ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-13361/13 от 01.10.2013 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

01 октября 2013 года

Дело № А33-13361/2013

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению прокурора Октябрьского района г. Красноярска

к обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Восточный» (ИНН 2460056278, ОГРН 1032401781202)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

прокурор Октябрьского района г.Красноярска обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Восточный» (далее по тексту – ООО «ТД «Восточный», общество, ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Определением от 07.08.2013 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ООО «ТД «Восточный» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032401781202.

Прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска в период с 26.07.2013 по 30.07.2013 проведена проверка по соблюдению обществом законодательства при распоряжении объектами нежилого фонда, находящимися в государственной собственности, в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте биофизики Сибирского отделения Российской академии наук (далее по тексту - ИБФ СО РАН, институт) по адресу: г. Красноярск, Академгородок, 50, строение 12, корп. 2.

В ходе проверки установлено, что ООО ТД «Восточный» использует по вышеуказанному адресу находящиеся в федеральной собственности объекты нежилого фонда, а именно нежилое помещение общей площадью 150 кв.м. без надлежаще оформленных документов.

По результатам проверки в отношении ООО ТД «Восточный» вынесено постановление от 31.07.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Согласно статье 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.

Статьей 25.11 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1) прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

По пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.07.2013 вынесено прокурором Октябрьского района г.Красноярска, следовательно, уполномоченным лицом.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 2 статьи 7.24 КоАП РФ использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения характеризуется использованием находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при применении части 2 статьи 7.24 КоАП РФ судам следует учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.

Как следует из материалов дела, между ИБФ СО РАН (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью «ФИТОПРОМ» (арендатором) (далее по тексту - ООО «ФИТОПРОМ», арендатор) заключен договор аренды зданий и помещений от 01.03.2008 № 4-08 (в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2013 № 5), согласно пункту 1.1 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает на основании результатов торгов (протокол № 2-08А/2 от 20.02.2008) во временное владение и пользование помещения в здании лабораторного блока 2А комнаты № 21, 22, 23, 24, 29, 40, 58, 59, 60, 62 (1 этаж) общей площадью 313,8 кв.м., расположенные по адресу: г. Красноярск, Академгородок, № 50, стр. № 12, корп. № 2, для использования под производственные нужды.

По акту приема-передачи нежилых помещений (здания) от 01.03.2008 к договору аренды недвижимого имущества от 01.03.2008 указанные помещения переданы ООО «ФИТОПРОМ».

В соответствии с пунктом 2.2.8 названного договора аренды арендатор обязуется без письменного согласия арендодателя не сдавать арендованные помещения в субаренду и не передавать свои права и обязанности по данному договору другому лицу, не предоставлять их в безвозмездное пользование, а также не отдавать арендные права в залог и не вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйствующих товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Вместе с тем, ООО «ФИТОПРОМ» 01.12.2011 заключен договор аренды нежилого помещения № 02 с ООО ТД «Восточный», согласно пункту 1.1 которого ООО ТД «Восточный» во временное владение и пользование передано нежилое помещение общей площадью 150 кв.м. по адресу: г. Красноярск, Академгородок, 50, стр. 12, корп. 2 сроком до 31.10.2012.

При этом данное помещение передано ООО «ТД «Восточный» без согласования с собственником помещения.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 04.06.2012 № 1479/201, свидетельствам о государственной регистрации права от 05.07.2002 и 07.02.2012, приказу Сибирского филиала агентства по управлению имуществом РАН от 21.02.2002 № 0222 нежилое здание общей площадью 6631,2 кв.м. по адресу: г.Красноярск, Академгородок, 50, стр. № 12, корп. № 2 является государственной собственностью, внесено в реестр федерального имущества, закреплено на праве оперативного управления за ИБФ СО РАН.

Согласно пункту 4.1 Устава ИБФ СО РАН, утвержденного Постановлением Президиума Российской академии наук от 11.03.2008 № 97 (с изменениями, утвержденными вице-президентом Российской академии наук 16.12.2011), имущество института является федеральной собственностью и закреплено за институтом на праве оперативного управления. Институт владеет, пользуется и распоряжается федеральным имуществом, закрепленным за ним РАН и передаваемым ему в оперативное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставами РАН и СО РАН, уставом института.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником определяются в соответствии со статье 296 названного Кодекса.

В силу части 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

По части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно пункту 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.

В силу пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

По пункту 5 статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политики» подведомственные государственным академиям наук организации владеют, пользуются, распоряжаются федеральным имуществом, принадлежащим им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами таких организаций.

Распоряжение имуществом подведомственных государственным академиям наук организаций, которым такие организации не вправе распоряжаться без согласия собственников (учредителей), осуществляется указанными академиями наук по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом.

По пункту 2.1 Устава институт является подведомственной Российской академии наук некоммерческой научной организацией – учреждением Российской академии наук.

Согласно пункту 4.3 Устава институт имеет право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое им и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое на основании решения Президиума РАН, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом. При этом договор аренды заключается в порядке, установленном законодательством РФ.

По Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по управлению государственным имуществом, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее по тексту - Положение от 05.06.2008 № 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

Пунктом 4 Положения от 05.06.2008 № 432 определено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом непосредственно и через свои территориальные органы.

По пункту 5.3 указанного Положения Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим лицам.

Согласно пункту 56 схемы размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2013 № 104, территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.

Таким образом, использование объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, их передача в аренду (субаренду) хозяйствующим субъектам на основании договора аренды (субаренды), возможны при наличии согласия (утверждения) Президиума РАН и согласования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Территориального управления Росимущества в Новосибирской области).

Вместе с тем ООО «ТД «Восточный» на основании договора аренды нежилого помещения от 01.12.2011 № 02 и акта приема-передачи нежилого помещения от 01.12.2011 к указанному договору используется объект нежилого фонда, находящийся в федеральной собственности - нежилое помещение общей площадью 150 кв.м. по адресу: г. Красноярск, Академгородок, 50, стр. 12, корп. 2 без надлежаще оформленных документов (согласия Президиума РАН и согласования Территориального управления Росимущества в Новосибирской области).

Доказательства того, что Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области либо Президиум РАН давали согласие на заключение договора субаренды ООО «ФИТОПРОМ» с ООО «Торговый дом «Восточный», в материалах дела отсутствуют; суду ответчиком не представлены.

Таким образом, ООО ТД «Восточный» использует находящиеся в федеральной собственности объекты нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.

Факт несоблюдения вышеприведенных требований подтверждается материалами дела (актом проверки от 30.07.2013 № 1, объяснениями директора ООО «ФИТОПРОМ» Гавричкова С.А. от 26.07.2013, объяснением директора ответчика Стеганцева А.В. от 31.07.2013, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.07.2013).

При таких обстоятельствах, вышеназванные действия лица, привлекаемого к административной ответственности, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.

Довод ответчика, изложенный в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.07.2013, о том, что контролирующие органы при открытии предприятия должны были предупредить его директора о несоответствии договора аренды законодательству, рассмотрен арбитражным судом и отклонен, как противоречащий действующему законодательству и не соответствующий предмету заявленного требования.

Принимая во внимание позицию Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в пункте 4 Постановления от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» обязанность по надлежащему оформлению договора аренды (субаренды) лежит на обеих сторонах договора; использование федерального имущества на основании договора без согласия собственника является неправомерным.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частями 1 и 2 статьи 2.1. КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО ТД «Восточный» не представило пояснений и доказательств, подтверждающих принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

По мнению суда, юридическое лицо обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий, а гражданским законодательством обязанность по надлежащему оформлению договора возложена на обе стороны договора, отсутствие у арендатора обязанности получить согласие собственника на использование объекта недвижимости, находящегося в федеральной собственности, не свидетельствует об отсутствии нарушения.

Более того, общество не проявило определенной степени заботливости и осмотрительности по отношению к обязанностям, установленным действующим законодательством, а именно по заблаговременному получению соответствующего согласования.

При таких обстоятельствах вина ООО «ТД «Восточный» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, является установленной.

В связи с изложенным арбитражный суд считает, что действия (бездействие) общества образуют состав указанного правонарушения; основания для привлечения его к административной ответственности имеются.

Требования к порядку вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.07.2013, установленные статьями 28.2, 28.4 и 28.5 КоАП РФ, прокурором соблюдены.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Основания для применения малозначительности, предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ, арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела не установлены, соответствующие доказательства суду не представлены.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных статьей 4.3. КоАП РФ отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлены, об их наличии не заявлено; судом указанные обстоятельства не установлены.

Согласно части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая наличие смягчающего обстоятельства - совершение административного правонарушения впервые, а также отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, арбитражный суд считает необходимым назначить ООО «ТД «Восточный» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, - 20 000 рублей.

Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

Получатель – УФК по Красноярскому краю (Прокуратура Красноярского края)

ИНН 2466029055

КПП 246601001

ОКАТО 04401000000

КБК 41511690040040000140

БИК 040407001

Счет получателя 40101810600000010001 в ГРКЦ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск

Назначение платежа – административный штраф.

Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Заявление прокурора Октябрьского района г.Красноярска удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Восточный» (ИНН 2460056278, ОГРН 1032401781202), зарегистрированное в качестве юридического лица 16.01.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному района г.Красноярска, расположенное по адресу: 660036, г. Красноярск, Академгородок, 50, строение 12, корп. 2, к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Восточный» административный штраф в размере двадцати тысяч рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.М. Чурилина