ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-12040/10 от 18.10.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  25 октября 2010 года

Дело № А33-12040/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 октября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Красноярскому краю

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае

с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае

о признании недействительным предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации № 03-14-325 от 10.06.2010,

при участии:

представителя заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности № 27 от 11.10.2010 (паспорт), ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.10.2010 № 28 (паспорт),

представителя ответчика: ФИО3, действующей на основании доверенности № 2 от 11.01.2010 (паспорт),

третьего лица: ФИО4, действующего на основании доверенности от 13.11.2009 № 04-4103 (паспорт),

при ведении протокола судебного заседания судьей Севастьяновой Е.В.,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Красноярскому краю (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее – ответчик, ТУ Росфиннадзор в Красноярском крае) о признании недействительным предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации № 03-14-325 от 10.06.2010.

Заявление принято к производству суда. Определением от 17.08.2010 возбуждено производство по делу.

Определением суда от 14.09.2010 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориальное управление Министерства имущественных отношении Российской Федерации по Красноярскому краю.

Определением суда от 18.10.2010 суд произвел замену третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального управления Министерства имущественных отношении Российской Федерации по Красноярскому краю его правопреемником - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования на основании доводов, изложенных в заявлении.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае с требованиями заявителя не согласна на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на заявление и дополнении к отзыву от 05.10.2010.

Представитель третьего лица с требованиями заявителя не согласился на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на заявление, в судебном заседании пояснил, что согласно данным реестра Федерального имущества территориальное управление не располагает сведениями об излишке федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Красноярскому краю, нежилое здание общей площадью 958,7 кв. м., расположенное по адресу: <...>, в реестре федерального имущества в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» не закреплено.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15 час. 40 мин. 11.10.2010 до 16 час. 00 мин. 18.10.2010.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Красноярскому краю зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственном регистрационном номером 1042402202590.

В соответствии с Программой ревизии финансово-хозяйственной деятельности, утвержденной руководителем ТУ Росфиннадзор в Красноярском крае ФИО5 от апреля 2010 года, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Красноярскому краю за 2009 год.

По результатам проверки составлен акт от 31.05.2010, в котором отражено, в том числе следующее.

В ходе проведения проверки специально созданной комиссией учреждения (приказ от 04.05.2010 № 47-О) с участием заместителя начальника отдела ТУ Росфиннадзор в Красноярском крае ФИО6 проведена выборочная инвентаризация имущества (нежилых зданий), с составлением инвентаризационной описи. По результатам проверки установлен излишек нежилого помещения четвертого (мансардного) этажа, площадью 217,2 кв.м. По данным учета числится недвижимое федеральное имущество – одно нежилое 3-х этажное здание площадью 741,5 кв.м. (инвентарный номер А000001 с первоначальной кадастровой стоимостью 6381703,01 руб.), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (серия 24 ДЕ № 001410) и инвентарной карточкой учета основных средств № 1 от 31.12.2009. Фактически согласно техническому паспорту кадастра объектов недвижимости от 30.02.2004 инв. № 29315, нежилое здание состоит из 4-х этажей общей площадью 958,7 кв.м., в том числе мансардный этаж, площадью – 217,2 кв. м., что подтверждается инвентарной описью № 2 от 05.05.2010, техническим паспортом нежилого здания (помещения) инвентарный номер 29315) от 16.10.2006, оборотно-сальдовой ведомостью по счету 1.101.02 «нежилые помещения».

В нарушение статьей 70 и 161 Бюджетного кодекса РФ управлением неправомерно израсходованы бюджетные средства на оплату тепловой энергии четвертого (мансардного) этажа, площадью 217,2 кв.м. Расчетным путем определены расходы на оплату тепловой энергии в сумме 30336,19 руб., расчеты за теплоэнергию нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, произведены с учетом четвертого (мансардного) этажа (958,7 кв. м.) в общей сумме 133901,06 руб., что подтверждается платежными поручениями.

В нарушение статей 70 и 161 Бюджетного кодекса РФ неправомерно израсходованы бюджетные средства на оплату электрической энергии четвертого этажа нежилого здания, расположенного по адресу: <...>. Расчетным путем определены расходы на оплату электрической энергии в сумме 39253,49 руб. Общие расходы электрической энергии с учетом четвертого этажа по указанному адресу составили в общей сумме 173261,16 руб. и подтверждены платежными поручениями.

Управление, не согласившись с актом ревизии, направило в адрес ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае разногласия, в которых указало, что оплата за потребление тело- и электроэнергии производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы расходов, что также подтверждается разделом 2 акта ревизии от 31.05.2010, в связи с чем выводы, изложенные в акте о неправомерном расходовании бюджетных средств на общую сумму 69589,68 руб., являются необоснованными.

ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае вынесено заключение на протокол разногласий к акту проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2009 год, в котором указано, что согласно техническому паспорту кадастра объектов недвижимости от 30.02.2004 (инв. № 293150) нежилое здание состоит из четырех этажей общей площадью 958,7 кв.м., в том числе мансардный этаж, площадью 217,2 кв. м., что является доказательством того, что управлению также были переданы помещения четвертого этажа, в связи с чем, расходование бюджетных средств на оплату тепловой и электрической энергии на общую сумму 69589,68 руб. осуществлялось правомерно.

На основании акта проверки от 31.05.2010 Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Красноярскому краю выдано предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации от 10.06.2010 № 03-14-325.

Согласно предписанию от 10.06.2010 ответчиком в ходе проведения проверки выявлено нарушение Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Красноярскому краю бюджетного законодательства (раздела 5 приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», раздел 1 часть III инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н), выразившееся в наличии излишков недвижимого федерального имущества 4-ого (мансардного) этажа, площадью 217,2 кв.м.

В соответствии с указанным предписанием заявителю предписано в течение 30 дней с даты получения настоящего предписания поставить на учет, открыть инвентарную карточку учета основных средств.

Полагая, что указанное предписание от 10.06.2010 № 03-14-325 нарушает права и законные интересы заявителя, не соответствует действующему законодательству, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Красноярскому краю обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По части 5 вышеуказанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исходя из положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих обстоятельств:

- несоответствие оспариваемого решения требованиям законов, иным нормативным правовым актам;

- нарушение указанным решением прав и законных интересов заявителя при осуществлении им экономической деятельности.

Предписание Управления Росфиннадзора в Красноярском крае отвечает основным существенным признакам ненормативного правового акта: издано в документальной форме с соблюдением необходимых реквизитов (наименование должностного лица, дата, подпись), выражает властное предписание индивидуального характера (об устранении выявленных нарушений, сообщении в Управление Росфиннадзора в Красноярском крае о результатах рассмотрения представления и принятых мерах), предполагает, в случае его неисполнения, применение мер государственного принуждения (привлечение к ответственности в соответствии с законодательством РФ). Названное предписание обязывает совершить определенные действия, связанные с осуществляемой Управлением деятельностью, то есть, затрагивает интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Следовательно, обращение в арбитражный суд с требованием о признании такого акта недействительным не противоречит действующему арбитражному процессуальному законодательству, рассмотрение настоящего дела подведомственно арбитражному суду.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Согласно пункту 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальные органы имеют право направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы, в том числе, обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Предписание от 10.06.2010 № 03-14-325 вынесено уполномоченным должностным лицом – и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае.

Вместе с тем, суд полагает, что заявление Управления подлежит удовлетворению на основании следующего.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает, в том числе оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд.

В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1997 N 1082 целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных им учреждений.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом (пункт 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно статье 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

В соответствии со статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Согласно статье 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

Исходя из положений статьи 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 97 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75-н (далее - Административный регламент), заключительная часть акта ревизии (проверки) должна содержать обобщенную информацию о результатах ревизии (проверки), в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 122 Административного регламента на основании акта ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации. В предписании руководителя Росфиннадзора перечисляются, в том числе факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативно-правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Территориального Управления Министерства имущественных отношений РФ по Красноярскому краю от 06.09.2004 № 07-1378-р за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи по Красноярскому краю (реорганизованного в дальнейшем в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Красноярскому краю) на праве оперативного управления закреплено государственное имущество, в том числе: нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 741,5 кв.м., балансовой стоимостью на 26.07.2004 5024964 руб., остаточной стоимостью 4753525 руб. Указанный объект недвижимости зарегистрирован в реестре федерального имущества.

21.12.2004 право оперативного управления на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 741,5 кв.м., зарегистрировано за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи по Красноярскому краю, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (серия 24 ДЕ № 001410).

В ходе проведения проверки ответчиком установлено и в акте проверки от 31.05.2010 зафиксировано, что по данным учета числится недвижимое федеральное имущество – одно нежилое 3-х этажное здание площадью 741,5 кв.м. (инвентарный номер А000001 с первоначальной кадастровой стоимостью 6381703,01 руб.), что подтверждается инвентарной карточкой учета основных средств № 1 от 31.12.2009.

Вместе с тем, актом проверки установлено, что фактически, согласно техническому паспорту кадастра объектов недвижимости от 30.02.2004 инв. № 29315, нежилое здание состоит из четырех этажей, общей площадью 958,7 кв.м., в том числе четвертый (мансардный) этаж, площадью – 217,2 кв. м., что подтверждается инвентарной описью № 2 от 05.05.2010, техническим паспортом нежилого здания (помещения) инвентарный номер 29315 от 16.10.2006, оборотно-сальдовой ведомостью по счету 1.101.02 «нежилые помещения», в связи с чем в акте отражено, что заявитель допустил неправомерное расходование бюджетных средств, направленных на оплату тепловой и электрической энергии четвертого (мансардного) этажа, площадью 217,2 кв.м.

Управление, не согласившись с актом ревизии, направило в адрес ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае разногласия, в которых указало, что оплата за потребление тело- и электроэнергии производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы расходов, что также подтверждается разделом 2 акта ревизии от 31.05.2010, в связи с чем выводы, изложенные в акте о неправомерном расходовании бюджетных средств на общую сумму 69589,68 руб., являются необоснованными.

ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае согласилось с представленными разногласиями, вынесло заключение на протокол разногласий к акту проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2009 год, в котором указало, что согласно техническому паспорту кадастра объектов недвижимости от 30.02.2004 (инв. № 293150) нежилое здание состоит из четырех этажей общей площадью 958,7 кв.м., в том числе мансардный этаж, площадью 217,2 кв. м., что является доказательством того, что управлению также были переданы помещения четвертого этажа, в связи с чем, расходование бюджетных средств на оплату тепловой и электрической энергии на общую сумму 69589,68 руб. осуществлялось правомерно.

Таким образом, из материалов дела следует, что нецелевого использования бюджетных средств Управлением допущено не было. Ответчиком установлено, что бюджетные средства в сумме 69589,68 руб. на оплату за потребление тепловой и электрической энергии израсходованы Управлением правомерно.

Судом установлено, что расходование бюджетных средств на оплату тепловой и электрической энергии осуществлено Управлением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с утвержденной сметой расходов.

Вместе с тем, ответчиком Управлению было выдано предписание, в котором указано, что заявителем совершено нарушение, выразившееся в наличии излишка недвижимого федерального имущества четвертого (мансардного) этажа, площадью 217,2 кв.м.

В оспариваемом предписании ответчик указывает, что Управлением нарушен раздел 5 приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», раздел 1 часть III Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н). Указанным предписанием заявителю предписано в течение 30 дней с даты получения настоящего предписания поставить (выявленные излишки) на учет, открыть инвентарную карточку учета основных средств.

В силу раздела 5 приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующем установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

В соответствии с пунктом 16 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 "Основные средства".

Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В соответствии с пунктом 19 Инструкции № 148н единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

В соответствии с пунктом 21 Инструкции № 148н поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются следующими первичными документами: в части объектов недвижимого имущества - актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях.

Суд полагает, что выданное заявителю предписание является неисполнимым, в связи с тем, что выявленные излишки имущества - четвертый мансардный этаж, площадью 217,2 кв.м., не является самостоятельным объектом недвижимости, а является неотъемлемой частью нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, следовательно, поставить на учет и открыть инвентарную карточку учета основных средств указанного имущества отдельно от нежилого здания не представляется возможным.

Кроме того, из содержания части 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ следует, что право оперативного управления на имущество возникает у лица при наличии двух условий: принятии собственником решения о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления и передаче ему указанного имущества.

При этом в силу части 2 статьи 8, статьи 131 Гражданского кодекса РФ право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента государственной регистрации соответствующих прав на него. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе и право оперативного управления.

Пунктом 13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» установлено, что документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него. При этом данная выписка является документом, необходимым при совершении сделок с федеральным имуществом.

Таким образом, помимо государственной регистрации права оперативного управления, сведения о федеральном имуществе, в том числе и о его правообладателе, вносятся в реестр федерального имущества, выписка из которого, в свою очередь, является обязательным условием для регистрации права на такое имущество.

Из материалов дела следует, что распоряжением Территориального Управления Министерства имущественных отношений РФ по Красноярскому краю № 07-1378р от 06.09.2010 заявителю в оперативное управление было передано здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 741,5 кв.м.

Согласно представленной в материалы дела выписке из реестра федерального имущества от 22.12.2004 № 06-12181/13491 правообладателем объекта недвижимости – нежилого здания, расположенного по адресу: <...> (общей площадью 741,5 кв.м.), является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Красноярскому краю (правопреемник Управления государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации по Красноярскому краю).

Таким образом, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих внесение в реестр федерального имущества - нежилого здания, состоящего из 4-х этажей общей площадью 958,7 кв.м., в том числе мансардный этаж, площадью – 217,2 кв. м.

На основании изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что Управление не имеет возможности поставить на учет здание общей площадью 958,7 кв.м., так как у него отсутствуют соответствующие документы: выписка их реестра федерального имущества; документ, подтверждающий передачу собственником объекта недвижимого имущества - здания, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 958,7 кв.м.; документ, подтверждающий государственную регистрацию права собственности на указанное нежилое помещение, площадью 958,7 кв.м.

Суд полагает, что открыть инвентарную карточку учета основных средств на названный объект без указанных правоустанавливающих документов не представляется возможным, так как инвентарным объектом основных средств является объект со всеми его приспособлениями и принадлежностями, зарегистрированный в установленном порядке.

Суд также приходит к выводу о том, что регистрация объектов недвижимости, внесение федерального имущества в реестр федеральной собственности являются длительными процедурами, требующими значительного количества времени, в связи с необходимостью оформления соответствующих документов и регистрации в соответствующих государственных органах, поэтому устранение выявленных в ходе проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности нарушений в установленный в предписании 30-дневный срок, суд полагает не возможным.

Доводы ответчика относительно того, что Административным регламентом предусмотрена возможность неоднократного продления срока установленного в предписании, судом не принимаются, в силу того, что при обращении заявителя с соответствующим обращением о продлении срока исполнения предписания, указанное заявление может быть отклонено проверяющим органом, в связи с чем срок для устранения выявленных нарушений может быть и не продлен.

Суд полагает, что устанавливаемый в предписании для устранения выявленных нарушений срок, изначально должен быть определен с учетом времени, необходимого для устранения выявленных нарушений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание от 10.06.2010 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, подлежит отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Требования Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Красноярскому краю удовлетворить.

Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации № 03-14-325 от 10.06.2010.

Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Севастьянова Е.В.