АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
14 декабря 2011 года
Дело № А33-13409/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09.12.2011.
В полном объеме решение изготовлено 14.12.2011.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шишкиной И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (ОГРН <***>, г. Красноярск)
к открытому акционерному обществу «Химико-металлургический завод» (ОГРН <***>, г. Красноярск),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска,
государственное учреждение «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 57 Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», г. Красноярск,
муниципальное предприятие г. Красноярска «Правобережная дирекция муниципальных общежитий», г. Красноярск,
о взыскании задолженности и процентов,
в присутствии:
от истца: ФИО1- представителя по доверенности от 03.08.2011 № 0356/4/21689,
от ответчика: ФИО2- представитель по доверенности № 8 от 11.01.2011, ФИО3- представитель по доверенности № 524 от 06.09.2011,
при составлении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Авдеевым К.С., после перерыва помощником судьи Топоевой Т.В.,
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Химико- металлургический завод» о взыскании задолженности 3 316 755,54 руб. и 234 396,03 руб., пени по договору аренды земельного участка № 823 от 20.02.2002.
Определением от 17.08.2011 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, назначено предварительное судебное на 07.09.2011.
Определением от 30.09.2011 дело назначено к судебному разбирательству на 15.11.2011.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с ответчика 2 899 855,90 руб. долга, 200 827,32 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с ответчика 2 804 597 руб. 51 коп. долга по арендной плате за период с 01.11.2009 по 31.07.2011, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 184 833 руб. 95 коп. за период с 11.11.2009 по 31.07.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, государственное учреждение «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 57 Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», муниципальное предприятие г. Красноярска «Правобережная дирекция муниципальных общежитий», г. Красноярск,
Определением от 15.11.2011 судебное разбирательство отложено на 06.12.2011.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Ответчик представил отзыв на иск, в котором требования не признал по следующим основаниям: сторонами не подписано дополнительное соглашение об изменении договора аренды в связи с изменением порядка исчисления арендной платы (по отчету оценщика, по Постановлению Правительства № 582 от 16.07.2009; 17.11.2008 ответчик передал в федеральную собственность здание общежития, 15.01.2009 ответчик по договору дарения передал в федеральную собственность часть помещений в здании по ул. Матросова, 30-И (договор дарения зарегистрирован 06.03.2009), с этих дат истец неправомерно исчисляет ответчику арендную плату за весь участков, а не пропорционально площади зданий ответчика в общей площади всех зданий, находящихся на земельном участке; истец неправомерно применяет в расчете индекс инфляции, а также индексы-дефляторы; соглашение ОАО «ХМЗ» на их применение в расчете арендной платы отсутствует, дополнительное соглашение к договору аренды о применении данных индексов ответчиком не подписывалось; размер арендной платы должен составлять 2 % от кадастровой стоимости земельного участка согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009, поскольку истец получил земельный участок в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования; требования истца о взыскании процентов необоснованны, поскольку договор в одностороннем порядке не изменен, в силу чего ответчик не считается просрочившим в уплате арендной платы; задолженность у ответчика отсутствует.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 12.00 час. 09.12.2011.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Между администрацией г. Красноярска (арендодатель) и ОАО «Химико-металлургический завод» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 823 от 20.02.2002, по условиям которого арендодатель передает ответчику в аренду земельный участок площадью 19 965,08 кв.м. кадастровый номер 24:50:07261:0012 по адресу <...> для эксплуатации общежития, пожарного депо, складских помещений на срок с 12.10.98 по 11.10.2013 (раздел 1 договора).
Разделом 2 установлен размер арендной платы.
Изменения величины арендной платы осуществляются на основании решений Красноярского городского совета в одностороннем порядке. Официальным источником информации об изменении величины арендной платы является газета «Городские новости» (пункт 2.2 договора).
Дополнением № 4420 от 01.08.2006 к договору аренды № 823 от 20.02.2002 определено, что арендодателем является Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, плата за арендованный участок составляет 24 933,83 руб. в месяц с 01.01.2006 по 31.12.2006. С 01.01.2007 размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке, если это изменение обусловлено правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, органа местного самоуправления, как в части изменения и (или) введения коэффициентов к ставкам арендной платы, установления базовых ставок арендной платы, так и в иных случаях независимо от уведомления об этом арендатора (пункт 3 дополнительного соглашения).
Пунктом 8 дополнительного соглашения установлено, что условия договора в части размера и порядка внесения арендной платы изменяются ежегодно в одностороннем порядке, если это изменение обусловлено правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, органа местного самоуправления, как в части изменения и (или) введения коэффициентов к ставкам арендной платы, установления базовых ставок арендной платы, так и в иных случаях независимо от уведомления об этом арендатора.
Договор с дополнительным соглашением зарегистрирован в ЕГРП 12.02.2007.
Дополнительным соглашением № 1 от 07.05.2007 в связи с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 19 965,08 кв.м. (свидетельство о регистрации права от 16.04.2007) договор аренды № 823 от 220.02.2002 изложен в новой редакции, арендодателем является Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае.
Пунктом 1.1 новой редакции договора определено, что арендатору предоставляется в аренду земельный участок кадастровый номер 24:50:0700261:0012 площадью 1996508 кв.м. по адресу <...> для эксплуатации зданий общежития, пожарного депо, складских помещений. Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700261:0013 площадью 445 327,19 кв.м.
Срок аренды устанавливается на 15 лет с 12.10.98 по 11.10.2013 (раздел 2 договора).
Договор имеет силу акта приема-передачи (раздел 3 договора).
Согласно пункту 4.1 договора размер арендной платы изменяется:
- при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае определения арендной платы исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
- при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения;
- при определении размера арендной платы на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и подлежит ежегодному изменению на основании нового отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы.
Уведомление о результатах проведения новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы направляется арендатору в 10-дневный срок с момента проведения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы и является основанием для внесения арендатором арендных платежей в размере, определенном в результате новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы.
Арендная плата по договору исчисляется с 22.06.2006 – даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 445 327,19 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0700261:0013.
Согласно приложению № 1 к дополнительному соглашению, размер арендной платы составляет на 2007 год 95 258,39 руб. в месяц.
Арендатор обязан в срок до 31.07.2007 перечислить арендную плату за период с 22.06.2006 по 30.04.2007 в размере 981 161,40 руб. (пункт 4.5 договора в новой редакции).
Арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10 числа месяца, за который вносится арендная плата (пункт 4.4 договора в редакции дополнительного соглашения 3 1 от 07.05.2007).
В остальной части, не противоречащей настоящему дополнительному соглашению, договор аренды земельного участка от 20.02.2002 № 823 действует без изменений (пункт 2 дополнительного соглашения 3 1 от 07.05.2007).
Дополнительное соглашение № 1 от 07.05.2007 зарегистрировано в ЕГРП 26.07.2007.
Истец направил в адрес ответчика уведомление от 31.12.2008 № 10-12293 о размере арендной платы в 2009 году, согласно которому размер арендной платы определенный на основании отчета оценщика от 16.12.2008 № 05/09-КК-ГАП-1 составит 78 662,42 руб. в месяц.
Уведомление получено ответчиком 19.02.2010 согласно заказному уведомлению.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 15244 от 29.10.2020 ТУ Росимущества в Красноярском крае признано нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». В решении отражено, что ТУ Росимущества в Красноярском крае в нарушение указанного Федерального закона не применяет с 04.08.2009 при расчете арендной платы за земельный участок по договору аренды № 823 от 20.02.2002 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Данным решением ТУ Росимущества в Красноярском крае предписано производить расчет по договору аренды № 823 от 20.02.2002 на основании Постановления правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 и в срок до 01.02.2011 произвести перерасчет арендной платы по указанному договору начиная с 04.08.2009.
Письмом № 10-3333 от 18.03.2011 истец направил в адрес ответчика для согласования и подписания дополнительное соглашение к договору аренды № 823 от 20.02.2002. Согласно проекта дополнительного соглашения расчет арендной платы производится на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 на основании кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Правил. К дополнительному соглашению прилагается расчет арендной платы. Согласно которому на 2009 год размер арендной платы составляет 143 522,63 руб. в месяц, на 2010 год 164 479,48 руб. в месяц, на 2011 год 174 259,34 руб. в месяц.
Письмо с дополнительным соглашением получено ОАО «ХМЗ» 22.03.2011.
До настоящего времени данное дополнительное соглашение ответчиком не подписано в связи с наличием разногласий, в том числе по размеру арендной платы в части примененных истцом в расчете арендной платы индекса инфляции, индексов-дефляторов, размеру кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с расчетом истца по иску заявлено о взыскании долга по арендной плате за период с 01.11.2009 по 31.07.2011 в сумме 2 804 597,51 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.11.2009 по 31.07.2011 в сумме 184 833,95 руб.
Оценив материалы дела, доводы искового заявления и отзыва на иск, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
Заключенный между сторонами договор № 823 от 20.02.2002 (в редакции дополнительных соглашений № 4420 от 01.08.2006 и № 1 от 07.05.2007) является договором аренды со множественностью лиц на стороне арендатора, отношения по которому регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как следует из договора аренды (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 07.05.2007), размер арендной платы за период с 22.06.2006 по 30.04.2007 установлен в размере 981 161,40 руб. на 2007 год в размере 95 258,39 руб. в месяц.
Согласно уточненному расчету истца от 15.11.2011, за период с 22.06.2006 по 30.04.2007 составляет 981 161,40 руб., с 01.05.2007 в размере 95 258,39 руб. в месяц, с 01.01.2008 – в размере 95 258,39 руб. в месяц.
За период с 22.06.2006 по 31.12.2008 размер арендной платы согласно расчету истца составит: 1 743 228,52 + 1 143 100,68 руб. = 2 886 329,20 руб.
С 01.01.2009 по 03.08.2009 размер арендной платы в расчете истца указан 78 662,42 руб., данный размер арендной платы определен на основании отчета оценщика, сведения о данном размере арендной платы доведены до ответчика уведомлением от 31.12.2008 № 10-12293 , которое получено последним 19.02.2010 согласно заказному уведомлению.
С 04.08.2009 истец производит расчет арендной платы на основании постановления Правительства № 582 от 16.07.2009 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
В расчете за 2009 год применяет 2 % от кадастровой стоимости земельного участка и коэффициент индексации 1,13 согласно Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год» № 204-Ф3 от 24.11.2008 в редакции Федерального закона № 76-Ф3 от 28.04.2009.
В расчете за 2010 год: 2 % от кадастровой стоимости земельного участка и индекс-дефлятор в размере 1,295 установленный приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 465 от 12.11.2009.
В расчете на 2011 год: 2 % от кадастровой стоимости земельного участка и индекс-дефлятор в размере 1,372, установленный приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 519 от 27.10.2010.
Ответчик не согласен с таким расчетом арендной платы истца по следующим основаниям:
- договор аренды в части размера арендной платы с применением коэффициента индексации и индексов-дефляторов не был изменен сторонами путем подписания дополнительного соглашения, в связи с чем применение в расчете иска коэффициента индексации в размере 1.13 и индексов-дефляторов в размере 1,295 и 1,372 необоснованно;
- соответственно, период просрочки в уплате арендной платы для целей начисления процентов истцом не доказан;
- арендная плата начислена без учета нахождения на земельном участке здания общежития, переданного 17.11.2008 в федеральную собственность и помещений МЧС (пожарного депо) переданных по договору дарения в федеральную собственность (договор зарегистрирован 06.03.2009), в связи с этим размер арендной платы должен определяться пропорционально площади принадлежащих истцу объектов недвижимости, поскольку здание общежития и пожарного депо используется для непредпринимательских целей.
Рассматривая данные доводы ответчика, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункта 2 статьи .424 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пункта 4.1. дополнительного соглашения №1 от 07.05.2007 к договору аренды земельного участка № 823 от 20.02.2002 размер арендной платы изменяется:
- при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае определения арендной платы исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
- при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения;
- при определении размера арендной платы на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и подлежит ежегодному изменению на основании нового отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы. Уведомление о результатах проведения новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы направляется арендатору в 10-дневный срок с момента проведения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы и является основанием для внесения арендатором арендных платежей в размере, определенном в результате новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы.
Как следует из пункта 3 дополнительного соглашения № 1 от 07.05.2007 в остальной части, не противоречащей настоящему дополнительному соглашению, договор аренды земельного участка № 823 от 20.02.2002 действует без изменений.
В пункте 3 дополнительного соглашения от 07.05.2007 № 1 к договору аренды № 823 от 20.02.2002 заложено право арендодателя на одностороннее изменение размера арендной платы. Дополнительным соглашением № 1 от 07.05.2007 в пункте 4.1 сторонами уточнены лишь основания изменения размера арендной платы.
Пунктом 8 дополнительного соглашения № 4420 от 01.08.2006 к договору аренды № 823 от 202.02.2002 установлено, что условия договора в части размера и порядка внесения арендной платы изменяются ежегодно в одностороннем порядке, если это изменение обусловлено правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, органа местного самоуправления, как в части изменения и (или) введения коэффициентов к ставкам арендной платы, установления базовых ставок арендной платы, так и в иных случаях независимо от уведомления об этом арендатора.
Истец в соответствии с пунктом 8 дополнительного соглашения № 4420 от 01.08.2006, пунктом 3.1. дополнительного соглашения № 1 от 07.05.2007 к договору аренды № 823 от 20.02.2002 направил в адрес ответчика уведомление от 31.12.2008 № 10-12293 о размере арендной платы в 2009 году, согласно которому размер арендной платы определен на основании отчета оценщика от 16.12.2008 № 05/09-КК-ГАП-1 и составит 78 662,42 руб. в месяц. Уведомление получено ответчиком 19.02.2010 согласно заказному уведомлению.
ТУ Росимущества в Красноярском крае не представлен отчет об оценке рыночной стоимости арендной платы, на основании которого произведен перерасчет платы с 01.01.2009, соответственно истцом не доказана в порядке статьи 65 АПК Российской Федерации обоснованность изменения размера арендной платы с 01.01.2009 до 78 662,42 руб.
Вместе с тем, поскольку размер арендной платы на основании отчета об оценке уменьшился (78 662,42 руб. против 95 258,39 руб. ранее согласованного сторонами) и ответчик данный размер арендной платы с 01.01.2009 не оспаривает, суд учитывает в расчетах сторон данный размер арендной платы. Иной суммы арендной платы за период с 01.01.2009 по 03.08.2009 истец не заявляет.
Таким образом, за период с 01.01.2009 по 03.08.2009 арендную плату для расчетов сторон по договору аренды суд принимает в размере 78 662,42 руб.
Письмом № 10-3333 от 18.03.2011 истец направил в адрес ответчика для согласования и подписания дополнительное соглашение к договору аренды № 823 от 20.02.2002. Согласно проекту дополнительного соглашения, расчет арендной платы производится на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 с учетом кадастровой стоимости земельного участка.
К дополнительному соглашению прилагается расчет арендной платы, согласно которому на 2009 год размер арендной платы составляет 143 522,63 руб. в месяц, на 2010 год 164 479,48 руб. в месяц, на 2011 год 174 259,34 руб. в месяц. Из расчета следует, что с 04.08.2009 начисление арендной платы производится на основании Постановления Правительства № 582 от 16.07.2009 исходя из кадастровой стоимости земельного участка умноженной на 2 % плюс коэффициент индексации 1,13 для расчета платы за 2009 год и индексы-дефляторы 1,295 и 1,372 на 2010 и 2011 годы.
Следовательно, с 22.03.2011 ответчик был извещен о намерении истца взыскивать с 04.08.2009 арендную плату на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 582 от 116.07.2009.
Пункт 4 статьи 22 ЗК РФ предусматривает, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. При этом порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Исходя из указанных норма права, стоимость аренды государственной земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование объектом аренды должна определяться с учетом установленной полномочным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором.
Поскольку спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, установление порядка определения размера арендной платы при передаче данного земельного участка в аренду в силу статьи 22 ЗК РФ относится к компетенции Российской Федерации.
Постановлением N 582, вступившим в силу 04.08.2009, утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Согласно данному Постановлению N 582, арендная плата с момента вступления в силу названного Постановления должна исчисляться по утвержденным Правилам, поскольку стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки.
Постановление Правительства Российской Федерации № 582 от 1607.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" опубликовано в установленном порядке, доступно для всеобщего сведения, в том числе сторон по договору, вступило в действие с 04.08.2009.
Пунктом «д» пункта 3 Правил, утвержденным данным Постановлением, предусмотрено, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах: 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если:
земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации;
право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;
земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, арендная плата с момента вступления в силу Постановления N 582 должна исчисляться по утвержденным им Правилам, поскольку стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки.
В любом случае, соответствие конкретного размера арендной платы положениям действующих нормативно-правовых актов подлежит установлению в судебном порядке при предъявлении требований о взыскании задолженности по арендной плате, о неосновательном обогащении, об урегулировании разногласий сторон при внесении изменений в договор в части арендной платы.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Статья 3 Закона N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Следовательно, ответчик не может ссылаться на то, что в связи с неподписанием дополнительного соглашения к договору аренды истец не вправе начислять проценты за просрочку оплаты арендной платы, определенной на основании Постановления № 582 от 16.07.2009.
В качестве приложения к данному дополнительному соглашению оформлен расчет арендной платы на 2007 год, согласно которому размер арендной платы определен с учетом следующих составляющих:
- удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка;
- размер ставки земельного налога за 1 кв.м. в год.
Иных составляющих в формуле расчета арендной платы сторонами не согласовывалось.
Применение в расчете арендной платы коэффициента индексации и индексов-дефляторов дополнительно к 2 % от кадастровой стоимости участка суд полагает необоснованным.
Указанный в расчете арендной платы, прилагаемом к письму № 10-3333 от 18.03.2011 коэффициент индексации (коэффициент инфляции) отсутствовал в качестве составляющего ранее действовавшего расчета арендной платы на 2007 год, согласованного сторонами в дополнительном соглашении № 1 от 07.05.2007.
В качестве основания включения в расчет арендной платы указанного коэффициента в размере 1,13 для расчета платы за 2009 год ответчик указывает Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год» № 204-Ф3 от 24.11.2008 в редакции Федерального закона № 76-Ф3 от 28.04.2009. Данное основание не подпадает, по мнению суда в перечень случаев, определенных договором аренды, при которых арендодатель может в одностороннем порядке изменять размер арендной платы, поскольку указанный коэффициент индексации установлен для целей индексации отдельных видов платежей за единицу объема древесины и ставки платежей по договору аренды лесных участков (статья 2 Закона), государственных пособий (статья 11 Закона), а кроме того, такая составляющая, как коэффициент индексации отсутствовал в ранее согласованном расчете, следовательно, мог быть применен только при согласии арендодателя.
Поскольку суду не представлено доказательств подписания сторонами по договору аренды соглашения об изменении арендной платы в связи с применением коэффициента индексации 1.13, размер арендной платы с 04.08.2009 должен определяться без указанного коэффициента индексации.
Согласно пункту 8 Постановления № 582 от 16.07.2009 (в редакции на дату направления письма № 10-3333 от 18.03.2011) при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Согласно названному пункту, возможность изменения арендной платы в одностороннем порядке на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации, должна быть предусмотрена при заключении договора аренды земельного участка.
В то же время в договоре аренды № 823 от 20.02.2002 стороны не согласовали условие о корректировки размера арендной платы на индекс-дефлятор.
Кроме того, из материалов дела следует, что земельный участок площадью 19 965,08 кв.м. кадастровый № 24:50:0700261:0012 образован из земельного участка, предоставленного ранее ОАО «Химико-металлургический завод» в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации г. Красноярска от 22.01.92 № 23 и постановления Мэра г. Красноярска № 393 от 14.10.92 (в редакции постановления администрации г. Красноярска № 1108 от 24.11.95). Химико-металлургическому заводу выдано свидетельство № 1732 от 17.07.96 на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
Возникшее до момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» постоянного (бессрочного) пользования земельным участком признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей (пункт 1 статьи 6 закона). При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ).
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 15575/10, предметом регулирования пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ являются правоотношения, возникающие именно при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Предельный годовой размер арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленный указанным пунктом, распространяется на случаи переоформления прав на такие земельные участки с права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, в том числе на земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Договор аренды № 823 от 20.02.2002 заключен в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, ОАО «ХМЗ» обладало таким правом на момент заключения договора аренды № 823 от 20.02.2002, следовательно, относится к субъектам, на которые распространяет свое действие пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ об ограничении размера арендной платы 2 % кадастровой стоимости.
С учетом вышеизложенного размер арендной платы по договору № 823 от 20.02.2002 с 04.08.2009 должен определяться в размере 2 % кадастровой стоимости без применения индексов-дефляторов.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Росимущества в Красноярском крае № 07-1628 от 17.11.2008 на основании Постановления Верховного Совета РСФСР № 3020-1 от 27.12.291 по обращению ОАО «ХМЗ» постановлено считать государственной собственностью Российской Федерации нежилое двухэтажное здание общежития общей площадью 1 922,0 кв.м. (лит. А, а, а1) расположенное по адресу <...>.
Распоряжением ТУ Росимущества в Красноярском крае № 07-1629 от 17.11.2008 постановлено на основании части 11 статьи 54 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-Ф3 с согласия администрации г. Красноярска данное здание общежития передано в муниципальную собственность г. Красноярска.
Приказом администрации г. Красноярска № 359-гх от 31.08.2009 общежитие по адресу <...> передано на техническое обслуживание муниципальному предприятию г. Красноярска «Правобережная дирекция муниципальных общежитий».
По договору дарения № 1 от 15.01.2009 ОАО «ХМЗ» (даритель) передает безвозмездно в собственность Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Красноярском крае (одаряемый) нежилое помещение № 1 площадью 293 кв.м. помещение № 2 площадью 12.4 кв.м., помещение № 4 площадью 92.1 кв.м. помещение № 5 площадью 153,9 кв.м. расположенные в здании по адресу г. Красноярск. ФИО4, 30-И (пункт 1.1 договора). По акту приема-передачи данные помещения переданы в собственность Российской Федерации.
Договор дарения зарегистрирован в ЕГРП 06.03.2009.
Распоряжением ТУ Росимущества в Красноярском крае № 07-509р от 18.05.2009 вышеуказанные нежилые помещения в здании по ул. Матросова 30-И закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением «Специализированное управление Федеральной противопожарной службы № 57 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Помещения переданы в оперативное управление учреждения по передаточному акту от 25.05.2009.
Право оперативного управления учреждения на помещения зарегистрировано в ЕГРП 29.05.2009 и 29.06.2009.
С учетом представленных в материалы дела технических и кадастровых паспортов в отношении всех зданий, находящихся на предоставленном в аренду земельном участке, общая площадь зданий составляет 4 449,80 кв.м.
С 17.11.2008 после передачи общежития в федеральную собственность на основании Постановления Верховного Совета РСФСР № 3020-1 от 27.12.91 общая площадь объектов ответчика составит 2 527,80 кв.м. (4 449,80 кв.м. – 1 992,0 кв.м.).
С 06.03.2009 (дата государственной регистрации договора дарения помещений пожарного депо от ОАО «ХМЗ» Российской Федерации) общая площадь объектов истца составит 1 976,4 кв.м. (2 527,80 кв.м. – 551,40 кв.м.).
Таким образом, на земельном участке ответчика в настоящее время находится здание общежития, переданное в муниципальную собственность г. Красноярска а также здание пожарного депо, часть помещений в котором принадлежит Российской Федерации.
ОАО «ХМЗ» проведены землеустроительные работы по межеванию земельного участка № 24:50:0700261:0012 площадью 19 965 кв.м. с целью формирования трех земельных участков под объектами ОАО «ХМЗ», под общежитием и под зданием ГО и ЧС. ОАО «ХМЗ» просило истца в письме от 21.10.2009 № 38/1870 подготовить распоряжение о разделе указанного земельного участка на три земельных участка и зарегистрировать право собственности Российской Федерации на них в соответствии со схемой раздела (участки площадью 9 980 кв.м. под здания ОАО «ХМЗ», 4 419 кв.м.м. под здание пожарного депо, 5 566 кв.м. под здание общежития). Данные земельные участки поставлены на кадастровый учет 27.05.2009, в настоящее время согласно пояснений ответчика участки сняты с кадастрового учета по истечении 2-х лет со дня их постановки на кадастровый учет, поскольку на них не зарегистрированы права в ЕГРП.
До настоящего времени раздел арендуемого земельного участка не состоялся, договор аренды № 823 от 20.02.2002 не расторгнут, не изменен его предмет.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 36 ЗК РФ).
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено названным Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание (пункт 3 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, вытекающих из договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, арбитражным судам следует руководствоваться пунктом 2 статьи 322 ГК РФ, устанавливающим, что обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, являются солидарными, если законом, другими правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное; если хотя бы один из соарендаторов земельного участка использует принадлежащее ему здание (помещение), находящееся на этом участке, в иных целях, обязательства всех соарендаторов по договору аренды носят долевой характер. При определении размера обязательства каждого из соарендаторов земельного участка судам следует исходить из размера площади здания (помещения), принадлежащего каждому из соарендаторов.
Истец не обосновал нормативно право получать арендную плату за земельный участок под зданием пожарного депо (в соответствующей части), находящимся в федеральной собственности с 06.03.2009, учитывая, что помещения пожарного депо закреплены на праве оперативного управления за федеральным учреждением, а в силу статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации государственным учреждениям, а также органам государственной власти земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Прямой запрет на предоставление земельных участков в аренду государственным учреждениям введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений", дополнившим статью 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" пунктом 2.4, в силу которого не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук и (или) подведомственным им, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
Находящиеся на земельном участке и не принадлежащие истцу здание общежития и посещения пожарного депо МЧ России используются не в предпринимательских целях - для проживания граждан, для профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (пункт 2.1. устава учреждения).
При данных обстоятельствах суд не находит оснований для вывода о солидарном характере обязательств по договору аренды № 823 от 20.02.2002 для всех собственников находящихся на участке зданий и помещений.
Взыскание с ответчика платы за пользование земельным участком возможно в доле, пропорциональной размеру площадей зданий (помещений в зданиях), принадлежащих ответчику по отношению к общему размеру площадей всех зданий, находящихся на участке.
С учетом вышеизложенного, размер арендной платы должен быть следующим:
1. С 01.01.2008 по 30.10.2008 – 95 258,39 руб. в месяц (ответчик собственник всех зданий на участке)
2. В ноябре 2008 года: 17.11.2008 в федеральную собственность передано здание общежития площадью 1 992 кв.м. В собственности ответчика осталось: 4 449,18 кв.м. – 1992 кв.м. = 2 527,80 кв.м. или 56,81 % в общей площади всех зданий на участке.
С 01.11.2008 по 16.11.2008- 100 % от суммы 95 258,39 руб.
С 17.11.2008 по 30.11.2008 - 56,81 % от суммы 95 258,39 руб.
За ноябрь соответственно: (95 258,39 руб./30 дней х 16 дней) + (95 259,39 руб./30 дней х 14 дней х 56,81 %) = 50 804,47 руб. + 25 254,26 руб. = 76 058,74 руб.
3. В декабре 2008 год: 95 258,39 руб. х 56,81 % = 54 116,29 руб.
4. С 01.01.2009 по 28.02.2009 – 56,81 % от суммы арендной платы 78 662,42 руб. по уведомлению истца № 10-12293 от 31.12.2008 (по отчету об оценке), что составит 78 662,42 руб. х 56,81 % = 44 688,12 руб. в месяц.
5. 06.03.2009 зарегистрирован в ЕГРП договор дарения о передаче в федеральную собственность части помещений в здании пожарного депо (551,4 кв.м.) Площадь зданий и помещений в зданиях оставшаяся у ответчика составит: 2 527,80 – 551,40 = 1 976,40 кв.м. или 44,42 % в общей площади всех зданий на участке.
С 01.03.2009 по 05.03.2009: (78 662,42 руб. /31 день х 5 дней х 56,81 %) + (78 662,42 руб./30 дней х 26 дней х 44,42 %) = 7 207,76 руб. + 29 306,07 руб. = 36 513,83 руб. за март 2009 года.
6. С 01.04.2009 по 31.07.2009: 78 662,42 руб. х 44,42 % = 34 941,85 руб. в месяц.
7. В августе 2009 года: с 04.08.2009 действует Постановление Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009.
С 01.08.2009 по 03.08.2009: 78 662,42 руб./31 день х 3 дня х 44,42 % = 3 381, 47 руб.
С 04.08.2009 по 31.08.2009: 68 111 669,02 руб. (кадастровая стоимость) х 2 %/12 месяцев/ 31 день х 28 дней х 44,42 % = 45 545,47 руб.
Итого: 3 381,46 руб. + 45 545,47 руб. = 48 926,94 руб. в августе 2009 года.
8. С 01.09.2009 по 31.07.2011: 68 111 669,02 руб. (кадастровая стоимость) х 2 % / 12 месяцев х 44,42 % = 50 425, 35 руб. в месяц.
Ответчик представил в материалы дела для сравнения контррасчет взыскиваемой суммы исходя из вышеуказанных размеров арендной платы.
Согласно данному расчету за период с 22.06.2006 по 31.07.2011 общий размер начисленной арендной платы составит 4 300 354,84 руб.
Общая сумма платежей ответчика по договору аренды до подачи иска составит 4 124 688,27 руб. Данная сумма платежей является одинаковой у обеих сторон, разногласий по сумме произведенных ответчиком платежей в счет уплаты арендной платы у сторон не имеется.
На дату подачи иска размер долга составлял: 4 300 354,84 руб. – 4 124 688,27 руб. = 175 666,57 руб.
Платежным поручением № 1829 от 07.10.2011 истец оплатил в счет арендной платы по договору № 823 от 20.02.2002 сумму в размере 276 358,06 руб.
Согласно отзыву ответчика по иску от 09.12.2011 № 38/2721, подписанному генеральным директором ОАО «ХМЗ», данный платеж распределяется следующим образом: 175 666,57 руб. на уплату долга по состоянию на 01.08.2011, 50 425,35 руб. за август 2011 года и 50 266,114 руб. за сентябрь 2011 года.
Таким образом, в удовлетворении требовании о взыскании долга в сумме 2 804 597,51 руб. следует отказать (из них на сумму 2 6228 930,94 руб. в связи с их необоснованностью, на сумму 175 666, 57 руб. в связи с оплатой долга после подачи иска).
За просрочку уплаты долга истец начислил проценты по статье 395 ГК Российской Федерации за период с 11.11.2009 по 31.07.2011 в сумме 184 833,95 руб.
Суд полагает правомерным предъявление процентов начиная с 11.04.2011 по 31.07.2011, поскольку задолженность ответчика начала формироваться с апреля 2011 года (согласно представленного контррасчета), с учетом пропорционального исчисления размера арендной платы на площадь зданий и без учета коэффициента индексации и индексов-дефляторов.
Расчет процентов следующий:
- с 11.04.2011 по 10.05.2011 - 24 390,53 руб. х 8,25 % /360 дней х 30 дней = 167,68 руб.
- с 11.05.2011 по 10.06.2011 - 74 815,88 руб. х 8,25 %/360 дней х 31 день = 531,50 руб.
- с 11.06.2011 по 10.07.2011 - 125 241,22 руб. х 8,25 %/360 дней х 30 дней = 861,03 руб.
- с 11.07.2011 по 31.07.2011 - 175 666,57 руб. х 8,25 %/360 дней х 21 день = 845,39 руб.
Всего 2 405,60 руб.
Данная сумма процентов подлежит взысканию с ответчика в пользу истца на основании статьи 395 ГК Российской Федерации.
Представленный истцом для сравнения расчет арендной платы на сумму 388 264,34 руб. и процентов на сумму 10 144,89 руб. составленный исходя по площади трех земельных участков, образованных в результате раздела участка площадью 19 965,08 кв.м., суд не принимает, поскольку раздел арендованного земельного участка фактически не состоялся, соответствующие изменения в договор аренды № 823 от 20.02.2002 не внесены; отсутствуют доказательства согласования границ данных участков с муниципальным образованием г. Красноярск, которому передано в муниципальную собственность здание общежития.
На основании изложенного, иск подлежит удовлетворению частично в сумме 2 405,60 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" разъяснено, что арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине с учетом того, что требования истца фактически удовлетворены.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «Химико-металлургический завод» в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Красноярском крае 2 405 руб. 60 коп. процентов, в доход федерального бюджета 30 руб. 36 коп. государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Шишкина И.В.