ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10883/09 от 24.09.2009 Третьего арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

сентября 2009 года

Дело № А33-10883/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 сентября 2009 года.

В полном объёме решение изготовлено 30 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ермаковой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие» (г.Красноярск)

к Администрации Емельяновского района Красноярского края (Емельяновский район, п.Емельяново)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Отдел архитектуры и градостроительства администрации Емельяновского района (Красноярский край, с.Емельяново)

о признании незаконным отказа администрации Емельяновского района Красноярского края от предоставления в собственность за плату земельного участка,

при участии:

представителей заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 23.06.2009, ФИО2, представителя по доверенности от 24.04.2008,

представителя ответчика: ФИО3, представителя по доверенности  25.12.2008,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ермаковой И.И.,

установил:

открытое акционерное общество «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие» (ОАО «КПАТП»), обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа администрации Емельяновского района Красноярского края от предоставления в собственность за плату земельного участка.

Заявление принято к производству суда. Определением от 16.07.2009 возбуждено производство по делу. Определением  от 03.09.2009 судебное разбирательство по делу отложено на 18.09.2009. В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской объявлялся перерыв до 14.30 час. 24.09.2009, по окончанию которого судебное заседание продолжено.

Отдел архитектуры и градостроительства администрации Емельяновского района  в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица (его представителя).

В судебном заседании заявитель представил суду пояснения к заявлению об обжаловании отказа Администрации Емельяновского района Красноярского края  в предоставлении земельного участка, в котором заявитель уточнил требования к ответчику, просит признать незаконными действия администрации Емельяновского района Красноярского края, обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края заключить договор купли-продажи земельного участка (кадастровый номер 24:116010104:0073) с ОАО «КПАТП».

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить предмет или основание иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Ходатайство заявителя об уточнении предмета заявленных требований удовлетворено, поскольку заявлено в соответствии с требованиями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело рассматривается с учетом произведенных изменений.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ОАО «КПАТП» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <...>, а именно: объект незавершенного строительства – строение 1, общей площадью 204,4 кв.м., лит. Б объект незавершенного строительства – строение 2, общей площадью 26,70 кв.м., лит. Б1; объект незавершенного строительства – строение 3, общей площадью 464,10 кв.м., лит. Б2; объект незавершенного строительства – строение 4, общей площадью 66,30 кв.м., лит. Б3; объект незавершенного строительства – строение 5, общей площадью 156,20 кв.м., лит. Б4.

В материалы дела заявителем представлены в том числе договоры купли-продажи и кадастровые паспорта, технические паспорта в отношении указанных объектов недвижимости.

Решением Емельяновской поселковой администрации от 25.01.1993 № 29Емельяносвкому филиалу № 2 «КПОПАТ-4» предоставлен земельный участок 2,2 га для строительства производственной базы.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.12.2008 № А33-8525/2008 установлен факт правопреемства ОАО «КПАТП» по отношению к «КПОПАТ-4».

В целях эксплуатации объектов недвижимости 24.07.2000 ОАО «КПАТП» (арендатор)  заключило договор аренды земельного участка общей площадью 21353 кв.м., по адресу: <...>. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 21.12.2001 за номером 201:01.09:14.2001:323.

Согласно кадастровому паспорту от 21.09.2009 № 24ЗУ/09-309752 земельному участку по адресу: <...>, площадью 21353 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации производственной базы, присвоен кадастровый номер: 24:11:0010104:73.

11.03.2009 ОАО «КПАТП» обратилось с заявлением о предоставлении данного  земельного участка за плату в Администрации Емельяновского района Красноярского края в порядке статьи 36 ЗК РФ. Заявление получено ответчиком 12.03.2009  и зарегистрировано за № 896.

Судом установлено, что в заявлениях о предоставлении  земельного участка за плату в качестве приложения указаны учредительные документы заявителя, свидетельство о регистрации в качестве юридического лица,  правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, правоустанавливающие документы на испрашиваемый земельный участок, его кадастровые план, иные документы.

Письмом от 16.04.2009 № 940 в предоставлении земельного участка отказано. В обоснование  отказа Администрация Емельяновского района пояснила невозможностью  предоставления земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства.  Указанные земельные участки не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода объектов в эксплуатацию.

Согласно заключению Администрации Емельяновского района  от 05.08.2009  объекты на территории площадью 21353 кв.м. считаются брошенными, некоторые находятся в аварийном состоянии и подлежат демонтажу.

В обоснование возражения на заявления Администрация Емельяновского района  также ссылается

- на ненадлежащее исполнение заявителем обязанности по внесения арендных платежей, указывает, что в настоящее время в арбитражном суде ведется судебное разбирательство по взысканию пени за несовременное внесение арендной платы по договору;

- статьей 36 ЗК РФ не предусмотрено право собственников  строящихся объектов недвижимого имущества  на поучения в собственность за плату земельных участков, на которых они расположены. Согласно градостроительным нормам эксплуатации объекта предшествует получение разрешения на ввод в эксплуатацию. С момент государственной регистрации недвижимое имущество включается в гражданский оборот, а его собственник получает право на выкуп земельного участка.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 36 данного Кодекса исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники расположенных на этих участках зданий, строений, сооружений.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). При этом право собственника здания, строения, сооружения приватизировать земельный участок под ним  установлено вне зависимости от времени заключения договора аренды (пункт 2.2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного заявления уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

Уполномоченным органом на решение вопросов по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Емельяновского района Красноярского края, является Администрация Емельяновского района Красноярского края.

11.03.2009 ОАО «КПАТП» обратилось с заявлением о предоставлении данного  земельного участка за плату в Администрации Емельяновского района Красноярского края в порядке статьи 36 ЗК РФ. Заявление получено ответчиком 12.03.2009  и зарегистрировано за № 896.

Судом установлено, что в заявлениях о предоставлении  земельного участка за плату в качестве приложения указаны учредительные документы заявителя, свидетельство о регистрации в качестве юридического лица,  правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, правоустанавливающие документы на испрашиваемый земельный участок, его кадастровые план, иные документы.

Письмом от 16.04.2009 № 940 в предоставлении земельного участка отказано. В обоснование  отказа Администрация Емельяновского района пояснила невозможностью  представления земельных участков, на котором расположены объекты незавершенного строительства.  Указанные земельные участки не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода объектов в эксплуатацию.

Судом установлено, что земельный участок кадастровый номер: 24:11:0010104:73 по адресу: <...>, площадью 21353 кв.м. относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для размещения и эксплуатации производственной базы.

 На земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащее ОАО «КПАТП»  на праве собственности, а именно: объект незавершенного строительства – строение 1, общей площадью 204,4 кв.м., лит. Б объект незавершенного строительства – строение 2, общей площадью 26,70 кв.м., лит. Б1; объект незавершенного строительства – строение 3, общей площадью 464,10 кв.м., лит. Б2; объект незавершенного строительства – строение 4, общей площадью 66,30 кв.м., лит. Б3; объект незавершенного строительства – строение 5, общей площадью 156,20 кв.м., лит. Б4.  Право собственности на указанные объекты  подтверждается представленными в дело  свидетельствами о государственной регистрации права.

Согласно кадастровому паспорту от 21.09.2009 № 24ЗУ/09-309752 площадь испрашиваемого земельного участка соответствует материалам межевания.

Из изложенного следует вывод о наличии у заявителя в соответствии с требованиями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительного права на приобретение указанного земельного участка в собственность и отсутствии препятствий для его приватизации. Иное   ответчиком не доказано.

В обоснование отказа в передаче земельного участка в собственность ОАО «КПАТП»  ответчик ссылается на невозможность  предоставления земельных участков, на которым расположены объекты незавершенного строительства.  Указанные земельные участки не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода объектов в эксплуатацию.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

По смыслу указанных норм материального права собственники зданий, строений, сооружений - объектов недвижимости, являющихся таковыми в силу их прочной связи с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, занятых такими объектами и необходимых для их использования.

Не завершенным строительством объектом может являться как здание, так и строение или сооружение, поскольку указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания (строительства), а сам процесс создания (строительства) объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого (строящегося) объекта.

В свою очередь, в любом случае в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объект незавершенного строительства является объектом недвижимости в силу прочной связи с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

Следовательно, по смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом правил пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник объекта незавершенного строительства обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка или приобретение права аренды земельного участка, занятого таким объектом и необходимого для его использования.

При таких обстоятельствах решение Администрация Емельяновского района об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка противоречит требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает исключительное право ОАО «КПАТП»  на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка.

Довод ответчика о ненадлежащем исполнении заявителем обязанности по внесения арендных платежей, что также является основанием отказа в передаче участка в собственность, суд оценивает критически. Наличие у арендатора на дату подачи заявления об использовании преимущественного права на приобретение имущества задолженности по пени из договора аренды земельного участка не свидетельствует о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей, исходя из критериев разумности и объективности в оценке надлежащего исполнения арендатором обязанностей по перечислению арендной платы, а также с учетом природы самой нормы закона о преимущественном праве, направленной на поддержку предпринимательства, создание благоприятных условий для их развития в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ.

При указанных обстоятельствах требования заявителя о признании незаконными действий администрации Емельяновского района Красноярского края, правомерно и подлежит удовлетворению.

 ОАО «КПАТП»  заявлено требование об обязании администрации Емельяновского района Красноярского края заключить с ним договор купли-продажи земельного участка (кадастровый номер 24:116010104:0073).

В соответствии с ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, из п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными его нормами следует, что обязанностью администрации Емельяновского района является подготовка проекта договора аренды земельного участка и направление его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке объектов недвижимости - ОАО «КПАТП».

На основании изложенного, суд считает, что требование заявителя в части обязания администрации Емельяновского района Красноярского края заключить с ним договор купли-продажи земельного участка (кадастровый номер 24:116010104:0073), удовлетворению не подлежит.

В  соответствии  с  частью 2 статьи 201 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с части 1 статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

 Руководствуясь статьями 167 – 170, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление открытого акционерного общества «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие» удовлетворить частично.

Признать отказ Администрации Емельяновского района Красноярского края в предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пгт.Емельяново, пер.Промышленный, 1, площадью 21353 кв.м., кадастровый номер 24:11:010104:0073, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Администрацию Емельяновского района Красноярского края направить открытому акционерному обществу  «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие» проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пгт.Емельяново, пер.Промышленный, 1, площадью 21353 кв.м., кадастровый номер 24:11:010104:0073.

В остальной части заявления отказать.

Взыскать сАдминистрации Емельяновского района Красноярского края в пользу открытого акционерного общества «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие» 2 000 руб. – расходов по оплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Ермакова И.И.