ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-11964/08 от 21.11.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

ноября 2008 года

Дело № А33-11964/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражный суда Красноярского края Е.А. Федотова,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Красноярская ГЭС» (Красноярский край, г.Дивногорск),

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю (г.Красноярск),

о признании недействительным требования №11-30/ПС-2728 от 20.08.2008 «О предоставлении документов (информации)».

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1 по доверенности № 119-11-4.06/66 от 23.06.2008,

ответчика – ФИО2 по доверенности от 06.11.2008.

Протокол судебного заседания вела судья Е.А. Федотова.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14.11.2008 объявлена резолютивная часть решения. В полном объеме решение изготовлено 21.11.2008.

Открытое акционерное общество «Красноярская ГЭС» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю о признании недействительным требования №11-30/ПС-2728 от 20.08.2008 «О предоставлении документов (информации)».

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, привел доводы согласно заявлению.

Налоговый орган представил суду доказательства направления заявителю уведомления об ошибочном выставлении ему оспариваемого требования.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11.01.2006 объявлялся перерыв до 16.01.2006.

Ответчик заявленные требования признал в полном объеме, представив отзыв в материалы дела, в судебном заседании пояснил, что оспариваемое требование в адрес открытого акционерного общества «Красноярская ГЭС» было выставлено ошибочно.

Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле следует, что 20 августа 2008 года межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю в адрес открытого акционерного общества «Красноярская ГЭС» направило требование № 11-30/ПС-2728 «О предоставлении документов (информации)», в соответствии с которым у налогоплательщика для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов: на прибыль организаций, имущество организаций, налога на добавленную стоимость за 2007 год, были истребованы документы, в том числе: об учетной политики для целей бухгалтерского, налогового учета с приложением рабочего плана счетов, а также образцы аналитических регистров, применяемых для целей налогообложения на 2007 и 2008 год; пояснительная записка к бухгалтерской годовой отчетности за 2007 год; аудиторское заключение за 2007 год.

Согласно указанному требованию документы следовало представить в десятидневный срок со дня получения. Требование о предоставлении документов получено обществом 26.08.2008, в установленный срок не исполнено.

Открытое акционерное общество «Красноярская ГЭС» считая требование налогового органа №11-30/ПС-2728 от 20.08.2008 «О предоставлении документов (информации)» незаконным обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного ненормативного акта налогового органа.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые  вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьи 137 и 138 Налогового кодекса РФ предусматривают право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа.

В силу пункта 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 при применении статей 137 и 138 Кодекса необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Требование № 11-30/ПС-2728 «О предоставлении документов (информации)» носит властный характер, поскольку выставлено Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю - государственным органом, адресовано конкретному налогоплательщику – ОАО «Красноярская ГЭС», возлагая на него обязанность по представлению истребованных документов в определенный срок.

Таким образом, требование о предоставлении документов по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде. Данный вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении № 418-О от 04.12.2003.

В соответствии с положениями статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, в целях проведения налогового контроля, подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налогового кодекса Российской Федерации.

Право определения порядка постановки на учет крупнейших налогоплательщиков отнесено к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов России от 11.07.2005 № 85н утверждены особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Согласно данному Приказу постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Кодекса в редакции Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2008 налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с Кодексом в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде.

Материалами дела установлено, что, открытое акционерное общество «Красноярская ГЭС» состоит на налоговом учете в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю», что подтверждается уведомлением «О постановке на налоговый учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика», и в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации представляет налоговую отчетность в налоговый орган по месту налогового учета.

Из положений приведенных выше норм следует, что осуществлять налоговый контроль в отношении заявителя – открытого акционерного общества «Красноярская ГЭС» праве Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю.

Пунктом 1 статьи 82 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Согласно части 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В силу пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что, в отношении открытого акционерного общества «Красноярская ГЭС», проверять правильность исчисления и своевременность уплаты налогов: на прибыль организаций, имущество организаций, налога на добавленную стоимость за 2007 год, а также запрашивать документы, вправе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю.

В ходе судебного разбирательства налоговый орган признал заявленные требования в полном объеме, указав, что оспариваемое требование выставлено им ошибочно.

Согласно пункту 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Суд принимает признание заявленных требований, поскольку это не противоречит закону, иным нормативно-правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании вышеизложенного заявление общества о признании недействительным требования №11-30/ПС-2728 от 20.08.2008 «О предоставлении документов (информации)» подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в сумме 2 000 руб., понесенные заявителем при подаче заявления в суд, подлежат взысканию с налогового органа.

Руководствуясь статьями 110, 167-170,176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

заявление открытого акционерного общества «Красноярская ГЭС» удовлетворить.

Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю № 11-30/ПС-2728 от 20.08.2008. «О представлении документов (информации)», как несоответствующее Налоговому Кодексу Российской Федерации.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю, расположенной по адресу: 660070, г.Красноярск, ул.60 лет Октября, 83 «а», в пользу открытого акционерного общества «Красноярская ГЭС» 2 000 рублей государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок, с момента принятия решения, в Арбитражный суд Красноярского края или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев, со дня вступления решения в законную силу, в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

Е.А. Федотова