ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10848/2023 от 07.08.2023 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

14 августа 2023 года

Дело № А33-10848/2023

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 августа 2023 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 407-2023 от 21.02.2023,

об оспаривании представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения № НС-Т26-13/4024-Др от 21.03.2023,

о взыскании судебных расходов,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: ФИО1, действующего на основании доверенности от 24.03.2022 № 00/22, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

представителей ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 02.08.2023 № 13-ДВ, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом, ФИО3, действующей на основании доверенности от 02.08.2023 № 14-ДВ, личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А. Протоколирование ведется с использованием средств аудиозаписи,

установил:

ПАО «Россети Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее – ответчик, Красноярскстат), в котором заявлены следующие требования:

- признать незаконным постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 407-2023 от 21.02.2023,

- признать незаконным представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения № НС-Т26-13/4024-Др от 21.03.2023,

- взыскать судебные расходы в размере 474,48 руб.

Определением от 21.04.2023 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства. 14.06.2023 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам административного производства.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объёме.

С согласия заявителя суд расценил заявленные требования как оспаривание постановления и представления, вынесенных 21.03.2023 (с учётом исправления опечатки).

Представители ответчика возражали относительно заявленных требований.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ" (ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН; 05.08.2020, ИНН: <***>), зарегистрированное по адресу: 660021, <...>, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11,2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон) обязано безвозмездно предоставлять в Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красноярскстат) первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.

ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ" не представило в межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории в установленный срок статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденной Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661, за 2022 год (срок предоставления - 22 января после отчетного периода).

Таким образом, 24.01.2023 по адресу: 660021, <...>, ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ", не представив в межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории в установленный срок указанную выше статистическую информацию, совершило деяние, содержащее признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.

10.03.2023 на основании протокола об административном правонарушении № 407-2023 возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ".

На рассмотрение дела об административном правонарушении законный представитель генеральный директор ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ" ФИО4 не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Оценив в совокупности обстоятельства совершения ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ" административного правонарушения, заместитель руководителя Красноярскстата пришел к выводу об отсутствии негативных последствий в виде искажения сводных данных, формируемых в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 671-р.

Учитывая позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 09.04.2003 № 116-0, о необходимости учета в каждом конкретном случае рассмотрения дела об административном правонарушении характера правонарушения, степени вины правонарушителя, признания факта совершения вменяемого правонарушения, ненаступление вредных последствий, а также то, что в данном случае составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением административного дела достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, заместитель руководителя Красноярскстата расценил допущенное правонарушение как малозначительное.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9, 29.10, 29.11, 30.1, 30.3, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва вынес постановление № 407-2023 от 21.03.2023, которым постановил:

1. Производство по делу № 407-2023 в отношении ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ" ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 05.08.2020, ИНН: <***>, зарегистрированное по адресу: 66002, <...>, прекратить.

2. Объявить представителю ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ" устное замечание.

В процессе рассмотрения дела также установлено, что причиной нарушения требований Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620, выразившегося в не представлении статистической отчетности, послужило непринятие с исчерпывающих мер по обеспечению контроля над исполнением законодательства в сфере статистического учета.

На основании наложенного, руководствуясь ст. 29.13 КоАП РФ, вынесено представление № НС-Т26-13/4024-Др от 21.03.2023, которым предложено:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять незамедлительные меры по устранению причин и условий, способствовавших нарушению порядка представления статистической отчетности.

2. Издать, а при наличии актуализировать, приказ о назначении должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица и должностных лиц, их замещающих на период временного отсутствия.

3. Организовать и обеспечить контроль за предоставлением первичных статистических данных по утвержденным действующим формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной ответственности.

5. Обеспечить контроль за соблюдением законодательства в сфере статистического учета.

6. О результатах рассмотрения представления, принятых мерах сообщить в Красноярскстат в срок, установленный ст. 29.13 КоАП РФ.

Заявитель, не согласившись с постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 407-2023 от 21.03.2023, представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения № НС-Т26-13/4024-Др от 21.03.2023, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.

В силу части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 АПК РФ – административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 и КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Пунктом 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно частям 1, 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.19 КоАП РФ, вправе должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета.

Такое право на основании Приказа Росстата «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2016 № 41940) предоставлено перечисленным в этом Приказе должностным лицам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета.

В соответствии с Постановлением Правительства России от 02.06.2008 № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» Федеральная служба государственной статистики осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения вынесены уполномоченными должностными лицами в рамках предоставленной компетенции.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 28.1 КоАП РФ дополнена частью 3.1, согласно которой дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.

В соответствии с примечанием в статье 28.1 КоАП положения частей 3.1 и 3.2 настоящей статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" или Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в отношении ПАО «Россети Сибири» возбуждено на основании протокола об административном правонарушении № 407-2023 от 10.03.2023, составленного ведущим специалистом-экспертом административного отдела Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, республике Хакасия и республике Тыва в результате непосредственного обнаружения правонарушения. Следовательно, датой возбуждения дела об административном правонарушении следует считать 10.03.2023. С учетом изложенного, на момент возбуждения административным органом дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Сибири» вышеизложенные положения части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ являлись действующими. К исключениям, предусмотренным частями 3.2-3.5 статьи 28.1 КоАП спорные правоотношения не относятся.

При этом судом уставное следующее.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

Положения настоящего Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами (часть 2 статьи 2 Закон N 248-ФЗ).

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее – Закон № 282-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона № 282-ФЗ официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации.

При этом официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета (статья 5).

Согласно статье 6 Закона № - 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности). Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.

Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, иных данных, передача которых предусмотрена положениями настоящего Федерального закона, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление первичных статистических данных (лица, уполномоченного предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и иных данных и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки первичных статистических данных.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

В силу части 1 статьи 8 Закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

С учетом изложенного в рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено должностным лицом Красноярскстат не в рамках контрольно-надзорных мероприятий, а в рамках государственного статистического наблюдения, которое не относится к государственному контролю по Закону № 248-ФЗ, в связи с чем положения части 3.1 статьи 28.1 КоАП (с учетом примечания) не подлежат применению к спорным правоотношениям.

По смыслу взаимосвязанных правовых норм, изложенных в пункте 6 "Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 620, и в пункте 1 "Положения о Федеральной службе государственной статистики", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, контроль в сфере официального статистического учета представляет собой осуществляемый Росстатом логический и арифметический контроль при предоставлении респондентами первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения и их дальнейшей обработке.

Правонарушение в соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявляется Красноярскстатом при формировании списка не отчитавшихся, либо предоставивших отчетность несвоевременно или недостоверно, а не в ходе контрольно-надзорных мероприятий отдельно взятого респондента, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ. Следовательно, особенности осуществления контрольной (надзорной) деятельности, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" на рассматриваемые правоотношения не распространяются.

Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу № А71-9994/2022.

Требования к порядку составления протокола об административным правонарушении, установленные статьей 28.2 и 28.5 КоАП РФ, административным органом соблюдены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ ответственность предусмотрена за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных. Объективной стороной вмененного обществу правонарушения является несвоевременное предоставление респондентом субъектам официального статистического учета первичных статистических данных.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.11.2007 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 282-ФЗ) федеральное статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности) и проводится в отношении респондентов. Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета.

Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, иных данных, передача которых предусмотрена положениями Федерального закона № 282-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 282-ФЗ применение официальной статистической методологии (официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, составления национальных счетов, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации) является обязательным при формировании официальной статистической информации.

Официальная статистическая методология формируется субъектами официального статистического учета и утверядается ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Формирование перечней респондентов (включение хозяйствующих субъектов в различные федеральные статистические наблюдения) по каждой конкретной форме осуществляется по установленным официальной статистической методологией критериям.

Респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные (статья 8 Федерального закона № 282-ФЗ).

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации.

Предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением следующих условий Положения:

а) формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации (раздел 57.6 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства России от 06.05.2008 № 671-р);

б) наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению (приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);

в) доведение субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 Положения.

В целях формирования официальной статистической информации об охране атмосферного воздуха (раздел 57.6 Федерального плана статистических работ) приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» с указаниями по ее заполнению (размещены на бланке) для предоставления первичных статистических данных респондентами.

Перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденной Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661, формируется в соответствии с официальной методологией на основании суммарных объемов разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по объектам негативного воздействия.

Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления (далее - информирование), посредством размещения на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечней респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.

ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» проинформировано о включении в федеральное статистическое наблюдение по форме №и 2-ТП (воздух) за 2022 год посредством размещения на официальном сайте Росприроднадзора «Перечня респондентов, отчитывающихся по форме № 2-ТП (воздух) за 2022 год» по адресу: https://rpn.gov.ru/regions/24/for_users/report, а также через Личный кабинет природопользователя. Данный факт ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» не оспаривается.

Следовательно, соблюдены условия, при которых у юридического лица ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» возникла обязанность по предоставлению сведений по утвержденной форме № 2-ТП (воздух) за 2022 год в соответствии с указаниями по заполнению, по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланке этих формы.

В соответствии с указаниями по заполнению:

- форму заполняют юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 1 Указаний);

- форма предоставляется не позднее 22 января года, следующего за отчетным;

- сведения предоставляются (п. 4 Указаний) юридическими лицами, в результате хозяйственной деятельности которых: объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год; объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

В соответствии с п. 4 Указаний (абз. 3) форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора только при наличии наблюдаемого события. В случае отсутствия события отчет по форме в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляется.

Заявитель полагает, что у него не возникла обязанность по представлению статистической формы, поскольку по объектам ОНВ, расположенных в Республике Бурятия, в котором осуществляет деятельность обособленное подразделение общества – филиал «Бурятэнерго», объем выбросов загрязняющих веществ не превышает 10 тонн в год.

Ответчик оспаривает указанный довод заявителя, указывая, что заявитель неверно толкует содержание вышеприведенных Указаний, поскольку в целях представления статистических форм необходимо учитывать суммарный объем выбросов, образующихся в целом от деятельности юридического лица, а не отдельно его структурных подразделений, расположенных на территории разных субъектов Российской Федерации.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд соглашается с вышеприведенным доводом ответчика.

Пунктом 3 Указаний предусмотрено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель заполняет форму и предоставляет ее в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОНВ), имеющему в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха. При этом в случае если ОНВ, эксплуатируемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора по месту учета ОНВ.

В свою очередь, п. 4 Указаний, предусматривающих случаи, при наступлении которых соответствующие сведения представляются, не содержится указаний, что объемы выбросов загрязняющих веществ должны определяться именно исходя из территориального места нахождения объектов и суммарных объемов от объектов НВОС, расположенных на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Суд также учитывает, что в дополнение к утвержденной форме Росприроднадзором (субъектом официального статистического учета) даны разъяснения о порядке предоставления сведений по форме № 2-ТП (воздух), которые приведены в письме от 8 декабря 2022 г. № РН-09-03-31/43317. Согласно вышеуказанным разъяснениям (абз. 6) «если суммарный выброс загрязняющих веществ по всем объектам НВОС юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе находящимися в разных субъектах Российской Федерации, соответствует критериям, установленным п. 4 Указаний, сведения по форме № 2-ТП (воздух) предоставляются по каждому объекту НВОС юридического лица, индивидуально предпринимателя».

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что в целях представления статистических форм необходимо учитывать суммарный объем выбросов, образующихся в целом от деятельности юридического лица, а не отдельно его структурных подразделений, расположенных на территории разных субъектов Российской Федерации.

Из представленных ответчиком сведений усматривается, что в целом от деятельности ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» (в том числе филиалов, расположенных на территории Красноярского края, Республики Хакассия и Республики Бурятия) объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год (указанное обстоятельство заявителем не оспаривается), в связи с чем в силу п. 3, 4 Указаний заявитель обязан представлять соответствующую статистическую форму в том числе территориальные органы Росприроднадзора в Республике Бурятия, что не было своевременно сделано заявителем.

В соответствии с абзацем вторым п. 6 Положения респонденты, допустившие факты отражения первичных статистических данных в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками, не позднее 3 рабочих дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения указанного в абзаце первом настоящего пункта уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета в порядке, предусмотренном настоящим Положением для предоставления первичных статистических данных, исправленные данные с приложением обоснования для внесения исправлений.

В соответствии с абзацем третьим п. 6 Положения предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками, которые не были устранены в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» в соответствии с Указаниями по заполнению сведений предоставило первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2022 год в межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории по объектам НВОС, находящимся на территории Республики Бурятия, 24 января 2023 года (нарушение срока предоставления сведений составило один день).

Данный факт ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» не оспаривается.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии иных предусмотренных настоящим Кодексом обстоятельств, при которых лицо, совершившее действие (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

На основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено, в том числе в случае признания допущенного правонарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ), при обратной силе закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность (ст. 1.7 КоАП РФ), а также в случаях, предусмотренных в соответствующих статьях (примечаниях к ним) Особенной части Кодекса.

Как следует из материалов дела, Красноярскстатом по данному факту (не предоставление в установленный срок сведений по форме № 2-ТП (воздух)) 10 марта 2023 года было возбуждено дело об административном правонарушении № 407-2023 по части 1. ст. 13.19 КоАП РФ, рассмотрено 21.03.2023 и прекращено по малозначительности.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Оценив в совокупности обстоятельства совершения ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» административного правонарушения, заместитель руководителя Красноярскстата посчитал, что это не повлекло, в данном случае, негативных последствий в виде искажения сводных данных, формируемых в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 671-р.

Учитывая позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 09.04.2003 № 116-0, о необходимости учета в каждом конкретном случае рассмотрения дела об административном правонарушении характера правонарушения, степени вины правонарушителя, признания факта совершения вменяемого правонарушения, ненаступление вредных последствий, а также то, что в данном случае составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением административного дела достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, заместитель руководителя Красноярскстата правомерно расценил допущенное правонарушение как малозначительное.

Согласно ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Таким образом, постановление заместителя руководителя Красноярскстата о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 21.03.2023 № 407-2023 и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 21.03.2023 № НС-Т26-13/4024-ДР сомнений в своей законности не вызывают и оснований для их отмены или изменения не усматривается; требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Статье 112 АПК РФ предусмотрено, что вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

При этом в силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая, что судебный акт вынесен не в пользу заявителя, судебные расходы (почтовые издержки) в размере 474,48 руб. не подлежат взысканию с ответчика, относятся на заявителя.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж