ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-12871/10 от 29.10.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  03 ноября 2010 года

Дело № А33-12871/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 03 ноября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Бирилюсского района Красноярского края

к Отделению государственного пожарного надзора по Бирилюсскому району Красноярского края

о признании недействительным предписания от 23.07.2010 № 89/1/1,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Логинова С.А. (глава района) на основании паспорта, Кузнецовой Р.А. на основании доверенности от 17.08.2010;

от ответчика: Каталакиди А.В. на основании доверенности от 25.10.2010,

при ведении протокола судебного заседания судьей Шайхутдиновым Е.М.,

установил:

администрация Бирилюсского района Красноярского края (далее: заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Отделению государственного пожарного надзора по Бирилюсскому району Красноярского края (далее: ответчик, ОГПН) о признании недействительным ненормативного правового акта – предписания от 23.07.2010 № 89/1/1.

Определением арбитражного суда от 01.09.2010 заявление принято к производству.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в целях предоставления заявителю возможности представления суду должностной инструкции главного специалиста по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и безопасности, объявлялся перерыв с 11 часов 40 мин. 28.10.2010 до 14 часов 45 мин. 29.10.2010.

После перерыва представитель заявителя в судебное заседание не явился, представил по факсу копию вышеуказанной инструкции.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Из материалов дела следует, что ОГПН на основании распоряжения главного государственного инспектора Бирилюсского района по пожарному надзору от 13.07.2010 № 89 проведена внеплановая документарная проверка администрации по вопросам выполнения обязательных требований, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в части создания и функционирования штатных органов повседневного управления РСЧС – единой дежурно-диспечерской службы муниципального образования.

По результатам проверки составлен акт проверки от 23.07.2010 № 89, отразивший следующее нарушение обязательный требований пожарной безопасности – администрацией не создана единая дежурно-диспечерская служба муниципального образования.

Предписанием от 23.07.2010 № 89/1/1 на администрацию возложена обязанность создания единой дежурно-диспечерской службы муниципального образования в срок до 01.11.2010.

Данное предписание оспорено заявителем в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

1. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 2 названного Федерального закона).

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий).

Согласно пункта 2 названного Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций).

В соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 к территориальным органам названного Министерства относятся, в том числе органы Государственной противопожарной службы.

Согласно Положения о федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (пункт 1).

Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и учреждения:

1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

2) структурные подразделения территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

3) органы государственного пожарного надзора (пункт 3).

Аналогичная норма закреплена в пункте 3 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820.

Перечень должностных лиц МЧС России, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден Приказом МЧС России от 26.01.2009 N 29 (зарегистрирован в Минюсте РФ 18.02.2009 N 13390).

Согласно пункта 3 названного Перечня соответствующими полномочиями в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, обладают - начальники (руководители) структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 Положения о государственном пожарном надзоре главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители – являются соответственно начальниками территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их заместители.

В силу пункта 4 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий, в частности:

- организуют и осуществляют надзор за выполнением, в том числе органами местного самоуправления, установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;

- проводят анализ эффективности выполнения требований нормативных правовых актов в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Оспариваемое Предписание от 23.07.2010 № 89/1/1 вынесено главным государственным инспектором Бирилюсского района Красноярского края по пожарному надзору, то есть, надлежаще уполномоченным должностным лицом.

2. Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пункт 1 части 2 статьи 1).

Согласно статье 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1).

Основанием для проведения внеплановой проверки является: поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (литер «а» пункта 2 части 2).

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 4).

Согласно статье 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1).

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2).

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 3).

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки (часть 4).

В силу статьи 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1).

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки (часть 2).

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий (часть 4).

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрена обязанность проверяющего лица в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Из материалов дела следует, заявителем не оспаривается факт соблюдения ответчиком приведенных требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В частности, судом установлено, что 04.06.2010 начальнику ГУ МЧС по Красноярскому краю полковнику Джураеву И.И. поступил рапорт начальника ГУ ЦУКС МЧС России по Красноярскому краю содержащий ссылки на наличие реальной угрозы населенным пунктам вследствие ЧС, вызванными паводками и лесными пожарами и отсутствием созданных штатных ЕДДС муниципальных образований (в том числе Бирилюсского района).

Приказом начальнику ГУ МЧС по Красноярскому краю от 11.06.2010 врио начальника управления государственного пожарного надзора до 02.07.2010 поручено организовать проверку создания и функционирования названных единых дежурно-диспечерских служб муниципальных образований.

Распоряжение главного государственного инспектора Бирилюсского района по пожарному надзору от 13.07.2010 № 89 о проведении внеплановой документарной проверки издано по установленной форме, соответствует требованиям статьи 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Акт проверки от 23.07.2010 № 89 составлен по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141. Предписание от 23.07.2010 № 89/1/1 выдано в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

3. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит определения терминов и понятий, в частности:

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся:

формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета (пункт 1);

участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 2);

организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21).

Согласно статье 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно:

осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях (литер «а»);

осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (литер «в»);

осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (литер «г»);

создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (литер «з»).

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение).

Согласно пункта 3 Положения единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 Положения установлено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Согласно пункта 7 Положения координационными органами единой системы являются, в том числе: на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 10 Положения постоянно действующими органами управления единой системы являются: на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.

В силу пункта 11 Положения органами повседневного управления единой системы являются: на муниципальном уровне – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

10.02.2000 принят Закон Красноярского края N 9-631 «О защите населения и территории Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно статье 4 названного Закона Красноярского края территориальная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края (далее - краевая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) является территориальной подсистемой (частью) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (часть 1).

Краевая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет орган исполнительной власти края в области защиты населения и территории края от чрезвычайных ситуаций, силы и средства Красноярского края (в том числе профессиональные аварийно-спасательные формирования Красноярского края), а также в соответствии с федеральными законами органы управления, силы и средства органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории края от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, структура и состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов краевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством края (часть 2).

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2004 N 92-п (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 21.05.2009 N 264-п) утверждено Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края (далее – Положение Красноярского края).

Согласно пункта 4 Положения Красноярского края территориальная подсистема объединяет орган исполнительной власти края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, силы и средства Красноярского края (в том числе профессиональные аварийно-спасательные формирования Красноярского края), а также в соответствии с федеральными законами органы управления, силы и средства органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории края от чрезвычайных ситуаций…

Пунктом 5 Положения Красноярского края предусмотрено, что территориальная подсистема состоит из звеньев, созданных в муниципальных образованиях края для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и соответствующих административно-территориальному делению края.

Организация, состав сил и средств звеньев территориальной подсистемы, созданных в муниципальных образованиях края, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления.

Пунктом 10 Положения Красноярского края к органам повседневного управления территориальной подсистемы отнесены, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что:

- к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включает в себя территориальную подсистему муниципального уровня;

- к органам единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся, в том числе органы повседневного управления;

- органами повседневного управления на муниципальном уровне являются – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

- организация, а также порядок деятельности названных органов повседневного управления определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления.

Таким образом, оспариваемым предписанием от 23.07.2010 № 89/1/1 обязанность создания единой дежурно-диспечерской службы муниципального образования возложена на администрацию правомерно.

Ссылка заявителя на постановление мирового судьи от 20.08.2010 о прекращении производства по делу об административном правонарушении арбитражным судом не принимается, поскольку названное постановление в силу частей 2, 3 статьи 69 АПК РФ не имеет преюдициального значения для арбитражного суда.

Довод заявителя (со ссылкой на Решение Губернаторского совета Красноярского края от 01.10.2010 № 10 «Об основных направлениях бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов») о том, что соответствующая дежурно-диспетчерская служба должна финансироваться за счет бюджета субъекта РФ не основан на нормах действующего законодательства.

Так, согласно части 1 статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Статьей 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) (часть 1).

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (часть 2).

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 3).

Согласно статье 23 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

В развитие данной статьи пунктом 34 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлено, что финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Фактические обстоятельства, связанные с возможностью/невозможностью финансирования муниципальным образованием деятельности органов повседневного управления (в том числе с учетом дотационного характера бюджета муниципального образования), отношения к предмету настоящего разбирательства не имеют, подлежат оценке в случае рассмотрения вопроса о привлечении заявителя к административной ответственности за неисполнение предписания ОГПН.

Ссылка администрации на наличие в ее штате должности главного специалиста по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и безопасности арбитражным судом не принимается.

Как следует из имеющейся в материалах дела Должностной инструкции главного специалиста по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и безопасности администрации Бирилюсского района от 21.09.2006, а также текста заявления администрации в арбитражный суд, названный главный специалист, с учетом содержания пунктов 6, 10, 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является органом управления единой системы на муниципальном уровне, не относится к органам повседневного управления.

Пунктом 4.7 названной Должностной инструкции к обязанностям главного специалиста по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и безопасности администрации Бирилюсского района отнесены организация и осуществление надзора и контроля за готовностью органов повседневного управления.

При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание ОГПН от 23.07.2010 № 89/1/1 не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Отказать в удовлетворении требований Администрации Бирилюсского района Красноярского края к отделению государственного пожарного надзора по Бирилюсскому району Красноярского края о признании недействительным предписания от 23.07.2010 № 89/1/1, как не противоречащего Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.М.Шайхутдинов