ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-12433/08 от 20.02.2009 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  27 февраля 2009 года

Дело № А33-12433/2008

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 27 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Михайловой Т.В., рассмотрев в судебном заседании при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,   Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально – Сибирском регионе, ФИО1, ФИО2

дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю

к закрытому акционерному обществу «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением»

о ликвидации

при участии:

от заявителя: ФИО3, представителя по доверенности от 28.08.2008 (до перерыва),

от третьего лица - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально – Сибирском регионе: ФИО4, представителя по доверенности от 11.01.2009,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Михайловой Т.В.

установил:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Красноярскому краю обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к закрытому акционерному обществу «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» о ликвидации.

Заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края, определением от 29.09.2008 возбуждено производство по делу.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально – Сибирском регионе, ФИО1, ФИО2.

Третьи лица - ФИО1; ФИО2 – в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается в отсутствие ответчика и третьих лиц - ФИО1; ФИО2.

Заявитель в судебном заседании поддержал свои требования по основаниям, аналогичным указанным в заявлении.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.02.2009 объявлялся перерыв до 20.02.2009 в 11 час.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено в присутствии представителя третьего лица.

Третье лицо поддержало заявленное требование.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.

Решением исполнительного комитета Норильского городского Совета народных депутатов от 17.05.1991 за № 811 зарегистрировано малое предприятие «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» на основе смешанной формы собственности, учредителями которого согласно статье 1.2 устава являются Дементь­ев В.И. и ФИО1.

14.09.1995 Администрацией г.Норильска за № 228 зарегистрирован устав АОЗТ «НЦТО», согласно статье 1.2 которого смешанное товарищество «НЦТО», зарегистрированное Горис­полкомом г.Норильска за № 811 от 17.05.1991 перерегистрировано в связи с преобразованием организационно-правовой формы на основании Федерального Закона «О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Учредителями общества являются ФИО5 и ФИО1. (статья 2 Устава и учре­дительный договор от 30.06.1995).

08.04.1998 Администрацией г.Норильска за № 677 зарегистрирован устав закрытого ак­ционерного общества «Норильский центр технического обслуживания оборудования с про­граммным управлением», который является новой редакцией устава ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением», зарегистрирован­ного ранее администрацией г.Норильска как АОЗТ «Норильский центр технического обслу­живания оборудования с программным управлением» (регистрационный номер 228 от 14.09.1995), вызванной необходимостью приведения в соответствие учредительных докумен­тов в связи с вступлением в силу ФЗ «Об акционерных обществах».

Учредителями указанного предприятия согласно статье 1.2 устава являются ФИО5 и ФИО1., которые также являются акционерами общества.

В соответствии со статьей 3.1 устава закрытого акционерного общества «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» уставный капитал общества в размере 55 000 руб. разделен на обыкновенные именные акции номина­лом по 5 руб. 50 коп. в количестве 10 000 штук. Акции размещены следующим образом: Де­ментьев В.И. - 5 000 акций на сумму 27 500 руб. и ФИО1. - 5 000 акций на сумму 27 500 руб.

Как указывает заявитель, в нарушение пункта 1 статьи 1 и пункта 2 статьи Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещен­ных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государствен­ной регистрации" общество не представило в установленный этим законом срок документы для государственной регистрации выпуска акций, что является основанием для ликвидации общества.

Заявитель письмом от 11.06.08 № 04-07/2/11082 известил ЗАО «Норильский центр техни­ческого обслуживания оборудования с программным управлением» о пропуске срока реги­страции выпуска ценных бумаг и просил явиться в инспекцию для решения вопроса о лик­видации.

ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» в инспекцию не явилось, документы для государственной регистрации вы­пусков акций не представило, что подтверждается справкой об отсутствии зарегистрирован­ных выпусков акций от 07.06.08 № МС-1171/03.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим заявлени­ем. В качестве правового основания иска межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю ссылается на статью 1 (пункт 1) и 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной реги­страции», статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 11 статьи 7 Федерального Закона «О налоговых органах Российской Федерации», постановление Правительства Российской Фе­дерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой служ­бе".

В пояснениях к заявлению межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю указала, что обязанности по ликвидации общества просит возложить на его учредителя.

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально- Сибирском регионе в письменных пояснениях поддержало заявленные требования, указав на отсутствие государственной регистрации выпуска акций ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» в установленный Федеральным Законом «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» срок.

ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» письменный отзыв на заявление не представило.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

08.04.1998 Администрацией г.Норильска за № 677 зарегистрирован устав закрытого aкционерного общества «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением», который является новой редакцией устава ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением», зарегистрированного ранее администрацией г.Норильска как АОЗТ «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» (регистрационный номер 228 с 14.09.95), вызванной необходимостью приведения в соответствие учредительных документов в связи с вступлением в силу Федерального Закона «Об акционерных обществах».

Учредителями указанного предприятия согласно статье 1.2 устава являются ФИО5 и ФИО1., которые также являются акционерами общества.

В соответствии со статьей 3.1 устава закрытого акционерного общества «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» уставный капитал общества в размере 55 000 руб. разделен на обыкновенные именные акции номиналом по 5 руб. 50 коп. в количестве 10 000 штук. Акции размещены следующим образом: ФИО5 - 5 000 акций на сумму 27 500 руб. и ФИО1. - 5 000 акций на сумму 27 501 руб.

На основании Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решением налогового органа ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» включено в Единый государственный реестр юридических лиц, как лицо, зарегистрированное до 01.07.2002 под основным регистрационным номером 1022401625707.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенное законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неодно­кратными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В пункте 23 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъ­яснено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 61).

Следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных зако­нах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифициру­ет соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения дан­ного закона или иного правового акта.

Согласно пункту 1 статьи 1 ФЗ от 10.12.2003 N 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» выпуски акций, размещенные до вступления в силу Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным законом. Документы для государственной регистрации указанных выпусков акций в соответствии с настоящим зако­ном должны быть представлены не позднее одного года со дня его вступления в силу.

С учетом статьи 3 Федерального Закона «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной реги­страции», устанавливающей порядок вступления в силу этого Закона, документы, необходи­мые для государственной регистрации указанных выпусков акций должны быть представле­ны не позднее 28.12.2004.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального Закона «О государственной регистрации выпусков акций, разме­щенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государст­венной регистрации» акционерные общества, не представившие в указанный срок докумен­ты для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам орга­нов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии со статьей 2 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей" и пунктами 1 и 5.3.1 постановления Правительства Рос­сийской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной нало­говой службе" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве инди­видуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федераль­ная налоговая служба России (и ее территориальные органы).

Факт непредставления ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудова­ния с программным управлением» в регистрирующий орган документов для государствен­ной регистрации выпуска ценных бумаг в установленный ФЗ «О государственной регистра­ции выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» срок подтвержден материалами дела и за­интересованным лицом не отрицается.

ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» также не выполнил действий по добровольной ликвидации или преобразова­нию общества в соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «О государственной регистрации вы­пусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации».

Учитывая то обстоятельство, что со стороны ЗАО «Норильский центр технического об­служивания оборудования с программным управлением» имело место грубое нарушение действующего законодательства, которое носит неустранимый характер, исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю о ликвидации указанного общества под­лежат удовлетворению, а ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудова­ния с программным управлением» - ликвидации в судебном порядке.

Согласно части 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации орган, приняв­шие решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (лик­видатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодек­сом, другими законами.

Действующее законодательство не предусматривает возможности возложения обязанно­стей по осуществлению ликвидации юридического лица на государственные органы при об­ращении их в суд с такими исками. Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юриди­ческого лица (пункт 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 № 50 «Об­зор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

Пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает воз­можность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. По смыслу указанной нормы суд вправе возложить обязанность по ликвидации юридического лица как на всех учредителей акционерного обще­ства, так и на одного или нескольких из них.

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю обязанности по ликвидации общества просит возложить на его учредителя.

Вместе с тем, учредителями ЗАО «Норильский центр технического обслуживания обору­дования с программным управлением» согласно статье 1.2 устава являются ФИО1. и ФИО5, который также является генеральным директором общества.

Арбитражный суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по лик­видации ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» на ФИО1

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде­рации судебные расходы относятся на ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением».

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление удовлетворить.

Ликвидировать закрытое акционерное общество «Норильский центр технического об­служивания оборудования с программным управлением» (г.Красноярск).

Обязанности по ликвидации возложить на ФИО1.

Обязать ФИО1:

- провести в трехмесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидацию юридического лица в порядке, предусмотренном статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

- в срок до 30 июня 2009 года представить арбитражному суду копию утвержденного ликвидационного баланса и документ, подтверждающий внесение записи в государственный реестр о ликвидации ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудования с программным управлением» (г.Красноярск).

Взыскать с ЗАО «Норильский центр технического обслуживания оборудования с про­граммным управлением» (г.Красноярск) в доход федерального бюджета Российской Федера­ции 2 000 рублей государственной пошлины

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

Михайлова Т.В.