АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
03 ноября 2011 года
Дело № А33-13711/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 03 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
о признании недействительными решения от 05.07.2011 № 034-10-11, предписаний от 05.07.2011 № 034-10-11(1), № 034-10-11(2),
третье лицо – ООО ИК «СТРОИНРОС»,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 16.02.2011;
ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 11.01.2011;
третьего лица: ФИО3 на основании доверенности от 28.03.2011,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сницкой К.Э.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (далее: заявитель, ООО «КрасКом») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее: ответчик, УФАС) о признании недействительными решения от 05.07.2011 № 034-10-11, предписаний от 05.07.2011 № 034-10-11(1), № 034-10-11(2).
Заявление принято к производству. Определением от 26.08.2011 возбуждено производство по делу, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО ИК «СТРОИНРОС».
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию ответчика.
В соответствии со статьей 163 ПАПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 17 часов 00 минут 20.10.2011 до 10 часов 00 минут 27.10.2011.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
09.11.2010 в адрес УФАС поступило заявление третьего лица о признании нарушающими антимонопольное законодательство действий ООО «КрасКом», выразившихся в навязывании невыгодных условий договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения ООО «КрасКом» объекта капитального строительства, расположенного по ул. Белинского, 8, в частности, условия о внесении платы за подключение в размере 12 492 978,60 рублей при отсутствии необходимости в создании (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.
Приказом УФАС от 09.02.2011 № 64 в отношении ООО «КрасКом» возбуждено дело № 034-10-11 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Решением от 05.07.2011 № 034-10-11 ООО «КрасКом» признано нарушившим часть 1 статьи 10, а также пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Предписанием от 05.07.2011 № 034-10-11(1) на ООО «КрасКом» возложена обязанность по совершению действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, а именно, в срок до 15.08.2011:
- рассмотреть обращения ООО ИК «СТРОИНРОС» исх. №24-07 от 26.07.2010 о выдаче справки о выполнении технических условий №000005 от 18.08.2005, исх. №01-11К от 01.11.2010, №39-11К от 30.11.2010, №18-12К от 13.12.2010 о продлении технических условий №000005 от 18.08.2005 для осуществления ввода в эксплуатацию торгово-развлекательного комплекса, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Белинского, в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- отозвать технические условия на водоснабжение и канализование №ТУ-04205 от 03.12.2010 (взамен ранее выданных технических условий №000005 от 18.08.2005).
Предписанием от 05.07.2011 № 034-10-11(2) на ООО «КрасКом» также возложена обязанность по совершению действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, а именно, в срок до 15.08.2011:
- отозвать письмо ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» в адрес ООО ИК «СТРОИНРОС» исх. №КУО-1747 от 27.07.2010;
- рассмотреть обращение ООО ИК «СТРОИНРОС» (вх. №72 от 16.12.2008) о заключении договора о подключении строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения в соответствии с нормами действующего законодательства.
ООО «КрасКом» оспорило указанные решение и предписания УФАС в Арбитражный суд Красноярского края.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135 -ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
На основании вышеизложенного, оспариваемые решение и предписания вынесены УФАС в пределах предоставленных полномочий.
Из материалов дела следует, заявителем не оспаривается, что ООО «КрасКом» занимает доминирующее положение на рынках оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с долей более 50 % в географических границах г. Красноярска (за исключением территории промышленной площадки ФГУП ПО КХК «Енисей» (660004, <...> I), промышленной площадки ФГУП «Красмаш» (6600123, <...> рабочий, 29), территории ЗАО «Красный Яр-Шина» (660013, <...>), промышленной площадки ЗАО «Сибтяжмаш» (660070, <...>), ЗАО «Сибэлектросталь» (660070, <...>)).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Из материалов дела следует, что ООО ИК «СТРОИНРОС» является застройщиком торгово-развлекательного комплекса с инженерным обеспечением, расположенного по адресу: <...>.
08.08.2005 ООО ИК «СТРОИНРОС» обратилось в ООО «КрасКом» с просьбой подтвердить технические условия по водоснабжению и канализированию указанного объекта.
18.08.2005 ООО «КрасКом» выданы технические условия № 000005 на водоснабжение и канализование торгово-развлекательного комплекса, проектируемого по ул. Белинского. В соответствии с указанными техническими условиями ООО ИК «СТРОИНРОС» надлежало:
1. Переложить участок водопровода ООО «КрасКом» d-200 мм, с увеличением на 300 мм. Участок перекладываемого водопровода принять от существующей камеры на врезке в водопровод d-500 мм. В районе здания по адресу ул. Дубровинского, 4А до существующей камеры в районе общежития по ул. Белинского, 11. Выполнить капитальный ремонт камер на врезках с установкой запорной арматуры. Выполнить все переврезки в построенный водопровод.
2. Водоснабжение проектируемого комплекса осуществить двумя врезками от переложенного водопровода с устройством в местах врезок смотровых колодцев и установкой запорной арматуры.
3. Гарантированный свободный напор в точке присоединения составит 4,2-4,4 атм.
4. Канализование осуществить в подводящий канализационный коллектор, обслуживаемый ООО «КрасКом» d-700 мм, идущий к КНС №31 «Краевая», с врезкой в существующий смотровой колодец, характеристику которого определить путем проведения изыскательских работ проектной организацией.
5. Восстановить аварийный участок напорной канализации d-500 мм., идущий от КНС №31 «Краевая», протяженностью 500 мм.
6. Вынести напорные линии канализационного коллектора ООО «КрасКом» 2d-900 мм., попадающие под строительную площадку. Трубы принять стальные d-1020 мм., с толщиной стенки не менее 14 мм. Вынос осуществить согласно прилагаемой схеме в точках А-Б-В-Д:
- при строительстве I очереди выполнить вынос по схеме в т. А-Б-В-Г;
- при строительстве II очереди выполнить вынос совместно со смежным застройщиком ООО «ТД «Ваш выбор» в границах земельных участков в т. В-Д.
7. Проект сетей выполнить организацией, имеющей лицензию на данный вид работ.
8. Проект согласовать в ООО «КрасКом».
9. При производстве работ по устройству сетей водопровода и канализации вызвать представителей ПУ «Водоканал» ООО «КрасКом» для составления актов скрытых работ согласно СНиП 3.05.04-85*.
10. Врезки согласовать с ПУ «Водоканал» ООО «КрасКом».
11.Согласовать технические характеристики, место размещения и проект узла учета расхода питьевой воды в службе сбыта ООО «КрасКом». Установить прибор учета расхода питьевой воды.
12.Сдать исполнительную документацию по перекладке сетей водопровода и канализации в технический отдел ООО «КрасКом».
13. После выполнения требований технических условий, оформить акт раздела границ обслуживания сетей водопровода и канализации в ООО «КрасКом».
14. Срок действия технических условий - 1 год (то есть до 18.08.2006).
27.04.2006 между ООО «КрасКом» и ООО ИК «СТРОИНРОС» заключен договор №11/06936 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Письмом ООО «КрасКом» (исх. №УТР-2/824 от 14.08.2006) действие технических условий № 000005 от 18.08.2005 продлены на 1 год, то есть до 18.08.2007.
Письмом ООО «КрасКом» (исх. №3478 от 07.08.2007) действие технических условий № 000005 от 18.08.2005 продлены еще на 1 год, то есть до 18.08.2008. Кроме того, застройщику сообщалось о необходимости заключить с ООО «КрасКом» договор на подключение объекта к системе коммунальной инфраструктуры.
Письмом ООО «КрасКом» (исх. №4014 от 07.08.2008) действие технических условий № 000005 от 18.08.2005 продлены на 2 года, то есть до 18.08.2010, с изменениями. Данным письмом ООО ИК «СТРОИНРОС» было сообщено, что:
- пункт № 5 технических условий необходимо читать в редакции: выполнить санирование напорной канализации 2d-500 мм. на участке от т. А до т. Б., выполнить вынос сетей канализации на участке в т. Б-В-Г-Д;
- пункт № 6 читать в редакции: вынести напорные линии канализационного коллектора ООО «КрасКом» 2d-900 мм., попадающие под строительную площадку согласно прилагаемой схеме в т. В-Д, трубы принять стальные d-1020 мм., с толщиной стенки не менее 14 мм., при этом глубина заложения должна быть 2 м. до верха трубы;
- пункты № 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 технических условий №000005 от 18.08.2005 подтверждаются в полном объеме и вносится дополнение: заключить договор с ООО «КрасКом» в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004.
Кроме того, ООО «КрасКом» направлен в адрес третьего лица договор от 19.12.2008 № 598-08 о подключении строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 3.1. договора № 598-08 установлена плата за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, которая определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства. Расчет платы за подключение приведен в Приложении №1 к договору.
Согласно Приложению №1 к рассматриваемому договору итоговая плата за подключение третьего лица к инженерным сетям (с учетом НДС 18%) составила 12 492 978,60 руб.
Указанный договор со стороны ООО ИК «СТРОИНРОС» не подписан.
26.07.2010 ООО ИК «СТРОИНРОС» обратилось в адрес ООО «КрасКом» с письмом (исх. №24-07), содержащим уведомление о том, что ООО «ИК «СТРОИНРОС» планирует в конце III квартала 2010 года сдать расположенный по адресу: г. Красноярск, р-н Советский, ул. Белинского торгово-развлекательный центр «Огни»; также указанным письмом третье лицо просило продлить ранее выданные технические условия или выдать новые технические условия для проектирования водопроводно-канализационных сетей сооружений.
ООО «КрасКом» письмом исх. № КУО-1747 от 27.07.2010 сообщил, что вопрос о выдаче технических условий будет рассмотрен после подписания ООО ИК «СТРОИНРОС» и возвращения в адрес ООО «КрасКом» договора о подключении строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения от 19.12.2008 №598-08 и внесения платы за подключение в сумме 12 492 978,60 руб.
01.11.2010 письмом (исх. №01-11К) сослался на неправомерность вышеуказанного требования, повторно просил продлить ТУ №000005 от 18.08.2005 для проектирования водопроводно-канализационных сетей и сооружений торгово-развлекательного комплекса по ул. Белинского.
Письмом № КУО-4078 от 11.11.2010 ООО «КрасКом» сообщило ООО ИК «СТРОИНРОС», что в связи с окончанием срока действия ранее выданных технических условий, заявителю необходимо подать заявку на получение новых технических условий, предоставив соответствующие документы.
Письмом исх. №39-11к от 30.11.2010 ООО ИК «СТРОИНРОС» в адрес заявителя направлены запрошенные документы. При этом заявитель обратил внимание ООО «КрасКом» на то, что действующие технические условия необходимы застройщику для ввода в эксплуатацию торгово-развлекательного комплекса, а также на тот факт, что ООО ИК «СТРОИНРОС» рассматривает действия ООО «КрасКом» как навязывание условий договора на технологическое присоединение объекта о распределении прав и обязанностей между исполнителем и заказчиком и о цене договора.
03.12.2010 ООО «КрасКом» выданы ООО ИК «СТРОИНРОС» технические условия на водоснабжение и канализование № ТУ-04205 (взамен ранее выданных технических условий №000005 от 18.08.2005). В соответствии с этими техническими условиями водоснабжение (в объеме 1139 м3/сут. возможно осуществить двумя врезками от водопровода d-200 мм, обслуживаемого ООО «КрасКом», идущего вдоль ул. Белинского, с устройством новой смотровой камеры на врезке; гарантированный свободный напор в точке присоединения составит 4,2-4,4 атм.; канализование (в объеме 1113 м/сут) возможно осуществить в подводящий канализационный коллектор d-700 мм, обслуживаемый ООО «КрасКом», идущий к КНС №31 «Краевая», с врезкой в существующем смотровом колодце, в районе здания по адресу ул. П. Железняка, 3 «г»; информация о тарифе на подключение на момент получения технических условий: к системе водоснабжения - 2 670 рублей за 1 куб. м. в сутки без НДС, к системе водоотведения - 6 780 рублей за 1 куб. м. в сутки без НДС; срок действия условий 2 года; для разработки проектной документации и проведения строительно-монтажных работ заявитель в течение срока действия технических условий должен обратиться в ООО «КрасКом» за получением технических условий на присоединение (условий подключения) в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83.
Письмом от 13.12.2010 исх. № 18-12к ООО ИК «СТРОИНРОС» выразило свое несогласие с содержанием технических условий № ТУ-04205 от 03.12.2010, указав на противоречие этих технических условий ранее выданным и исполненным ООО ИК «СТРОИНРОС» техническим условиям № 000005 от 18.08.2005.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий (часть 7).
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка (часть 8).
Из приведенных норм следует, что по заявлению правообладателя земельного участка, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана выдать технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий. Названная организация обязана предоставить также информацию о плате за подключение.
При этом максимальный срок действия технических условий не ограничен, запрета на продление данного срока Градостроительный кодекс Российской Федерации не устанавливает.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что на дату выдачи технических условий № 000005 (18.08.2005) названные порядки утверждены не были, применялся Раздел III Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 «Присоединение объектов к системам коммунального водоснабжения и канализации».
Согласно пункту 19 приведенных Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов (далее именуются - присоединяемые объекты) к системам водоснабжения и канализации, а также при выполнении водоохранных мероприятий абонент (заказчик) должен получить, в том числе:
технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации (далее именуются - технические условия), выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, на основании которых абонент (заказчик) разрабатывает проектную документацию в соответствии с нормативно-техническими документами.
Пунктом 22 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации предусмотрено, что в технических условиях должны быть указаны срок их действия, место присоединения к системам водоснабжения и (или) канализации (адрес, номер колодца или камеры), специальные технические требования к устройствам и сооружениям для присоединения.
В силу пункта 24 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации технические условия действительны в течение всего периода проектирования и строительства объекта, но до начала проектирования срок их действия не должен превышать 3 лет.
Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83.
Учитывая общеправовые правила действия законодательства во времени, арбитражный суд полагает, что данные Правила не распространяются на вышеуказанные отношения между ООО «КрасКом» и ООО ИК «СТРОИНРОС», поскольку технические условия на подключение были выданы ООО ИК «СТРОИНРОС» до принятия Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83.
ООО «КрасКом» не заявило доводов, не представило доказательств, подтверждающих, что с даты выдачи технических условий № 000005 (18.08.2005) до начала проектирования объекта прошло более 3 лет.
Следовательно, первоначальные технические условия № 000005 от 18.08.2005 действительны в течение всего периода проектирования и строительства объекта.
Более того, в силу действующих с 2006 года Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения:
- организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 9);
- Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:
данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).
Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (пункт 11).
Арбитражным судом установлено, что Инвестиционная программа ООО «КрасКом» по развитию объектов, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения города Красноярска, на 2007-2012 годы, утверждена Постановлением Красноярского городского Совета депутатов № В-85П от 11.05.2007, то есть, после выдачи ООО «КрасКом» технических условий № 000005.
При этом антимонопольным органом, а также арбитражным судом при рассмотрении дела установлено, что в соответствии с техническими условиями № 000005 ООО ИК «СТРОИНРОС» выполнены работы по строительству сетей (перекладка труб, в том числе большего диаметра, обустройство канализационных колодцев) на сумму около 20 000 000 руб. (что отражено в решении УФАС, подтверждено справкой ООО ИК «СТРОИНРОС» от 25.10.2011, заявителем не опровергнуто).
Представленные в материалы дела акты приемки трубопровода (за периоды с 01.09.2007 по 11.10.2007, с 25.09.2007 по 26.05.2008) подтверждают передачу выполненных работ в соответствии с требованиями технических условий.
Данные обстоятельства ООО «КрасКом» не оспариваются, свидетельствуют, в том числе о признании заявителем действительности и адекватности технических условий № 000005 после принятия вышеуказанной Инвестиционной программы (при приемке работ в 2008 году).
Доводов и доказательств, подтверждающих невыполнение ООО ИК «СТРОИНРОС» технических условий № 000005 заявителем не представлено.
Ссылка заявителя на выдачу в 2010 году ООО ИК «СТРОИНРОС» новых технических условий арбитражным судом не принимается, поскольку:
- представленная в материалы дела переписка подтверждает, что требование об обращении за новыми ТУ выставлено самим заявителем;
- незаконное требование о внесении платы за присоединение выставлено ООО «КрасКом» еще в 2008 году (путем направления договора);
- представленный в материалы дела Расчет прироста энергетических нагрузок по объектам жилищного и культурно-бытового строительства в г. Красноярске на 2006-2010 гг. с перспективой до 2015 года подтверждает, что еще до истечения первоначального срока действия технических условий № 000005, ООО «КрасКом» возложив на ООО ИК «СТРОИНРОС» обязанность по выполнению значительного объема работ, предполагало ввод объекта третьего лица в период 2010-2014 годов.
Ссылка заявителя на неправомерность выводов УФАС о первоначальном резервировании нагрузки за третьим лицом является необоснованным, поскольку данная терминология использовалась ООО «КрасКом» в переписке с ответчиком, при даче пояснений в УФАС, при этом факт изменения технических возможностей подключения в связи с обращением в период с 2005 по 2011 годы более четырех тысяч заявителей (4314 обращений) ООО «КрасКом» не оспаривается.
Таким образом, арбитражный суд полагает, что действия ООО «КрасКом» выразившихся:
- в перераспределении зарезервированной за ООО ИК «СТРОИНРОС» нагрузки посредством выдачи технических условий иным лицам, осуществления ООО ИК «СТРОИНРОС» фактических мероприятий по исполнению требований выданных технических условий до окончания срока;
- в выдаче взамен техническим условиям №000005 от 18.08.2005 технических условий №ТУ-04205 от 03.12.2010, содержащих условия, выполнение заявителем которых невозможно, в связи с фактическим исполнением ООО ИК «СТРОИНРОС» технических условий № 000005 от 18.08.2005 (в части осуществление водоснабжения двумя врезками от водопровода d-200 мм, который на момент выдачи технических условий №ТУ-04205 от 03.12.2010 заменен на водопровод большего диаметра), а также условия о необходимости получения технических условий на присоединение (подключение) для разработки проектной документации и проведении строительно-монтажных работ в условиях наличия разработанной проектной документации и фактического выполнения ООО ИК «СТРОИНРОС» своими силами строительно-монтажных работ во исполнение технических условий № 000005 от 18.08.2005;
- в навязывании ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» ООО ИК «СТРОИНРОС» противоречащего действующему законодательству условия договора №598-08 о подключении строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения от 19.12.2008 об оплате последним стоимости подключения к инженерным сетям в размере 12 492 978,60 руб., как необходимого условия для дальнейшего продления технических условий (условий на подключение),
не соответствуют положениям части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Таким образом, решение УФАС от 05.07.2011 № 034-10-11 соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
При вышеизложенных обстоятельствах, оспариваемые предписания от 05.07.2011 № 034-10-11(1), № 034-10-11(2) вынесены УФАС в соответствии с законом, не нарушают прав и законных интересов ООО «КрасКом».
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительными решения от 05.07.2011 № 034-10-11, предписаний от 05.07.2011 № 034-10-11(1), № 034-10-11(2), как не противоречащих Федеральному закону «О защите конкуренции».
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Е.М.Шайхутдинов