ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-11279/13 от 02.09.2013 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

02 сентября 2013 года

Дело № А33-11279/2013

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ражкова Р.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2463216498, ОГРН 1092468046241)

к индивидуальному предпринимателю Мещерякову Александру Сергеевичу (ИНН 245803048352, ОГРН 308240405700046)

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Мещерякову Александру Сергеевичу о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 08.07.2013 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Требования положений части 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнены (почтовые уведомления №№ 66004968806519, 66004968806526).

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю. Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании распоряжения от 31.05.2013 № 1903/7р проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению индивидуальным предпринимателем Мещеряковым Александром Сергеевичем  обязательных лицензионных требований в процессе осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в связи с проверкой информации от 25.04.2013, поступившей из ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское», о совершении дорожно-транспортного происшествия при перевозке пассажиров автобусом ИП Мещерякова А.С.

В ходе проверки установлено и в протоколе об административном правонарушении от 21.06.2013 №0055043 зафиксировано, что предприниматель осуществляя перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом оборудованным для перевозки более 8 человек с допустил следующие нарушения:

-   представленные графики работы (сменности) водителей на июнь, июль месяцы 2013 года до сведения водителей не доведены, что подтверждается отсутствием их подписей. Графиками не установлено время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) не утверждены работодателем с учетом мнения представительного органа работников;

- в представленном акте служебного расследования по факту ДТП, имевшего место 25.04.2013 с участием водителя Фефелова М.П., не отражены следующие данные: действия водителя до момента происшествия, вид перевозок, в какое время выпущен водитель в рейс, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения, ширина дороги, обочин, покрытии, их дефектов в месте происшествия, условия видимости в момент ДТП, наличие недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется), прохождение переподготовки водителя, его состояние в момент совершения ДТП, на каком часу работы произошло происшествие, пробег автобуса общий и после ТО-2;

- в путевых листах не указаны следующие обязательные реквизиты: показания одометра при выезде ТС с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку не заверены штампами или подписями уполномоченными лицами, назначаемыми решением индивидуального предпринимателя с указанием инициалов и фамилий.

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении ИП Мещерякова А.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Пунктом 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении от 21.06.2013 №0055043 составлен уполномоченным лицом, в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктом 1 Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 №ВП-913фс, пунктом 2 Перечня должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Протокол об административном правонарушении от 21.06.2013 №0055043 составлен с участием ИП Мещерякова А.С., что подтверждается его подписями и объяснениями в протоколе.

Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении лицом предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с примечанием к приведенной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 24 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно пункту 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров ав­тотранспортом оборудованного для перевозок более 8 человек...», утвержденного поста­новлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются в том числе:

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Пунктом 4 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, предусмотрено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Представленными в материалы дела графиками работы (сменности) водителей на июнь, июль месяцы 2013 года подтверждается нарушение предпринимателей вышеприведенных требований законодательства: до сведения водителей не доведены, что подтверждается отсутствием их подписей, графиками не установлено время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха, графики работы (сменности) не утверждены работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Вместе с тем, указанные нарушения совершены 01.05.2013, 01.06.2013, следовательно, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.

2. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 № 49 утверждено Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно - транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Согласно пункту 1.4 Положения служебное расследование проводится:

- руководителем автотранспортного предприятия (организации) - всех дорожно - транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток.

Разделом 4 Положения определен перечень основных вопросов, подлежащих выяснению при проверке организации работы по безопасности движения в предприятии (организации), разделом 5 Положения установлен порядок оформления результатов служебного расследования дорожно - транспортных происшествий (составление и представление акта служебного расследования).

Нарушение предпринимателем требований, установленных Положением о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий подтверждается актом служебного расследования от 29.04.2013 по факту ДТП, имевшего место 25.04.2013 с участием водителя Фефелова М.П.

Таким образом, вмененное предпринимателю нарушение совершено 29.04.2013, следовательно, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.

3. Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» закреплено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Согласно пункту 13 раздела III указанных Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

Нарушение предпринимателем указанных требований по заполнению путевых листов подтверждается копиями путевых листов от 23.04.2013 № 95, от 24.04.2013 № 113, от 25.04.2013 № 724, от 27.04.2013 № 154, от 29.04.2013 № 181, от 30.04.2013 № 192.

Таким образом, вмененное предпринимателю нарушение совершено 23.04.2013, 24.04.2013, 25.04.2013, 27.04.2013, 29.04.2013, 30.04.2013, следовательно, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.

В силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении (02.09.2013) срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный статьёй 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек,   основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суду следует проверять, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Таким образом, в связи с истечением срока давности привлечения предпринимателя Мещерякова А.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования административного органа.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при истечении срока давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Как указано в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в настоящее время федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности. Следовательно, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

В удовлетворении заявления управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя Мещерякова Александра Сергеевича к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражны й апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Р.А. Ражков