АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
мая 2008 года | Дело № А33-10812/2007 |
г. Красноярск
Судья Арбитражного суда Красноярского края Н.С. Бескровная
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия учреждения Объединения исправительных колоний № 36 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю
к Управлению Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю
о признании незаконным решения №25-173 от 06.06.2007.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя - Лисовицкий Д.В. по доверенности от 28.01.2008;
от ответчика - Потылицина О.А. по доверенности №30 от 22.01.2008.
Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Н.С. Бескровной.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено.
Государственное унитарное предприятие учреждения Объединения исправительных колоний № 36 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю о признании незаконным решения №25-473 от 06.06.2007 .
Не согласившись с указанным решением инспекции, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд, указав следующее.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения - автомобили, мотоциклы, автобусы и другие транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти. Согласно уставу предприятие находится в ведомственном подчинении Министерству юстиции Российской Федерации. Имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения и принадлежит Российской Федерации. Таким образом, имущество предприятия не является объектом налогообложения по транспортному налогу.
Налоговый орган не согласилась с доводами, изложенными в заявлении, указав в отзыве следующее:
подведомственное Министерству юстиции Российской Федерации унитарное предприятие, являющееся самостоятельным юридическим лицом, не относится к федеральным органам исполнительной власти и должно уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных средств, в порядке, предусмотренном главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации,
транспортные средства принадлежат на праве хозяйственного ведения предприятию, а не Федеральному органу уголовной исполнительной системы ГУИН (ныне ФСИН) Минюста России, следовательно, не обладают признаком принадлежности к федеральным органам исполнительной власти, предприятие может быть включено в уголовно-исполнительную систему лишь в том случае, если Правительством Российской Федерации будет принято решение о включении государственных унитарных предприятий Минюста России в уголовно-исполнительную систему.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд первой инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Государственное унитарное предприятие учреждения Объединения исправительных колоний № 36 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю представило в инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу за 9 месяцев 2006 года.
По результатам камеральной налоговой проверки ИФНС по Советскому району г. Красноярска принято решение №13 от 06.03.2007 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением предприятию предложено дополнительно уплатить транспортный налог в сумме 23 887 руб. и пени в сумме 1088,85 руб. Основанием доначисления транспортного налога послужил вывод налогового органа о неправомерном применении льготы, установленной для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Вышеуказанное обстоятельство послужило поводом для обращения предприятия в Управление ФНС по Красноярскому краю с жалобой от 07.05.2007.
Решением Управления от 06.06.2007 №25-43 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Предприятие считая, что указанное решение нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к следующим: выводам.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливают, нарушают ли оспариваемый акт, решений и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащим полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли или совершили действие (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд считает, что налоговый орган не доказал соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации решения №25-473 от 06.06.2007. При этом суд руководствуется следующим.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает установление специальных налоговых режимов для налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не являются объектом обложения транспортным налогом.
Согласно пункту 4 стати 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими право хозяйственного ведения и оперативного управления. При этом имущество закрепляется за учреждениями на праве хозяйственного управления.
На основании Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1314 от 13.10.2004г. «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по своей форме является бюджетным учреждением.
В соответствии с пунктом 5 данного Положения Федеральная служба исполнения наказания осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему, определяет Закон РФ от 21.07.1997 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя:
учреждения, исполняющие наказания,
территориальные органы уголовно-исполнительной системы,
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
Согласно статье 7 Закона, территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно - исполнительной системы на территориях субъектов РФ.
Территориальным органом уголовно-исполнительной системы в Красноярскому крае является Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации в Красноярскому крае.
Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.
В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также приучения осужденных к труду, территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими (статья 7 Закона).
Согласно пункту 2.1. Устава Государственного предприятия учреждения УП-288/5, созданного в соответствии с Приказом УВД Красноярского края №67 от 05.02.1992 (с учетом изменения в Устав от 2002 - ГУП Учреждения ОИК-36 ГУИН Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю), основными видами деятельности предприятия являются обеспечение трудовой занятости осужденных.
Анализ приведенных выше норм законодательства позволяет суду признать тот факт, что предприятие входит в уголовно-исполнительную систему, в связи с чем обоснованно воспользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях применения статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только имущество, непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество, находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №7290/06 от 21.11.2006. В соответствии с уставом предприятие учреждено в соответствии с приказом УВД Красноярского края, находится в ведомственном подчинении Минюста России.
Согласно подпункту 1.1. статьи 8 Федерального закона №53-Ф3 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, определяются Правительством Российской Федерации.
На предприятии предусмотрены должности, требующие наличия специального звания и прохождения военной службы, что следует из штатного расписания предприятия и ответчиком не оспаривается.
Имущество заявителя находится в федеральной собственности и закреплено за ним на паве хозяйственного ведения (пункт 3.2. Устава).
Из анализа вышеназванных норм следует, что право на применение налоговой льготы имеют не только учреждения уголовно-исполнительной системы, но и предприятия.
В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В статье 114 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Следовательно, предприятие отвечает всем требованиям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем обоснованно применило льготу по транспортному налогу.
Государственная пошлина по заявлению.
При подаче настоящего заявления предприятие обратилось к арбитражному суду с ходатайством о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины.
Определением от 17.10.2007 ходатайство заявителя удовлетворено, предприятию предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в соответствии с частью 4 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сроком на 2 месяца.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 2000 рублей.
Согласно статье ПО Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Данный вывод содержится в информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 117 от 13.03.2007.
В связи с изложенным государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит взысканию с Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями ПО, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края:
РЕШИЛ:
требования государственного унитарного предприятия учреждения Объединения исправительных колоний № 36 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю удовлетворить.
Признать недействительным решение № 25-473 от 06.06.2007 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», принятое Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю, как несоответствующее Налоговому Кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить, что с момента принятия настоящего решения о признании недействительным решения № 25-473 от 06.06.2007, указанный ненормативный правовой акт не подлежит применению полностью.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения в Третий арбитражный апелляционный суд или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья Н.С. Бескровная
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ по делу № АЗЗ-10812/2007
от "7" февраля 2008 года
Именем Российской Федерации
Руководствуясь статьями ПО, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края:
РЕШИЛ:
требования государственного унитарного предприятия учреждения Объединения исправительных колоний № 36 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю удовлетворить.
Признать недействительным решение № 25-473 от 06.06.2007 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», принятое Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю, как несоответствующее Налоговому Кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить, что с момента принятия настоящего решения о признании недействительным решения № 25-473 от 06.06.2007, указанный ненормативный правовой акт не подлежит применению полностью.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения в Третий арбитражный апелляционный суд или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья Н.С. Бескровная