АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
30 августа 2010 года
Дело № А33-10751/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2010 года.
В окончательной форме решение изготовлено 30 августа 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация Китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края»
к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Красноярскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 02.07.2010 № 62-118,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя – ФИО1, доверенность от 01.06.2010 (паспорт);
представителя ответчика – ФИО2, на основании доверенности от 12.01.2010 № 2 (паспорт),
при ведении протокола судебного заседания судьей Севастьяновой Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ассоциация Китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края» (далее – ООО «Ассоциация Китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (далее – Россельхознадзор, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.07.2010 № 62-118 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление принято к производству суда. Определением от 27.07.2010 возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика заявленные требования не признала, представила суду материалы дела об административном правонарушении.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 11 час. 20 мин. 18.08.2010 до 09 час. 00 мин. 25.08.2010.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Ассоциация Китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1042402203205.
Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Россельхознадзора от 21.05.2010 № 1028-п-3-118 должностными лицами административного органа 02 июня 2010 года с 19 час. 20 мин. до 21 час. 00 мин. проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением земельного законодательства в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края», расположенного по адресу: 660041, <...> «а», корпус 1.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что между физическим лицом - ФИО3 (арендодатель) и ООО «Ассоциация китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка б/н от 08.10.2009, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок для сельскохозяйственного производства, общей площадью 84615 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район 1 км. севернее с. Зыково, контур пашни № 109, с кадастровым номером земельного участка 24:04:0506001:182. Земельный участок передан в аренду без акта приема-передачи.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район, 1 км. севернее с. Зыково, контур пашни 109, обнаружено снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы в трех местах, а именно: на краю участка при въезде на территорию выкопано в земле овощехранилище размером 7х10 м, при копке которого был самовольно снят и перемещен верхний плодородный слой почвы с площади 70 кв.м. без разрешительной документации, местоположение зафиксировано координатами GPS навигатора (Х-0628764, У-0116464) и нанесено на план-схему; выкопана яма для квашения капусты размером 5х4 м., рядом с ней ямы под выкопанный погреб размером 4х5 м., при копке которых самовольно был снят и перемещен верхний плодородный слой почвы с общей площади 40 кв.м., местоположение ям нанесено на план-схему и зафиксировано координатами GPS навигатора (Х-0628707, У-0116497).
Данное нарушение зафиксировано протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02 июня 2010 года № 002627, приложенными к нему фототаблицей и планом-схемой.
04.06.2010 должностным лицом административного органа в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края» составлен протокол об административном правонарушении № 64-118, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ.
В целях установления дополнительных материалов по делу об административном правонарушении 18.06.2010 административным органом вынесено определение № 02-118 об истребовании сведений у собственника указанного сельскохозяйственного земельного участка, гражданина ФИО3, по факту самовольного снятия и перемещения арендатором верхнего плодородного слоя почвы без разрешительных документов для сооружения овощехранилища, ямы для квашения капусты и ямы под погреб, в момент передачи земельного участка в аренду.
На определение об истребовании сведений от 18.06.2010 № 02-118 ФИО3 предоставил объяснения от 24.06.2010 на имя начальника отдела государственного земельного контроля ФИО4, из содержания которых следует, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0506001:182, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район, 1 км. севернее с. Зыково, контур пашни № 109, и принадлежащем на праве собственности ФИО3, ООО «Ассоциация китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края» самовольно произвело строительство овощехранилища и ямы для квашения капусты на земельном участке, переданном обществу по договору аренды от 08.10.2009.
Усмотрев в действиях общества нарушение действующего законодательства, начальник государственного земельного контроля Россельхознадзора 02.07.2010 вынес постановление № 62-118 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 КоАП РФ и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 25000 руб.
Полагая, что указанное постановление нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 22.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 22.2 КоАП РФ установлено, что должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
Согласно части 2 статьи 23.15 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.6 названного Кодекса (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения), от имени органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, вправе рассматривать, в том числе иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.
В силу Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (далее - Управление), утвержденного приказом Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 09.04.2008 № 69 (с изменениями от 30.09.2008 № 315), Управление является Территориальным органом Россельхознадзора, осуществляющим функции контроля и надзора, в том числе по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения на территории Красноярского края.
В силу пункта 10.2 указанного Положения государственные гражданские служащие Управления для осуществления своих полномочий имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать в случаях и в порядке, установленном законодательством РФ, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности.
Приказом Россельхознадзора от 12.04.2005 № 138 утвержден перечень должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, к ним относятся в том числе: руководители территориальных управлений Россельхознадзора, заместители руководителей территориальных управлений Россельхознадзора; начальники отделов территориальных управлений Россельхознадзора, заместители начальников отделов территориальных управлений Россельхознадзора и другие должностные лица территориальных управлений Россельхознадзора, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.
Следовательно, протокол об административном правонарушении № 64-118 от 04.06.2010 составлен старшим государственным инспектором отдела государственного земельного контроля ФИО5 в пределах представленных ей полномочий; постановление № 62-118 от 02.07.2010 вынесено начальником отдела государственного земельного контроля Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю ФИО4 в пределах установленной законом компетенции.
Таким образом, должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, обладало всеми необходимыми полномочиями для совершения указанных действий.
Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении от 04.06.2010 № 64-118 и вынесении оспариваемого постановления о назначении административного наказания № 62-118 от 02.07.2010 арбитражным судом не установлено.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что административный орган не доказал законность и обоснованность вынесенного им постановления о привлечении общества к административной ответственности на основании следующего.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является установленная законодательством охрана плодородного слоя почвы, охрана земли от ее порчи.
Предметом правонарушения могут быть земли любого целевого назначения независимо от формы и вида собственности на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 5 Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ установлены понятия и определения участников земельных отношений, в соответствии с которыми: собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности, предотвращающими деградацию, загрязнение, захламление, нарушение земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечивающими улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в том числе мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», в котором установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Пунктом 3 Положения о рекультивации земель, утвержденного совместным приказом Министерства охраны сгружающей среды и природных ресурсов РФ № 525 и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22.12.1995, установлено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
В силу пунктом 5 Положения о рекультивации земель рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Пунктом 6 Положения о рекультивации предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 11 Положения о рекультивации выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 6 апреля 2010 года № 162-п «Об утверждении порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения», выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края.
В силу пункта 2 постановления Правительства Красноярского края от 6 апреля 2010 года № 162-п для получения разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения, в связи с осуществлением строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, а также железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - разрешение), собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец (далее - заявитель) подает в министерство заявление.
Из материалов дела следует, что согласно Уставу ООО «Ассоциация китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края» одним из основных видов деятельности общества является производство, закупка, переработка, заготовка, хранение и реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции.
Между физическим лицом - ФИО3 (арендодатель) и ООО «Ассоциация китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка б/н от 01.04.2009, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок для сельскохозяйственного производства, общей площадью 84615 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район 1 км. севернее с. Зыково, контур пашни № 109, с кадастровым номером земельного участка 24:04:0506001:182. Земельный участок передан в аренду без акта приема-передачи. В силу пункта 8.1 настоящий договор заключен сроком на 7 месяцев и вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.10.2009. В соответствии с пунктом 8.5 договора прекращение договорных отношений вступают с 31.10.2009, земельный участок передается от арендатора к арендодателю в день окончания срока действия договора и подписания акта приема-передачи не требует.
08.10.2009 между ФИО3 (арендодатель) и ООО «Ассоциация китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка б/н, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок для сельскохозяйственного производства, общей площадью 84615 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район 1 км. севернее с. Зыково, контур пашни № 109, с кадастровым номером земельного участка 24:04:0506001:182. Земельный участок передан в аренду без акта приема-передачи. В силу пункта 8.1 настоящий договор вступает в силу с 01.01.2010, действует 11 месяцев.
Как следует из протокола об административном правонарушении № 64-118 от 04.06.2010 на указанном земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район, 1 км севернее с. Зыково, контур пашни 109, обнаружено снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы в трех местах, а именно: на краю участка при въезде на территорию выкопано в земле овощехранилище размером 7х10 м., при копке которого был самовольно снят и перемещен верхний плодородный слой почвы с площади 70 кв.м. без разрешительной документации; выкопана яма для квашения капусты размером 5х4 м., рядом с ней ямы под выкопанный погреб размером 4х5 м., при копке которых самовольно был снят и перемещен верхний плодородный слой почвы с общей площади 40 кв.м.
Административный орган полагает, что обществом совершены действия по самовольному снятию или перемещению плодородного слоя почвы, что является нарушением части 1 статьи 8.6 КоАП РФ.
Суд полагает, что вменяемое обществу правонарушение не является длящимся, не носит характера длительного неправомерного действия и считается оконченным с момента совершения действий по самовольному снятию плодородного слоя почвы.
Постановление по делу о нарушении законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения (часть 1 статьи 4.5 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет судебной проверки оспариваемых решений административного органа входит также проверка соблюдения сроков давности привлечения к административной ответственности, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении должен содержать сведения о времени совершения административного правонарушения.
Статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается, что орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, следующие вопросы:
правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Системный анализ перечисленных положений статей 1.6, 4.5, 28.2, 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет суду прийти к выводу о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении включает в себя, в том числе, обязательное установление времени совершения вменяемого лицу административного правонарушения.
Установление времени совершения административного правонарушения (помимо прочего) также направлено на предотвращение возможности повторного привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения (что следует из пункта 7 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Установление даты совершения правонарушения также необходимо для решения вопроса о подлежащих применению на момент совершения данного правонарушения нормах права.
В нарушение изложенных выше норм, ни в протоколе осмотра от 02.06.2010, ни в протоколе об административном правонарушении № 64-118 от 04.06.2010, ни в оспариваемом постановлении не зафиксирована точная дата совершения обществом административного правонарушения, административный орган при проведении проверки не установил, когда совершены вменяемые обществу действия по самовольному снятию (перемещению) плодородного слоя почвы.
Кроме того, представленные административным органом план-схема и фототаблица к протоколу осмотра от 02.06.2010 также не позволяют сделать вывод о том, когда именно было совершено инкриминируемое обществу деяние.
Доказательствами, свидетельствующими о конкретной дате совершения обществом инкриминируемого деяния, административный орган не располагает.
Административный орган полагает, что снятие и перемещение плодородного слоя почвы совершено обществом в период действия договора аренды земельного участка от 08.10.2009.
Однако ссылка административного органа на указанный договор аренды земельного участка в подтверждение довода о том, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек срок давности привлечения общества к административной ответственности, не может быть принята судом во внимание, так как материалами дела подтверждается, что договорные отношения по передаче в пользование земельного участка с гражданином ФИО3 были оформлены и ранее, в связи с заключением договора земельного участка б/н от 01.04.2009. Из пояснений представителя общества следует, что указанный земельный участок находится в аренде у заявителя уже более 5 лет.
Из письменных пояснений собственника земельного участка ФИО3 от 24.06.2010, представленных в Россельхознадзор безусловно не следует, что при заключении нового договора аренды земельного участка от 08.10.2009 в пользование обществу передан указанный выше земельный участок сельскохозяйственного назначения без овощехранилища и ямы для квашения капусты, оборудованных ранее.
Представленные в ходе судебного заседания 25.08.2010 пояснения собственника земельного участка ФИО3 получены административным органом вне рамок проведения проверки, не содержат даты их получения в связи, с чем не отвечают критериям относимости и допустимости доказательств по делу.
Кроме того, суд считает, что пояснения собственника земельного участка ФИО3 получены административным органом с нарушением требований КоАП РФ.
В соответствии с положениями КоАП РФ в качестве допустимого доказательства может расцениваться только объяснение, полученное у лица, привлекаемого к административной ответственности (статья 26.3 Кодекса), в остальных случаях составляется протокол опроса (допроса) свидетеля с соблюдением процедуры, предусмотренной статьей 25.6 Кодекса, в частности свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (часть 5). Из объяснений указанного лица усматривается, что они не соответствуют требованиям статьи 25.6 КоАП РФ, то есть при их составлении административным органом не соблюдены требования Кодекса, касающиеся получения доказательств, что влечет невозможность использования названных документов в подтверждение совершения юридическим лицом вменяемого административного правонарушения.
Общество настаивает на том, что указанные работы на земельном участке, указанном в материалах проверки, были проведены давно, до заключения договора аренды земельного участка от 08.10.2009.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом не был соблюден порядок привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку не были выяснены вопросы времени совершения заявителем инкриминируемого правонарушения, правильности составления протокола об административном правонарушении, полноты собранных материалов, препятствующие решению других вопросов – вопросов о наличии в деянии лица состава инкриминируемого правонарушения, в том числе, в отношении наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, суд полагает несостоятельной ссылку административного органа на нарушение обществом требований действующего законодательства по получению разрешительной документации на снятие и перемещение плодородного слоя почвы при проведение внутрихозяйственных работ.
Обязанность рекультивации нарушенных земель в целях восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных нужд предусмотрена Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, постановлением Правительства РФ № 140 от 23.02.1994, постановлением Правительства Красноярского края № 162-п от 06.04.2010.
В силу указанных выше норм действующего законодательства, обязанность восстановления земель возложена на лицо, в результате деятельности которого произошло ухудшение качественных характеристик земли, проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется на основании выданных разрешений.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 08.10.2009 заявитель является арендатором земельного участка для сельскохозяйственного производства, общей площадью 84615 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район 1 км. севернее с. Зыково, контур пашни № 109, с кадастровым номером земельного участка 24:04:0506001:182. Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО3 (свидетельство о государственной регистрации права от 14.08.2007, серия 24Е З № 620370).
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами административного дела, необходимое разрешение на снятие и перемещение плодородного слоя земли у общества отсутствовало.
Вместе с тем, проанализировав требования, установленные постановлением Правительства РФ № 140 от 23.02.1994, Основными положениями о рекультивации земель, утвержденные Приказом № 525/67 от 22.12.1995, постановлением Правительства Красноярского края № 162-п от 06.04.2010, регулирующими порядок выдачи разрешений при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, суд приходит к выводу, что указанные положения не распространяются на сельскохозяйственные работы, производимые на земельных участках, принадлежащих физическим лицам на праве собственности.
Во-первых, в силу пункта 6 Основных положений о рекультивации земель условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В данном случае указанный земельный участок передан обществу от физического лица – собственника на праве аренды.
Во-вторых, постановлением Правительства Красноярского края № 162-п от 06.04.2010 (пункт 2) установлены определенные виды деятельности, при которых необходимо получение разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения. К таким видам деятельности отнесена деятельность, связанная с осуществлением строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, а также железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - разрешение).
Судом установлено, что общество не осуществляет указанные виды деятельности при пользовании земельным участком, кроме того, отнесения овощехранилища, ямы под погреб и ямы для квашения капусты к «другим подобным сооружениям», суд полагает невозможным, ввиду того, что указанные сооружения должны быть возведены при осуществлении указанных видов деятельности.
В-третьих, для получения разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения, в министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края обращается с соответствующим заявлением собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец. Из содержания статьи 5 Земельного кодекса РФ следует, что арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды, к указанным лицам не отнесены.
В-четвертых, в соответствии с условиями договора аренды земельного участка от 08.10.2009 (пункт 3.1) следует, что арендатор имеет право возводить с соблюдением правил застройки здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Кроме того, постановление Правительства Красноярского края № 162-п от 06.04.2010 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения» принято и вступило в силу в апреле 2010 года, а договор аренды земельного участка заключен обществом до издания и вступления в силу указанного постановления - 08.10.2009.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным и отмене постановления Управления по Красноярскому краю Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по делу об административном правонарушении от 02.07.2010 № 62-118.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация Китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю от 02.07.2010 № 62-118 о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Ассоциация Китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края» административного наказания по части 1 статье 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Е.В. Севастьянова