ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-13540/10 от 19.01.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  22 января 2011 года

Дело № А33-13540/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 января 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ахметовой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Федерация экстремальных видов спорта» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Красноярск,

к краевому государственному автономному учреждению «Центр молодежных инициатив «Форум» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Красноярск,

о взыскании 376 734,50 рублей,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, директора на основании решения участников от 10.10.2006 № 1, ФИО2, представителя на основании доверенности от 03.12.2010;

от ответчика: ФИО3, представителя на основании доверенности от 02.12.2010,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлением протокола судебного заседания помощником судьи Болуж Е.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Федерация экстремальных видов спорта» (далее – ООО «Федерация экстремальных видов спорта») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к краевому государственному автономному учреждению «Центр молодежных инициатив «Форум» (КГАУ «Центр молодежных инициатив «Форум») о взыскании 376 734,50 рублей задолженности по государственному контракту на оказание услуг от 07.07.2009 № 12-02/09.

Представители истца в судебном заседании требование поддержали, указали на обязанность ответчика уплатить задолженность за оказанные услуги в соответствии с государственным контрактом от 07.07.2009 № 12-02/09.

Представитель ответчика не признал заявленные требования, представил суду отзыв на исковое заявление и дополнительные доказательства, считает, что у истца отсутствует правовое основание для взыскания задолженности, поскольку государственный контракт от 07.07.2009 № 12-02/09, заключенный с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», является ничтожным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В связи с необходимостью представления сторонами дополнительных доказательств в судебном заседании 13.01.2011 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 19.01.2011.

После перерыва 19.01.2011 судебное разбирательство продолжено в присутствии тех же представителей сторон.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

КГАУ «Центр молодежных инициатив «Форум» является правопреемником краевого государственного бюджетного учреждения «Территория инициативной молодежи «Бирюса» (далее – КГБУ «Территория инициативной молодежи «Бирюса») на основании приказа Агентства по реализации программ общественного развития и молодежных проектов Красноярского края от 30.06.2009 № 21-о/д, распоряжения Правительства Красноярского края от 28.04.2010 № 351-р об изменении наименования и типа юридического лица.

На основании обращения КГБУ «Территория инициативной молодежи «Бирюса» от 09.06.2009 № 12 Агентством государственного заказа Красноярского края размещен запрос котировок цен № 488/09к «На право оказания услуг по проведению спортивного общественно-массового мероприятия, посвященного Дню Молодежи».

В запросе котировок цен № 488/09к определены следующие условия государственного контракта: наименование заказчика – КГБУ «Территория инициативной молодежи «Бирюса»; место оказания услуг – г. Красноярск, о. Отдыха; срок оказания услуг – 27.06.2009; максимальная цена контракта – 380 000 рублей. Срок подачи котировочных заявок определен с 17.06.2009 по 25.06.2009.

К моменту окончания срока, установленного в запросе котировок цен № 488/09к, поступили котировочные заявки от следующих организаций:

1) ООО «Сибпрофторг» (<...>);

2) ООО «Федерация экстремальных видов спорта» (<...>).

Представленные котировочные заявки рассмотрены котировочной комиссией 29.06.2009, что отражено в протоколе № 488/09к. Победителем запроса котировок признано ООО «Федерация экстремальных видов спорта» с суммой контракта 376 734,50 рублей.

По результатам проведения запроса котировок между заказчиком (КГБУ «Территория инициативной молодежи «Бирюса») и исполнителем (ООО «Федерация экстремальных видов спорта») 07.07.2009 заключен государственный контракт № 12-02/09, условиями которого предусмотрено оказание исполнителем услуг по проведению спортивного общественно-массового мероприятия, посвященного Дню Молодежи, в соответствии со спецификацией к государственному контракту и техническим заданием, стоимость услуг определена в сумме 376 734,50 рублей. Пунктом 4.2 государственного контракта установлен срок оказания услуг – 27.06.2009.

07.07.2009 сторонами подписан акт на выполнение работ-услуг № 00000007 об оказании исполнителем и принятии заказчиком услуг по проведению спортивного общественно-массового мероприятия, посвященного Дню Молодежи, на основании государственного контракта от 07.07.2009 № 12-02/09. Стоимость оказанных услуг составила 376 734,50 рублей.

Пунктом 5.3 государственного контракта от 07.07.2009 № 12-02/09 предусмотрена обязанность заказчика произвести оплату по контракту в течение 10 банковских дней с момента подписания акта сдачи-приемки выполненных услуг и предоставления первичных документов.

В связи с неоплатой заказчиком стоимости оказанных услуг в установленный срок ООО «Федерация экстремальных видов спорта» направило ему претензию, полученную представителем заказчика 24.07.2009, с требованием оплатить задолженность.

В ответе на претензию (письмо от 07.10.2010 № 569) КГАУ «Центр молодежных инициатив «Форум» указало, что не имеет возможности произвести оплату стоимости оказанных услуг в связи с нарушениями, допущенными при заключении государственного контракта от 07.07.2009 № 12-02/09, и ничтожностью сделки.

Неисполнение КГАУ «Центр молодежных инициатив «Форум» обязательств по оплате стоимости оказанных услуг в сумме 376 734, 50 рублей явилось основанием для обращения ООО «Федерация экстремальных видов спорта» в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и сделок, предусмотренных законом.

Как следует из материалов дела, между КГБУ «Территория инициативной молодежи «Бирюса» и ООО «Федерация экстремальных видов спорта» 07.07.2009 заключен государственный контракт № 12-02/09, невыполнение условий которого явилось основанием для обращения истца с заявлением о принудительном взыскании задолженности за оказанные услуги.

Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Общественные отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.05.2010 № 78-ФЗ) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ).

Данным федеральным законом установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно статье 5 Федерального закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 данного закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрено, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона.

В силу части 4 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.

Статьей 10 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрены следующие способы размещения заказа:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Глава 4 Федерального закона № 94-ФЗ регулирует порядок размещения заказов путем запроса котировок.

На основании части 1 статьи 42 Федерального закона № 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Частью 1 статьи 45 Федерального закона № 94-ФЗ на заказчиков, уполномоченных органов возложена обязанность разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа (часть 2 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, обо всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий.

Частью 7.1 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ определено, что государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.

Как следует из материалов дела, заказ № 488/09к «На право оказания услуг по проведению спортивного общественно-массового мероприятия, посвященного Дню Молодежи» был размещен 16.06.2009 путем запроса котировок цен.

В извещении о проведении запроса котировок установлен срок для подачи котировочных заявок с 17.06.2009 по 25.06.2009. В указанный срок котировочные заявки поступили от двух участников размещения заказа: ООО «Сибпрофторг» и ООО «Федерация экстремальных видов спорта».

Согласно протоколу котировочной комиссии от 29.06.2009 № 488/09к победителем запроса котировок признано ООО «Федерация экстремальных видов спорта» с суммой контракта 376 734,50 рублей.

07.07.2009 между заказчиком (КГБУ «Территория инициативной молодежи «Бирюса») и исполнителем (ООО «Федерация экстремальных видов спорта») заключен государственный контракт № 12-02/09, условиями которого предусмотрено оказание исполнителем услуг по проведению спортивного общественно-массового мероприятия, посвященного Дню Молодежи, в соответствии со спецификацией к государственному контракту и техническим заданием, стоимость услуг определена в сумме 376 734,50 рублей, срок оказания услуг установлен 27.06.2009.

Из представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих указанные выше обстоятельства, следует, что стороны заключили государственный контракт № 12-02/09 от 07.07.2009 в нарушение требований главы 4 Федерального закона № 94-ФЗ, не предусматривающей возможность заключения государственного контракта на услуги, оказанные до даты проведения заседания котировочной комиссии и оценки представленных котировочных заявок.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, недействительна (ничтожна). В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, требование истца о взыскании задолженности на основании государственного контракта от 07.07.2009 № 12-02/09, являющегося ничтожной сделкой, не может быть признано обоснованным.

Вместе с тем представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт оказания ООО «Федерация экстремальных видов спорта» 27.06.2009 услуг, указанных в запросе котировок № 488/09к «На право оказания услуг по проведению спортивного общественно-массового мероприятия, посвященного Дню Молодежи» от 16.06.2009 в пределах цены услуги, указанной в запросе котировок.

Истец в ходе рассмотрения дела пояснил, что услуга им была оказана до заключения государственного контракта в день, указанный заказчиком в извещении о проведении запроса котировок № 488/09к «На право оказания услуг по проведению спортивного общественно-массового мероприятия, посвященного Дню Молодежи» по устной договоренности с руководителем ответчика. Оценка котировочных заявок и заключение государственного контракта было произведено после оказания им услуг по факту оказанных услуг.

Ответчик в судебном заседании подтвердил обстоятельства, связанные с оказанием истцом 27.06.2009 услуг по проведению спортивного общественно-массового мероприятия, посвященного Дню Молодежи, указал на то, что никто другой спорные услуги не оказывал. Однако ответчик полагает, что у него не возникла обязанность по оплате оказанных услуг, посокольку у истца отсутствует правовое основание для требования о взыскании стоимости оказанных услуг именно по государственному контракту от 07.07.2009 № 12-02/09, заключенному с нарушением требований Федерального закона № 94-ФЗ и являющемуся ничтожным.

Арбитражный суд полагает необоснованным указанный довод ответчика в связи со следующим.

Недействительность государственного контракта от 07.07.2009 № 12-02/09 не является безусловным основанием для отказа от отплаты оказанных истцом услуг. В данном случае возврат оказанных истцом услуг и использованных им при этом товаров в порядке реституции по ничтожной сделке невозможен. Подписание ответчиком акта на выполнение работ-услуг от 07.07.2009 № 00000007 свидетельствует о потребительской ценности для него этих услуг и желании ими воспользоваться, подписание после фактического оказания услуг государственного контракта от 07.07.2009 № 12-02/09 подтверждает волеизъявление ответчика, направленное на правовое оформление сложившихся между сторонами отношений (аналогичная правовая позиция изложена в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

При рассмотрении требования истца арбитражный суд в целях защиты и восстановления нарушенных прав вправе применить надлежащие нормы материального права и разрешить спор с учетом существа материально-правового притязания (статья 6, часть 3 статьи 9, статья 13, часть 2 статьи 65, часть 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В соответствии с требованиями части 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные 60 главой «Неосновательное обогащение», применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Неосновательное обогащение имеет место независимо от действий сопричастных к нему лиц и их воли. Важен объективный результат: наличие неосновательного приобретения (сбережения) имущества без должного правового основания.

В силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается и ответчиком не отрицается оказание истцом услуг по проведению спортивного общественно-массового мероприятия, посвященного Дню Молодежи 27.06.2009, суд считает неосновательным обогащением (сбережением) ответчиком неуплаченной истцу стоимости оказанных услуг в сумме 376 734,50 рублей.

С учетом установленных обстоятельств, исковое требование истца подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего искового заявления составляет 10 534,69 рублей. При обращении в суд данная государственная пошлина уплачена истцом платежным поручением от 12.11.2010 № 179.

В связи с удовлетворением исковых требований в полном объеме судебные расходы, понесенные истцом на оплату государственной пошлины в сумме 10 534,69 рублей, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 171, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Федерация экстремальных видов спорта», г. Красноярск, удовлетворить.

Взыскать с краевого государственного автономного учреждения «Центр молодежных инициатив «Форум», г. Красноярск (ИНН <***>, ОГРН <***>), в пользу общества с ограниченной ответственностью «Федерация экстремальных видов спорта», г. Красноярск (ИНН <***>, ОГРН <***>), 376 734 рубля 50 копеек неосновательного обогащения и 10 534 рубля 69 копеек расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

С.В. Ахметова