ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-13164/15 от 16.11.2015 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

ноября 2015 года

Дело № А33-13164/2015

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 ноября   2015  года.

В полном объёме решение изготовлено  23 ноября  2015  года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в   судебном заседании дело по  

заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» (ИНН 2464102133, ОГРН 1062464068336, г. Красноярск)

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г. Красноярск)

о признании незаконными действий,

при участии в деле в качестве заинтересованных лиц:

- департамента градостроительства администрации г. Красноярска (660049,                          г. Красноярск, ул. К. Маркса, д. 93);

- департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации                г. Красноярска (660049, г. Красноярск, ул. К. Маркса, д. 93);

- администрации г. Красноярска (660049, г. Красноярск, ул. К. Маркса, д. 95);

- управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю

в присутствии в  судебном заседании:

от заявителя: Бегель М.В., представителя по доверенности от 31.01.2015, личность удостоверена паспортом;

от органа, чьи действия оспариваются: Емандыков С.Н., представителя по доверенности от 16.10.2015, личность удостоверена паспортом,

 При ведении протокола секретарем судебного заседания Гусейновой А.Ф.,

 при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусейновой А.Ф.

установил:

 общество с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю

- о признании действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:108, общей площадью 4098 кв.м., расположенного в прежней конфигурации земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:47, по адресу: г. Красноярск, ул. Караульная – ул. Петра Подзолкова, поставленного на государственный кадастровый учет 10.09.2014;

- об обязании устранить допущенные нарушения прав общества с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300303:108 и восстановления сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300303:47 в прежних границах, общей площадью 4 432 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. Караульная –
ул. П. Подзолкова.

Определением от 23.06.2015 заявление оставлено судом без движения.

В связи с устранением обстоятельств, послуживших основания для оставления заявления без движения, определением от 07.07.2015 возбуждено производство по делу,  к участию в дело, в качестве заинтересованных лиц, привлеччены: департамент градостроительства администрации г. Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска,  Администрация г. Красноярска, предварительное и судебное заседания назначены на 17.08.2015.

Определением от 17.08.2015 отложено предварительное судебное заседание на 16.10.2015,  к участию в дело, в качестве заинтересованного лица, привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю.

 В судебном заседании 16.10.2015г. судом, на основании ст. 49 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации,  принято от заявление об уточнении оснований требований, представленное заявителем.

 В связи с удовлетворением ходатайства,  органа, чьи действия оспариваются,  об отложении предварительного судебного заседания, с целью подготовки своей правовой позиции по уточненным основаниям заявленных требований, судом вынесено определение об отложении предварительного судебного заседания на 09.11.2015г.

  В предварительное судебное заседание 09.11.2015г. не явились представители заинтересованных лиц:

 -департамента градостроительства администрации г. Красноярска;

-департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации                г.Красноярска;

- администрации г. Красноярска;

- управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

О времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.ст.123, 156 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации,  неявившиеся участники процесса извещены. Суд проводит судебное заседание в отсутствии  данных заинтересованных лиц.

 В  предварительном судебном  заседании 09.11.2015г. был объявлен перерыв до 15 час. 00 мин.  16.11.2015г.

Определением от 16.11.2015г. судом завершено предварительное судебное заседание, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании суда первой инстанции.

   Федеральное бюджетное государственное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Красноярскому краю представило отзыв (с дополнением)  на заявление, в котором указало следующие основания отклонения требований: 

-  основанием для признания ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственного органа незаконным является одновременно как их несоответствие закону или иным правовым актам, так и нарушение этими ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

       В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.09.2011г., Учреждение   осуществляет   функции,   возложенные   на   Росреестр   по   оказанию  государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

       Вопросы государственного кадастрового учета объектов недвижимости регулирует Федеральный закон от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

      Согласно ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии со ст. 22 указанного закона для осуществления такого учета документов.

       Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300303:47, образованный из земель неразграниченной государственной собственности, поставлен на государственный кадастровый учет 22.12.2010 на основании поданного заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 27.11.2010 №2400/146/10-1244 и межевого плана от 26.11.2010, подготовленного ООО «Ноэма».

       Указанный выше земельный участок поставлен на кадастровый учет со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - место размещения административного здания, не требующего установления санитарно-защитной зоны; местоположение Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район, пересечение ул. Караульная и ул. Петра Подзолкова; площадь - 4432 кв.м., местоположение границ установлено в соответствии с требованием действующего законодательства.

- в силу ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

         При этом, в силу ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

        16.06.2014 года Муниципальное образование г. Красноярск, в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в орган кадастрового учета с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости № 24-0-1-115/3000/2014-1615 и межевым планом от 16.06.2014, подготовленным кадастровым инженером Поспеловой Марией Николаевной, с целью исправления кадастровой ошибки в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:47. Решением об учете изменений объекта недвижимости от 24.06.2014 №Ф24/14-2-93284 были внесены изменения в значение площади земельного участка с «4432 кв.м.» на «42 кв.м.», на основании представленных документов.

       Стоит отметить, что решение об исправлении кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:47         было         принято непосредственно         Департаментом градостроительства, а орган кадастрового учета, в силу его полномочий, лишь осуществил технические действия, путем внесения в государственный кадастр недвижимости  соответствующих  изменений о земельном участке на основании представленных документов.

         При этом, обязательное наличие согласия арендатора для исправления кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке действующим законодательством о кадастре не предусмотрено, более того, орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о кадастре (ч. 4 ст. 21).

- Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300303:108, образованный из земель неразграниченной государственной собственности, поставлен на государственный кадастровый учет 10.09.2014 на основании поданного заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 02.09.2014 № 30-1315051 и межевого плана от 28.08.2014, подготовленного кадастровым инженером Кондрашиной Марией Эдуардовной (копии прилагаются).

        В состав межевого плана включена схема расположения земельного участка на КПТ от 25.08.2014. Указанный выше земельный участок поставлен на кадастровый учет со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - для размещения объектов здравоохранения (медико-диагностический центр); местоположение - г. Красноярск, Центральный район, ул. Петра Подзолкова; площадь - 4098 кв.м., местоположение границ установлено в соответствии с требованием действующего законодательства.

      Учитывая, что указанный земельный участок образовался из земель неразграниченной государственной собственности, ссылка заявителя на п. 1 ст. 11.2, ст. 11.9 Земельного кодекса РФ и ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре является необоснованной.

       Таким образом, действия органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:108 полностью соответствуют действующему законодательству и являются законными.

- по мнению Учреждения из искового заявления усматривается спор о праве на земельный участок, который, согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.04.2010г. №10/22, не подлежит разрешению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Следовательно, требования по такому спору не могут быть предъявлены к органу кадастрового учета.

-  заявителем приведен довод относительно изменения площади исходного земельного участка в 105 раз, тогда как, по мнению заявителя, площадь может быть изменена не более чем на 10%.

     Учреждение не согласно с заявителем, поскольку согласно п.1 ч.5 ст.27 Закона о кадастре отказ в осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка может последовать в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости (ГКН) на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка для земель соответствующего целевого назначения, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой содержатся в ГКН.

        Таким образом, в осуществлении кадастрового учета отказывается в случае увеличения площади участка на указанные величины. В рамках настоящего дела речь идет об уменьшении площади спорного участка (в 105 раз, как указал заявитель). Поэтому данная ссылка заявителя не обоснована.

 - на момент исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости (ГКН) в соответствии с представленными заявлением от 16.06.2014г. и межевым планом (копии прилагаются) в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:47 в ГКН содержатся сведения о дате прекращения обременения в виде аренды в пользу ООО «Ресурс Плюс» на данный участок: 23.01.2014г. в соответствии с регистрационной записью №24-24-01/021/2011-774. Копия скриншота из автоматизированной информационной системы ГКН об обременениях относительно данного земельного участка прилагается. Таким образом, как на момент исправления кадастровой ошибки, так и на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:108 (10.09.2014г.) ГКН не содержит сведений об обременении в виде аренды ООО «Ресурс Плюс» земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:47. Ссылка заявителя на получение от него согласия на образование земельного участка при таких обстоятельствах представляется не убедительной.

- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300303:108 в соответствии с межевым планом от 28.08.2014г. (копия приложена к первоначальному отзыву) образован не в результате раздела другого участка, а из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельного участка из таких земель не требует чьего-либо согласия (статьи 11.2, 11.3 Земельного кодекса).

 Заинтересованное (третье ) лицо по делу – общество с ограниченной ответственностью Департамент градостроительства администрации г.Красноярска   представило в суд пояснение, согласно которому определил следующую позицию по заявленным требованиям: 

- Департамент градостроительства не располагает сведениями и документами, подтверждающими факт выявленной кадастровой ошибки, предоставленными в ФКП по Красноярскому краю. Согласно распоряжению администрации г. Красноярска от 24.10.2014 N 370-р "О внесении изменений в Распоряжение от 04.06.2008 N 114-р" из полномочий Департамента градостроительства исключены пункты 3.7, 3.14, 3.15, 3.17, 3.18 - 3.21, 3.26, 3.50, 3.51, данные функции с 01.01.2015 г. переданы в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

      Остальные участники процесса отзыва на заявление не представили.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Распоряжением Администрации города Красноярска от 24.01.2011 №48-ж ООО «Капстрой» сроком на 3 года в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300303:47, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Караульная – ул. П. Подзолкова, для строительства административного здания, не требующего установления санитарно-защитной зоны и инженерного обеспечения.

На основании распоряжения Администрации города Красноярска от 24.01.2011 №48-ж между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска (арендодатель) и ООО «Капстрой» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 15.02.2011 №138 (далее – договор аренды), по которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0300303:47, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Караульная – ул. П. Подзолкова (далее – участок), для использования в целях строительства административного здания, не требующего установления санитарно-защитной зоны и инженерного обеспечения, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка от 22.12.2010 №24ЗУ/10-283041, прилагаемом к договору, общей площадью 4432 кв.м. (пункт 1.1).

Срок аренды в пункте 2.1 договора аренды установлен с 24.01.2011 по 23.01.2014.

25.02.2011 договор аренды прошел государственную регистрацию.

09 августа 2011 года ООО «Ресурс Плюс» по согласованию Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, выраженным в письме от 18.08.2011 №37804, заключило с ООО «Капстрой» договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, согласно разделу 1 которого ООО «Ресурс Плюс» приобрело право аренды земельного участка, с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0300303:47, по адресу: г. Красноярск, ул. Караульная - ул. Петра Подзолкова, общей площадью 4432 кв.м. для использования в целях строительства административного здания, не требующего установления санитарно-защитной зоны и инженерного обеспечения.

По указанному договору передачи прав и обязанностей ООО «Капстрой» передало новому арендатору – заявителю по настоящему делу права и обязанности по договору аренды земельного участка № 138 от 15.02.2011 в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту заключения настоящего договора в соответствии с договором аренды.

Дополнением от 03.11.2011 № 6629 (зарегистрированным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 23.11.2011) к договору аренды ООО «Капстрой», ООО «Ресурс Плюс» и Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска внесли изменения в пункт 9 договора аренды, указав качестве арендатора ООО «Ресурс Плюс».

ООО «Ресурс Плюс» обратилось в Департамент градостроительства Администрации города Красноярска с заявлением от 31.01.2014 (вх. №733-ек) о продлении срока предоставления для строительства административного здания указанного земельного участка.

 Письмом от 04.03.2014 их.№16-1571-дг «Об отказе в продлении срока предоставления земельного участка» Департамент отказал заявителю в продлении срока действия распоряжения Администрации города Красноярска от 24.01.2011 № 48-ж «О предоставлении ООО «Капстрой» земельного участка», в связи с неиспользованием земельного участка, предназначенного для строительства, в течение трёх лет и неполучением разрешения на строительство.

Ссылаясь на то, что изложенный в указанном письме отказ в продлении срока предоставления земельного участка в аренду под строительство не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Ресурс Плюс»  обратилось в арбитражный суд Красноярского края с заявлением, в котором  просило суд 

 - признать недействительным решение Департамента об отказе в продлении распоряжения от 24.01.2011 № 48-ж «О предоставлении ООО «Капстрой» земельного участка», оформленное письмом от 04.03.2014 № 16/1571-дг «Об отказе в продлении срока предоставления земельного участка»;

- обязать Департамент в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки проекта распоряжения и выдачи распоряжения о продлении срока предоставления земельного участка для строительства сроком на три года из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:03 00 303:47, по адресу: г. Красноярск, ул. Караульная - ул. Петра Подзолкова, общей площадью 4432 кв.м. для использования в целях строительства административного здания, не требующего установления санитарно-защитной зоны и инженерного обеспечения, предоставленного распоряжением Администрации города Красноярска № 48-ж от 24.01.2011.

Рассмотрение вышеуказанного заявление осуществлено арбитражным судом Красноярского края по делу А33-9948/2014г. Участниками процесса по делу А33-9948/2014 являлись:  департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска;  Администрации города Красноярска,  общество с ограниченной ответственностью «Капстрой».

        Рассмотрение дела А33-9948/2014 продолжалось с мая по октябрь 2014г. Решением от 28.10.2014г.  по делу А33-9948/2014 заявление общества с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» удовлетворено. Решение  Департамента градостроительства администрации г. Красноярска № 16/1571-дг от 04.03.2014 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» в продлении срока предоставления для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:47 признано незаконным.  На департамент градостроительства администрации г. Красноярска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» путем  подготовки и выдачи заявителю распоряжения о продлении на три года срока предоставления для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:47 площадью 4 432 кв.м., расположенного по адресу г. Красноярск, ул. Караульная – ул. Петра Подзолкова.

        Как установлено  арбитражным судом Красноярского края в решении в решении от28.10.2014г.  по делу А33-9948/2014 - заявитель в целях освоения земельного участка в период действия договора аренды проводил подготовительную работу, в том числе, по подготовке документов для получения разрешения на строительство, по получению  эскизной документации и проекта строительства, освоению и  подготовке земельного участка для начала строительства административного здания, ограждению территории.  Постановлениями апелляционной от 04.02.2015г.  и кассационной инстанции от 05.06.2015г.  решение суда первой инстанции оставлено в силе.

   Во исполнение решения суда по делу А33-9948/2014 от 28.10.2014г. администрацией г.Красноярска издано распоряжение №177-недв от 31.03.2015г., в соответствии с которым,  продлен до 24.01.2017г. срок предоставления земельного участка из земель населенных пунктов с КН 24:50:0300303:47, установленный распоряжением администрации города от 24.01.2011 №48-ж «О предоставлении общество с ограниченной ответственностью «Капстрой» земельного участка.

Письмом департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска на имя заявителя от 08.05.2015г. №17416 ( в ответ на обращение о продлении срока действия договора аренды)  известил заявителя, что  при получении из Управления Росреестра  кадастрового паспорта земельного участка с КН 24:50:0300303:47 выяснилось, что площадь земельного участка  составляет 42 м2, поэтому продлить договорные отношения не представляется возможным. После приведения земельного участка в соответствии с распорядительными актами от 24.01.2011 №48-ж от 31.03.2015 №1771-недв в части площади, департамент готов вернутся к рассмотрению вопроса о продлении срока действия договора.

Письмом департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска на имя заявителя от 25.05.2015г. №19610 департамент указал, что земельный участок был уточнен в ФГБУ «ФКП Росреестра» и на момент выходы распоряжения администрации г.Красноярска от 31.03.2015г. №1771-недв его площадь составляла 42 м2. Департамент также указал, что в настоящее время в отношении земельного участка с КН 24:50:0300303:108, расположенного в прежней конфигурации земельного участка с  КН 24:50:0300303:47 ведутся работы по его формированию в целях продажи прав аренды посредством проведения аукциона.

        Как следует из материалов дела, после обращения общества с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» в арбитражный суд с заявлением, рассмотренным судом по делу А33-9948/2014, департамент градостроительства,  несмотря на  рассмотрение в суде  вопроса  о продлении  на три года срока предоставления для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:47, обратился  16.06.2014г. в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ ФКП) с заявлением (24-0-1-115/3000/2014-1615), в котором просил осуществить государственный учет изменений в земельном участке в виде изменения площади и (или) изменения описания местоположения границ земельного участка. К заявлению был приложен межевой план в электронном виде. Как указал департамент градостроительства в заявлении, при осуществлении  формирования земельного участка с КН 24:50:0300303:47 была допущена кадастровая ошибка, которая обнаружена при проведении кадастровых работ по формированию земельного участка расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Петра Подзолкова, занятого автостоянкой и для дальнейшего предоставления земельного участка в аренду, происходит наложение на земельный участок с КН24:50:0300303:47. Согласно откорректированного межевого плана земельного участка с КН 24:50:0300303:47 и уточнении границ земельного участка, новая его площадь составит 42 м2 (вместо 4432 м2). В межевое дело представлен акт согласования местоположения границы земельного участка с КН      24:50:0300303:47, подписанный 10.06.2014г. только со стороны департамента градостроительства администрации г.Красноярска.

      Решением от 24.06.2014. ФГБУ ФКП, на основании поданного заявления №24-0-1-115/3000/2014-1615,  приняло решение о выявлении ошибки в местоположении границы и площади земельного участка с КН 24:50:0300303:47 и ее исправлении посредством внесения изменений в сведения о земельном участке. Согласно кадастрового паспорта от 25.06.2014г. №24/14-441474  на земельный участок с КН 24:50:0300303:47 с разрешенным использованием – место размещения административного здания, не требующего установления санитарно-защитной зоны, площадь участка составила 42 м.2.

      Вместе с тем, Департамент градостроительства, согласно отзыва, не располагает сведениями и документами, подтверждающими факт выявленной кадастровой ошибки, предоставленными в ФКП по Красноярскому краю.

       Также в ходе судебного разбирательства по делу А33-9948/2014,  а именно 02.09.2014г. департамент градостроительства обратился в ФГБУ ФКП  с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г.Красноярск, Центральный район, ул.Петра Подзолкова для размещения объектов здравоохранения

       Решением №Ф24/14-2-130613 от 10.09.2014г. ФГБУ ФКП принято решение о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с КН 24:50:030030:108, площадью 4098 м2. Согласно плана размещения земельного участка на кадастровом квартале №24:50:0300303 он утвержден департаментом градостроительства 26.08.2014г. В дело представлен  кадастровый паспорт от 10.09.2014г. №24/14-633049, согласно которого 10.09.2014г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с КН 24:50:0300303:108, находящемся по адресу: г.Красноярск, Центральный район, ул.Петра Подзолкова,  категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов здравоохранения (медико-диагностический центр), общей площадью 4098 кв.м., сведения о земельном участке носят временный характер.

      Факт образования земельного участка с КН24:50:030030:108 в т.ч. за счет площади земельного участка с КН 24:50:0300303:47, после изменения его границ в результате исправления кадастровой ошибки ФГБУ ФКП не оспаривает и подтверждает в судебном заседании.

      Заявитель считая, что в результате  действий   федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю  по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:108, общей площадью 4098 кв.м., он лишился права на продление договора аренды на земельный участок с   кадастровым номером 24:50:0300303:47, по адресу: г. Красноярск, ул. Караульная – ул. Петра Подзолкова,  просит суд признать данные действия незаконными, как противоречащие положениям ст.ст.44,53 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.253 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.22, 27, ст.28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Заявитель, в качестве меры по устранению последствий совершения незаконных действия просит суд  исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300303:108 и восстановить сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300303:47 в прежних границах, общей площадью 4 432 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. Караульная – ул. П. Подзолкова.

        Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

        Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.4 ст.198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,  заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. 

 Заявитель оспаривает действия федерального бюджетного государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:108, общей площадью 4098 кв.м.

  Заявитель обратился в суд с  заявлением 19.06.2015г.  В заявлении  общество с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» указало, что о факте постановке на кадастровый учет земельного участка с КН 24:50:0300303:108 он узнал из писем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 08.05.2015г. №17416, и от 25.05.2015г. №19610.

  С учетом данного обстоятельства суд считает, что заявителем по делу не пропущен  срок, установленный в п.4 ст.198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации.

Согласно ст.15 Основного закона органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

  Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).

          Каждому гарантируется   судебная защита его прав и свобод.  Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46 Основного закона).

Согласно норм действующего (на период совершения оспариваемых действий) Земельного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов земельного законодательства является  принцип сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации). При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Как следует из материалов дела – земельный участок с КН  24:50:0300303:108 фактически  был образован не только  из земель, государственная собственность на который, не была разграничена,  а за счет площади   земельного участка с КН 24:50:0300303:47, которая была уменьшения в результате исправления ФГБУ ФКП кадастровой ошибки.

Решение о кадастровой ошибки было принято ФГБУ ФКП по заявлению департамента градостроительства администрации г.Красноярска в период рассмотрения арбитражным судом Красноярского края дела А33-9948/2014, в котором оспаривался отказ департамента в продлении на три года арендного пользования заявителя  земельного участка с КН24:50:0300303:47.  Как следует из решения по делу А33-9948/2014 и последующих судебных актов, департамент не известил ни заявителя, ни судебные инстанции о действиях фактически направленных на изменение такой существенной характеристики  спорного земельного участка, как его площадь.

Следовательно, департаментом  градостроительства посредством подачи заявления об устранении кадастровой ошибки  фактически были совершены и   преднамеренные действия по изменению характеристик земельного участка, с целью избежать его последующего предоставления заявителю, в т.ч. не смотря на состоявшиеся судебные акты, вынесенные не в его пользу.

Согласно ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

          В соответствии со ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации,  не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Оценивая сам факт обнаружения и последующего исправления  кадастровой ошибки в государственном кадастровом учете земельного участка с КН 24:50:0300303:47, суд считает, что действия ФГБУ ФКП направленные на ее исправление, посредством принятия решения от 24.06.2014г. не соответствуют положениям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ст. 4 вышеуказанного федерального закона, одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является  принцип   единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Согласно ст.7 данного федерального закона в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекта недвижимости входят в т.ч. сведения о вещных правах не объект недвижимости в объеме сведений,   определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, в случае, если указанные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также сведения об  ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

          Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» являлся правообладателем земельного участка с КН  24:50:0300303:47 на основании заключенного договора  аренды земельного участка от 15.02.2011 №138. Срок аренды в пункте 2.1 договора аренды установлен с 24.01.2011 по 23.01.2014.  25.02.2011 договор аренды прошел государственную регистрацию.

          При рассмотрении настоящего дела судом неоднократно было предложено ФГУБ ФКП и Управлению Росреестра по Красноярскому  представить сведения о внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении аренды заявителя в отношении земельного участка с КН  24:50:0300303:47. Такие сведения не были  предоставлены суду. Как указывает ФГБУ ФКП в своем отзыве в представленном суду скриншоте имеется отметка о том, что на момент принятия решения об исправлении кадастровой ошибки и формировании земельного участка с КН 24:50:0300303:108 у учреждения имелись сведения о прекращении аренды с 23.01.2014г.

        Суд не принимает данное возражения, поскольку в представленном суду скриншоте отсутствует  сведения о государственной регистрации, ее дате и номере внесенной в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи, на основании которой было прекращено право аренды на земельный участок с КН24:50:0300303:47.

        23.01.2014г. является датой окончания срока аренды, в соответствии с п.2.1. договора аренды, но не датой фактического прекращения данного обременения земельного участка, с учетом положений ст.ст.18,26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Для третьего лица по отношению к сторонам по зарегистрированному договору аренды, в данном случае это  ФГБУ ФКП, факт прекращения такого обременения должен  наступать только с даты его регистрации.

 В соответствии со ст.28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что  кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно п.4 указанной нормы, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Согласно ст.22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» необходимым  для кадастрового учета документами является межевой план,  а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ.

   Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Вместе с тем представленное в дело Решение  от 24.06.2014.ФГБУ ФКП  не содержит сведений о необходимости устранения  ошибки,  ни дату  выявления такой ошибки, ни  ее описания с обоснованием квалификации соответствующих сведений именно как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, что не соответствует положениям ст.28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

        Как следует из отзыва департамента градостроительства администрации г.Красноярска, он  не располагает сведениями и документами, подтверждающими факт выявленной кадастровой ошибки, предоставленными в ФКП по Красноярскому краю, что свидетельствует о несогласованности участников кадастрового учета по выявлению и исправлению кадастровой ошибки. Сами заявитель таких действий отрицает факт  выявления кадастровой ошибки сделанной по его заявлению.

Согласно ст.28 вышеуказанного федерального закона, суд по требования любого лица, или любого органа, в т.ч. органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Установив, что в результате обнаружения кадастровой ошибки,  ее исправление в виде внесения изменений в государственный кадастровый учет земельного участка с КН  24:50:0300303:47, обремененного арендой, повлечет изменение  площади земельного участка  более чем в 100 раз, кадастровый орган, по мнению суда, должен был разъяснить департаменту градостроительства,  право на обращение в суд с целью исправления такой существенной ошибки,  либо обратится в суд от своего имени.

В соответствии с п.4,п.5 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации,  не допускается   раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Земельный участок с КН 24:50:0300303:47 был предоставлен заявителю в аренду  для использования в целях строительства административного здания, не требующего установления санитарно-защитной зоны и инженерного обеспечения, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка от 22.12.2010 №24ЗУ/10-283041, прилагаемом к договору, общей площадью 4432 кв.м.

Возможно ли последующее использование данного земельного участка, посредством изменения его площади до  42 м2 для целей строительства органом кадастрового учета не выяснялось, что противоречит положениям ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает, что решение ФГБУ ФКП от 24.06.2014г. об учете изменений объекта недвижимого имущества не соответствует положениям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», а следовательно, действия по внесению изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером  КН 24:50:0300303:47, являются незаконными, и нарушающими права заявителя, как арендатора данного земельного участка.

Судом установлено, что также в ходе судебного разбирательства по делу А33-9948/2014,  а именно 02.09.2014г. департамент градостроительства обратился в ФГБУ ФКП  с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г.Красноярск, Центральный район, ул.Петра Подзолкова для размещения объектов здравоохранения

       Решением №Ф24/14-2-130613 от 10.09.2014г. ФГБУ ФКП принято решение о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с КН 24:50:030030:108, площадью 4098 м2. Согласно плана размещения земельного участка на кадастровом квартале №24:50:0300303 он утвержден департаментом градостроительства 26.08.2014г.

        По утверждению ФГБУ ФКП земельный участок с КН 24:50:030030:108, площадью 4098 м2 образован из земель находящихся в государственной и муниципальной собственности. Данное утверждение по мнению суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Осуществление незаконных действий по внесению изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером  КН 24:50:0300303:47 на основании решения от 24.06.2014г., фактически повлекло уменьшение площади земельного участка более чем в 100 раз.

ФГБУ ФКП не оспаривает и данный факт подтвержден в судебном заседании, что часть площади, ранее входившей в состав земельного участка с КН  24:50:0300303:47 вошла в состав образованного земельного участка с КН 24:50:030030:108. Поскольку судом признаны незаконными  решение и действия кадастрового органа по исправлению кадастровой ошибки, постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с КН  24:50:030030:108 также является незаконной, т.к. в отсутствие кадастровой ошибки произведена  постановка на кадастровый учет земельного участка из  земельного участка ранее предоставленного в аренду.

Согласно ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции действующего на момент совершения оспариваемых действий, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

 Согласие на образование земельного участка с КН  24:50:030030:108 из земельного участка с КН 24:50:0300303:47 общество с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» не давало, заявлений на основании п.2 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации на раздел земельного участка также не предоставляло.

По мнению суда, первоначальные действия департамента градостроительства  и кадастрового органа по внесению изменений в сведения о земельном участке с КН 24:50:0300303:47 посредством выявления так называемой кадастровой ошибки, а в последствии и действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с КН  24:50:030030:108 были направлены на обход норм Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок образования земельных участков и требующих согласие на производство данных действий непосредственного землепользования, учитывая наличие спора по делу А33-9948/2014.

 На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворению.

 В соответствии с п.4 ст.200 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:  указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В качестве устранения последствий нарушения прав и законным интересов общества с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс»  суд считает необходимым обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю  исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300303:108 и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300303:47 в прежних границах, общей площадью 4 432 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. Караульная - ул. П. Подзолкова.

  Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170,198-201 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление  общества с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» п.Березовка, Березовского района Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконными действия  федерального государственного  бюджетного  учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю по постановке  на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:108, общей площадью 4098 кв.м., расположенного в прежней конфигурации земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300303:47, по адресу: г. Красноярск, ул. Караульная - ул. Петра Подзолкова, поставленного на государственный кадастровый учет 10.09.2014, как противоречащие положениям Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости».

В качестве устранения последствий нарушения прав и законным интересов общества с ограниченной ответственностью «Ресурс Плюс» обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю  исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300303:108 и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300303:47 в прежних границах, общей площадью 4 432 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. Караульная - ул. П. Подзолкова.

  Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.

Апелляционная жалоба настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Р.В. Лесков