АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Дело № А33-11495/2008 |
г. Красноярск
Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.М. Шайхутдинов,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ГУВД по Красноярскому краю (г. Красноярск)
к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирьвтормет» (г. Красноярск)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: ФИО1- генеральный директор, на основании паспорта.
Протокол судебного заседания вел судья Е.М. Шайхутдинов.
При рассмотрении настоящего дела установлено:
ГУВД по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сибирьвтормет» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначения наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Представитель ответчика в судебном заседании факт совершения правонарушения признал; просил применить административное наказание в виде штрафа, представил письменный отзыв на заявление с дополнительными документами.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
Общество с ограниченной ответственностью «Сибирьвтормет» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 17 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1032400686449, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов.
Из материалов дела следует, что 21.08.2008 года сотрудниками УБЭП ГУВД по Красноярскому краю на основании распоряжения начальника УБЭП ФИО2 № 16/42 от 21.08.2008 года проведена проверка хозяйственной деятельности ООО «Сибирьвтормет» осуществляемой на промышленной площадке, расположенной по адресу: <...>, на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных металлов. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 22.08.2008 № 13813, в котором отражены факты нарушения ответчиком лицензионных требований и условий, в том числе:
- не производится проверка на взрывобезопасность и радиационную безопасность сдаваемого лома;
- отсутствует подпись в приемосдаточном акте в графе «подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на взрывобезопасность».
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд Красноярского края, в соответствии с частью 3 статьи 23.1. КоАП, для наложения на ответчика санкций, предусмотренных частью 4 статьи 14.1. КоАП.
Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 Кодекса понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 17 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 № 766 «О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов» под лицензионными требованиями и условиями при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома черных металлов являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на каждом объекте осуществления лицензируемой деятельности в собственности или на ином законном основании земельного участка, зданий, сооружений, оборудования, инвентаря, технической документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и соответствующих установленным требованиям;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании не менее чем на одном объекте осуществления лицензируемой деятельности в пределах территории субъекта Российской Федерации:
- пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);
- оборудования для сортировки или измельчения стружки;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих необходимую квалификацию для осуществления лицензируемой деятельности;
г) соблюдение лицензиатом технологии заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, соответствующей установленным требованиям;
д) соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов» осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных металлов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома черных металлов являются:
а) нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения в части:
- приема лома черных металлов без составления приемо-сдаточного акта;
- приема лома черных металлов без осуществления радиационного контроля;
- приема лома черных металлов без осуществления контроля на взрывобезопасность;
б) нарушение, в результате которого произошло происшествие, повлекшее:
- человеческие жертвы;
- причинение тяжкого вреда здоровью;
- причинение средней тяжести вреда здоровью (5 и более человек).
Согласно пункту 8 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства 11.05.2001 № 369 юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.
Прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта. Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием). Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию (пункт 10).
Факт несоблюдения ответчиком приведенных требований законодательства подтверждается материалами дела (в том числе протоколом об административном правонарушении № 13813 от 22.08.2008, актом обследования от 21.08.2008), ответчиком в судебном заседании признается.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Ответчик не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Предусмотренные статьями 28.2, 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования к порядку составления протокола об административном правонарушении заявителем соблюдены.
Двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Таким образом, вышеуказанные действия (бездействие) ответчика образуют состав административного правонарушения, основания для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в судебном заседании арбитражным судом установлены.
В заявлении о привлечении ответчика к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган просит назначить ООО «Сибирьвтормет» административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено два вида административного наказания:
- административный штраф от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является денежным взысканием.
В силу части 1 статьи 3.12 Кодекса административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в том числе в случае угрозы жизни или здоровью людей, либо в случае совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административный орган не представил достаточных пояснений и доказательств в подтверждение того, что административное приостановление деятельности ответчика по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Частью 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Согласно части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из представленных в судебном заседании ответчиком документов следует, что по результатам проверки УБЭП ГУВД Красноярского края обществом с ограниченной ответственностью «Сибирьвтормет» проведены профилактические, разъяснительные мероприятия среди работников по недопущению впредь выявленных нарушений; у общества имеется необходимое оборудование и штатные специалисты для соблюдения лицензионных требований и условий при заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных металлов.
Кроме того, из материалов дела (в том числе письменного отзыва) следует, что общество с ограниченной ответственностью «Сибирьвтормет» впервые привлекается к административной ответственности , предусмотренной статьей 14.1.
Указанные обстоятельства расцениваются судом в качестве смягчающих административную ответственность ответчика. Соответствующим совершенному ответчиком правонарушению, является административное наказание в виде штрафа в размере сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление ГУВД по Красноярскому краю удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Сибирьвтормет» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирьвтормет» зарегистрированного в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 17 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1032400686449, расположенного по адресу: <...>, в доход бюджета 40000 рублей штрафа.
Административный штраф подлежит уплате в бюджет по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Красноярскому краю (ГУВД),
ИНН <***>,
Номер счета получателя платежа: 4010180600000010001 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярска,
БИК 040407001, КПП 246601001,
Наименование платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городских округов,
КБК 18811705010010000180, ОКАТО 04401000000.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.М. Шайхутдинов