ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-12964/09 от 12.10.2009 Третьего арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

19 октября 2009

Дело № А33-12964/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 19 октября 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Данекиной Л. А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Крас-Бус»

кМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  №24 по Красноярскому краю

опризнании недействительными решений №233, № 19 от 12.03.2009

при участии:

представителей ответчика: Белых А. В. на основании доверенности от 25.02.2009, удостоверения; Полуниной Н. М. на основании доверенности от 05.10.2009, удостоверения ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Данекина Л. А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Крас-Бус» (далее по тексту – ООО «Крас-Бус», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений №233, № 19 от 12.03.2009.

Заявление принято к производству суда. Определением от 03.09.2009 возбуждено производство по делу.

Заявитель, извещенный о времени и месту судебного разбирательства надлежащим образом,  в судебное заседание не явился.

В соответствии с пунктом 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.

Ответчик в судебном заседании заявленное требование общества не признал по следующим основаниям:

- услуги по аренде (лизингу) транспортных средств приобретены обществом для использования в операциях, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), а именно для оказания услуг по перевозке пассажиров городским транспортом общего пользования, в связи с чем суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) должны учитываться в стоимости таких товаров в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации;

- применение специальной нормы о пропорциональном определении «входного» налога на добавленную стоимость, подлежащего вычету, относится к тем случаям, когда товары (работы, услуги) используются при осуществлении облагаемых и необлагаемых НДС операциях и невозможно установить, какая именно их часть используется в конкретных операциях;

- поскольку налогоплательщик не вел раздельный учет налога на добавленную стоимость по лизинговым платежам, общество лишается права на предъявление к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций (статьи 149, 170 Налогового кодекса Российской Федерации);

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Заявителем 20.10.2008 представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года. Согласно данной декларации НДС к возмещению предъявлен в сумме 7 341 362 руб.

29.10.2008 ООО «Красс – Бус» представлена уточнённая налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2008 года. В соответствии с данной декларацией общая сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная к возмещению, составила 3 346 700 руб.

В ходе камеральной налоговой проверки названной налоговой декларации налоговым органом установлено следующее.

В проверяемом периоде заявитель оказывал услуги на сумму 15 246 743 руб. по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования и в пригородном сообщении с применением тарифов, утвержденных органом местного самоуправления для муниципального городского транспорта с представлением  всех установленных норм. Общество в проверяемом периоде оказывало услуги по пассажирским перевозкам:

- льготного проезда по единому социальному проездному билету (ЕСПБ) на сумму 8 539 351 руб. в соответствии с договором № 44-ЕСПБ от 01.01.2008, заключенным с ГПК «КрасноярскАвтоТранс» на возмещение расходов, связанных с предоставлением  транспортных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки. В соответствии с пунктом 2.11. договора перевозчик обязан осуществлять перевозку пассажиров по маршрутам и расписаниям, согласованным Администрацией города Красноярска, в соответствии с утвержденной программой перевозки пассажиров по ЕСПБ  в городском, пригородном сообщении;

- льготного проезда для всех категорий пассажиров, определенных действующим законодательством (по договору №03-2007 от 01.02.2007, заключенного с ООО «Красноярскавтотранс», на оказание услуг по осуществлению перевозки пассажиров, определенных действующим законодательством, по маршрутам, установленным «Программой пассажирских автомобильных междугородних перевозок, субсидируемым из краевого бюджета в 2007» в объеме согласованном сторонами, а так же по коммерческим маршрутам).

Обществом в адрес ООО «Красноярскавтотранс» выставлены и отражены в книге продаж за 3 квартал 2008 года счета – фактуры на сумму 11 722,30 руб. за услуги пассажирских перевозов льготников, сумма НДС в  счетах - фактурах № 432 от 31.07.2008, № 434 от 29.08.08., № 436 от 30.09.2008 не выделена. Заявителем, по мнению налогового органа, на 11 722,30 руб. занижена налоговая база  по НДС, и не исчислен налог  в размере 2110 руб. в связи с неправомерным применением льготы, предусмотренной  с пунктом 7 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество выставило и отразило в книге продаж счет- фактуру № 318 от 31.07.2008 (на междугородние пассажирские перевозки) за 3 квартал 2008 на сумму 1437,60 руб., сумма НДС в счете – фактуре не выделена. По мнению налогового органа, занижена база по НДС на сумму 1437,60 руб., в том числе НДС – 258,77 руб. в связи с неправомерным применением льготы.

В проверяемом периоде общество оказывало услуги  по сдаче в сублизинг (аренду) автобусов организациям, а также услуги  по перевозке пассажиров городским  пассажирским транспортом общего пользования по коммерческим маршрутам, которые не подлежат налогообложению в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказом об учетной политике на 2008 год от 01.12.2007 в пункте 2  раздела «Для целей налогового учета» обществом предусмотрено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, предъявленные продавцами товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, по операциям как облагаемым налогом на добавленную стоимость, так и освобождаемым от налогообложения,  принимаются  к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для осуществления таких операций,  с использованием регистров аналитического учета.

Доли выручки необлагаемых НДС операций в общем объеме выручки, учитываемой на счете 90 «Продажи» определяется как отношение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость, к общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), учитываемых на счете 90 «Продажи» за вычетом налога на добавленную стоимость.

Проверкой установлено, что общество не осуществляло раздельного учета сумм налога по лизинговым платежам за полученные в лизинг транспортные средства, использованные как облагаемые налогом, так и  неподлежащим налогообложению НДС операций, установленного пунктом 2  раздела «Для целей налогового учета» Приказа об учетной политике на 2008 год от 01.12.2007.

Обществом в ходе проверки представлены следующие аналитические регистры раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость:

- аналитический регистр раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость, в котором определены доли выручки от реализации не облагаемых НДС операций в общем объеме выручки (за 3 квартал 2008 года) - 31,77%, по облагаемым НДС операциям – в размере 68,23%;

- аналитический регистр раздельного учета сумм НДС по расходам, относящимся к операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, в котором НДС к возмещению по счетам-фактурам, отраженным в книге покупок за 3 квартал 2008 года (за минусом счетов-фактур по лизинговым платежам) определен налогоплательщиком в пропорциональном отношении в соответствии с прописанной в приказе об учетной политике на 2008 год методикой раздельного учета.

Налоговым органом установлено, что в связи с занижением налоговой базы  для исчисления налога на добавленную стоимость  на сумму 13 159,90 рублей (НДС – 2368,77 рублей), доля выручки от реализации необлагаемых операций в общем объеме реализации за 3 квартал 2008 составила 31,75%, по облагаемым операциям – 68.25%.

В ходе анализа первичных документов налоговый орган установил следующие обстоятельства.

ООО «Крас-Бус» по договорам сублизинга получены от ЗАО «Управляющая компания «РегионАвтоТранс» 297 автобусов, из которых: 

 - 177 автобусов переданы по договорам в сублизинг и аренду организациям ООО «Вилсон», ООО «Терминал», ООО «КЛИФ», ООО «Автотранспортная компания №1», ООО «Автотранспортная компания №2», ООО «Автотранспортная компания №3», ООО «РЕНК», ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-1», ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-2», ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-3», ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск-4», ООО «КАТК»»;

- 120 автобусов использовались ООО «Крас-Бус» при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования.

ЗАО «Управляющая компания «РегионАвтоТранс» и ОАО «РегионАвтоТранс-Нальчик» выставлены в адрес ООО «Крас-Бус» счета-фактуры на уплату лизинговых платежей в общей сумме 11 704305,46 рублей.

Оценив представленные первичные документы на проверку, налоговый орган пришел к выводу о том, что сумма НДС по лизинговым платежам в размере 5 358 081,87 рублей приходится на 120 автобусов, используемых в своей деятельности:

- перевозка пассажиров городским пассажирским  транспортом общего пользования, реализация данных услуг не подлежит налогообложению,

- перевозка пассажиров по коммерческим маршрутам, реализация данного вида услуг не подлежит налогообложению.

Налоговым органом установлено, что сумма НДС, по лизинговым платежам исходя из доли выручки, приходящейся на необлагаемую НДС деятельность, составила 4 875 854, 50 рублей. Следовательно, по мнению налогового органа, общество неправомерно включило указанную сумму НДС в общую сумму налоговых вычетов.

Результаты камеральной налоговой проверки  отражены в акте №198 от 12.02.2009.

Уведомлением №13-08/2/02725 от 12.02.2009 налогоплательщик извещен налоговым органом о назначении рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на 12.03.2009 (14 часов 00 минут). Уведомление получено главным бухгалтером заявителя (по доверенности) 16.02.2009.

Возражения налогоплательщика рассматривались налоговым органом в присутствии уполномоченного представителя общества, что отражено в оспариваемом решении.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика 03.03.2009 налоговым органом 12.03.2009 принято решение №233 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В пункте 1 указанного решения отражено, что заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 148 863,81 рублей. Заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 1 531 523 рублей (пункт 2.1 решения).

12.03.2009 налоговым органом на основании:

- материалов  камеральной налоговой проверки  налоговой декларации по НДС и уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2009, в которой заявлен НДС к возмещению за указанный период в сумме 346 700 рублей;

- представленных заявителем документов, в подтверждение данных, отраженных в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008;

- решения № 233 о привлечении к налоговой ответственности

принято решение об отказе обществу в возмещении НДС в сумме 3 346 700 рублей.

       Указанные решения налогового органа обществом обжалованы в Управление Федеральной налоговой службы  по Красноярскому краю (далее Управление). Рассмотрев жалобу общества, Управление удовлетворило её в части необоснованного привлечения общества к налоговой ответственности. В резолютивной части решения №12-0282 от 30.04.2009 указано об исключении пункта 1 из решения № 233 от 12.03.2009.

Не согласившись с решениями № 233 и 19 от 12.03.2009, обществообратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции  о признании недействительными решений №233 и № 19 от 12.03.200921 считая, что:

- согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 установлено освобождение от операций по реализации на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров, в том числе городским транспортом общего пользования. При этом указанные операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующей лицензии на осуществление деятельности лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что является объектом налогообложения, статьей 56 определено понятие «льгота». Вместе с тем по указанным операциям возникает обязанность по уплате НДС в случае отсутствия раздельного учета  операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению, или отсутствия лицензии. Исходя из положений статьи 665 Гражданского кодекс Российской Федерации, сущностью договора лизинга является аренда, т.е. обществом приобретена услуга. Поскольку лизинговые платежи являются оплатой предоставляемой услуги, то из смысла подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что НДС, предъявленный при приобретении услуг, подлежит вычету для целей налогообложения в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, налоговый орган необоснованно пришел к выводу о том, что  при использовании предмета  лизинга в операциях, необлагаемых  НДС, право на налоговый вычет отсутствует;

- исключение из декларации  по НДС налоговых вычетов не может быть квалифицировано в качестве не уплаченного  (не полностью уплаченного) в бюджет налога. Налоговый орган необоснованно привлек к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений, представить доказательства.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  обязанность доказывания соответствия  оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, который принял акт, решение. 

В силу статьи 143 Налогового  кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.

На основании пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).

Пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Согласно пункту 6 этой же статьи Кодекса перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

 В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации  суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов в случаях приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Пунктом 4 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи – по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса – по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

1. Из материалов дела следует, что в ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено занижение  налоговой базы за 3 квартал 2008 в размере 13 159,90 рублей:

- обществом в адрес ООО «Красноярскавтотранс» выставлены и отражены в книге продаж за 3 квартал 2008 года счета – фактуры № 432 от 31.07.2008, № 434 от 29.08.08., № 436 от 30.09.2008 на сумму 11 722,30 руб. за услуги пассажирских перевозов льготников. Сумма НДС в перечисленных счетах - фактурах не выделена;

- обществом выставлена и отражена в книге продаж счет- фактура № 318 от 31.07.2008 на междугородние пассажирские перевозки за 3 квартал 2008 на сумму 1437,60 руб., сумма НДС в счете – фактуре не выделена.

Заявителем данный факт не оспорен, не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие правомерность невключения в указанные счета - фактуры НДС.

Исходя из норм статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, услуги по перевозке пассажиров в междугороднем сообщении не освобождаются от налогообложения НДС. Заявителем необоснованно занижена налоговая база  по НДС на сумму  13 159,90 рублей, и не исчислен налог  в размере 2368,77 руб.

При таких обстоятельствах налоговый орган обоснованно пришел к выводу о доначислении обществу НДС в сумме 2 368,77 руб.

2. Из материалов дела следует, что общество в 3 квартале 2008 года осуществляло операции, как  подлежащие, так и не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость, а именно:

- оказывало услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, операции по реализации которых в силу положений подпункта 7 пункта 1 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению;

- оказывало услуги по сдаче в сублизинг (аренду) автобусов организациям, а также транспортные услуги по перевозке пассажиров маршрутами междугороднего следования,  операции по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость.

Налогоплательщиком в ходе проверки были представлены аналитические регистры раздельного учета сумм НДС по расходам, относящимся к операциям облагаемым и не облагаемым НДС.

Согласно аналитическому регистру раздельного учета сумм НДС доля выручки от реализации не облагаемых НДС операций в общем объеме выручки за 3 квартал 2008 составила  31,77%, по облагаемым НДС операциям - 68,23%.

Согласно аналитическому регистру раздельного учета сумм НДС по расходам, относящимся к операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, в котором НДС к возмещению по счетам-фактурам, отраженным в книге покупок за 3 квартал 2008 года (за минусом счетов-фактур по лизинговым платежам) определен налогоплательщиком в пропорциональном отношении в соответствии с прописанной в приказе об учетной политике на 2008 год методикой раздельного учета.

  В соответствии с указанной пропорцией общество определяло размер налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Вместе с тем, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по лизинговым платежам общество включало в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в полном объеме.

 Инспекцией установлено, что в связи с занижением налоговой базы  для исчисления налога на добавленную стоимость  на сумму 13 159.90 (НДС – 2368.77 руб.), доля выручки от реализации необлагаемых операций в общем объеме реализации за 3 квартал 2008 составила 31,75%, по облагаемым операциям – 68.25%.

Налоговый орган в ходе проверки пришел к обоснованному выводу о том, что налог на добавленную стоимость на основании счетов-фактур по лизинговым платежам неправомерно заявлен обществом к вычету в полном объеме, поскольку 177 автобусов переданы обществом по договорам в сублизинг и аренду организациям (операции, облагаемые НДС), а 120 автобусов использовались ООО «Крас-Бус» при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (операции, освобожденные от НДС).

Из системного анализа статей 149, 170, 171 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что к налоговым вычетам обществом  мог быть заявлен только налог на добавленную стоимость по лизинговым платежам в отношении автобусов, переданных в сублизинг, поскольку указанные операции подлежат налогообложению. Налог на добавленную стоимость по лизинговым платежам в отношении автобусов, использованных при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом, освобожденных от налогообложения, должен учитываться в стоимости таких услуг и к вычету не может быть заявлен.

Порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость к вычету либо учету в стоимости товаров (работ, услуг) конкретно предусмотрен пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указание законодателем в подпункте 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации на то, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса, не означает, что пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации не применяется в отношении услуг. В пункте 4 статье 170 Кодекса содержится неоднократное указание на применение положений к товарам (работам, услугам). 

Кроме того, применение специальной нормы пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации о пропорциональном определении «входного» налога на добавленную стоимость, подлежащего вычету, относится к тем случаям, когда товары (работы, услуги) используются при осуществлении облагаемых и необлагаемых налогом операциях и невозможно установить, какая именно их часть используется в конкретных операциях.

Из материалов дела следует, что налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки установил использование конкретных автобусов либо в деятельности, операции по реализации которых облагаются НДС, либо в деятельности, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

По договорам № 14/СЛ/04/07 от 30.03.2007, №09/Л/04-06 от 19.04.06, заключенным с ЗАО «Управляющая компания «РегионАвтоТранс» автобусы одной марки и одинаковой стоимостью, полученные в лизинг распределены следующим образом:

- используется в деятельности общества – 11 автобусов;

- переданы в сублизинг, аренду другим организациям – 59 автобусов.

При таких обстоятельствах в применении пропорции не было необходимости.

НДС по лизинговым платежам в размере 5 358 081,87 руб. приходится на 120 автобусов, используемых в своей деятельности, которые осуществляют перевозку пассажиров:

- городским пассажирским транспортом общего пользования, реализация данных услуг не подлежит налогообложению НДС на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации,

- по коммерческим маршрутам, реализация такого рода услуг подлежит налогообложению НДС.  

Проанализировав регистры раздельного учета сумм НДС по расходам, относящимся к операциям, облагаемым и необлагаемым НДС за 3 квартал 2008 налоговый орган правильно определил НДС по лизинговым платежам исходя из доли выручки, приходящейся на необлагаемую НДС деятельность в сумме 4 875 854,50 руб.

При таких обстоятельствах у общества отсутствовали основания заявлять налоговые вычеты в указанной сумме и предъявлять к возмещению НДС в сумме 3  346 700 рублей по налоговой декларации за 3 квартал 2008. Налоговый орган обоснованно пришел к выводу о неправомерном:

- завышении суммы налогового вычета по НДС за 3 квартал 2008 на 4 875 854,50 руб.;

- предъявлении ООО «Крас - Бус» к возмещению НДС за 3 квартал 2008 года в сумме 3 346 700 руб.

Общество оспаривает в  заявлении привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела ООО «Крас - Бус» обжаловало решение № 233 и №19 в Управление. Жалоба общества Управлением была рассмотрена и частично удовлетворена. Пункт 1 решения № 233 от 12.03.2009, в котором речь идет о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации,  отменен Управлением за отсутствием состава налогового правонарушения (абзац 8 на странице 5, пункт 2 резолютивной части решения № 12-0282 от 30.04.2009).

В статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлена строго определенная процедура вынесения налоговым органом решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

При рассмотрении настоящего дела, нарушений процедуры принятия налоговым органом оспариваемых решений судом не установлено.

На основании вышеизложенного, требования заявителя о признании недействительными решений инспекции № 233, № 19 от 12.03.2009 не подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляет 4000 рублей, поскольку обществом заявлено 2 требования:

- о признании недействительным решения № 233 от 12.03.2009;

- о признании недействительным решения № 19 от 12.03.2009.  

При обращении с заявлением в арбитражный суд общество уплатило госпошлину в сумме 4000 руб. (по платежным поручениям № 396 от 10.03.2009, № 985 от 22.06.2009). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая результаты рассмотрения настоящего дела судебные расходы в виде уплаченной госпошлины обществу не возмещаются.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Крас-Бус» отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

          Л. А. Данекина