ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-12374/07 от 20.12.2007 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

декабря 2007 года

Дело № А33-12374/2007

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края  Бескровная Н.С.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Таймура» (с. Вановара)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Красноярскому краю (п. Тура)

о признании недействительным решения от 05.08.2007 № 340 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

В судебном заседании участвовали представители:

заявителя: Зайцев С.Ю. – по доверенности № 22 от 01.09.2007;

ответчика: Чайковская Н.В. – по доверенности от 18.10.2007.

Протокол судебного заседания велся судьей Н.С. Бескровной.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном 13 декабря 2007 года, решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2007 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Таймура» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Красноярскому краю (далее – ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.08.2007 № 340 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Определением от 14.09.2007 заявление принято к производству арбитражного суда.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель налогового органа в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Таймура» зарегистрировано Администрацией местного самоуправления Тунгусско-Чунского района по Эвенкийскому автономному округу 07 марта 1996 года за основным государственным регистрационным номером 1028800002098, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года.

Согласно представленной заявителем в налоговый орган налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за март 2007 года, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 рублей. Количество добытой нефти, подлежащее налогообложению по налоговой ставке 0 % - 1 296,063 тонн.

Налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной обществом  налоговой декларации в результате  которой  установлена неполная уплата налога на добычу полезных ископаемых в размере 2 699 558 руб. в связи с  необоснованным применением налогоплательщиком налоговой ставки 0 рублей в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, у общества отсутствовали основания для применения такой ставки,  поскольку обществом неверно произведен расчет показателя «степень выработанности запасов», который по расчетам ответчика составил  0,1413, что больше установленного законодательством показателя в размере 0,05.

По результатам проверки Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы    № 3 по Красноярскому краю принято решение № 340 от 05.08 2007 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде взыскания штрафа в сумме 539 787 руб. Указанным решением обществу также предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых за март 2007 года в размере 2 699 558 руб.

Заявитель, считая решение  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 3 по Красноярскому краю от 05.08.2007 № 340 нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании названного решения недействительным.

Заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

На основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд полагает, что общество неправомерно при расчете показателя «Степень выработанности запасов» (Св) Пайгинского месторождения  использовало данные о запасе нефти, содержащиеся в выписке из территориального баланса запасов по Эвенкийскому автономному округу за 2006 год по состоянию на 01.01.2007 на основании следующего.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 338, статьи 340 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии с пунктом 3 статьи 340 Кодекса.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2007 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2007 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам, начиная с 1 января 2007 года при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.

При этом степень выработанности запасов (Св) конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 268-ФЗ от 30.12.2006) с 01.01.2007 степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V). При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.07.1997 № 122 по согласованию с Минэкономики России, Минтопэнерго России, Госгортехнадзором России, Госкомстатом России утверждено Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов.

Согласно пункту 2  Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов (в редакции Приказа МПР РФ от 28.04.2001         № 378) государственный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» с целью ежегодного учета состояния минерально - сырьевой базы Российской Федерации и субъектов Федерации по важнейшим видам полезных ископаемых согласно приложению 1 (разделы I и II).

В силу пункта 4 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых составление государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых осуществляется на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в соответствии с Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 № 215, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Государственный и территориальные балансы запасов полезных ископаемых в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Российским федеральным фондом геологической информации (Росгеолфондом) и территориальными фондами геологической информации (ТГФ) МПР России в субъектах Российской Федерации, осуществляющими формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 22 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых Российский федеральный фонд геологической информации (Росгеолфонд) осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых с использованием: данных форм государственного федерального статистического наблюдения организаций, осуществляющих поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу; территориальных балансов запасов полезных ископаемых; заключений органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ); актов о списании запасов, не подтвердившихся при разработке и последующих геологоразведочных работах или утративших промышленное значение и по иным причинам.

Территориальные фонды геологической информации ежегодно составляют территориальные балансы запасов полезных ископаемых по объектам, находящимся на территории их деятельности, на основе материалов, указанных в первой части данного пункта, и до 25 апреля представляют их Российскому федеральному фонду геологической информации.

Росгеолфонд в соответствии с пунктом 23 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых ежегодно представляет Минэкономики России, Госкомстату России, Госгортехнадзору России и МПР России:

- сводные данные о разведанных запасах и добыче важнейших полезных ископаемых по Российской Федерации - до 1 июля, по углю, нефти и газу - до 1 августа;

- государственный баланс запасов полезных ископаемых по мере его подготовки и издания;

- сводные данные по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых - до 1 августа.

Таким образом, несмотря на то, что государственный баланс составляется ежегодно по состоянию на 1 января, публикуется он по мере подготовки, предположительно в конце второго – начале третьего кварталов, следующих за отчетным, что также подтверждается письмом Территориального агентства по недропользованию по Красноярскому краю от 15.12.2006    № 06-48/1963.

С 18.02.2007 вступил в действие Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.12.2006 №286 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 января 2007 года № 8857).

В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса Федеральное агентство по недропользованию осуществляет ведение государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

Согласно пункту 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Федеральным агентством по недропользованию.

Из материалов дела следует, что экспертная комиссия, созданная Территориальным агентством по недропользованию, рассмотрев материалы, обосновывающие изменение состояния запасов нефти и растворенного газа по Пайгинскому месторождению, пришла к выводу об изменении запасов, в связи с приведением в соответствие извлекаемых запасов, числящихся на государственном балансе с показателями разработки, и в своем экспертном заключении  № 918-07 оп от 29.05.2007 рекомендовала ОАО «ЭТЭК», ООО «Таймура» отразить изменения в состоянии запасов нефти и растворенного газа по залежам пластов ВН-I, ВН-II, ВН-III-V Пайгинского месторождения в форме 6-гр за 2006 год по графе «переоценка» согласно таблице 2; ФГУ НПП «Росгеолфонд» внести изменения в государственный баланс запасов полезных ископаемых по Пайгинскому месторождению в соответствии с таблицами 1 и 2.

Согласно таблице 2 «Состояние и изменение нефти и растворенного газа по залежам Пайгинского месторождения»: запасы на 01.01.2006 составили: С1 – 809 тыс.т., С2 – 26 тыс.т., изменение запасов в 2006 году: С1 – 1830 тыс.т., С2 – 95 тыс.т., по состоянию на 01.01.2007 накопленная добыча – 126 тыс.т.

Федеральное агентство по недропользованию рассмотрев экспертное заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых № 918-07 оп от 29.05.2007 на основании Протокола совещания № 18/567-пр от 12.07.2007 утвердило результаты указанной государственной экспертизы 18.07.2007.

Используя измененные в изложенном выше порядке  данные, налогоплательщик в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации исчислил  показатель степени  выработанности запасов (Св) Пайгинского месторождения  как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V), отраженные в приложении таблице 2 «Состояние и изменение нефти и растворенного газа по залежам Пайгинского месторождения» Экспертного заключения № 918-07 оп от 29.05.2007. Начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2006.

Св = 126 тыс.т. (N) : (2 760) (V)= 0,0457, т.е. менее 0,05.

Вместе с тем, заявитель при расчете показателя «Степень выработанности запасов» (Св) Пайгинского месторождения,  используя данные из территориального баланса запасов по Эвенкийскому автономному округу за 2006 год по состоянию на 01.01.2007 не учел следующее.

Пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что данные для расчетов (данные о начальных извлекаемых запасах нефти) на 2007 год определяются в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года, а не на 1 января 2007 года, как это полагает заявитель.

Более ранняя редакция названной статьи (в ред. Федерального закона № 151-ФЗ от 27.07.2006) предусматривала, что степень выработанности запасов конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду.

В соответствии со статьей 341 Кодекса налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц.

Таким образом, налогоплательщик в течение календарного года применяет степень выработанности соответствующего участка недр, определенную им самостоятельно на основании утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на первый налоговый период этого календарного года. Так, в течение 2007 года налогоплательщик применяет данные государственного баланса запасов полезных ископаемых по нефти за 2005 год.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу  о неправомерном применении обществом при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за март 2007 года налоговой ставки 0 рублей, что является основанием для отказа в удовлетворении требования общества.

Руководствуясь статьями 7, 15, 53, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования, заявленного обществом с ограниченной ответственностью «Таймура», отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия, путём подачи апелляционной жалобы, в Третий апелляционный суд, либо в течение двух месяцев, путём подачи кассационной жалобы, в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья                                                                                                                 Н.С. Бескровная.

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ  по делу № А33-12374/2007

                                                                                                          от "13" декабря 2007 года

Именем Российской Федерации

Руководствуясь статьями 7, 15, 53, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования, заявленного обществом с ограниченной ответственностью «Таймура», отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия, путём подачи апелляционной жалобы, в Третий апелляционный суд, либо в течение двух месяцев, путём подачи кассационной жалобы, в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья                                                                                                                 Н.С. Бескровная.