муниципальной программы «Развитие системы образования Канского района» свидетельствует о том, что общее поступление средств по указанной целевой статье составило 245 375 509,82 руб., в то время как израсходовано 234 239 746,69 руб.

Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 должен составить 11135 763,13 (245 375 509,82 -234 239 746,69) руб. Фактически, по состоянию на 01.01.2019, остаток средств по лицевым счетам учреждений общего образования целевой статье 0 11 0075 640составлял 372 906,65 руб.

Таким образом, средства по данной целевой статье в сумме 10 762 856,48 (11 135 763,13 - 372 906,65) руб. направлены органом местного самоуправления Канского района на иные цели.

Анализ движения средств по целевой статье  0110075880 Финансирование расходов на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в муниципальных общеобразовательных организациях, за исключением обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе» муниципальной программы «Развитие системы образования Канского района» свидетельствует о том, что общее поступление в местный бюджет Канского района средств по вышеназванной целевой статье составило 58 258 056,27 руб. израсходовано 53 850 123,49 руб.

Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 должен составить 4 407 932,78 (58 258 056,27 -53 850 123,49) руб. Фактически, по состоянию на 01.01.2019, остаток средств по лицевым счетам учреждений общего образования целевой статье 0 11 0075 880 составлял 1 862 043,98 руб.

Таким образом, средства по данной целевой статье в сумме 2 545 888,8 (4 407 932,78-1 862 043,98) руб. направлены на иные цели.

По    целевой    статье    0110075660    -    Финансирование    расходов   на обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных и частных образовательных организациях, реализующих          основные общеобразовательные программы, без взимания платы в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе» муниципальной программы «Развитие системы образования Канского района» из краевого бюджета поступило 24 763 737,11 руб., израсходовано по данной статье 25 204 877,81 руб.

Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 составил 78 944,08 руб.

Таким образом, на расходы по данной целевой статье средства в сумме 520 084,78 (24 763 737,11 -25 204 877,81 -78 944,08) руб. направлены за счет иных целевых статей.

Движение средств по целевой статье 01.1.00.01610 - Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных дошкольных учреждений в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе» муниципальной программы «Развитие системы образования Канского района» (местный бюджет) показало, что общее поступление средств по этой целевой статье составило в 2018 году 47 492 420,12 руб., остаток средств по состоянию на 01.01.2018  составил 478973,27 руб.  израсходовано по данной статье 54 525 431,38 руб.

Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 составил 427 535,70 руб.

Таким образом, расходы по целевой статье 01.1.00.01610 в сумме 6 981573,69 (478 973,27+47 492 420,12-54 525 431,38-427 535,70; руб. произведены за счет иных целевых статей.

По целевой статье 01.1.00.02610 - Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений - школ - в рамках «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе» муниципальной программы «Развитие системы образования Канского района» (местный бюджет) общее поступление средств в 2018 г. составило 102 095 846,99 руб., остаток средств по состоянию на 01.01.2018 составлял 243 454,04 руб. израсходовано по данной статье 109 035 566,20 руб.

Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 составлял 146 947,69 руб.

Таким образом, расходы по данной целевой статье в сумме 6 843 213,86 (243 454,04 + 102 095 846,99 - 109 035 566,20 - 146 947,69) руб. произведены МБУ «ЦБУО Канского района» за счет иных целевых статей.

Таким образом, при проведении проверки ответчиком установлено, что общая сумма остатка субсидий по кодам направления расходов 74080, 75640, 75880 (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов), неиспользованных на цели, предусмотренные структурой расходования средств субвенций, приведенной в таблице 1 Приложения № 3 к Постановлению правительства Красноярского края от 23.06.14 № 244-п и в таблице 1 Приложения № 3 к Постановлению № 217-п от 29.05.2014, составляет 17 760 610,92 руб., в т.ч.:

74080-4 451 865,64 руб.

75640-10 762 856,48 руб.

75880 - 2 545 888,80 руб.

Общая сумма перерасхода по кодам направления расходов местного бюджета 01610 и 02610 (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов) за 2018 год составила 13 824 787 ,55 руб., в том числе:

01610-6 981 573,69 руб.

02610-6 843 213,86 руб.

Общая сумма перерасхода по кодам направления расходов краевого бюджета 74090 и 75660 (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов) за 2018 год составила 3 935 823,37 руб., в том числе:

74090 - 3 415 738,59 руб.

75660 - 520 084,78 руб.

Таким образом, поскольку сумма ущерба (17 760 610,92 руб.) соответствует общей сумме перерасхода по целевым статьям 0110074090, 0110075660, 0110001610, 0110002610, ответчик пришел к выводу о нарушении принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.

При этом, исходя из пояснений ответчика, им приняты и учтены суммы и назначения расходов, заявленные при проведении проверки бюджетополучателем. Каких-либо доводов о том, что какие-либо платежи ошибочно отнесены не к неверной целевой статье – лицами, участвующими в деле в ходе рассмотрения настоящего спора не заявлено.

Исходя из пояснений представителя заявителя, данных в ходе судебного разбирательства, конкретные суммы по целевым статьям, отраженные в акте проверки, администрацией не оспаривается. При этом представитель заявителя полагает, что денежные средства потрачены на разрешенные действующим законодательством цели (т.е. цели, связанные с образованием).

Представитель ответчика же настаивает, что расходование денежных средств не по целевым статьям, но с соблюдением общей цели расходования (на образование) – противоречит действующему бюджетному законодательству.

Однако арбитражный суд полагает доводы заявителя подлежащими отклонению как основанным на неверном толковании норм действующего законодательства, исходя из следующего.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения установлены положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ).

Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Абзацем вторым ст. 69 БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Абзацем третьим ст. 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Пунктом 2 ст. 69.2 БК РФ установлено, что показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

Пунктом 4 ст. 69.2 БК РФ установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.

Таким образом, муниципальное задание для бюджетного образовательного учреждения должно формироваться с учетом нормативных затрат, определяемых учредителем, и в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставом данного учреждения, осуществлять реализацию направлений своей деятельности на основе составленного и утвержденного его учредителем плана финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 6 статьи 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования установлены положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Гарантии реализации права на образование, правовые, организационные и экономические особенности сферы образования в Красноярском крае, определяет полномочия органов государственной власти Красноярского края в сфере образования, а также меры социальной поддержки в сфере образования установлены положениями Законом Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае» (далее по тексту - Закон от 26.06.2014 N 6-2519).

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона от 26.06.2014 N 6-2519 к полномочиям Правительства края в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (далее - нормативы обеспечения).

Таким образом, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 30.11.2017 № 4-1155 «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов» (в ред. от 11.10.2018, с учетом корректировок) предусмотрены субвенции бюджету Канского района:

- на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в общей сумме 260 689,0 тыс. руб., в том числе на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, за исключением обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - субвенция на образование школы) в сумме 233 988,4 тыс. руб.; в части обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - субвенция на АУП школ) - 26 700,6 тыс. руб. (Приложение № 17 к Закону края № 4-1155);

- на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в сумме 87 268,1 тыс. руб., в том числе на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, за исключением обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - субвенция на образование детские сады) в сумме 53 556,9 тыс. руб.; в части обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в   соответствии   с   федеральными   государственными   образовательными стандартами (далее - субвенция на АУП детские сады) - в сумме 33 711,2 тыс. руб. (Приложение № 19 к Закону края № 4-1155);

- на реализацию  Закона  края  от 27.12.2005 №   17- 4377«О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам без взимания платы» - 24 479,4 тыс. руб.

Постановлением Правительства Красноярского края от 29.05.2014 № 217-п утверждены:

- Порядок расчета нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края;

- нормативы обеспечения реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в расчете на одного воспитанника (одну группу) и нормативы обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного воспитанника указанных образовательных организаций;

- Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края (далее - Порядок предоставления субвенции), который определяет правила предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края.

Пунктом 4 Порядка предоставления субвенции определено, что предоставление субвенций осуществляется министерством ежемесячно на основании заявки на предоставление субвенции, нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) и нормативов обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных      организаций, участвующих            в          реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными  образовательными  стандартами,  в  расчете  на  одного обучающегося муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края. Заявки предоставляются в министерство образования Красноярского края уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов края в срок до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу финансирования. Перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края осуществляется министерством в течение текущего месяца в соответствии с заявками и сводной бюджетной росписью краевого бюджета на текущий финансовый год.

Расходование субвенций муниципальными районами и городскими округами Красноярского края осуществляется в течение финансового года на обеспечение образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в соответствии со структурой расходования средств субвенции (п.6 Порядка предоставления субвенции).

Постановлением Правительства Красноярского края от 23.06.2014 № 244-п утверждены:

- Порядок расчета нормативов обеспечения реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в расчете на одного воспитанника (одну группу);

- нормативы обеспечения реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в расчете на одного воспитанника (одну группу) и нормативы обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного воспитанника указанных образовательных организаций;

- Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, определяющий правила предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования и муниципальных образовательных организаций, реализующих дошкольное образование.

Таким образом, расчет суммы субвенций, подлежащей ежемесячному перечислению из краевого бюджета осуществляет главный распорядитель средств местного бюджета исходя из численного обучающихся (воспитанников).

При этом, исходя из пункта 6 Порядка предоставления и расходования субвенций, утв. постановлением Правительства Красноярского края от 23.06.2014 № 244-п расходование субвенций муниципальными районами и городскими округами Красноярского края осуществляется в течение финансового года на обеспечение образовательного процесса в муниципальных дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в соответствии со структурой расходования средств субвенции, утвержденной в таблице 1.

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статья 38 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Соблюдение приведенных принципов означает необходимость,  расходовать средства бюджета на цели их предоставления, соблюдая нормы законодательства и исключая случаи неэффективного или неправомерного расходования бюджетных средств.

Аналогичный правовой подход отражен в судебной практике и содержится, например, в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 по делу N А33-7475/2019

Исходя из анализа совокупности приведенных норм, суд приходит к выводу, что денежные средства в рамках предоставленной субвенции подлежат расходованию не только в соответствии в рамках общего направления ее расходования (на финансирование выполнения муниципального задания в целом), но и с учетом целевого назначения расходования – в рамках определенных условиями предоставления целевых статьей, предусматривающих в числе прочего виды расходов, покрываемых за счет соответствующего бюджета на решение финансируемой задачи.

При этом, рассмотрев доводы заявителя о выявленной при выполнении государственного задания необходимости перераспределения средств субвенции в рамках общей цели ее предоставления (направления расходования) и с учетом признаваемых допустимыми расходов в целом по данному виду субсидии, суд отмечает, что  действующий порядок предоставления и расходования субвенций предусматривает как возможность корректировки по целевым статьям сумм предоставленной субвенции, так и порядок ее оуществления. Доказательств того, что субъекты бюджетного процесса обращались с подобным заявлением в уполномоченный на то орган – в материалы дела не представлено, об их наличие не заявлено.

При этом, в ходе рассмотрения судебного спора, арбитражный суд не вправе подменять компетенцию иных государственных органов и органов местного самоуправления и не наделен полномочиями ни на принятие решений о корректировке бюджета Красноярского края, ни на принятие решение о корректировке условий предоставления средств конкретных субвенций, в том числе в части изменения сумм по целевым статьям .

Оспаривая вынесенное предписание заявитель также указывает на неправомерность указанного органом бюджетного контроля характера истребуемой суммы.

В частности, как следует из оспариваемого предписания администрации необходимо в срок до 10.12.2020 возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю в размере 17 760 610 руб. 92 коп.

При этом, администрация полагает, что в рассматриваемом случае как таковой ущерб бюджету Красноярского края не был причинен, так как денежные средства были израсходованы на цели образования (т.е. по направлению предоставления субвенции).

Однако указанный довод подлежит отклонению, так как в рамках рассматриваемых правоотношений речь идёт не об ущербе в его гражданско-правовом понимании, а о соблюдении бюджетного процесса. По существу изложенное в предписании требование  направлено на возвращение в краевой бюджет сумм субвенций, не израсходованных по соответствующим целевым статьям в пределах отчетного периода (2018 года). При этом само по себе использование в оспариваемом предписании термина «ущерб» прав и законных интересов заявителя не нарушает.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд полагает законным и обоснованным оспариваемое предписание от 17.12.2019 № 101-2065.

Часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Вместе с тем, в рамках настоящего дела как заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.Г. Федорина