АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
29 декабря 2010 года
Дело № А33-13384/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинов Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению конкурсного управляющего государственного предприятия Красноярского края «Красноярское дорожное ремонтно-строительное управление-1»
к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии в муниципальную собственность жилищного фонда социального использования:
- общежития, расположенного по адресу: <...> «а», кадастровый 24:50:0000000000:0013634:001;
- квартир №№ 2,7,12,13,14,16,18,21,24,25,26,29,32,37,39,42,46,48,49,59,60 в жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Пастеровская, 25 «а», кадастровый номер 24:500000:0100332:0011:04:401:001:010300820; об обязании устранить допущенные нарушения,
в судебном заседании присутствуют:
от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 06.09.2010;
от ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 07.07.2010,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евграшиной И.Н.,
установил:
конкурсный управляющий государственного предприятия Красноярского края «Красноярское дорожное ремонтно-строительное управление-1» (далее: заявитель, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации города Красноярска о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии в муниципальную собственность жилищного фонда социального использования:
- общежития, расположенного по адресу: <...> «а», кадастровый 24:50:0000000000:0013634:001;
- квартир №№ 2,7,12,13,14,16,18,21,24,25,26,29,32,37,39,42,46,48,49,59,60 в жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Пастеровская, 25 «а», кадастровый номер 24:50:0100332:0011:04:401:001:010300820; об обязании устранить допущенные нарушения.
Заявление принято к производству арбитражного суда. Определением от 13.09.2010 возбуждено производство по делу.
Определением арбитражного суда от 07.12.2010 в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) на основании ходатайства заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика (Администрации г. Красноярска), надлежащим – Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее: Департамент муниципального имущества, ответчик).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал согласно заявлению.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика заявлено письменное ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительного предмета спора, Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска.
В силу части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Ответчик не мотивировал, каким образом судебный акт, которым заканчивается рассмотрение настоящего дела, может повлиять на права или обязанности Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска по отношению к одной из сторон.
Учитывая, что окончательный судебный акт по настоящему делу не может затронуть прав и обязанностей указанного лица, ходатайств ответчика не подлежит удовлетворению.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Государственное предприятие Красноярского края «Красноярское дорожное ремонтно-строительное управление-1» создано на основании Распоряжения Краевого комитета по управлению государственным имуществом № 07-577р от 29.06.1999, является правопреемником прав и обязанностей ГУП «Красноярскавтодор» в соответствующей части по разделительному балансу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.12.2008 по делу № А33-4451/2008 государственное предприятие Красноярского края «Красноярское дорожное ремонтно-строительное управление-1» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 24.11.2009; конкурсным управляющим утвержден ФИО1.
Определениями арбитражного суда от 14.01.2010, от 09.08.2010 по делу № А33-4451/2008 срок конкурсного производства продлен соответственно до 24.05.2010, 24.11.2010.
Определением от 12.11.2010 назначено судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего на 13.01.2011.
Из материалов дела следует, что конкурсный управляющий обратился в администрацию г. Красноярска с Уведомлением от 06.10.2009 № 110 «О передаче жилищного фонда», согласно которому предложил принять в собственность города 60-квартирный жилой дом по ул. Пастеровской, 25а и общежитие по ул. 2-я Красногорская, 21а.
Указанное уведомление получено администрацией г. Красноярска 08.10.2009 (почтовое уведомление № 66000038227796).
Письмом от 20.10.2009 № 54348 Департамент муниципального имущества предложил заявителю для подготовки проекта правового акта о приеме в муниципальную собственность жилищного фонда направить:
- свидетельства о государственной регистрации права собственности на передаваемые объекты;
- кадастровые планы и правоустанавливающие документы на земельные участки, занимаемые передаваемыми объектами;
- действующие технические паспорта;
- сведения о балансовой и остаточной стоимости предаваемых объектов.
24.12.2009 конкурсный управляющий письмом № ДРСУ/131 направил в адрес Департамента муниципального имущества запрошенные:
- технические паспорта;
- имеющиеся документы на земельные участки;
- список неприватизированных квартир (по жилому дому);
- инвентаризационную ведомость с указанием балансовой стоимости.
Данные документы поступили в Департамент муниципального имущества 28.12.2009 (почтовое уведомление № 66000038995664).
Письмом от 28.12.2009 № 70786 Департамент муниципального имущества повторно предложил заявителю для подготовки проекта правового акта о приеме в муниципальную собственность жилищного фонда направить:
- свидетельства о государственной регистрации права собственности на передаваемые объекты;
- кадастровые планы и свидетельства о регистрации права на земельные участки, занимаемые передаваемыми объектами;
- сведения о балансовой и остаточной стоимости предаваемых объектов (поквартирно);
- сведения из ЕГРП об отсутствии обременений на объекты.
Письмом от 15.02.2010 № ДРСУ/143 конкурсный управляющий известил Департамент муниципального имущества о том, что запрошенные документы у предприятия отсутствуют, сослался на положения пункта 6 статьи 132 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которого передача объектов жилищного фонда социального использования в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий, повторно уведомил о необходимости принять в муниципальную собственность 60-квартирный жилой дом по ул. Пастеровской, 25а и общежитие по ул. 2-я Красногорская, 21а.
Письмом от 01.03.2010 № 7812 Департамент муниципального имущества вновь предложил заявителю для подготовки проекта правового акта о приеме в муниципальную собственность жилищного фонда направить:
- сведения из ЕГРП об отсутствии обременений на объекты;
- утвержденный перечень неприватизированных квартир.
02.09.2010 конкурсный управляющий письмом от 01.09.2010 № ДРСУ/321 представил в Департамент муниципального имущества утвержденный перечень неприватизированных квартир, сообщил о невозможности представить сведения из ЕГРП, в связи с отсутствием у предприятия денежных средств, уведомил о необходимости принять в муниципальную собственность жилищного фонда социального использования: общежития, расположенного по адресу: <...> «а», кадастровый 24:50:0000000000:0013634:001; квартир №№ 2,7,14,16,18,19,24,26,32,37,44,46 в жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Пастеровская, 25 «а», кадастровый номер 24:50:0100332:0011:04:401:001:010300820.
Бездействие Департамента муниципального имущества, выразившееся в неприятии в муниципальную собственность жилищного фонда социального использования, оспорено заявителем в арбитражный суд в рамках настоящего дела.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» законодательство Российской Федерации о несостоятельности состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и названного Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Арбитражным судом установлено, что Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 31.12.2008.
Вместе с тем, согласно статье 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом (пункт 2).
С момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству (пункт 3).
Учитывая, что соответствующая процедура конкурсного производства введена с 01.12.2008, в рамках настоящего дела подлежат применению положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции, действовавшей до 31.12.2008.
Соответствующие разъяснения также содержатся в пунктах 1, 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 N 130 «О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно статьей 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в указанной редакции) при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества (пункт 1).
Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего (пункт 2).
Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона (пункт 4).
Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5).
Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий (пункт 6).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Устава города Красноярска город Красноярск есть муниципальное образование, имеющее статус городского округа, в границах которого осуществляется городское самоуправление.
Согласно статье 26 Устава города Красноярска в структуру органов самоуправления в городе Красноярске входит, в том числе администрация города Красноярска – исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления.
В силу части 2 статьи 44 Устава города Красноярска в состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города.
Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 15.02.2005 N 55/1 органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска является Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города.
Постановлением администрации г. Красноярска от 21.07.2005 N 397 утверждено Положение о порядке взаимодействия органов администрации города по приемке в муниципальную собственность г. Красноярска объектов жилищно-коммунального назначения (далее – Положение).
Пунктами 2.1-2.4 Положения установлен общий порядок передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения, предполагающий, в том числе:
- обязанность собственника (балансодержателя) объектов жилищно-коммунального назначения представить в департамент муниципального имущества ряд документов;
- процедуру согласования передачи объектов с департаментом городского хозяйства администрации города;
- достаточно длительный срок согласования и подготовки проекта муниципального акта о приемке объектов в муниципальную собственность.
Вместе с тем, согласно пункту 2.5 Положения Департамент муниципального имущества при получении уведомления конкурсного управляющего о необходимости приемки в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения в течение 3 дней с момента получения уведомления готовит и направляет на согласование в органы администрации города проект правового акта о приемке объектов в муниципальную собственность.
В течение месяца готовит и передает необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края для государственной регистрации права муниципальной собственности.
Суд полагает, что приведенный пункт 2.5 Положения, с учетом требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливает специальный порядок принятия в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения, находящихся на балансе организации, в отношении которой введено конкурсное производство.
Указанный порядок каких-либо условий и дополнительных обязанностей конкурсного управляющего не предусматривает.
Факт относимости указанных в уведомлениях конкурсного управляющего
- общежития, расположенного по адресу: <...> «а», кадастровый 24:50:0000000000:0013634:001;
- квартир №№ 2,7,12,13,14,16,18,21,24,25,26,29,32,37,39,42,46,48,49,59,60 в жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Пастеровская, 25 «а», кадастровый номер 24:50:0100332:0011:04:401:001:010300820, -
к жилищному фонду социального использования ответчиком не оспаривается, подтверждается материалами дела.
Следовательно, департамент муниципального имущества на основании уведомления конкурсного управляющего был обязан произвести действия, предусмотренные пунктом 2.5 вышеназванного Положения, без предъявления заявителю каких-либо дополнительных условий.
Указанные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о незаконности бездействия ответчика, выразившегося в неприятии в муниципальную собственность жилищного фонда социального использования:
- общежития, расположенного по адресу: <...> «а», кадастровый 24:50:0000000000:0013634:001;
- квартир №№ 2,7,12,13,14,16,18,21,24,25,26,29,32,37,39,42,46,48,49,59,60 в жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Пастеровская, 25 «а», кадастровый номер 24:500000:0100332:0011:04:401:001:010300820.
Названное бездействие не соответствует закону, препятствует реализации предусмотренных законом прав конкурсного управляющего.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно заявления конкурсного управляющего, заявитель в качестве восстановительной меры просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения своих прав и законных интересов путем приятия указанных объектов жилищного фонда социального использования в муниципальную собственность в течение двух недель.
Вместе с тем учитывая, что принятие рассматриваемых объектов в муниципальную собственность предполагает подготовку и передачу необходимых документов для государственной регистрации права муниципальной собственности, арбитражный суд признает разумным в качестве восстановительной меры обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска подготовить и передать необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края для государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении указанного имущества, в течение одного месяца.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Заявление конкурсного управляющего государственного предприятия Красноярского края «Красноярское дорожное ремонтно-строительное управление-1» удовлетворить.
Признать незаконными бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, выразившееся в неприятии в муниципальную собственность жилищного фонда социального использования:
- общежития, расположенного по адресу: <...> «а», кадастровый 24:50:0000000000:0013634:001;
- квартир №№ 2,7,12,13,14,16,18,21,24,25,26,29,32,37,39,42,46,48,49,59,60 в жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Пастеровская, 25 «а», кадастровый номер 24:50:0100332:0011:04:401:001:010300820.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Положению о порядке взаимодействия органов администрации города по приемке в муниципальную собственность г. Красноярска объектов жилищно-коммунального назначения, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 21.07.2005 N 397.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в течение месяца подготовить и передать необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края для государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении указанного имущества.
Возвратить государственному предприятию Красноярского края «Красноярское дорожное ремонтно-строительное управление-1» 2 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу государственного предприятия Красноярского края «Красноярское дорожное ремонтно-строительное управление-1» 2 000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.М.Шайхутдинов