ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-10930/18 от 20.09.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

27 сентября 2018 года

Дело № А33-10930/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными и недействительными решения и предписания от 05.04.2018 по делу № 158-15-17,

к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель ФИО1, МКУ города Красноярска «Управление дорог инфраструктуры и благоустройства», ФИО2, ФИО3,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО4 на основании доверенности от 11.04.2018 № 04-2268,

от ответчика: ФИО5 на основании доверенности от 23.01.2018 № 26,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Агафоновой, с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

Администрация города Красноярска (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – ответчик) о признании незаконными и недействительными решения и предписания от 05.04.2018 по делу № 158-15-17.

Определением от 04.05.2018 заявление оставлено судом без движения. В арбитражный суд от заявителя поступили документы, устраняющие обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Заявление принято к производству суда. Определением от 17.05.2018 возбуждено производство по делу; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель ФИО1, МКУ города Красноярска «Управление дорог инфраструктуры и благоустройства», ФИО2, ФИО3

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц по представленным в материалы дела доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ИП ФИО1 (вх. № 16494 от 31.08.2017) с жалобой на действия Администрации города Красноярска, связанные с необоснованным, по мнению Заявителя, исключением принадлежащего ему торгового объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска путем издания Постановления администрации г. Красноярска от 17.07.2017 № 465 «О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 № 595».

В ходе рассмотрения заявления было установлено следующее.

Между Администрацией города Красноярска и ИП ФИО1 было заключено два договора на размещение временного сооружения: договор № 4/1608 от 29.04.2016 на срок до 28.11.2016 (дополнительным соглашением № Ч/259/с к указанному договору срок действия договора был продлен до 01.01.2018); договор № 1424 от 01.03.2013 на срок до 28.11.2016 (дополнительным соглашением № Ч/260/с к указанному договору срок действия договора был - продлен до 01.01.2018).

Согласно пункту 1.1 указанных договоров ИП ФИО1 предоставлено право размещения следующих временных сооружений: киоск и павильон в соответствии с номерами 598, 793 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595 по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Вейнбаума (ост. «Театр оперы и балета»).

Администрация города Красноярска письмами (исх. № 11-2517, № 11-2520 от 14.04.2017) уведомила ФИО1 об отказе от исполнения договоров № 4/1608 от 29.04.2016, № 1424 от 01.03.2013 в одностороннем порядке со ссылкой на пункт 5.3 договоров.

Согласно пунктам 5.3, 5.3.1 договоров № 4/1608 от 29.04.2016, № 1424 от 01.03.2013 основанием для досрочного расторжения договора является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.

Таким образом, основанием для расторжения указанных договоров в одностороннем порядке, согласно пояснениям Администрации (исх. № 11-6892 от 20.09.2017), послужило предоставление земельного участка, в границах которого расположено место размещения временных сооружений, принадлежащих ИП ФИО1, в постоянное бессрочное пользование МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» (далее - МКУ «УДИБ») (распоряжение администрации города Красноярска № 6425-недв от 15.12.2015 «О предоставлении МКУ «УДИБ» земельного участка»).

Согласно информации, представленной Администрацией города Красноярска, в границах указанного земельного участка 24:50:0000000:649 расположены и иные временные сооружения, принадлежащие хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, с которыми Администрация г. Красноярска так же расторгла договоры на размещение временного сооружения путем направления уведомлений. Такими хозяйствующими субъектами являются следующие лица: индивидуальные предприниматели: ФИО2 (договоры на размещение № Р/7144 от 26.06.2013, №235 от 06.04.2012, № 236 от 06.04.2012), ФИО3 (договоры на размещение от 02.05.2012).

Определением антимонопольного органа от 19.12.2017 вышеуказанные лица были привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

Так же указанным определением к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица было привлечено МКУ «УДИБ».

При рассмотрении дела было установлено, что согласно Постановлению администрации г. Красноярска от 27.11.2012 № 595 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска» период размещения нестационарных объектов вышеуказанных хозяйствующих субъектов, составлял до 01.01.2018.

Анализ Постановления администрации г. Красноярска от 17.07.2017 № 465 «О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 № 595«Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска», документов, приложенных к вышеуказанным обращениям позволил антимонопольному органу прийти к выводу о том, что нестационарные торговые объекты, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, принадлежащие индивидуальным предпринимателям: ФИО2 (номера в схеме № 595, 596, 597), ФИО3 (номер в схеме №599), ФИО1 (номера в схеме № 598, 793) были исключены из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска указанным Постановлением.

Таким образом, всем хозяйствующим субъектам, временные сооружения которых расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, передаренного МКУ «УДИБ» в постоянное (бессрочное пользование) Администрация г. Красноярска направила уведомления об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения в одностороннем порядке со ссылкой на пункт 5.3 договора, содержащий основания для досрочного расторжения договора в случае наличия у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.

Из пояснений Администрации города Красноярска (исх. № 11-6892 от 20.09.2017) следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:649 площадью 19709 кв.м., расположенный по адресу: <...> от ул. Карла Маркса до Коммунального моста был предоставлен МКУ «УДИБ» в целях эксплуатации объекта недвижимости муниципальной собственности - объект дорожного хозяйства (Распоряжение № 3735-недвот 14.07.2014).

Так же в обоснование своей позиции Администрация г. Красноярска указала на то, что использование земельных участок в границах полосы отвода автомобильных дорог для размещения нестационарных торговых объектов не предусмотрено.

Вместе с тем, из пояснений Администрации г. Красноярска, представленных в материалы дела, следует, что договоры на размещение временных сооружений в настоящее время расторгнуты не со всеми хозяйствующими субъектами (не всем направлены уведомления об отказе от исполнения договора), временные сооружения которых расположены на земельных участках, переданных в постоянное бессрочное пользование МКУ «УДИБ».

Представителями администрации города Красноярска в ходе дела даны пояснения, что в первую очередь, договоры расторгались с теми хозяйствующими субъектами, которые расположены на земельных участках, предоставленных МКУ «УДИБ» для обслуживания объектов дорожного хозяйства, включенных в титульный список ремонта автомобильных дорог на 2017 год.

Согласно представленному Администрацией г. Красноярска титульному списку объектов капитального ремонта, ремонта улиц, дорог города Красноярска и искусственных сооружений на них, финансируемых за счет средств федерального и регионального бюджетов в рамках реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» на 2017 год был предусмотрен капитальный ремонт ул. Вейнбаума на участке от ул. Брянская до Коммунального моста (расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649 переданного МКУ «УДИБ»).

На период 2018 года проведение ремонтных, иных работ на вышеуказанном участке не предусмотрено.

Представитель МКУ «УДИБ» поддержал позицию Администрации г. Красноярска, считает действия Ответчика законными.

В материалы дела от МКУ «УДИБ» были представлены: копия муниципального контракта от 20.12.2016 № Ф.2016.378487 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог города Красноярска в 2017 году; копия муниципального контракта от 11.04.2017 № Ф.2017.105893 на выполнение работ по ремонту дорог в Центральном и Железнодорожном районе города Красноярска.

В ходе рассмотрения дела представитель МКУ «УДИБ» пояснил, что вышеуказанные муниципальные контракты закрыты, работы, предусмотренные контрактами выполнены.

Доказательств того, что временные сооружения, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649 препятствовали проведению работ по содержанию автомобильной дороги, в материалы дела не представлено.

Исследовав материалы дела, доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что указанных материалов достаточно для квалификации нарушения антимонопольного законодательства.

22.02.2018 Комиссией Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 158-15-17 принято заключение об обстоятельствах дела.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела №158-15-17 посчитала, что вышеуказанные действия Администрации города Красноярска свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства, необоснованно препятствуют осуществлению предпринимательской хозяйствующим субъектам, временные сооружения которых расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649.

Из системного толкования положений Устава МКУ «УДИБ», Распоряжения Правительства РФ следует, что учреждение создано для исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления - Администрации города Красноярска.

Из пояснений, представленных Администрацией города Красноярска, следует, что земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен казенному учреждению для осуществления его уставных задач.

Однако, намерение учреждения получить земельный участок на соответствующем праве не означает, что у собственника земельного участка возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела, временные сооружения, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, переданного МКУ «УДИБ» не препятствуют выполнению учреждением своих уставных задач с использованием указанного земельного участка.

Данный вывод подтверждается материалами дела, а именно муниципальными контрактами от 20.12.2016 № Ф.2016.378487 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог города Красноярска в 2017 году; от 11.04.2017 № Ф.2017.105893 на выполнение работ по ремонту дорог в Центральном и Железнодорожном районе города Красноярска, которые исполнены.

Из представленных пояснений Администрации не следует, что выполнение уставных задач МКУ «УДИБ» невозможно без предоставления вышеуказанного земельного участка в постоянное бессрочное пользование учреждению. Данное учреждение не реализует ни правомочие владения, ни правомочие пользования объектами, расположенными на данном земельном участке, поскольку данные объекты находятся в общем владении и пользовании, так как являются местами общего пользования.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, объективных оснований для передачи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, в границах которого расположено место размещения временных сооружений Заявителя, заинтересованных лиц, в постоянное бессрочное пользование МКУ «УДИБ», у Администрации города Красноярска не имелось.

Закрепление за МКУ «УДИБ» объекта недвижимости муниципальной собственности -объект дорожного хозяйства (Распоряжение № 3735-недв от 14.07.2014 (ИНФ 06101), так же не целесообразно и не отвечает требованиям закона.

Вышеуказанный объект недвижимости муниципальной собственности - сооружение дорожного хозяйства, используемый по соответствующему назначению неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не может быть передан на праве оперативного управления МКУ «УДИБ», поскольку такое имущество предназначено для общего пользования, а закрепление его за казенным учреждением не соотносится с предметом и целями деятельности учреждения. Таким образом, передача в постоянное бессрочное пользование земельного участка, на котором расположен объект дорожного хозяйства, также не обоснована.

Довод Ответчика о том, что временные сооружения Заявителя и заинтересованных лиц по настоящему делу находятся в полосе отвода автомобильной дороги, что противоречит требованиям действующего законодательства, в частности части 3 статьи 25 Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку указанное не является основанием для отказа Администрации г. Красноярска от исполнения договоров на размещения временных сооружений в одностороннем порядке (данное основание не указано в направленных заявителям уведомлениях).

Принимая решение о расторжении договоров на размещение временных сооружений, заключенных с Заявителем и заинтересованными лицами по настоящему делу, Администрацией города Красноярска не указано объективных причин, обусловливающих принятие такого решения.

Комиссия так же пришла к выводу, что правовые основания для одностороннего отказа Администрацией г. Красноярска от исполнения договоров на размещение временного сооружения, заключенных с Заявителем и заинтересованными лицами по настоящему делу, по основаниям, указанным в уведомлениях Администрации г. Красноярска отсутствуют ввиду следующего.

Как следует из материалов дела Заявителю и заинтересованными лицами по настоящему делу Администрации г. Красноярска направила уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения со ссылкой на пункт 5.3 (5.3.1), которым установлены основания для досрочного расторжения договора в случае наличия у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.

Оценив вышеприведенные условия договоров на размещение временных сооружений, заключенных между Администрацией г. Красноярска и Заявителем, заинтересованными лицам по настоящему делу с учетом их буквального толкования по правилам статьи 431 ГК РФ, антимонопольный орган пришел к выводу, что пункт 5.3 (5.3.1) договоров не содержит право на односторонний отказ от договора по правилам статьи 450.1. ГК РФ. По условиям пункта 5.3 (5.3.1) (или пункт 6.4) договоров, договор может быть расторгнут по общим правилам статьи 450 ГК РФ, то есть по соглашению сторон или в судебном порядке.

Правовых оснований для исключения нестационарных торговых объектов Заявителей и заинтересованных лиц по настоящему делу из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска у Администрации города Красноярска также не имелось.

Позиция Администрации г. Красноярска, связанная с исключением мест размещения нестационарных объектов, противоречит смыслу части 6 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ, согласно которой схема размещения - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.

Таким образом, решение органа местного самоуправления об исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов, ранее включенных в нее на законных основаниях мест размещения, возможно только при условии наличия объективной необходимости высвобождения указанного места в целях решения иных приоритетных задач и удовлетворения муниципальных или государственных нужд, создания наилучшего удовлетворения потребностей населения соответствующего муниципального образования.

При этом, отсутствие в схеме мест размещения объектов, фактически занятых киосками (павильонами) Заявителей и заинтересованных лиц по настоящему делу, в настоящее время ограничивает их доступ к пользованию принадлежащих им нестационарным сооружениям торговли, что, в свою очередь, является препятствием для осуществления им хозяйственной деятельности.

Иная позиция Администрации г. Красноярска приводит к необоснованному сокращению числа хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих торговую деятельность через нестационарные объекты.

Кроме того, такая позиция Администрации г. Красноярска противоречит стратегии развития торговли в Российской Федерации, изложенной в Приказе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 № 2733. Так, согласно указанному Приказу стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия) охватывает сегменты розничной и оптовой торговли товарами потребительского назначения (за исключением торговли автотранспортными средствами и оборудованием, моторным топливом), прежде всего продуктами питания, и направлена на формирование и обеспечение функционирования многоформатной эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям развития социальной сферы и экономики Российской Федерации.

Из указанной стратегии следует, что государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов, так как это увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для отечественных товаропроизводителей. Органы государственной власти и местного самоуправления должны лишь установить прозрачные и стабильные правила для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли, создавать благоприятные и прозрачные условия для осуществления торговой деятельности и содействовать в соблюдении хозяйствующими субъектами установленных правил. Малые и средние торговые предприятия выполняют важную экономическую и социальную функцию, являясь каналом сбыта продукции мелких и средних производителей потребительских товаров.

По результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления права на размещение временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности через торговые павильоны (нестационарные объекты) на территории города Красноярска, было установлено следующее.

Временной интервал исследования определен периодом 2017 год -2018 год.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права на размещение временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности через торговые павильоны (нестационарные объекты) может рассматриваться как товар.

Поскольку вопросы размещения временных сооружений на территории муниципального образования действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления и дает право названным органам принимать меры для создания таких условий в пределах своей компетенции, а товаром в рассматриваемом случае, является право на размещение временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности через торговые павильоны (нестационарные объекты), следовательно, единственным продавцом такого права может быть только орган местного самоуправления - Администрации г. Красноярска.

В связи с тем, что в границах одного муниципального образования существует только один собственник муниципального имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

Таким образом, Администрация г. Красноярска выступает единственным продавцом на рынке предоставления размещения временных сооружений на территории г. Красноярска.

За продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются - предоставление права установки и использования временного сооружения (нестационарного объекта) на территории г. Красноярска.

Географические границы рынка предоставления права на размещение временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности через торговые павильоны (нестационарные объекты) в рассматриваемом случае определены как территория г. Красноярска.

В ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимого административного барьера входа на рынок. Это обусловлено тем, что предоставить право на размещение временного сооружения на территории муниципального образования может только орган местного самоуправления - Администрация г. Красноярска.

Возможность приобретения услуги имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих осуществлять) предпринимательскую деятельность через торговые павильоны (нестационарные объекты).

На территории г. Красноярска, по сведениям Администрация г. Красноярска, имеется более 1000 временных сооружений, принадлежащих хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность через торговые павильоны (нестационарные объекты).

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рынок получения права на размещение временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности через торговые павильоны (нестационарные объекты) на территории г. Красноярска является конкурентным среди покупателей данного права.

Предоставление указанного права обусловливает получение покупателем возможности доступа на рынки реализации товаров народного потребления. Соответственно, отказ Администрации города Красноярска от исполнения обязательств по договору в одностороннем порядке, как продавца права, оказывает непосредственное влияние на конкуренцию за право доступа на соответствующий товарный рынок, на котором действуют заявители.

Таким образом, действия Администрации, связанные с односторонним отказом от исполнения обязательств по заключенным договорам, а также исключением временных сооружений из схемы, влекут (могут повлечь) уход субъектов с соответствующих товарных рынков, что непосредственным образом влияет на количественный состав участников рынка и указывает на ограничение конкуренции в смысле пункта 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции».

Рассматриваемые Комиссией действия Администрации г. Красноярска, связанные с необоснованным и незаконным расторжением в одностороннем порядке договоров на размещение временных сооружений с Заявителями и заинтересованными лицами по настоящему делу приводят (могут привести) привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции вследствие сокращения числа хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующих товарных рынках.

На основании изложенного антимонопольным органом вынесено решение от 05.04.2018 по делу № 158-15-17, согласно которому:

- Администрация города Красноярска признана нарушившей пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части издания актов: Распоряжение № 6425-недв от 15.12.2015 «О предоставлении МКУ «УДИБ» земельного участка» в части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, Распоряжение № 3735-недв от 14.07.2014 о закреплении за МКУ «УДИБ» объекта недвижимости муниципальной собственности -сооружение дорожного хозяйства (ИНФ 06101) ив необоснованном отказе от исполнения договоров на размещение временных сооружений, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, путем направления уведомлений об отказе от исполнения договоров в одностороннем порядке, а так же выразившиеся в исключении нестационарных торговых объектов, расположенных в границах указанного земельного участка, из схемы размещения путем издания Постановления от 17.07.2017 № 465 «О внесении изменения в Постановление администрации города от 27.11.2012 № 595 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска», что в свою очередь может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции вследствие сокращения числа хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующих товарных рынках;

- в целях защиты гражданских прав, публичного порядка и восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства Администрации города Красноярска предписано выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, с этой целью администрации в срок до 27.04.2018 надлежит:

отменить Распоряжение № 6425-недв от 15.12.2015 «О предоставлении МКУ «УДИБ» земельного участка» в части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, Распоряжение № 3735-недв от 14.07.2014 о закреплении за МКУ «УДИБ» объекта недвижимости муниципальной собственности - сооружение дорожного хозяйства (ИНФ 06101);

отозвать уведомления об отказе от исполнения в одностороннем порядке договоров на размещение временных сооружений, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, адресованные хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность во временных сооружениях, расположенных в границах указанно земельного участка по причине предоставления указанного земельного участка МКУ «УДИБ»;

внести изменения в Постановление от 17.07.2017 № 465 «О внесении изменения в Постановление администрации города от 27.11.2012 № 595», исключив номера нестационарных торговых объектов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, в том числе номера (строки): № 595, 596, 597, №599, № 598, 793 нестационарных торговых объектов, расположенных в границах указанного земельного участка.

- передать материалы дела №158-15-17 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации города Красноярска дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 156-15-17 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.04.2018 по делу № 158-15-17о признании Администрации города "Красноярска нарушившей пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» вынесла предписание от 05.04.2018 по делу № 158-15-17, которым предписывает Администрации города Красноярска в целях защиты гражданских прав, публичного порядка и восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 27.04.2018:

отменить Распоряжение № 6425-недв от 15.12.2015 «О предоставлении МКУ «УДИБ» земельного участка» в части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, Распоряжение № 3735-недв от 14.07.2014 о закреплении за МКУ «УДИБ» объекта недвижимости муниципальной собственности - сооружение дорожного хозяйства (ИНФ 06101);

отозвать уведомления об отказе от исполнения в одностороннем порядке договоров на размещение временных сооружений, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, адресованные хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность во временных сооружениях, расположенных в границах указанно земельного участка по причине предоставления указанного земельного участка МКУ «УДИБ»;

внести изменения в Постановление от 17.07.2017 № 465 «О внесении изменения в Постановление администрации города от 27.11.2012 № 595», исключив номера нестационарных торговых объектов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, в том числе номера (строки): № 595, 596, 597, №599, № 598, 793 нестационарных торговых объектов, расположенных в границах указанного земельного участка.

Об исполнении настоящего предписания необходимо сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 5 дней по истечении установленного срока исполнения предписания.

Полагая, что решение и предписание от 05.04.2018 по делу № 158-15-17 противоречат требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган:

- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган, в том числе:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1);

- устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (пункт 10).

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании вышеизложенного, оспариваемые решение и предписание вынесены уполномоченным органом.

Вместе с тем, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом факта совершения заявителем вменяемого нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем оспариваемые решение и предписание являются незаконными и нарушают права заявителя.

Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» дано понятие нестационарного торгового объекта, под которым следует понимать торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от назначения или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Особенности размещения нестационарных торговых объектов предусмотрены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Так, согласно пункту 1 указанной статьи размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 № 05-95 «Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края» утвержден порядок разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее – Порядок).

Указанный Порядок определяет процедуру разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пункт 4 Порядка предусматривает, что схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Пункт 5 Порядка устанавливает следующие требования к содержанию схемы: тип нестационарных торговых объектов (павильон, киоск, автомагазин, тонар, торговая площадка, другое); адресный ориентир расположения нестационарных торговых объектов; количество нестационарных торговых объектов по каждому адресному ориентиру; площадь земельного участка, здания, строения, сооружения или их части, занимаемую нестационарным торговым объектом; вид реализуемой нестационарным торговым объектом продукции; период размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии с пунктом 6 Порядка схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.

Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9).

Внесение изменений в Схему относительно нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки и утверждения Схемы (пункт 10 Порядка).

С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее – Положение о порядке размещения временных сооружений).

Согласно пункту 2 указанного Положения под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе, нестационарные торговые объекты.

В силу подпункта 16 пункта 4 Положения о порядке размещения временных сооружений к временным сооружениям отнесены павильоны – временные сооружения закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением.

В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке размещения временных сооружений размещение временных сооружений на территории города осуществляется по результатам торгов, за исключением временных сооружений, размещение которых осуществляется в ином порядке, установленном настоящим Положением.

Размещение временных сооружений на территории города Красноярска, за исключением нестационарных торговых объектов, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 № 595 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, в том числе, нестационарных торговых объектов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649.

Нестационарные торговые объекты, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:649, принадлежащие индивидуальным предпринимателям: ФИО2 (номера в схеме № 595, 596, 597), ФИО3 (номер в схеме №599), ФИО1 (номера в схеме № 598, 793), были исключены из схемы размещения нестационарных торговых объектов Постановлением администрации г. Красноярска от 17.07.2017 № 465 «О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 № 595 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска».

Из пояснений Администрации города Красноярска (исх. № 11-6892 от 20.09.2017) следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:649 площадью 19709 кв.м., расположенный по адресу: <...> от ул. Карла Маркса до Коммунального моста был предоставлен МКУ «УДИБ» в целях эксплуатации объекта недвижимости муниципальной собственности - объект дорожного хозяйства (Распоряжение № 3735-недвот 14.07.2014).

Распоряжением администрации города Красноярска от 15.12.2015 № 6425-недв муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное бессрочное пользование предоставлены земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:649, <...> от ул. Карла Маркса до Коммунального моста, площадью 19 709 кв.м.

ФИО1 обжаловано указанное распоряжение администрации города Красноярска в судебном порядке.

Решением по делу № А33-16766/2017, вступившим в законную силу, установлено, что участок предоставлен МКУ «УДИБ» на законных основаниях, в связи с чем данное распоряжение не нарушает прав и интересов ФИО1

В ходе рассмотрения настоящего дела заявитель пояснил, что градостроительная необходимость исключения данных павильонов из схемы была обусловлена, в том числе изданием Правительством Красноярского края распоряжения от 01.09.2014 г. № 635-р «Об утверждении комплексной региональной программы «Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года», согласно которой для создания общественных пространств с современной эстетикой необходимо до 2018 года организовать снос временных сооружений и рекламных конструкций, расположенных вдоль гостевых трасс, что портит внешний облик города Красноярска (пункт 2.3.5). Снос временных сооружений осуществляется Департаментом градостроительства администрации города Красноярска в период 2014 - 2018 годов (пункт 6.1).

Кроме того, в 2017-2018 годах в городе Красноярке проводилась и проводится интенсивная работа по подготовке к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске (далее также - Универсиада), включающая в себя, в том числе, работы по благоустройству, а также по строительству, ремонту и реконструкции дорог.

Указанные мероприятия осуществляются в рамках выделяемых средств из федерального, краевого и местного бюджетов, а также за счет внебюджетных источников.

Так, в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 18.04.2017 № 5), предусмотрено, что целью данного федерального проекта является создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации путем реализации ежегодно (в период с 2017 по 2020 годы) комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству в субъектах Российской Федерации, предполагается, что в период с 2017 по 2020 годы в рамках исполнения региональных и муниципальных программ по благоустройству, финансируемых, в том числе, за счет средств федеральной субсидии на благоустройство, на территории субъектов Российской Федерации будут реализованы мероприятия по формированию комфортной городской среды, в том числе мероприятия по благоустройству дворовых территорий и мероприятия по благоустройству наиболее посещаемых муниципальных территорий общего пользования населенного пункта.

В рамках подпрограммы «Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований» государственной программы Красноярского края «Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды» (утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 № 512-п) предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование муниципальных программ формирования современной городской среды. Указанные субсидии предоставляются в целях софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы на благоустройство дворовых территорий и благоустройство территорий муниципальных образований Красноярского края соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий). В соответствии с распределением указанных субсидий бюджету города Красноярска предоставлена субсидия в размере 108379,4 тыс. рублей.

Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов» предусмотрен иной межбюджетный трансферт бюджету Красноярского края на финансовое обеспечение мероприятий по подготовке города Красноярска к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в размере 833,0 млн рублей на 2018 год. Указанные средства предусмотрены, в том числе, на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Красноярска.

Кроме того, в настоящее время действуют:

- комплексная региональная программа «Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года», утвержденная распоряжением Правительства Красноярского края от 01.09.2014 №635-р;

- программа мероприятий по инфраструктурному развитию и улучшению внешнего облика города Красноярска в целях подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в городе Красноярске, утвержденная постановлением администрации г. Красноярска от 02.06.2017 №337;

- муниципальная программа «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов, утвержденная постановлением администрации г. Красноярска от 13.11.2017 №735;

- муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса города Красноярска» на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов», утвержденная постановлением администрации г. Красноярска от 13.11.2017 № 736;

- муниципальная программа «Повышение эффективности деятельности городского самоуправления по формированию современной городской среды» на 2018 - 2022 годы», утвержденная постановлением администрации г. Красноярска от 01.11.2017 № 718.

Организация благоустройства территории городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них являются вопросами местного значения городского округа в соответствии с пунктами 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, администрация города Красноярска и МКУ «УДИБ», которому переданы земельные участки, в рамках мероприятий, включенных в названные программы, организовало проведение работ по благоустройству и ремонту дорог, реализуя как полномочия собственника по содержанию муниципального имущества, так и публичные полномочия органа местного самоуправления по осуществлению вопросов местного значения. В рамках исполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами, МКУ «УДИБ» заключает муниципальные контракты, предметом которых является выполнение работ по благоустройству, по ремонту и реконструкции дорог.

Представленными заявителем в материалы дела доказательствами (схемами) подтверждается, что павильоны находятся в границах полосы отвода земельного участка, переданного в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «УДИБ».

Учитывая, что временные сооружения (павильоны) находились в полосе отвода автомобильной дороги, что недопустимо в соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Администрацией г. Красноярска правомерно совершены действия по приведению цели использования земельного участка в соответствии с установленными требованиями. При этом, то обстоятельства, что направляя односторонний отказ от исполнения договора, администрация сослалась только на факт передачи земельного участка МКУ «УДИБ», не имеет правового значения, поскольку именно на МКУ «УДИБ» возложена обязанность по надлежащему содержанию данного земельного участка, что является невозможным в случае наличия на данном земельном участке временных сооружений (павильонов), не относящихся к объектам дорожного сервиса.

Оспариваемым решением антимонопольный орган вменил администрации нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктами 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

- создание дискриминационных условий.

По мнению антимонопольного органа, издание администрацией распоряжений о закреплении имущества за МКУ «УДИБ», направление уведомлений об отказе от исполнения договоров в одностороннем порядке, а также исключение нестационарных торговых объектов, расположенных в границах земельного участка, из схемы размещения, нарушает пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку вышеперечисленные действия могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции вследствие сокращения числа хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующих товарных рынках.

В качестве товарного рынка антимонопольный орган анализировал рынок предоставления права на размещение временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности через торговые павильоны (нестационарные объекты) на территории города Красноярска, единственным продавцом на котором выступает администрация г. Красноярска. При этом антимонопольным органом установлено, что на территории г. Красноярска имеется более 1000 временных сооружений, принадлежащих хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность через торговые павильоны (нестационарные объекты), в связи с чем рынок является конкурентным.

Суд не соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что единственным продавцом на указанном рынке является администрация г. Красноярска.

В силу пункта 7 статьи 10 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Администрация г. Красноярска в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 10 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», решает вопрос о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся именно в муниципальной собственности. При этом размещение нестационарных объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Таким образом, антимонопольный орган, анализируя рынок предоставления права на размещение временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности через торговые павильоны (нестационарные объекты) на территории города Красноярска, необоснованно не учел иные объекты, находящиеся в частной собственности, расположенные на территории г. Красноярска, на которых также размещаются нестационарные торговые объекты на платной основе (например, на земельном участке, являющимся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме).

Кроме того, антимонопольный орган не установил, каким именно образом будет нарушена конкуренция на рынке предоставления права на размещение временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности через торговые павильоны (нестационарные объекты) на территории города Красноярска в результате исключения вышеуказанных павильонов из схемы и одностороннем отказе от исполнения договора с учетом возможности предоставления хозяйствующим субъектам компенсационного места в порядке, предусмотренном пунктом 21 Постановления администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 809 «Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска».

В ходе рассмотрения настоящего дела заявитель администрация пояснила, что переносу на компенсационные места подлежит порядка 500 временных сооружений.

Вместе с тем указанное обстоятельство ответчиком не учтено при анализе рынка.

Антимонопольный орган также не мотивировал, каким именно образом и каким хозяйствующим субъектам создаются дискриминационные условия в результате совершения вменяемого нарушения. Из материалов антимонопольного дела не следует, что на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:649 какие-либо павильоны оставлены в схеме. Напротив, из представленных документов усматривается, что все временные сооружения, находящиеся на данном земельном участке и расположенные в границах земельного отвода автомобильной дороги, исключены из схемы и подлежат демонтажу.

Доводы предпринимателя ФИО1 о наличии на рассматриваемом участке временного сооружения в районе ул. Брянская, не подтверждены документально и не устанавливались антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела.

Суд также учитывает, что хозяйствующие субъекты, с которыми были расторгнуты договоры на размещение временных сооружений, осуществляют предпринимательскую деятельность на разных товарных рынках, при этом антимонопольным органом не установлено, каким именно образом нарушена конкуренция на указанных товарных рынках в результате осуществления администрацией вышеуказанных действий.

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, антимонопольным органом не доказано, что действия администрации, выраженные в издании распоряжений о закреплении имущества за МКУ «УДИБ», направлении уведомлений об отказе от исполнения договоров в одностороннем порядке, а также исключении нестационарных торговых объектов, расположенных в границах земельного участка, из схемы размещения, могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции вследствие сокращения числа хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующих товарных рынках.

Возложение на администрацию города обязанности по отмене распоряжений о предоставлении объекта благоустройства и земельного участка МКУ «УДИБ» и предоставлению права на размещение временного сооружения хозяйствующим субъектам является необоснованным вмешательством в реализацию органами местного самоуправления собственных полномочий, препятствует реализации полномочий публичного собственника на указанном земельном участке.

На основании изложенного, решение и предписание от 05.04.2018 по делу № 158-15-17, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, не соответствуют требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и нарушают права заявителя.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление администрации города Красноярска удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 05.04.2018 по делу № 158-15-17.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья И.А. Раздобреева