«04» апреля 2008 г. Дело № А33-1322/2008
г. Красноярск
Судья арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма «Альтаир»
к Службе по контролю в области промышленности Администрации Красноярского края
о признании незаконными действий по проведению планового мероприятия по государственному контролю за соблюдением лицензионных требований и условий 31.01.2008 и решения от 04.02.2008 № 02-0117 «О приостановлении действия лицензии»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, на основании доверенности от 10.01.2008, предъявившей паспорт,
от ответчика: ФИО2, на основании доверенности, предъявившей паспорт,
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,
при объявлении резолютивной части решения 04.04.08, изготовлении полного текста мотивированного решения 04.04.08,
установил:
общество с ограниченной ответственностью фирма «Альтаир» (далее – общество «Альтаир») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по контролю в области промышленности Администрации Красноярского края (далее – Служба) о признании незаконными действий по проведению планового мероприятия по государственному контролю за соблюдением лицензионных требований и условий 31.01.2008 и решения от 04.02.2008 № 02-0117 «О приостановлении действия лицензии».
В соответствии со статьями 29, 198-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление общества расценивается судом как требование о признании незаконными действий по проведению планового мероприятия по государственному контролю за соблюдением лицензионных требований и условий 31.01.2008, недействительным решения от 04.02.2008 № 02-0117 «О приостановлении действия лицензии».
В судебном заседании представитель заявителя заявленное требование поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель лицензирующего органа заявленные требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Общество «Альтаир» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за № 1062444002026.
Общество «Альтаир» на основании лицензии от 23.06.2006 регистрационный номер 2814-АР серия АК № 103147 осуществляет розничную продажу алкогольной продукции.
Согласно названной лицензии условием осуществления данного вида деятельности является соблюдение статьи 8 Закона Красноярского края от 06.07.04 № 11-2179 «О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории края».
31.01.2008 Службой на основании поручения от 31.01.2008 № 007 проведена проверка соблюдения лицензиатом требований и условий розничной продажи алкогольной продукции в отделе торгового комплекса «Альтаир», расположенного по адресу: <...> (1 этаж).
По результатам проверки в присутствии продавца ФИО3 составлен акт проверки от 31.01.2008 № 019, протокол проверки, в которых зафиксировано следующее:
- обществом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции в объекте, не внесенном в лицензию на розничную продажу алкогольной продукции АК № 103147 рег. № 2814-АР от 23.06.2006,
- при покупке покупателем ФИО4 одной бутылки водки «Пять озер» (емк. 0, 25 л.) по цене 70 руб. за 1 бут., продавец ФИО3 наличные денежные средства в сумме 70 руб. от покупателя приняла, выбила чек и вместе с покупкой подала покупателю,
- на проверенный объект обществом в лицензирующий орган были представлены документы 14.01.2008 на переоформление действующей лицензии, путем внесения в лицензию дополнительного адреса: <...> (магазин),
- в настоящее время лицензия АК № 103147 рег. № 2814-АР от 23.06.2006 не переоформлена,
- на реализуемую водку «Пять озер» продавцом представлено удостоверение качества, справка к товарно-транспортной накладной, в которой указан адрес поставки водки: <...> Октября, 4, магазин «Все для всех».
Акт проверки от 31.01.2008 № 019 получен ФИО3 для вручения законному представителю общества «Альтаир».
В акте от 31.01.2008 № 019 обществу «Альтаир» предложено устранить выявленные нарушения, директору общества «Альтаир» - явиться в лицензирующий орган для получения решения по акту проверки.
04.02.2008 Службой принято решение № 02-0117 о приостановлении с 04.02.2008 сроком на шесть месяцев действия лицензии от 23.06.2006 регистрационный номер 2814-АР серия АК № 103147, выданной заявителю.
Из содержания решения № 02-01737 следует, что действие выданной обществу лицензии приостановлено, в связи с выявлением в ходе проведения указанной выше проверки общества нарушений требований действующего законодательства, а именно: осуществление розничной продажи алкогольной продукции в объекте, не указанном в действующей лицензии, без надлежаще оформленных сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее оборота. В решении также отражено, что обществом не представлены в лицензирующий орган декларации об объемах реализации алкогольной продукции и о закупках алкогольной продукции в электронном виде за июль-декабрь 2006 года, январь-декабрь 2007 года.
Названным решением лицензиату предложено устранить выявленные нарушения и представить в лицензирующий орган информацию, подтверждающую устранение нарушений.
Считая, что действия по проведению планового мероприятия по государственному контролю за соблюдением лицензионных требований и условий 31.01.2008 и решение от 04.02.2008 № 02-0117 не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд нашел требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия и решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии противоречат законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Из материалов дела следует, что оспариваемым решением действие выданной обществу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции приостановлено по следующим основаниям:
- осуществление розничной продажи алкогольной продукции в объекте, не указанном в действующей лицензии,
- осуществление розничной продажи алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее оборота,
- не представление в лицензирующий орган деклараций об объемах реализации алкогольной продукции и о закупках алкогольной продукции в электронном виде за июль-декабрь 2006 года, январь-декабрь 2007 года.
В соответствии со статьями 11, 16, 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" № 171-ФЗ от 22.11.1995 (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ) оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе в случае оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение десяти дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 указанного Закона решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.
В силу статьи 6 названного Закона определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции; относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно Положению о Службе по контролю в области промышленности администрации Красноярского края, утвержденному постановлением Совета администрации Красноярского края от 20.10.2005 № 276-п, органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет контроль в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является Службапо контролю в области промышленности администрации Красноярского края (далее – Служба). Служба создана с целью осуществления контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
К компетенции Службы, в том числе относится:
-осуществление в установленном порядке лицензирования, включая контроль за соблюдением организациями лицензионных требований и условий, в том числе, по розничной продаже алкогольной продукции;
-осуществление контроля за соблюдением порядка и правил розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 4 Закона Красноярского края от 06.07.2004 № 11-2179 «О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории края» к полномочиям лицензирующего органа, в том числе относится приостановление действия лицензий.
Пунктом 1 статьи 11 Закона Красноярского края от 06.07.2004 № 11-2179 «О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории края» установлено, что действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Закона, а также поинициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе в следующих случаях:
-нарушения лицензионных требований и условий, порядка розничной продажи алкогольной продукции;
-нарушения установленных законодательством Правил продажи алкогольной продукции,
-непредставления или несвоевременного представления деклараций либо сообщения недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции в лицензирующий орган;
-в других случаях в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шести месяцев.
В случае, если в установленный срок заявитель не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В силу пункта 3 названной статьи после получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение десяти дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.
Пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием в трехдневный срок со дня принятия решения.
Следовательно, оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 8 Закона Красноярского края от 06.07.2004 № 11-2179 «О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории края» лицензиат при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции обязан соблюдать федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регулирующие розничную продажу алкогольной продукции, санитарно-эпидемиологические, гигиенические, противопожарные нормы и правила, а также настоящий Закон.
Учитывая, что лицензирование, являясь мерой государственного регулирования, требует получения специального разрешения на осуществление отдельных видов деятельности и носит ограничительный характер в сфере предпринимательской деятельности, основания для приостановления действия лицензии, т.е. приостановления права осуществлять лицензируемые виды деятельности, должны быть установлены исключительно федеральным законом. Пункт 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень оснований приостановления действия лицензии. При этом к таковым основаниям не относится:
- осуществление розничной продажи алкогольной продукции в объекте, не указанном в действующей лицензии,
- не представление в лицензирующий орган деклараций об объемах реализации алкогольной продукции и о закупках алкогольной продукции в электронном виде.
Поэтому приостановление действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по указанным основаниям является неправомерным.
Из содержания оспариваемого решения следует, что одним из оснований приостановления выданной обществу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции явилось осуществление розничной продажи алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее оборота.
В акте проверке зафиксировано, что на реализуемую водку «Пять озер» продавцом предоставлено удостоверение качества № 1481, справка к товарно-транспортной накладной № 12754 от 07.12.2007, в которой указан адрес поставки водки: <...> Октября, 4 маг. «Все для всех».
Из пояснений представителя Службы следует, что товарно-транспортная накладная на реализуемую водку «Пять озер» продавцом предоставлена не была. Продажа водки осуществлялась по адресу: <...>, а в справке к товарно-транспортной накладной в графе «адрес поставки» указано: <...> Октября, маг. «Все для всех».
Из пояснений представителя заявителя следует, что товарно-транспортная накладная на указанную алкогольную продукцию имелась в наличии и была представлена проверяющим. При указании в справке к товарно-транспортной накладной адреса магазина «Все для все» организацией-продавцом была допущена опечатка – указан адрес магазина «Ивушка». И поставка алкогольной продукции, и ее реализация осуществлялись по адресу: <...>, который также является местом нахождения заявителя.
Как указывалось выше, в силу пункта 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановленов случае оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 16 названного Закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона; розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, а именно товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной. Форма и порядок заполнения справок устанавливаются Правительством РФ.
Форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок ее заполнения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил справка заполняется в соответствии с данными товаротранспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации алкогольной продукции последним собственником на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии.
В силу пункта 3 Правил организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.
Согласно пункту 5 Правил при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
В соответствии с пунктом 7 Правил раздел "Б" справки заполняется с соблюдением следующих требований:
в левой части раздела указываются реквизиты и данные организации-продавца;
в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя.
Пунктом 8 Правил установлено, что при заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными.
Таким образом, из изложенных выше норм следует, что:
- раздел «Б» справки к товарно-транспортной накладной заполняется при реализации продукции, под которой понимается согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу,
- безвозмездная передача алкогольной продукции из оптового склада юридического лица в розничную торговую точку данной организации не является передачей товара одним лицом другому лицу и не влечет переход права собственности, следовательно, заполнение раздела Б справки к товарно-транспортной накладной не требуется.
Из содержания изложенных выше норм не следует, что в разделе «Б» в графе «Адрес поставки» необходимо указывать адрес конкретной торговой точки, принадлежащей покупателю, в которой будет осуществляться розничная продажа алкогольной продукции
Более того, по мнению суда, анализ изложенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в разделе «Б» в графе «Адрес» поставки» указывается конечный адрес поставки продукции от организации-продавца до организации-покупателя или до оптового склада организации-покупателя, в случае, если оптовый склад находится вне места нахождения организации-покупателя.
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание, что:
- в акте проверки, оспариваемом решении факт истребования проверяющими и не представления продавцом товарно-транспортной накладной на реализуемую водку «Пять озер» не зафиксирован,
- заявитель оспаривает факт отсутствия и не представления продавцом проверяющим товарно-транспортной накладной на реализуемую водку «Пять озер»,
- заявитель в материалы дела представил надлежащим образом оформленную товарно-транспортную накладную № 12754(12754) от 07.12.2007 на водку «Пять озер»,
- в оспариваемом решении не отражено, в чем именно выразилось осуществление розничной продажи алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее оборота (отсутствии каких-либо документов и каких именно, их ненадлежащем заполнении и в какой части),
- в графе «Адрес места нахождения, адрес поставки» указано «<...>, <...> Октября, 4, маг. «Все для всех», при этом, как следует из объяснений представителя заявителя, организация-продавец допустила опечатку, указав адрес другого, принадлежащего заявителю магазина, магазин «Все для всех расположен по адресу: <...>,
- из представленных материалов (свидетельства № 9 от 25.06.2006, свидетельства № 10 от 25.07.2006) следует, что принадлежащий обществу магазин «Все для всех» расположен по адресу: <...>, по адресу: <...> Октября, 4, расположен принадлежащий обществу магазин «Ивушка»,
- из материалов дела следует, что фактически продажа алкогольной продукции осуществлялась по адресу: <...>, по указанному же адресу осуществлялась и поставка алкогольной продукции, - суд приходит к выводу о недоказанности факта осуществления обществом розничной продажи алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее оборота.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для вынесения лицензирующим органом решения о приостановлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 23.06.2006 регистрационный номер 2814-АР серия АК № 103147.
Кроме того, приостановление лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным видом деятельности и соответственно является мерой государственного принуждения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 14-П от 12.05.1998, Постановлении № 13-П от 30.07.2001, определении № 244-О от 14.12.2000 неоднократно подчеркивал, что меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (ст. 8, ч. 1); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34, ч. 1); право частной собственности охраняется законом (ст. 35, ч. 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35, ч. 3).
Право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Данному конституционному предписанию корреспондируют положения Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29), Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 12), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4), а также положение части первой статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому государство имеет право обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами и для обеспечения уплаты налогов или других сборов и штрафов.
По смыслу статьи 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При этом статьей 20 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» приостановление лицензии не является безусловным последствием допущенных лицензиатом нарушений. Приостановление лицензии при наличии предусмотренных статьей 20 Федерального закона № 171-ФЗ оснований является правом, а не обязанностью лицензирующего органа. Из анализа изложенных выше норм следует, что на основании установленного факта осуществления хозяйствующим субъектом оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, лицензионных требований и условий, порядка розничной продажи алкогольной продукции, установленных законодательством Правил продажи алкогольной продукции, лицензирующий орган вправе выдать предписание об устранении нарушений условий действия лицензии.
Кроме того, суд находит обоснованными доводы заявителя о том, что проверка, в результате которой были выявлены нарушения, зафиксированные в указанном выше акте, проведена с нарушениями действующего законодательства.
На деятельность при осуществлении лицензионного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции распространяется Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», т.к. согласно части 1 статьи 1 указанного Закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 3 статьи 1 названного Закона указаны отношения, к которым положения настоящего Федерального закона не применяются. Отношения, связанные с проведением лицензионного контроля, в названном перечне не упоминаются.
Кроме того, Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не содержит положения о том, что Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не распространяется на отношения, регулируемые указанным законом.
Статьей 7 названного Закона предусмотрено, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).
В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:
номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
наименование органа государственного контроля (надзора);
фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента государственной регистрации.
В соответствии со статьей 8 названного Закона при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять, в том числе плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
В силу статьи 9 указанного Закона по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
В акте указываются:
дата, время и место составления акта;
наименование органа государственного контроля (надзора);
дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
Статьей 11 названного Закона установлено, что должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны, в том числе:
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона;
предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 13 указанного Закона должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право, в том числе:
непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.
Порядок проведения обследований лицензиатов и соискателей лицензии на соответствие лицензионным требованиям при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции (далее - Порядок) утвержден Постановлением Совета администрации Красноярского края от 23.06.2006 № 173-п.
В соответствии с Порядком обследования осуществляются с целью проверки соискателей лицензий и лицензиатов условиям осуществления лицензируемого вида деятельности, установленным законодательством Российской Федерации и Красноярского края (п.1). Обследование проводится ежегодно, но не чаще одного раза в год, в течение срока действия лицензии (п.3). Результаты обследования оформляются актом установленной формы, в котором отражается выявленные нарушения лицензионных требований и условий (п.8). Акт обследования подписывается проверяющими и руководителем или уполномоченным представителем лицензиата, соискателя лицензии. При несогласии соискателя лицензии, лицензиата с результатами обследования в акте обследования делается соответствующая отметка (п.9). Акт обследования составляется в двух экземплярах, один из которых вручается (направляется) соискателю лицензии, лицензиату (п.10).
Согласно статье 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек.
Из материалов дела следует, что проверка Службой заявителя проводилась с нарушением изложенных выше норм.
Так, согласно представленным материалам проверка заявителя проводилась на основании поручения № 007 от 31.01.2008. Однако, как следует из пояснений представителя заявителя, в нарушение изложенных выше норм указанное поручение должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица предъявлено в установленном порядке не было. Доказательств обратного ответчик не представил.
Из содержания акта также усматривается, что при проведении проверки законный представитель общества не присутствовал, возможность представления пояснений и документов ему предоставлена не была. Из пояснений представителя заявителя следует, что руководитель общества узнал о проверке уже после ее проведения. Представителем Службы не оспаривается тот факт, что руководитель общества о проведении проверки уведомлен не был.
Довод Службы о том, что продавец в момент проверки являлся представителем общества, не основан на нормах действующего законодательства. Статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к представительству при гражданско-правовых сделках, следовательно, регулирует правовое положение продавца при правоотношениях по купле-продаже. На правовое положение продавца во взаимоотношениях с государственными органами указанная норма не распространяется. Учитывая наступление исключительных для организации последствий проверки, проводимой государственным органом (возможность аннулирования лицензии), государственный орган обязан привлечь к проверке не продавца, а законного представителя организации (директора) с целью получения от него пояснений и документов. Отстранение директора от участия в проверке и предоставления пояснений и документов свидетельствует о грубом нарушении прав юридического лица и недопустимости доказательств, полученных таким способом.
Кроме того, как следует из материалов дела (в том числе, приказа № 1 от 10.01.2008 об утверждении штатного расписания, индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц за 2007 год) и пояснений представителя заявителя, общество «Альтаир» является субъектом малого предпринимательства, зарегистрировано 01.03.2006, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.03.2006. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Между тем, при назначении и проведении проверки данные обстоятельства Службой не выяснялись, оценка им не давалась, вследствие чего, в нарушение приведенных норм действующего законодательства, мероприятие по контролю в отношении ООО «Фирма Альтаир» было проведено службой в январе 2008 года, то есть ранее, чем через два года с момента его государственной регистрации.
Таким образом, суд считает, что оспариваемые действия и решение ответчика не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ООО фирма «Альтаир».
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью фирма «Альтаир»».
Признать незаконными действия Службы по контролю в области промышленности Администрации Красноярского края по проведению планового мероприятия по государственному контролю за соблюдением лицензионных требований и условий 31.01.2008.
Признать недействительным решение Службы по контролю в области промышленности Администрации Красноярского края от 04.02.2008 № 02-0117 «О приостановлении действия лицензии».
Проверено на соответствие Федеральному закону № 171-ФЗ от 22.11.95 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Взыскать со Службы по контролю в области промышленности Администрации Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью фирма «Альтаир» 4000 руб. госпошлины.
Разъяснить, что на решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья Е.В. Севастьянова